ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-8695/2021 от 14.12.2021 АС Архангельской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

21 декабря 2021 года

г. Вологда

Дело № А05-8695/2021

Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2021 года .

В полном объеме постановление изготовлено декабря 2021 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Ралько О.Б. и Черединой Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Даниловой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 08 октября 2021 года по делу № А05-8695/2021,

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (адрес: Архангельская область, Каргопольский район; ИНН <***>, ОГРНИП <***>; далее – Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (адрес: 163069, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>; далее – Министерство) о внесении изменений в договор аренды лесного участка  от 09.08.2009 № 727, а именно: изложить в редакции истца пункты договора 1.2, 2.1, 2.2, 2.3, 2.6 и 2.8 Раздела II, а также изложить в редакции истца приложения 2, 3, 4, 5, 6 к договору аренды.

Решением судаот 08.10.2021 иск удовлетворен.

Министерство с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просило его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.

Доводы подателя жалобы сводятся к тому, что оснований для удовлетворения иска не имелось, суд не учел судебную практику, а именно: определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.05.2014                    № 1021-О, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 № 12157/13 по делу № А28-5083/2012, определение Верховного Суда Российской Федерации по делу № 301-ЭС14-448, по делу № 307-ЭС20-17553.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, на основании протокола о результатах лесного аукциона от 27.07.2009 № 2-09/2 и в порядке его приведения в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) 2006 года Департамент лесного комплекса Архангельской области (арендодатель, правопредшественник Министерства) и Предприниматель (арендатор)  заключили договор аренды лесного участка от 06.08.2009 № 727.

Согласно пунктам 1.1–1.3 договора арендодатель принял на себя обязательство предоставить, а арендатор – принять лесной участок общей площадью 5 497 га в кварталах 41, 42, 45, 60, 61, 69, 70, 79, 82-85, 87, 88, 90-96, в Ухотском участковом лесничестве (участок совхоза «Кречетовский») Каргопольского лесничества Архангельской области для заготовки древесины в объемах согласно приложению 3.

В соответствии с пунктами 2.1–2.8 договора годовой размер арендной платы по договору составляет 771 000 руб. в год, в том числе в части минимального размера платы – 453 500 руб., в части превышающего минимальный размер платы – 317 500 руб. Годовой размер арендной платы определен на основании протокола о результатах аукциона от 27.07.2009                             № 2-09/2 исходя из начальной цены аукциона и количества шагов аукциона – коэффициента аукционной надбавки по формуле. Начальная цена предмета аукциона установлена, как произведение минимального размера арендной платы, определенной в соответствии со статьей 73 ЛК РФ и сложившегося, за прошедший отчетный период, коэффициента соотношения средней стоимости  куб.м обезличенной древесины, отпускаемой на корню, и средней стоимости минимального размера арендной платы по лесным участкам, находящимся в ведении арендодателя (коэффициент превышения над минимальным размером арендной платы). Годовой размер арендной платы определяется исходя из установленного ежегодного размера отпуска древесины на лесном участке, переданном в аренду, и не зависит от фактического использования лесных ресурсов. Годовая арендная плата на новый календарный год рассчитывается арендодателем до 31 декабря текущего года в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации ставок платы, пунктами 2.1, 2.2, 2.3 настоящего договора и фиксируется в протоколе согласования размера арендной платы и порядке ее внесения по форме приложения 4, подписываемый обеими сторонами. Арендная плата вносится в следующие сроки: 15 февраля – 15%, 15 марта – 10%, 15 апреля – 10%,                   15 июня – 10%, 15 июля – 10%, 15 сентября – 15%, 15 ноября – 15%,                          15 декабря – 15%. При этом размеры подлежащих внесению платежей определяются в виде процента от суммы арендной платы в год. Арендатор вносит арендную плату в сроки и размеры, определенные в протоколе согласования размера арендной платы, приложение 4 и представляет в течение 1 месяца арендодателю, по месту ведения лицевого счета, документы, подтверждающие произведенную оплату. При изменении ставок платы за единицу объема древесины лесных насаждений, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение календарного года, годовой размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объёма древесины лесных насаждений. Новый размер арендной платы в одностороннем порядке рассчитывается арендодателем и доводится до сведения арендатора не позднее даты внесения очередного платежа после введения ставок. Арендная плата вносится путем перечисления денежных средств по реквизитам, указанным арендодателем. В случае нарушения арендатором исполнения обязательств по внесению арендной платы в сроки и размерах, определенных данным договором, начисляется неустойка-пеня в размере 0,01% от суммы текущего платежа за каждый день просрочки.

В приложении 3 к договору «Цели и объемы использования лесов» определено, что среднегодовой объем использования лесов в порядке заготовки древесины составляет 7,5 тыс. куб.м, также определены объемы заготовки в порядке сплошных рубок и выборочных рубок с распределением по породному составу и по целевому назначению лесов (в защитных и в эксплуатационных).

В силу пункта 7.1 договор заключен на срок по 05.08.2058.

Государственная регистрация договора произведена в установленном порядке 26.08.2009.

На момент заключения договора аренды при описании лесных участков использовались качественные и количественные характеристики лесных участков, составленные по материалам лесоустройства 1989 года.

В связи с реорганизацией Департамента лесного комплекса Архангельской области и по утвержденным материалам лесоустройства 2009 года стороны заключили дополнительное соглашение 03.08.2010 № 1, внесли изменения в пункт 1.2 договора: общая площадь лесного участка составила                     6 433 га, изложили в новой редакции приложения 2, 5. Соглашение зарегистрировано в установленном порядке 18.08.2010.

В связи с постановкой лесных участков на кадастровый учет стороны заключили дополнительные соглашения от 28.07.2014 № 2 и  от 05.11.2014 № 3. Соглашения прошли государственную регистрацию в установленном порядке.

В рамках дела № А05-4738/2020 Министерство обратилось в арбитражный суд с требованием о взыскании с Предпринимателя доначислений арендной платы за 2017, 2018 годы, ссылаясь на ничтожность дополнительных соглашений, изменяющих объем расчетной лесосеки и размер арендной платы, поскольку в соответствии со статьей 74.1 ЛК РФ внесение изменений в договор аренды, заключенный на торгах,  возможно только по основаниям, предусмотренным ЛК РФ, и в судебном порядке. Дополнительные соглашения от 03.08.2010 № 1, от 28.07.2014 № 2 и от 05.11.2014 № 3 заключены сторонами без соблюдения процедуры судебного контроля за их  заключением.

Предприниматель 28.06.2021 обратился в Министерство с заявлением о предоставлении Предпринимателю лесного участка, соответствующего характеристикам, отраженным  в договоре аренды лесного участка от 06.08.2009 № 727 и приложениях к нему, либо заключить дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка № 727 на основании материалов лесоустройства 2009-2010 года с учетом решения суда от 24.04.2014 по делу № А05-2725/2014, согласно которому Министерство в расчетах размера арендной платы неправомерно применило ставки платы за единицу объема лесных ресурсов исходя из первого разряда такс.

В ответ на указанное обращение Министерство 09.07.2021 сообщило, что внесение изменений в договор возможно только в судебном порядке.

В связи с отказом ответчика внести изменения в договор, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными по праву, удовлетворил иск.

Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.

В соответствии со статьей 74.1 ЛК РФ изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.

Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.

Существенные изменения характеристик лесного участка определяются по результатам таксации лесов (статья 69.1 ЛК РФ), проводимой в порядке лесоустройства в границах всего арендуемого лесного участка и влекут изменение ежегодных объемов заготовки древесины с соответствующим изменением ежегодной арендной платы на последующий срок действия договора, влекут изменение аукционных условий договора.

Как правомерно указал суд первой инстанции, нормами ЛК РФ установлена возможность изменения условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона, только в судебном порядке при наличии установленных законом оснований.

Как следует из материалов дела, ссылаясь на то, что в результате таксации лесов произошло существенное изменение количественных и качественных характеристик лесного участка, переданного Предпринимателю в аренду, он уточнил требования, просил внести изменения, изложив в новой редакции пункты договора 1.2., 2.2., 2.4., 2.6. и 2.8. Раздела II «Арендная плата», приложения 2, 5, поименованные как «Характеристики лесного участка», «Характеристика насаждений лесного участка», приложение 3, поименованное как «Цели и объемы использования лесов на арендуемом лесном участке см 03 августа 2010 года», приложение № 4 «Протокол согласования размера и сроков внесения арендной платы с ИП ФИО1 с 03 августа 2010 года», приложение 6, поименованное как «Объемы работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом лесном участке с 28 июля 2014 года».

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, проанализировав условия договора, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что иск в части требуемых изменений подлежит удовлетворению на основании положений статьи 74.1 ЛК РФ, с учетом фактического изменения характеристик лесного участка.

Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении иска у суда первой инстанции не имелось. Иск удовлетворен правомерно.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции  у апелляционной инстанции не имеется.

Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.

Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 08 октября                   2021 года по делу № А05-8695/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

          А.Я. Зайцева

Судьи

          О.Б. Ралько

          Н.В. Чередина