ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов | Дело №А06-1734/2021 |
27 декабря 2021 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луевой Л.Ю.,
судей Волковой Т.В., Жаткиной С. А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бусыгиной А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области и Министерства финансов Астраханской области на решение Арбитражного суда Астраханской области от 08 ноября 2021 года по делу № А06-1734/2021
по иску муниципального образования «Приволжский район» в лице финансового управления муниципального образования «Приволжский район» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области, Министерство финансов Астраханской области,
о взыскании задолженности,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось муниципальное образование «Приволжский район» в лице финансового управления муниципального образования «Приволжский район» (далее – МО «Приволжский район», истец) к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области (далее – Министерство, ответчик) с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о взыскании задолженности в размере 622 608 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области, Министерство финансов Астраханской области.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 08.11.2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик и третье лицо Министерство финансов Астраханской области обратились в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Заявители жалоб считают, что отсутствуют основания для перечисления истцу взыскиваемой им суммы.
Истец не представил письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 АПК РФ посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Ответчиком заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, их неявка не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, предусмотренным статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Постановлением Правительства Астраханской области от 07.10.2014 № 427-П утверждена Государственная программа «Развитие дорожного хозяйства Астраханской области».
В перечне основных мероприятий государственной программы указаны в частности «иные межбюджетные трансферты бюджетам муниципальных образований Астраханской области на организацию дорожного движения по альтернативным маршрутам, в том числе на организацию паромных переправ и наплавных мостов, в связи с прекращением движения по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Астраханской области в рамках основного мероприятия «Иные межбюджетные трансферты бюджетам муниципальных образований Астраханской области на организацию дорожного движения по альтернативным маршрутам» государственной программы «Развитие дорожного хозяйства Астраханской области».
Приложением № 17 к государственной программе утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Астраханской области на организацию дорожного движения по альтернативным маршрутам, в том числе на организацию паромных переправ и наплавных мостов, в связи с прекращением движения по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Астраханской области в рамках основного мероприятия «Содействие развитию автомобильных дорог местного значения в рамках основного мероприятия «Содействие развитию автомобильных дорог местного значения» государственной программы «Развитие дорожного хозяйства Астраханской области».
В соответствии с пунктом 2 Приложения № 17 к государственной программе, иные межбюджетные трансферты из бюджета Астраханской области предоставляются в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципального образования Астраханской области, возникающих при реализации мероприятий по организации дорожного движения по альтернативным маршрутам, в том числе организации (создание, содержание и эксплуатация) паромных переправ и наплавных мостов, в связи с временным прекращением движения по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Астраханской области, и (или) возмещения расходов, осуществленных бюджетом муниципального образования Астраханской области при исполнении расходных обязательств муниципального образования Астраханской области по организации альтернативных маршрутов.
В рамках исполнения государственной программы между Министерством и МО «Приволжский район» 18.12.2019 заключено Соглашение № 04-01/79-1 о предоставлении иных межбюджетных трансфертов из бюджета Астраханской области муниципальному образованию «Приволжский район» Астраханской области в рамках основного мероприятия «Иные межбюджетные трансферты бюджетам муниципальных образований Астраханской области на организацию дорожного движения по альтернативным маршрутам» государственной программы «Развитие дорожного хозяйства Астраханской области».
Предметом настоящего соглашения является предоставление из бюджета Астраханской области в 2019 году МО «Приволжский район» иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Астраханской области на организацию дорожного движения по альтернативным маршрутам, в том числе на организацию паромных переправ и наплавных мостов, в связи с прекращением движения по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Астраханской области, в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств бюджета Астраханской области.
В соответствии с пунктом 1.2 Раздела 1 соглашения, предоставление иного межбюджетного трансферта осуществляется в соответствии с перечнем мероприятий согласно приложению № 1 к настоящему Соглашению, являющимся его неотъемлемой частью.
Согласно пункту 2.1 раздела 2 соглашения общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Муниципалитета на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, составляет в 2019 году 3 411 980 руб. 88 коп.
В силу пункта 3.3.1 раздела 3 соглашения перечисление иного межбюджетного трансферта осуществляется на основании заявки на перечисление иного межбюджетного трансферта муниципальному образованию, предоставляемой министерству по форме, согласно приложению № 5 к настоящему соглашению с приложением документов, подтверждающих объемы выполненных работ на объектах муниципальной собственности по формам КС-2, КС-3.
В пункте 7.2. раздела 7 указано, что подписанное сторонами соглашение вступает в силу с даты его подписания сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по настоящему соглашению.
Из материалов дела следует, что письмом от 20.12.2019 № 11-01-02/22068 Министерство уведомило МО «Приволжский район» о принятии положительного решения о предоставлении иного межбюджетного трансферта из бюджета Астраханской области в рамках реализации государственной программы «Развитие дорожного хозяйства Астраханской области», утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 07.10.2014 № 427-П, в размере 3 411 980,88 руб.
По договору № 22/19 от 19.11.2019 на сумму – 299 996,2 руб., договору № 21/19 от 13.11.2019 на сумму – 299 996,2 руб., договору № 20/19 от 07.11.2019 на сумму – 299 996,2 руб., договору № 19/19 от 01.11.2019 г. на сумму – 299 996,2 руб., муниципальному контракту № 03253001023190000220001 от 26.11.2019 на сумму – 2 174 496,08 руб., на общую сумму – 3 411 890,88 руб., заключенных между ООО «Каспиан-СК» (Исполнитель) и МБУ «Служба эксплуатации и содержания» (Заказчик) выполнялись работы по содержанию и эксплуатации паромной переправы через реку Прямая Болда от населенного пункта п. Начало до с. Килинчи Приволжского района Астраханской области в целях обеспечения движения транспортных средств.
Данные работы осуществлялись исполнителем в период с 01.11.2019 по 31.12.2019.
25.12.2019 муниципальным образованием в адрес Министерства в рамках заключенного соглашения направлена заявка на предоставление межбюджетных трансфертов на сумму 2 752 393,60 руб.
Платежным поручением от 26.12.2019 № 506360 межбюджетные трансферты в указанной сумме были перечислены.
12.02.2020 муниципальным образованием в адрес Министерства в рамках заключенного соглашения № 04-01/79-1 направлена заявка на
предоставление межбюджетных трансфертов с приложением КС-2 о выполнении работ за период с 24.12.2019 по 31.12.2019 на сумму 622 608 рублей.
Однако Министерством межбюджетные трансферты не были направлены.
МО «Приволжский район» неоднократно обращалось в адрес Министерства с вопросом о направлении межбюджетных трансфертов на указанную сумму в рамках исполнения Соглашения № 04-01/79-1.
В связи с отсутствием финансирования у МО «Приволжский район» образовалась задолженность перед Исполнителем – ООО Каспиан-СК» по контракту № 03253001023190000220001 от 26.11.2019 в сумме 622 608 руб.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Астраханской области от 30.07.2020 по делу № А06-4956/2020 указанная задолженность была взыскана в пользу ООО «Каспиан-СК» с МБУ «Служба эксплуатации и содержания» МО «Приволжский район», которое выступало заказчиком по муниципальному контракту.
04.12.2020 МО «Приволжский район» в адрес Министерства направлена претензия исх. № 727 с требованием о перечислении в тридцатидневный срок в адрес МО «Приволжский район» недополученной суммы межбюджетных трансфертов в размере 622 608 рублей.
Претензия оставлена Министерством без удовлетворения.
Неисполнение требований истца послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с порядком предоставления субсидий из бюджета Астраханской области муниципальным образованиям Астраханской области в рамках реализации государственной программы «Развитие дорожного хозяйства Астраханской области», утвержденным Постановлением правительства Астраханской области от 07.10.2014 № 427-П, главным распорядителем субсидий является Министерство строительства и ЖКХ Астраханской области.
Согласно абзацу второму пункта 1, пункту 2 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзацах втором и пятом пункта 1 указанной статьи, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 БК РФ к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Статья 6 БК РФ содержит понятие бюджета, под которым понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
К межбюджетным отношениям отнесены взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношении, организации и осуществления бюджетного процесса; межбюджетные трансферы – средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно статье 135 БК РФ межбюджетные трансферы из бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются, в том числе, в форме субсидий местным бюджетам.
Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1 статьи 139 БК РФ).
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 139 БК РФ).
Исходя из определений в статье 6 БК РФ и на основании положений статьи 139 БК РФ, Закона Астраханской области от 24.12.2018 № 116/2018-03 «О бюджете Астраханской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» и соглашения № 04-01/79-1 от 18.12.2019, между Министерством и истцом возникли бюджетно-финансовые отношения.
В рассматриваемом случае были определены условия и цели расходования субсидий, связанных с исполнением подписанного соглашения о предоставлении межбюджетных трансфертов из областного бюджета местному.
Субъект федерации в лице уполномоченного органа, на основании принятых нормативных актов, принял на себя обязательства по соответствующему софинансированию расходов на выполнение работ для нужд населения.
В соответствии с положениями статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации. Возложение на муниципальные образования обязанности финансирования расходов, возникших в связи с осуществлением органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления иных муниципальных образований своих полномочий, не допускается.
В рассматриваемом случае условия и цели расходования субсидий были определены Постановлением Правительства Астраханской области от 27.02.2012 № 21-П в «О порядке формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда Астраханской области» (далее – Порядок № 21 -п).
Пунктом 2 Порядка № 21-п предусмотрено, что объем бюджетных ассигнований фонда утверждается Законом Астраханской области о бюджете Астраханской области на очередной финансовый год и на плановый период в размере не менее объема бюджетных ассигнований фонда, установленных в качестве источников формирования Законом Астраханской области от 06.10.2011 № 59/2011-03 «О дорожном фонде Астраханской области».
Как указано выше, нормы бюджетного законодательства не исключают регулирование отношений, предусматривающих бюджетное финансирование, нормами гражданского законодательства, если эти отношения основаны на договорах (соглашениях) и вытекающих из них расходных обязательствах.
Согласно части 4 статьи 179.4 БК РФ дорожный фонд субъекта Российской Федерации создается законом субъекта Российской Федерации (за исключением закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации).
Объем бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта Российской Федерации утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) в размере не менее прогнозируемого объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации, установленных законом субъекта Российской Федерации, указанным в абзаце первом настоящего пункта, от: акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации; транспортного налога; иных поступлений, утвержденных законом субъекта Российской Федерации, предусматривающим создание дорожного фонда субъекта Российской Федерации.
Порядок формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта Российской Федерации устанавливается нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Бюджетные ассигнования дорожного фонда субъекта Российской Федерации, не использованное в текущем финансовом году, направляются на увеличение бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта Российской Федерации в очередном финансовом году.
Бюджетное обязательство не может быть прекращено в одностороннем порядке со ссылкой на отсутствие бюджетного финансирования (или на превышение расходов над доходами бюджета в соответствующем финансовом году).
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 18.07.2018 № 33-П, завершение финансового года и прекращение действия бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования текущего финансового года само по себе не является основанием для прекращения принятых на себя субъектом Российской Федерации расходных обязательств и не может служить поводом для отказа в обеспечении их принудительного исполнения в рамках существующих судебных процедур. Иное означало бы, по существу, невозможность удовлетворения имущественных требований муниципального образования к субъекту Российской Федерации на том лишь формальном основании, что они предъявлены за пределами финансового года, в течение которого соответствующие бюджетные обязательства подлежали исполнению.
Субъект федерации в лице уполномоченного органа, на основании принятых нормативных актов, принял на себя обязательства по соответствующему софинансированию расходов на выполнение работ для нужд населения.
В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Вместе с тем недопустимо ограничение источников взыскания по обязательствам публичных образований путем указания на взыскание только за счет средств бюджета, поскольку такое ограничение противоречит статьям 126, 214, 215 ГК РФ. В данном случае действует общее правило об ответственности публично-правового образования всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим казну (пункт 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации»).
По общему правилу статьи 5 БК РФ, закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242 БК РФ операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
Обязательства по перечислению истцу субсидии должны были быть исполнены до 31.12.2019.
Фактически субсидия за 2019 год из областного бюджета в бюджетМО «Приволжский район» была перечислена не в полном объеме.
Каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из договоров, предметом которых являются бюджетные средства, гражданским законодательством не предусмотрено.
Нормы бюджетного законодательства не исключают, а, напротив, предполагают регулирование отношений, предусматривающих бюджетное финансирование, нормами гражданского законодательства, если эти отношения основаны на договорах (соглашениях) и вытекающих из них расходных обязательствах.
В силу части 2 статьи 425 ГК РФ договор, в котором отсутствует условие о том, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон по договору, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Вопреки доводам апелляционных жалоб тот факт, что срок действия заключенного Соглашения установлен до 31.12.2019, сам по себе не влечет прекращение обязательства ответчика перечислить в бюджет истца причитающуюся субсидию.
Кроме того, в пункте 7.2 соглашения указано, что подписанное сторонами соглашение действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по настоящему соглашению.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции имелись законные основания для взыскания в пользу истца суммы причитающейся ему из дорожного фонда области субсидии.
Данный вывод соответствует нормам материального права и установленным по делу обстоятельствам.
Оснований прийти к иным выводам судебная коллегия не находит.
Поскольку в рассматриваемом случае спорные обязательства возникли у Астраханской области, иск подлежит удовлетворению за счет средств казны Астраханской области.
Получателями бюджетных средств, выделяемых в форме межбюджетных трансфертов (например, дотаций, субсидий, субвенций), являются публично-правовые образования.
Исходя из изложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что с Астраханской области в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области за счет средств казны Астраханской области в доход МО «Приволжский район» подлежит взысканию сумма в размере 622 608 руб.
Наличие в тексте решения технических ошибок на правильность принятого решения суда первой инстанции не влияет.
Фактически доводы, изложенные в апелляционных жалобах, аналогичны позиции апеллянтов в суде первой инстанции и не опровергают выводов, сделанных в обжалуемом решении, по существу сводятся к иному толкованию норм материального права.
Апелляционная коллегия считает, что разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
В силу положений статьи 270 АПК РФ оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта не установлено.
Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 08 ноября 2021 года по делу № А06-1734/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Л. ФИО1
Судьи Т. ФИО2
С. А. Жаткина