ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-2468/2021 от 03.02.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-13668/2021

г. Казань Дело № А06-2468/2021

10 февраля 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена – 03.02.2022.

Полный текст постановления изготовлен – 10.02.2022.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,

судей Хайруллиной Ф.В., Петрушкина В.А.,

в отсутствие:

лиц, участвующих в деле – извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 20.07.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2021

по делу № А06-2468/2021

по исковому заявлению государственного казенного учреждения Астраханской области «Управление по капитальному строительству Астраханской области», к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Астраханской области», об установлении сервитута, с участием Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

государственное казенное учреждение Астраханской области «Управление по капитальному строительству Астраханской области» (далее – учреждение) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Астраханской области» (далее – управление) об установлении сервитута части земельного участка с кадастровым номером 30:07:000000:39 и части земельного участка с кадастровым номером 30:07:000000:43, обязании заключить соглашение о сервитуте части земельных участков с кадастровыми номерами 30:07:000000:39 и 30:07:000000:43.

Определением Арбитражного суда Астраханской области от 02.06.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области (далее – Минстрой), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области (далее – теруправление), Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (далее – министерство).

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 20.07.2021, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2021, иск удовлетворен. В пользу учреждения установлено право ограниченного пользования частью земельного участка (сервитут) с кадастровым номером 30:07:000000:39, расположенного по адресу: Астраханская область, р-н Лиманский, Черноземельский тракт и опоры линии электропередач, площадью 1 716 744 кв. м, на следующих условиях: площадь части земельного участка: 65 кв. м; срок установления сервитута: 12 месяцев; границы сферы действия сервитута согласно координатам поворотных точек: по оси Х точки: 1-359356,47; 2- 359356,04; 3-359344,81; 4-359347,14; 5-359359,03; по оси Y точки: 1-1392802,58; 2- 1392802,44;3-1392821,37;4-1392822,79; 5-1392803,49; назначение сервитута: разрешенное использование - под водными объектами; плата за пользование земельным участком, обремененным сервитутом: в виде периодических выплат в размере 3,17 руб. за один год, установил в пользу учреждения право ограниченного пользования частью земельного участка (сервитут) с кадастровым номером 30:07:000000:43, расположенного по адресу: Астраханская область, р-н Лиманский, Большой Лиманский канал, площадью 1 091 031 кв.м на следующих условиях: площадь части земельного участка: 73 кв.м; срок установления сервитута: 12 месяцев; границы сферы действия сервитута согласно координатам поворотных точек: по оси Х точки: 1-360370,30; 2-360371,36; 3- 360347,33;4-360346,48; по оси Y точки: 1-1388327,42;2-1388330,28;3-1388337,81;4- 1388335,16, назначение сервитута: разрешенное использование - для размещения объектов водного фонда; плата за пользование земельным участком, обремененным сервитутом: в виде периодических выплат в размере 3,56 руб. за один год, обязал управление заключить с учреждением соглашение об установлении сервитута части земельных участков 30:07:000000:39 и 30:07:000000:43 для пользования объектом капитального строительства - шлюзов-регуляторов в восточной и западной частях ильменя Большой Долбанский Лиманского района Астраханской области.

Министерство, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суде, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.

Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.

На основании разрешения на строительство, выданного администрацией муниципального образования «Лиманский район», и проектно-сметной документации объекта: Строительство шлюзов-регуляторов в восточной и западной части ильменя Большой Долбанский Лиманского района Астраханской области, ГКУ АО «Управление по капитальному строительству Астраханской области» проведены работы по строительству объекта.

Проектирование объекта осуществлялось в 2012 году, проектная организация ЗАО «Дарводгео», заказчик - Служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области.

Разрешение на строительство получено 27.03.2018.

В 2020 году ГКУ АО «Управление по капитальному строительству Астраханской области» провело конкурсные процедуры по выбору подрядной организации и приступило к работам, которые выполнялись по государственной программе: «Охрана окружающей среды Астраханской области», мероприятия: по реализации регионального проекта «Оздоровление Волги (Астраханская область)» в рамках национального проекта «Экология», подрядная организация «Бест Строй», завершены 01.12.2020.

Согласно разрешению на строительство для данного объекта сформированы земельные участки с кадастровыми номерами 30:07:240101:1914 и 30:07:240103:1883.

По окончанию работ ГКУ АО «Управление по капитальному строительству Астраханской области» обратилось в администрацию муниципального образования «Лиманский район» с заявлением от 25.12.2020 на выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Учреждением получен отказ в связи с несоответствием объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка.

При выполнении работ по изготовлению технического плана сооружения выяснилось, что объект располагается на землях, находящихся в федеральной собственности.

Построенные сооружения располагаются в границах земельных участков с кадастровыми номерами 30:07:240101:1722, входящий в состав единого землепользования 30:07:000000:39, и 30:07:240602:116, входящий в состав единого землепользования 30:07:000000:43.

Данные земельные участки находятся на праве постоянного бессрочного пользования за ФГБУ «Управление «Астраханмелиоводхоз».

На обращение к ответчику о заключении соглашения об установлении сервитута получен отказ от 11.02.2021 о невозможности заключение частного сервитута или отчуждения части земельных участков.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения учреждения в арбитражный суд с настоящим иском.

Суды двух инстанций, удовлетворяя иск, исходили из следующего.

Согласно статье 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут (право ограниченного пользования чужим земельным участком) устанавливается в соответствии с гражданским законодательством; может быть срочным или постоянным. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен. Нормы, определяющие назначение сервитута как права ограниченного пользования чужим земельным участком, закрепляют также гарантии для собственника участка, обремененного сервитутом, предусматривая, что такое обременение не лишает его прав владения, пользования и распоряжения земельным участком, само же осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для этого участка.

Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута) (пункт 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.

В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (пункт 3 статьи 274 ГК РФ).

Управлению на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером: 30:07:000000:39 общей площадью 1 716 744 кв. м, расположенный по адресу: Астраханская область, р-н Лиманский, Черноземельский тракт и опоры линии электропередач, с видом разрешенного использования: под водными объектами, и земельный участок с кадастровым номером: 30:07:000000:43 общей площадью 1 091 031 кв.м, расположенный по адресу: Астраханская область, р-н Лиманский, Большой Лиманский канал, с видом разрешенного использования: для размещения объектов водного фонда.

Согласно заключению кадастрового инженера, возведенный объект располагается в границах земельных участков с кадастровыми номерами 30:07:240101:1722 входящий в состав единого землепользования 30:07:000000:39 и 30:07:240602:116, входящий в состав единого землепользования 30:07:000000:43.

Судами установлено, и данное обстоятельство кассатором не оспаривается, что учреждение лишено возможности доступа к сооружению и использования его по назначению, кроме как путем установления права ограниченного пользования земельным участком управления.

Довод министерства о том, что учреждение должно было согласовать с ним установление испрашиваемого сервитута со ссылкой на пункту 2 статьи 39.24 Земельного кодекса Российской Федерации, судами признан несостоятельным.

Согласно пункту 2 статьи 39.24 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду государственному или муниципальному унитарному предприятию, государственному или муниципальному учреждению, соглашение об установлении сервитута заключается при наличии согласия в письменной форме федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, в ведении которых находятся эти предприятие, учреждение.

Согласно пункту 3 статьи 39.24 Земельного кодекса Российской Федерации, землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка, заключившие соглашение об установлении сервитута в отношении такого земельного участка, в течение десяти дней со дня заключения указанного соглашения обязаны направить в уполномоченный орган уведомление о заключении указанного соглашения.

Принимая во внимание тот факт, что между сторонами длительное время велась переписка по вопросу согласования сервитута, и именно ответчик, как титульный владелец спорных земельных участков, мог и должен был согласовать данный вопрос предоставления сервитута с Минсельхоз России, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для вывода о несоблюдении административной процедуры согласования сервитута.

Кроме того, министерство привлечено к участию в дело в качестве третьего лица, поэтому оснований для отказа в иске только на том основании, что истцом не соблюдена административная процедура согласования сервитута с министерством, как с уполномоченным органом, в ведении которого находится учреждение, судами не установлено.

Расчет размера платы за пользование частью земельного участка определен судом первой инстанции на основании справок ООО «Агентство независимой оценки и судебных экспертиз» от 19.07.2021 № 256, от 19.07.2021 № 256/2.

Названный расчет кассатором не оспорен.

В кассационной жалобе кассатор не приводит доводов, которым судами не дана надлежащая правовая оценка.

Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 20.07.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2021 по делу № А06-2468/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья С.Ю. Муравьев

Судьи Ф.В. Хайруллина

В.А. Петрушкин