ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-9167/2023 от 08.02.2024 АС Архангельской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

08 февраля 2024 года

г. Вологда

Дело № А05-9167/2023

Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2024 года .

В полном объёме постановление изготовлено февраля 2024 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Селивановой Ю.В., судей Рогатенко Л.Н. и                       Холминова А.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания                      Михайловой Р.А.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Северная Энергетическая Компания» ФИО1 по доверенности от 31.12.2023,

рассмотрев в открытом судебном онлайн-заседании апелляционную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 11 октября 2023 годапо делу № А05-9167/2023 ,

у с т а н о в и л:

министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН <***>,              ИНН <***>; адрес: 163004, <...>; далее – истец, министерство) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Северная Энергетическая Компания»                                       (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 164559, <...>; далее – ответчик, общество) о взыскании 8 785 856 руб. 82 коп. необоснованно полученных средств субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемые населению и потребителям, приравненным к населению, за 2021 и первое полугодие 2022 года, 17 425 руб. 28 коп. пеней, начисленных за период с 26.07.2023 по 01.08.2023 с последующим их начислением по день фактической оплаты долга.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Агентство по тарифам и ценам Архангельской области

Решением суда от 11 октября 2023 годав удовлетворении требований отказано.

Министерство с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, в связи с неправильным применением норм материального права. Указало, что в отсутствие установленных тарифов на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) на территории сельского поселения «Луковецкое», у общества отсутствовали законные основания для включения в расчеты субсидии на 2021 год, первое полугодие 2022 объемов тепловой энергии в качестве компонента горячей воды, поставляемой с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения).

Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Министерство о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей в суд не направило, ввиду этого жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Законность  и  обоснованность  решения  суда   первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, общество в 2021 и 2022 годах  являлось организацией, осуществляющей теплоснабжение на территории сельского поселения «Луковецкое» Холмогорского муниципального района Архангельской области.

Предоставление обществу средств субсидии осуществлялось министерством в соответствии с Порядком предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 15.10.2013 № 487-пп «Об утверждении государственной программы Архангельской области «Развитие энергетики и жилищно-коммунального хозяйства    Архангельской    области» (далее – Порядок), на основании заключенных министерством и обществом договоров о предоставлении из областного бюджета субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения, от 25.01.2021 № 7-Т (далее – договор на 2021 год) и от 25.01.2022 № 32-Т (далее – договор на 2022 год).

В соответствии с распоряжением министерства от 28.04.2023 № 346-р в отношении ответчика проведена плановая камеральная проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, горячую воду в открытой системе, поставляемые населению и потребителям, приравненным к населению, за 2021 и 2022 годы.

Наименование субсидии в указанном распоряжении приведено в редакции постановления Правительства Архангельской области от 29.12.2022 № 1200-пп.

По результатам проверки составлен акт проверки от 22.06.2023                          № 203/06-06/59, согласно которому министерством выявлено необоснованное получение обществом средств субсидии в общем размере 8 785 856,82 руб.

Как указано в акте проверки, обществом в нарушение пункта 19 Порядка в расчеты субсидии за 2021 год и первое полугодие 2022 года необоснованно включены объемы тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (далее – ГВС) с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) в отсутствие утвержденных агентством тарифов на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) на территории сельского поселения «Луковецкое» Холмогорского муниципального района Архангельской области.

В связи с выявленными нарушениями министерством в адрес ответчика направлено требование о возврате средств субсидии от 04.07.2023                                 № 203/06-06/4229, согласно которому обществу необходимо было в течение            10 рабочих дней со дня его получения произвести возврат средств субсидии в размере 8 785 856,82 руб.

Поскольку в установленный срок требование обществом не исполнено, министерство обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.

Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее – межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.

В соответствии со статей 69  Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам относится к бюджетным ассигнованиям.

Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Как следует из материалов дела и истцом не оспаривается, общество в 2021, 2022 годах осуществляло горячее водоснабжение на территории сельского поселения «Луковецкое» Холмогорского муниципального района Архангельской области с использованием открытой системы горячего водоснабжения.

В соответствии с подпунктом 5.1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», подпунктом «б» пункта 4 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования), тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) подлежат государственному регулированию.

При этом согласно пункту 87 Основ ценообразования органы регулирования устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения).

Двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.

Компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного компонента, равного соответственно одноставочному или двухставочному тарифу на тепловую энергию (мощность).

Компонент на теплоноситель устанавливается органом регулирования в виде одноставочного компонента и принимается равным тарифу на теплоноситель.

Постановлением агентства от 14.12.2017 № 73-т/23 (в редакции постановлений от 19.11.2020 № 59-т/21, от 06.12.2021 № 74-т/6, от 24.01.2022 № 4-т/3) обществу установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, расположенным на территории муниципального образования «Луковецкое» муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» (приложения  2 и 3).

Согласно указанному постановлению размеры установленных тарифов для  населения установлены ниже, чем для прочих потребителей.

Судом установлено, что при определении стоимости поставленной тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения для населения, в 2021 году и в первом полугодии 2022, общество правомерно руководствовалось постановлением министерства от 11.10.2019 № 89-пн «Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории муниципального образования «Холмогорский муниципальный район», а также льготными тарифами на тепловую энергию, установленными постановлением агентства от 14.12.2017 № 73-т/23 (в редакциях постановлений от 19.11.2020 № 59-т/21; от 06.12.2021 № 74-т/6; от 24.01.2022 № 4-т/3).

При расчетах с льготными категориями потребителей в части компонента на тепловую энергию по услуге горячего водоснабжения общество в 2021 году и в первом полугодии 2022 года рассчитывалось с использованием льготных тарифов на тепловую энергию, установленных постановлением агентства от 14.12.2017 № 73-т/23 (в редакции постановлений от 19.11.2020 № 59-т/21, от 06.12.2021 № 74-т/6, от 24.01.2022 № 4-т/3).

Таким образом, поскольку общество применяло тарифы ниже экономически обоснованных, оно вправе требовать возмещения недополученного (выпадающего) дохода, возникшего в результате государственного регулирования цен (тарифов), в виде субсидии.

Как верно отметил суд первой инстанции, тот факт, что обществу не установлен отдельный тариф на горячее водоснабжение, не означает отсутствие у него права на возмещение недополученных доходов по тому объему тепловой энергии, который был предъявлен в составе услуги по горячему водоснабжению по льготному тарифу.

Указанная позиция согласуется с позицией, изложенной в определении Верховного суда Российской Федерации от 03.09.2014 № 302-ЭС14-463.

Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Архангельской области от 11 октября               2023 годапо делу № А05-9167/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Ю.В. Селиванова

Судьи

Л.Н. Рогатенко

А.А. Холминов