ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-8357/20 от 02.03.2021 Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

10 марта 2021 года

г. Вологда

Дело № А05-8357/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2021 года.

В полном объёме постановление изготовлено 10 марта 2021 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Докшиной А.Ю. и Селивановой Ю.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Люсковой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 30 ноября 2020 года по делу № А05-8357/2020,

у с т а н о в и л:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 107174, Москва, улица Новая Басманная, дом 2; далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 163000, <...>; далее – министерство) о признании недействительным требования о возврате средств субсидии от 26.05.2020 № 203/06-06/3487 в части возврата средств субсидии в размере 661 286 руб. 15 коп.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 30 ноября 2020 года заявленные требования удовлетворены, требование о возврате средств субсидии от 26.05.2020 № 203/06-06/3487 в оспариваемой части признано недействительным, на управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества, с министерства в пользу общества взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.

Министерство с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает, что предоставление документов после окончания проверки нормативно не предусмотрено, поэтому такие документы не могут служить доказательством неправомерности вынесенного министерством требования.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как усматривается в материалах дела, на основании распоряжений от 02.03.2020 № 79-р и от 21.04.2020 № 164-р министерством в период с 06.04.2020 по 15.05.2020 проведена проверка соблюдения обществом условий, целей и порядка предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения за 2018 и 2019 годы, по результатам проверки составлен акт от 15.05.2020 № 203/06-06/40,

В акте зафиксировано выявленное министерством завышение в расчетах объемов отпуска тепловой энергии в 2018-2019 годах на 424,477 Гкал, необоснованное получение в связи с этим полученных обществом средств субсидии в сумме 720 492 руб. 88 коп.

В связи с выявленными нарушениями министерство направило обществу требование от 26.05.2020 № 203/06-06/3487 о возврате в областной бюджет необоснованно полученной субсидии в сумме 720 492 руб. 88 коп.

Не согласившись с требованием министерства в части 661 286 руб. 15 коп., общество обратилось в арбитражный суд.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.

Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.

В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российский Федерации (далее – БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

В силу пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются, в том числе, из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Пунктом 3.1 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Предоставление обществу средств субсидии производилось на основании Порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 15.10.2013 № 487-пп (далее – Порядок)

Целью предоставления субсидий является возмещение теплоснабжающим организациям недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения (пункт 4.1 Порядка).

Как установлено пунктами 5, 11 Порядка предоставления субсидий, министерство заключает с теплоснабжающими организациями договоры на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения, которые, в том числе, должны предусматривать порядок определения объема тепловой энергии, поставленной теплоснабжающей организацией населению и потребителям, приравненным к населению.

На основании пункта 25 Порядка предоставления субсидий в случае выявления министерством нарушения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления, а также условий договора средства субсидии подлежат возврату в областной бюджет в течение 10 календарных дней со дня предъявления министерством соответствующего требования.

Порядком осуществления финансового контроля исполнительными органами государственной власти Архангельской области, утвержденным постановлением правительства Архангельской области от 18.02.2014 № 58-пп (Порядок № 58-пп), установлены правила осуществления проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий и бюджетных инвестиций из областного бюджета их получателями в соответствии со статьей 78, пунктами 2 – 4 статьи 78.1, статьей 78.2 БК РФ.

Оспариваемое обществом требование вынесено министерством в пределах полномочий, по форме и содержанию соответствует требованиям нормативных правовых актов.

Обществом и министерством заключен договор от 07.03.2019 № 95-Т о предоставлении вышеназванной субсидии в 2019 году, в пункте 3.2.2 которого согласован объем тепловой энергии, запланированный к отпуску обществом в 2019 году населению и потребителям, приравненным к населению.

Согласно пункту 14 Порядка предоставления субсидий, пунктами 3.2, 3.3 договора на 2019 год для расчета размера субсидии принимаются следующие базовые величины:

а) установленные постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области получателя субсидии:

льготный тариф на тепловую энергию (без НДС);

экономически обоснованный тариф на тепловую энергию (без НДС);

б) объем тепловой энергии, поставленный получателем субсидии населению и потребителям, приравненным к населению, в точках учета тепловой энергии на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения), определенный по показаниям приборов учета тепловой энергии и (или) в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», определенный расчетным путем по нормативам потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в порядке, установленном в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», с учетом продолжительности отопительного периода, принятой при расчете нормативов.

Объем тепловой энергии, поставленный населению и потребителям, приравненным к населению, подтверждается данными бухгалтерского учета за отчетный период.

Размер субсидии для получателя субсидии рассчитывается по формуле:

СТ = Vнас x (Т - Тнас), где:

СТ - размер субсидии получателя субсидии, рублей;

Vнас - объем тепловой энергии, поставленный получателем субсидии населению и потребителям, приравненным к населению, в точках учета тепловой энергии на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения), определенный по показаниям приборов учета тепловой энергии и (или) в случаях, допускаемых Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», определенный в установленном порядке расчетным путем по нормативам потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, с учетом продолжительности отопительного периода, принятой при расчете нормативов потребления коммунальных услуг, Гкал;

Т - экономически обоснованный тариф на тепловую энергию (без НДС), рублей/Гкал;

Тнас - льготный тариф на тепловую энергию (без НДС), рублей/Гкал.

Согласно расчетам, представленным обществом, объем отпуска тепловой энергии населению за 2019 год составил 10 670,486 Гкал, потребность в средствах субсидии из областного бюджета – 16 427 596 руб. 30 коп.

По муниципальному образованию «Няндомское» (далее – МО «Няндомское») муниципального образования «Няндомский муниципальный район» министерство в ходе анализа представленных обществом в ходе проверки документов установило, что расхождения между предъявленными в расчетах общества и представленными на проверку документами по МО «Няндомское» за 2019 год составили 328,999 Гкал (6761,363 Гкал – 6378,364 Гкал) на сумму 661 286,15 руб. (10 923 511,53 руб. – 10 262 225,38 руб.).

Согласно акту проверки заявленный обществом объем тепловой энергии не подтвержден платежными документами, первичными учетными документами и данными бухгалтерского учета.

Вместе с тем в соответствии с положениями пункта 46 Порядка № 58-пп обществом министерству представлены возражения на акт проверки, в которых общество заявляло об устранении допущенных ранее технических ошибок в программе 1С, которые своевременно выявить и устранить не представилось возможным в связи с нахождением большого количества работников на удаленной работе в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Письмом от 01.06.2020 министерство отказало обществу в повторном предоставлении бухгалтерского учета и платежных документов по МО «Няндомское».

В период рассмотрения дела судом первой инстанции министерством произведена проверка представленных обществом в суд документов по МО «Няндомское» за 2019 год, по итогам которой завышения отпуска тепловой энергии не установлено (том 2, лист 25).

Как правильно отметил суд, само по себе то обстоятельство, что на дату вынесения оспариваемого требования министерство не располагало документами, представленными обществом в ходе судебного разбирательства, не опровергает ошибочность вывода министерства о необоснованном получении обществом спорной суммы субсидии.

Судом справедливо учтено, что общество в возражениях на акт проверки информировало министерство о возникшей ошибке при выгрузке документов и просило министерство рассмотреть возможность повторного предоставления пакета первичных учетных документов по МО «Няндомское» за 2019 год.

Суд расценил указанные обществом обстоятельства (нахождение работников, ответственных за подготовку и представление министерству документов, в период проверки на удаленной работе в связи с распространением новой коронавирусной инфекции) как уважительную причину, не позволившую своевременно выявить и устранить ошибки при представлении первичных документов.

Вместе с тем министерство оставило ходатайство общества без удовлетворения по формальным основаниям, сославшись на наличие у заявителя достаточного количества времени для подготовки необходимых для проверки документов, а также на отсутствие процедуры повторного проведения проверки и рассмотрения вновь представленных документов после ее окончания. Фактически полный объем документации заявителя применительно к обоснованности полученной субсидии по МО «Няндомское» министерством до даты выставления оспариваемого требования не исследовался.

Таким образом, требование министерства в части возврата необоснованно полученных средств субсидии за 2019 год в размере 661 286 руб. 15 коп. в связи с подтверждением обществом спорной суммы субсидии не может быть признано соответствующим положениям БК РФ.

Ввиду изложенного суд первой инстанции правомерно заключил об отсутствии оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними. Вместе с тем само по себе несогласие министерства с толкованием судом первой инстанции норм законодательства, подлежащего применению в деле, иная оценка подателем жалобы фактических обстоятельств и материалов дела не является правовым основанием для отмены решения суда по настоящему делу.

Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены состоявшегося судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Архангельской области от 30 ноября 2020 года по делу № А05-8357/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.

Председательствующий

Е.Н. Болдырева

Судьи

А.Ю. Докшина

Ю.В. Селиванова