ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
17 января 2024 года | г. Вологда | Дело № А05-8807/2023 | |
Резолютивная часть постановления объявлена января 2024 года .
В полном объёме постановление изготовлено января 2024 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зреляковой Л.В. и Черединой Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Николаевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 сентября 2023 года по делу № А05-8807/2023 ,
установил:
Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 163000, <...>; далее – Министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 164010, <...>; далее – Администрация) о взыскании 762 695 руб. 98 коп. субсидии.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена контрольно-счетная палата Архангельской области (далее – КСП АО).
Решением суда от 29 сентября 2023 года исковые требования удовлетворены.
Администрация с решением суда не согласилась, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Приобретение дополнительных контейнеров соответствует целевому назначению иного межбюджетного трансферта, осуществлено с письменного согласия истца.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, государственной программой Архангельской области «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Архангельской области», утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 11.10.2013 № 476-пп, было предусмотрено мероприятие подпрограммы № 1 Программы «Создание мест (площадок) накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО, приобретение контейнеров (бункеров) для накопления (в том числе раздельного накопления) ГКО и/или создание мест (площадок) накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО, оборудованных контейнерамидля накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО».
Вышеуказанные мероприятия осуществляют органы местного самоуправления.
На реализацию мероприятий в сфере обращения с отходами производства и потребления местным бюджетам предоставляются субсидии; предоставление субсидий осуществляется в соответствии с Положением о порядке проведения конкурса на предоставление субсидий бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов, городских поселений Архангельской области на реализацию мероприятий в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области.
Положение о порядке проведения конкурса и условия предоставления субсидий бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов, городских поселений Архангельской области на реализацию мероприятий в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе с ТКО утверждено в рамках госпрограммы, введено постановлением Правительства Архангельской области от 14.05.2019 № 262-пп (далее - Положение).
Согласно Положению (в редакции от 19.04.2022 на дату проведения конкурса) субсидии предоставляются по итогам конкурса на софинансирование мероприятий (п.1):
-по созданию мест (площадок) накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО;
-по приобретению контейнеров (бункеров) для накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО;
-по созданию мест (площадок) накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО,оборудованных контейнерами для накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО.
В пункте 1 Положения определено, что для целей настоящего Положения место (площадка) накопления (в том числе раздельного накопления) ГКО должно соответствовать требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления и иметь твердое (дорожная плита, пустотная плита, монолитная плита) покрытие, размещенное па подстилающем материале (песчаная подушка, геотекстиль и иное); пандус (скат) от проезжей части, имеющий твердое покрытие; сплошное ограждение с трех сторон высотой не менее 1.5 метра, выполненное из стандартных металлических, железобетонных изделий, толщиной не менее 0,5 мм; отсек для размещения контейнеров и (или) бункеров для накопления ТКОв количестве от 3 до 6единиц с учетом возможного размещения контейнеров для раздельного накопления ТКО,а также отсек для накопления крупногабаритных отходов (место для размещения одного контейнера - не менее 2000 х 1800 мм, отсек накопления крупногабаритных отходов - не менее 2200 х 1800 мм).
Министерством и Администрацией 11.07.2022 подписано соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету Коношского муниципального района Архангельской области № 045-22-20-пф-002, по условиям которого бюджету муниципального образования предоставляется субсидия на создание мест (площадок) накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО (далее – контейнерная площадка), оборудованных контейнерами для накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО (далее – контейнеры) (аналитический код цели субсидии 22- Л002-0003 -00000) (пункт 1.1 Соглашения).
Размер субсидии, предоставляемой из областного бюджета бюджету муниципального образования, составил 3 466 093 руб. 68 коп.
В соответствии с пунктом 4.3 Соглашения Администрация обязалась обеспечить, в том числе: выполнение условий предоставления субсидии, установленных пунктом 3.2 Соглашения; целевое использование средств субсидии; достижение значений результатов использования субсидии, установленных в соответствии с приложением 2 к Соглашению, являющемуся его неотъемлемой частью; предоставление в Министерство отчетов о достижении значений показателей результативности с приложением подтверждающих выполнение и оплату работ документов, фотоматериалов созданных мест (площадок) накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО или приобретенных контейнеров (бункеров) для накопления ТКО.
Согласно приложению 2 к Соглашению значением результатов использования субсидии является создание контейнерных площадок, оборудованными контейнерами – 16 ед.; количество установленных контейнеров – 80 шт.
Во исполнение обязательств по Соглашению Администрация предоставила в Министерство документы на приобретение 145 контейнеров на общую сумму 1 248 600 руб., из них: по контракту от 05.09.2022 № 23/2022 приобретено 80 контейнеров и оплачено платежным поручением от 06.09.2022 № 335557 на сумму 668 600 руб. (8357 руб. 50 коп. за ед.); по контракту от 16.09.2022 № 25/22 приобретено 65 контейнеров и оплачено платежным поручением от 21.10.2022 № 755696 на сумму 580 000 руб. (8923 руб. 07 коп. за ед.).
Ответчиком также был представлен муниципальный контракт на выполнение работ по созданию мест (площадок) накопления (в том числе раздельного накопления) твердых бытовых отходов (далее – ТБО) на территории муниципального образования «Мирный» муниципального образования «Коношский муниципальный район» от 26.08.2022 № 62-2022 на сумму 1 301 215 руб. 20 коп. Работы приняты ответчиком по акту от 15.11.2022 № 1 и оплачены платежным поручением от 29.11.2015 № 163245.
Согласно Техническому заданию к муниципальному контракту от 26.08.2022 № 62-2022 предусмотрена схема контейнерной площадки на 3 контейнера для ТКО с отсеком под крупногабаритные отходы (без навеса). Ширина площадки для установки контейнеров 4140 см (2045 + 2045 + 50).
Проанализировав представленные ответчиком во исполнение условий Соглашения документы, Министерство пришло к выводу о том, что на 16 созданных в рамках Соглашения контейнерных площадках может быть размещено не более 48 контейнеров (16 х 3), тогда как для реализации условий Соглашения ответчику необходимо было создать площадки для размещения 80 контейнеров.
Далее, Министерство составило заключение о недостижении цели расходования субсидии; письмом от 07.12.2022 предложило Администрации внести изменения в Соглашение в части результатов использования субсидии (снижение количества установленных контейнеров (бункеров) для накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО на созданных местах (площадках) накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО с 80 до 48). Ответчиком дополнение к соглашению подписано не было.
Полагая, что расходование средств субсидии на приобретение контейнеров, которые невозможно разместить на созданных площадках, не соответствует цели предоставления бюджетных средств, Министерство направило ответчику письмо от 06.03.2023 с требованием о возврате 762 696 руб. средств субсидии.
К аналогичному выводу о нарушении ответчиком условий Соглашения и необходимости возврата в бюджет Архангельской области 762 695 руб. 98 руб. коп. субсидии пришла и КСП АО по результатам контрольного мероприятия «Проверка исполнения отдельных бюджетных полномочий, организации исполнения областного бюджета, использования средств областного бюджета министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ГБУ Архангельской области «Центр природопользования и охраны окружающей среды»)», результаты которого отражены в акте от 10.04.2023.
В связи с выявленными нарушениями КСП АО в адрес истца внесено представление от 18.05.2023 № 01-02/432 с требованием принять меры по устранению выявленных бюджетных и иных нарушений и недостатков, в том числе обеспечить возврат муниципальным образованием «Коношский муниципальный район» средств субсидии в размере 762 695 руб. 98 коп.
Поскольку ответчиком средства субсидии не были возвращены в областной бюджет, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, иск удовлетворил.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
В части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее –БК РФ) определено, что отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 БК РФ).
Порядок и условия предоставления субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации регламентирован статьей 139 БК РФ.
В соответствии с пунктом 1 указанной статьи под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Пунктом 3 статьи 139 БК РФ установлено, что правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования субъектом Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования, устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Согласно приложениям №1 и №2 к соглашению, уровень софинансирования из областного бюджета определен 90%; показатель результата использования субсидии 16 созданных (в том числе раздельного накопления), ТКО (далее - ТКО), оборудованных контейнерами для накопления (вы том числе раздельного накопления) ТКО; 80 установленных контейнеров (бункеров) для накопления(в том числе раздельного накопления) на созданных местах (площадках) накопления (том 1, листы 14–15).
Понятие показателя приведено в постановлении Правительства Архангельской области от 10.07.2012 № 299-пп «О порядке разработки и реализации государственных программ Архангельской области», согласно которому показателем является количественная характеристика достижения цели государственной программы (подпрограммы).
Таким образом, из соглашения следует, что целью предоставления средств являлось создание площадок, для размещения контейнеров, контейнеры должны приобретаться только при условии возможности их размещения на созданных площадках.
В соответствии с пунктом 4.3 Соглашения Администрация обязуется обеспечивать выполнение условий предоставления субсидии, установленных пунктом 3.2 Соглашения, обеспечить целевое использование субсидии; обеспечивать исполнение требований Министерства по возврату средств в областной бюджет в соответствии с пунктами 17–20 Правил; обеспечивать достижение значений результатов использования субсидии, установленных в соответствии с приложением 2 к соглашению, являющемся его неотъемлемой частью; выполнять иные обязательства, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации и Архангельской области, Порядком предоставления субсидии.
В случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения муниципальным образованием условий и порядка ее предоставления, в том числе невозврата муниципальным образованием средств в областной бюджет в соответствии с пунктами 17–20 и 26 Правил, к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации, а также иные меры, предусмотренные статьей 136 БК РФ (пункт 5.3 Соглашения).
Из материалов дела усматривается, что ответчик во исполнение условий соглашения представил документы на приобретение контейнеров 145 шт. на общую сумму 1 248 600 руб., в том числе:
– по контракту от 05.09.2022 № 23/2022, заключенному с предпринимателем ФИО1, приобретено 80 шт. контейнеров и оплачено платежным поручением от 06.09.2022 № 335557 на сумму 668 600 руб. (8357 руб. 50 коп. за 1 контейнер);
– по контракту от 16.09.2022 № 25/22, заключенному с ООО «МПК «Ренесанс», приобретено 65 шт. контейнеров и оплачено платежным поручением от 21.10.2022 № 755696 на 580 000 руб. (8923 руб. 07 коп. за 1 контейнер).
Кроме того, в соответствии с муниципальным контрактом на выполнение работ по созданию мест (площадок) накопления (в том числе раздельного накопления) твердых бытовых отходов (далее – ТБО) на территории муниципального образования «Мирный» муниципального образования «Коношский муниципальный район» от 26.08.2022 № 62-2022 на сумму 1 301 215 руб. 20 коп., заключенным с ФКУ «Исправительная колония № 28 с особыми условиями хозяйственной деятельности УФСИН России по Архангельской области», по акту от 15.11.2022 № 1 приняты и оплачены работы на сумму 1 301 215 руб. (платежное поручение от 29.11.2015 № 163245).
В соответствии с техническим заданием к указанному муниципальному контракту от 26.08.2022 № 62-2022 предусмотрена схема контейнерной площадки на 3 контейнера для ТКО с отсеком под крупногабаритные отходы (без навеса). Ширина площадки для установки контейнеров 4140 см (2045+2045+50).
Ширина одной площадки для установки контейнеров предполагает размещение не более трех контейнеров. Соответственно, на 16 созданных по муниципальному контракту от 26.08.2022 № 62-2022 контейнерных площадках имеется возможность разместить не более 48 контейнеров (16 х 3 = 48).
Вместе с тем, для реализации условий Соглашения ответчику необходимо было либо создать площадки большей площади для размещения 80 контейнеров (80/16 по 5 контейнеров на 1 площадку), либо создать большее число площадок, поскольку 16 площадок по Соглашению является плановым значением.
В соответствии с пунктом 4.3.5 Соглашения к отчету прилагаются фотоматериалы созданных мест (площадок) накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО или приобретенных контейнеров (бункеров) для накопления ТКО.
Муниципальным образованием предоставлен реестр 16 площадок с фотографиями, которые подтверждают выполнение условий муниципального контракта по размеру площадок. На запрос КСП АО ответчик письмом от 22.02.2023 № б/н представил фотоотчет по контейнерам, из которого следует, что контейнеры складированы рядом со зданием, на площадках не размещены.
Поскольку целью предоставления средств по Соглашению являлось создание площадок, оборудованных контейнерами, расходование средств на приобретение контейнеров, которые невозможно разместить на созданных в рамках Соглашения 16 контейнерных площадках, цели предоставления бюджетных средств не соответствует.
Расходы на приобретение 48 контейнеров, подлежащих размещению на 16 созданных контейнерных площадках, составляют 401 160 руб. (8357 руб. 50 коп. х 48); Соглашение исполнено ответчиком на сумму 1 702 375 руб. 20 коп. (401 160 руб. + 1 301 215 руб. 20 коп., из них: 401 160 руб. – расходы на приобретение 48 контейнеров; 1 301 215 руб. 20 коп. – расходы на создание 16 контейнерных площадок), из них средства областного бюджета с учетом процента софинансирования составляют 1 532 137 руб. 68 коп. (1 702 375,20 руб. х 90 %).
Таким образом, с нарушением условий Соглашения ответчиком использованы средства областного бюджета в размере 762 696 руб. (2 294 833 руб. 68 коп. – 1 532 137 руб. 68 коп., где: 2 294 833 руб. 68 коп. – средства субсидии, перечисленные по Соглашению; 1 532 137 руб. 68 коп. – средства субсидии, использованные в соответствии с условиями Соглашения).
Довод ответчика о согласии Министерства на приобретение 145 контейнеров, изложенном в письме от 05.08.2022 (том 1 лист 54), суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку порядок расходования средств, предоставленных по результатам конкурса на предоставление субсидий, определялся государственной программой и не мог быть изменен Министерством в одностороннем порядке.
При указанных обстоятельствах, требование Министерства о взыскании 762 695 руб. 98 коп. бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, правомерно удовлетворено судом.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 сентября 2023 года по делу № А05-8807/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | А.Н. Шадрина |
Судьи | Л.В. Зрелякова Н.В. Чередина |