ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-9229/2017 от 07.02.2018 АС Архангельской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

12 февраля 2018 года

г. Вологда

Дело № А05-9229/2017

Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2018 года .

В полном объёме постановление изготовлено февраля 2018 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,

при участии от общества ФИО1 по доверенности от 28.12.2017, ФИО2 по доверенности  от 09.01.2018, от управления по рыболовству ФИО3 по доверенности от 30.08.2017, ФИО4 по доверенности от 29.08.23017, 

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Архангельское геологодобычное предприятие» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 16 октября 2017 года по делу № А05-9229/2017 (судья Болотов Б.В.),

у с т а н о в и л:

акционерное общество «Архангельское геологодобычное предприятие» (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 163001, <...>; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Двинско-Печорскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 163000, <...>; далее – водное управление), Северо-Западному территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 199155, Санкт-Петербург, улица Одоевского, дом 24, корпус 2, литер А; далее – управление по рыболовству) о признании недействительным решения от 26.05.2017 № А-22/541 об отказе в утверждении проекта нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и  о возложении  на Двинско-Печорское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества: утвердить проект нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов, поступающих с хозяйственно-бытовыми сточными водами в водный объект - реку Кукомку.

Решением суда от 16 октября 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит данное решение отменить, заявленные требования  удовлетворить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права.

Управление по рыболовству и водное управление в отзывах на апелляционную жалобу общества просят оставить ее без удовлетворения, решение суда без изменения, считают его законным и обоснованным.

Водное управление о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, представителей в суд не направило, поэтому дело рассмотрено в его отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав объяснения представителей общества и управления по рыболовству, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества.

Как следует из материалов дела, водное управление 26.05.2017 письмом № А-22/541 направило в адрес общества мотивированный отказ в утверждении  представленных нормативов допустимых сбросов (далее – НДС) веществ и микроорганизмов при сбросе сточных, в том числе дренажных, вод через выпуск № 5 в реке без названия (р. Кукомка),  в связи с мотивированным отказом в согласовании НДС управления по рыболовству от 25.04.2017 № 1353.

 Вместе с данным письмом водное управление направило в адрес общества  мотивированный отказ управления по рыболовству.

Не согласившись с данным отказом водного управления, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции отказал обществу в удовлетворении заявленных требований, посчитав оспариваемый отказ законным и обоснованным.

Суд апелляционной  инстанции при рассмотрении дела исходит из следующего.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) под нормативами допустимого воздействия на окружающую среду понимаются нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды.

В силу пункта 1 статьи 22 Закона № 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду,  в частности нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» установлено, что нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты, разработанными в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 № 881 «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты».

Приказом Минприроды России от 02.06.2014 № 246 утвержден Административный регламент Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее - Административный регламент).

Согласно пункту 12.2 Административного регламента основанием для отказа в утверждении НДС является несоответствие проекта НДС положениям Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17 декабря 2007 №  333 (далее – Методика), и (или) мотивированный отказ в согласовании проекта НДС от одного или нескольких согласующих уполномоченных органов исполнительной власти.

Мотивированный отказ в утверждении НДС с перечислением несоответствий Методике и (или) приложением копий отказов в согласовании от согласующих уполномоченных органов исполнительной власти передается лично в руки заявителю или его представителю (по доверенности) либо отправляется по почте в адрес заявителя в течение 45 рабочих дней с момента регистрации в уполномоченном территориальном органе Росводресурсов документов заявителя.

В данном случае, как следует из мотивированного отказа водного управления в утверждении НДС, основанием для его принятия послужил мотивированный отказ управления по рыболовству, изложенный в письме от 25.04.2017 № 1353. При этом копия письма управления по рыболовству от 25.04.2017 №1353, содержащего отказ в согласовании проекта НДС веществ и микроорганизмов, была приложена к оспариваемому отказу водного управления и получена обществом.

В связи с чем суд первой инстанции правомерно не принял во внимание доводы общества о нарушении водным управлением установленного порядка предоставления услуги по утверждению НДС.

Основанием для отказа управления по рыболовству в согласовании представленного обществом проекта НДС веществ и микроорганизмов послужило то, что нормативы качества сточных вод разработаны обществом в нарушение приказа Росрыболовства от 04.08.2009 № 695 «Об утверждении методических указаний по разработке нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного назначения» с превышением допустимых концентраций для рыбохозяйственных водотоков по взвешенным веществам и БПКполн., по аммоний-иону, нитрит-аниону, нитрат-аниону, нефтепродуктам, СПАВ анионоакт, фосфатам (Р).

Также  в отказе управления по рыболовству было указано о вступлении в силу с 17.04.2017 приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.12.2016 № 552 «Об утверждении нормативов качества водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах объектов рыбохозяйственного значения».

Суд первой инстанции правомерно посчитал обоснованными  приведенные в отказе управления по рыболовству основания для отказа в согласовании представленного обществом проекта НДС.

В силу части 1 статьи 47 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 28.06.2008 № 484 «О порядке разработки и утверждения нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рабохозяйственного значения» нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатывает и утверждает Министерство сельского хозяйства Российской Федерации по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации на основании результатов проведения специализированных исследований в целях определения предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов, а также других показателей качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения в соответствии с методическими указаниями по разработке указанных нормативов.

Нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рабохозяйственного значения, были утверждены приказом Росрыболовства от 18.01.2010 № 20, действовавшим до 15.04.2017.

С 16.04.2017 действуют Нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рабохозяйственного значения, утвержденные приказом Минсельхоза России от 15.12.2016 № 552.

Приказом Росрыболовства от 04.08.2009 № 695 утверждены Методические указания по разработке нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения (далее – Указания).

В силу пунктов 1.2, 1.3, 1.5 данных Указаний нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения характеризуют пригодность ее для обитания водных биологических ресурсов и обеспечивают безопасность продукции из них. Показатели состава и свойств естественного природного состояния воды поверхностных водных объектов определяются физическими, химическими, биологическими и иными показателями, соответствующими природным условиям, не затронутым антропогенным воздействием. Методические указания по разработке предельно допустимой концентрации (далее – ПДК) веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения предназначены для разработки нормативов, при которых сохраняется биологическое разнообразие и среда обитания водных биоресурсов, обеспечивается добыча (вылов) водных биоресурсов.

Согласно пункту 2 Указаний  нормирование качества воды осуществляется в соответствии с физическими, химическими, биологическими (в том числе микробиологическими и паразитологическими) и иными показателями состава и свойств воды водных объектов, определяющими пригодность ее для конкретных целей водопользования и/или устойчивого функционирования экологической системы водного объекта в соответствии со статьями 20 и 21 Ззакона № 7-ФЗ с учетом Перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 № 1316-р. Нормативы качества воды разрабатываются для условий питьевого, хозяйственно-бытового и рыбохозяйственного водопользования, определяемых в соответствии с действующим законодательством.

Пунктом 3 Указаний определено, что нормативы качества воды водного объекта включают: общие требования к составу и свойствам поверхностных вод для различных видов водопользования; перечень ПДК веществ в воде водных объектов питьевого и хозяйственно-бытового водопользования; нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы ПДК вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения.

Согласно пункту 1 Методики под нормативами допустимых сбросов веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов) понимаются  нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.

В силу пункта 5 Методики при сбросе сточных, в том числе дренажных вод в водные объекты рыбохозяйственного значения, нормативы качества вод или их природные состав и свойства должны соблюдаться в максимально загрязненной струе контрольного створа на расстоянии (на водотоках - ниже по течению; на водоемах и морях - на акватории в радиусе) не далее 500 метров от места сброса сточных, в том числе дренажных вод.

Приказом Росгидромеда от 08.12.2015 № 743 введен руководящий документ РД 52.24.689-2015 «Порядок рассмотрения и согласования проектов нормативов допустимого сброса вредных веществ в водные объекты», который  устанавливает порядок рассмотрения и согласования проектов нормативов допустимого сброса (НДС) вредных веществ в водные объекты.

В соответствии с данным документом  контрольный створ - створ на водном объекте в районе выпуска сточных вод, в котором должны соблюдаться нормативы качества воды (пункт 3.1.6), максимально загрязненная струя в створе водотока - масса воды с наиболее высоким содержанием вредных веществ, занимающая определенную часть поперечного сечения водного потока (пункт 3.1.8).

Как установлено управлением по рыболовству  и не опровергается обществом, при разработке проекта НДС допущены превышения допустимых концентраций, утвержденных указанными выше нормативными актами, то есть свойства сбрасываемых сточных вод разработаны с превышением установленных нормативов, а именно  взвешенные вещества - 6,5 (ПДК - 5,85); БПКполн. - 3,5 (ПДК - 3); аммоний-ион - 2,4 (ПДК-0,5); нитрат-анион - 100 (ПДК - 40); нитрит-анион - 0,5 (ПДК - 0,08); фосфат - 0,69 (ПДК - 0,2); нефтепродукты - 0,2 (ПДК - 0,05); СПАВ анионактив - 0,77 (ПДК - 0,5).

Действующие в настоящее время ненормативные правовые акты устанавливают аналогичные предельные допустимые концентрации для рыбохозяйственных водотоков (приказ Минсельхоза России от 13.12.2016                  № 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения»): взвешенные вещества - фон + 0,25 (в рассматриваемом случае - 5,85); БПКполн. - 3; аммоний-ион - 0,5; нитрат-анион - 40; нитрит-анион - 0,08; фосфат - 0,2; нефтепродукты - 0,05; СПАВ анионактив - 0,5.

При этом  общество в нарушении  приведенных норм в выборе точки расчета  исходило из положений пункта 5.1.2 РД 52.24.309-2016 «Организация и проведение режимных наблюдений за состоянием и загрязнением поверхностных вод суши» и определяло ее в месте, где сточные воды достаточно полно (не менее, чем на 80%) смешиваются с водой водотока, а не в максимально загрязненной струе в створе водотока.

Не могут быть приняты во внимание доводы общества о том, что контрольным створом является створ водного объекта, расположенный на расстоянии 500 метров от места выпуска, поскольку они противоречат указанных выше нормам права, из которых следует, что ПДК вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения должны соблюдаться в максимально загрязненной струе контрольного створа не далее 500 метров от сброса, а  не на расстоянии 500 метров от сброса сточных вод.

Не могут быть приняты во внимание доводы общества о том, что контрольная точка  контрольного створа, нахдящегося на расстоянии                         500 метров ниже от места сброса выпуска № 5, определена Программой ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной, поскольку это не соответствует представленным в материалы доказательствам и указанным выше нормативным актам.

Также необоснованны ссылки общества на положения пункта 5.1.2 РД 52.24.309-2016 «Организация и проведение режимных наблюдений за состоянием и загрязнением поверхностных вод суши», так как вышеназванный нормативный правовой акт в силу пункта 1 предназначен для организаций государственной наблюдательской сети, осуществляющих подготовку и проведение режимных наблюдений за состоянием и загрязнением поверхностных вод суши и донных наблюдений.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции   не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы общества.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 16 октября             2017 года по делу № А05-9229/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Архангельское геологодобычное предприятие» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.Н. Осокина

Судьи

А.Ю. Докшина

Н.В. Мурахина