ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-3005/2021 от 25.10.2021 АС Астраханской области

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А06-3005/2021

26 октября 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена «25» октября 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен «26»октября 2021 года.

        Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Пузиной Е.В.,

судей Акимовой М.А., Землянниковой В.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания

ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании

апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (107174, <...>. Басманная, д. 2, ИНН <***>, ОГРН <***>)

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 11 августа 2021 года по делу № А06-3005/2021

по заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (107174, <...>. Басманная, д. 2, ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Астраханской таможне (414018, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)

об отмене постановления от 16.03.2021 по делу об административном правонарушении №10311000-79/2021 по статье16.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекращении производства по делу в виду отсутствия состава правонарушения,

при участии в судебном заседании  представителей Астраханской таможни – ФИО2, дов. от 02.04.2021г., ФИО3, дов. от 30.12.2020г.

УСТАНОВИЛ:

ОАО «Российские железные дороги» обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением об отмене постановления Астраханской таможни от 16.03.2021 по делу об административном правонарушении №10311000-79/2021 по ст.16.10 КоАП РФ, прекращении производства по делу в виду отсутствия состава правонарушения.

Решением Арбитражного суда Астраханской области   от 11.08.2021г. в удовлетворении заявленных  требований отказано.

ОАО «Российские железные дороги», не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что перевозчик АО «НК «КТЖ» (Казахстан) должен был подать соответствующее заявление в таможенный орган об изменении места доставки товара с указанием станции Волжский Приволжской железной дороги. Субъектом административного правонарушения является перевозчик АО «НК «КТЖ», который при переадресовке груза (со станции Волгоград-2 на станцию Волжский) не принял надлежащих мер для получения разрешения таможенного органа на изменение места доставки (на Волжский таможенный пост Астраханской таможни) с внесением соответствующих изменений в транзитную декларацию. ОАО «Российские железные дороги» является ненадлежащим субъектом ответственности.

           В судебное заседание явились представители Астраханской таможни.

           Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в порядке статей 121-123 АПК РФ.

           Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», что подтверждается отчетом о публикации.

           В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.

           Представители Астраханской таможни в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

           Через канцелярию суда от ОАО «Российские железные дороги» поступили дополнительные пояснения, просит решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

           Как следует из материалов дела, 26.12.2020 таможенным постом «ТЕМИРЖОЛ» (Р.Казахстан) принято решение о выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита по транзитной декларации (ТД)  №39855409/261220/0176301 на товар - «диметилсульфоксид» в контейнере №TKRU3268521, код по ТН ВЭД ЕАЭС 293090, срок доставки на Дзержинский таможенный пост Астраханской таможни (10311100) до 24.02.2021.

           27.01.2021 на Волжский таможенный пост Астраханской таможни представителем перевозчика открытого акционерного общества «Российские железные дороги» представлены документы для завершения таможенной процедуры таможенного транзита.

          Согласно подтверждению о прибытии №10311120/270121/0000110 фактическое прибытие указанного товара в контейнере на Волжском таможенном посту Астраханской таможни зарегистрировано в 12 часов 18 минут 27.01.2021.

          Таможенная процедура таможенного транзита по ТД была завершена на Волжском таможенном посту Астраханской таможни в 13 часов 50 минут 27.01.2021.

          Из информации, предоставленной письмом Приволжского территориального центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» от 11.02.2021 №1768/ПРВТЦФТО следует, что перевозка грузов железнодорожным транспортом в международном сообщении (экспорт, импорт, транзит) осуществляется с комплектами перевозочных и товаросопроводительных документов, оформленных грузоотправителями и владельцами товаров. Передача груженых и порожних вагонов, контейнеров между сопредельными железнодорожными администрациями осуществляется с оформлением поездной передаточной ведомостью, которая составляется сдающей железной дорогой. Поездная передаточная ведомость подписывается должностными лицами сдающей и принимающей дорог, с указанием времени передачи и проставлением в документах календарных штемпелей.  

           16.01.2021 на пограничную передаточную станцию Озинки Приволжской железной дороги в составе поезда № 3101 индекс 6656-235-6722 прибыла платформа № 94031655, на которой перевозился контейнер № TKRU3088767 с грузом «диметилсульфоксид» по накладной №13138957.

           При осуществлении технологической обработки поезда при приеме/сдаче грузов, вагонов, между перевозчиками ТОО «КТЖ-ГП» Республики Казахстан и ОАО «РЖД», ответственным работником станции Озинки работнику станции Семиглавый Map - эксп КЗХ было отказано в приеме груза «диметилсульфоксид» в контейнере, перевозимого на платформе №94031655 для последующей перевозки по территории Российской Федерации по причине нарушения Плана формирования вагонов с контейнерами в международном сообщении на 2020/2021 годы, так как станция Волгоград - 2 Приволжской железной дороги, указанная станцией назначения в накладной №13138957, согласно Тарифному руководству №4 книга 2 часть 1, не открыта для приема и выдачи грузов в универсальных контейнерах массой брутто 20 тонн, о чем составлен акт общей формы от 16.01.2021 № 1/265 и поездная передаточная ведомость от 16.01.2021 №60.

           Ответственным работником станции Семиглавый Map - эксп КЗХ приняты меры по направлению оперативного донесения в адреса станций отправления и назначения для уведомления грузоотправителя и грузополучателя о фактической причине задержки груза в пути следования и принятия мер по продвижению груза по назначению.

           В адрес станций Семиглавый Map - эксп КЗХ и Озинки поступили документы: письмо от грузополучателя ООО «ЭКОФАРМ» б/н и даты с просьбой осуществления переадресовки груза на станцию назначения Волжский Приволжской железной дороги в адрес грузополучателя ООО «Транспортно-промышленная компания «Юг Поволжья»; письмо от грузополучателя ООО «Транспортно-промышленная компания «Юг Поволжья» от 15.01.2021 № 09 о согласии принятия груза на станции Волжский Приволжской железной дороги; телеграмма станции Достык КЗХ от 18.01.2021 №28 с информацией, полученной телеграммой от 18.01.2021 № 1/7276 от экспедитора АО «КТЗ Экспресс», являющимся плательщиком тарифа за перевозку груза по территории Р.Казахстан, с просьбой на переадресовку груза в контейнере на станцию Волжский Приволжской железной дороги.

          Работником станции Семиглавый Map - эксп КЗХ внесены соответствующие исправления в накладную №13138957: в графу 4 «Получатель» с заменой наименования грузополучателя с ООО «ЭКОФАРМ» на ООО «Транспортно-промышленная компания «Юг Поволжья», в графу 5 «Станция назначения» с заменой наименования станции назначения - станции Волгоград - 2 на станцию Волжский.

          19.01.2021 на пограничной станции Озинки ответственным работником перевозчика ОАО «РЖД» от ответственного работника перевозчика ТОО «КТЖ-ГП» груз «диметилсульфоксид» в контейнере № TKRU3088767, перевозимого на платформе № 94031655, принят к перевозке по территории Российской Федерации с пакетом перевозочных и товаросопроводительных документов, в котором транзитная декларация № 39855409/261220/0176301 на бумажном носителе отсутствовала.

          Факт приема/сдачи груза между перевозчиками подтвержден поездной передаточной ведомостью № 60.20.01.2021 в составе поезда № 2209 индекс 6656 291 6110, платформа 94031655, груженная контейнером № TKRU3088767 с грузом «диметилсульфоксид» отправлена по назначению.

          25.01.2021 на станцию Волжский Приволжской железной дороги в составе поезда № 2228 индекс 6255-101-6110 прибыла платформа № 94031655, груженная контейнером № TKRU3088767 с грузом «диметилсульфоксид», которая 26.01.2021

размещена в зоне таможенного контроля на ЗНК путь Грузового двора станции.  

          27.01.2021 приемосдатчиком груза и багажа Приволжской дирекции по управлению терминально - складским комплексом пакет перевозочных и товаросопроводительных документов на груз передан на Волжский таможенный пост для завершения таможенной процедуры таможенного транзита, и был принят должностным лицом таможенного органа без замечаний.

          Работниками перевозчика ОАО «РЖД» в таможенные органы заявления на получение разрешения по изменению места доставки товара «диметилсульфоксид», помещенного под таможенную процедуру таможенного транзита по ТД №39855409/261220/0176301, не направлялись.

         Согласно гр. «D» ТД № 39855409/261220/0176301 в качестве места доставки таможенным органом отправления был установлен Дзержинский таможенный пост

(10311100).

          Вместе с тем, перевозчик ОАО «РЖД» изменил место доставки товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита по ТД № 39855409/261220/0176301 без разрешения таможенного органа, о чем свидетельствует отсутствие факта регистрации сведений об изменения места доставки указанного товара в соответствующей базе таможенных органов.

          Таким образом, процедура таможенного транзита должна быть завершена ОАО «РЖД» на Дзержинском таможенном посту, однако товар перевозчиком был доставлен на Волжский таможенный пост Астраханской таможни.

           По данному факту таможенным органом 16.02.2021 в отношении ОАО «РЖД» составлен протокол об административном правонарушении № 10311000-78/2021 по статье 16.10 КоАП РФ.

           16.03.2021  таможенным органом вынесено постановление № 10311000-79/2021 о привлечении ОАО «РЖД» к административной ответственности по ст.16.10 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 7 000 рублей.

           Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в суд с заявленными требованиями.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, исходил из того, что факт административного правонарушения и вина общества в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной ст. 16.10 КоАП РФ, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено.

           Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

           В соответствии со ст. 16.10 КоАП РФ несоблюдение перевозчиком установленного таможенным органом срока таможенного транзита или определенного таможенным органом маршрута перевозки товаров либо доставка товаров в зону таможенного контроля, отличную от определенной таможенным органом в качестве места доставки, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

          Объектом административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена ст. 16.10 КоАП РФ, является порядок осуществления перевозки товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

          Субъектом нарушений таможенных правил, предусмотренных ст. 16.10 КоАП РФ, является перевозчик.

          При перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик, независимо от того, является ли он декларантом товаров, помещенных под такую таможенную процедуру, за исключением случая, указанного в пункте 2 настоящей статьи, обязан доставить товары и документы на них в установленный таможенным органом отправления срок в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту перевозки (транспортировки) товаров, если он установлен; обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации, если они применялись; не допустить разгрузку, перегрузку (перевалку) и совершение иных грузовых операций с товарами, перевозимыми (транспортируемыми) в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также замену транспортных средств, перевозящих такие товары, без разрешения таможенных органов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 статьи 148 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 150 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза; далее - ТК ЕАЭС).

          Согласно п. 1 ст. 142 ТК ЕАЭС таможенная процедура таможенного транзита - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.

          Согласно пп. 2 п. 3 ст. 142 ТК ЕАЭС таможенная процедура таможенного транзита применяется при перевозке товаров от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа.

           Согласно п. 4 ст. 143 ТК ЕАЭС - при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенный орган отправления устанавливает срок таможенного транзита в соответствии со статьей 144 ТК ЕАЭС, определяет место доставки товаров в соответствии со статьями 145, 263 и 304 ТК ЕАЭС, осуществляет идентификацию товаров, документов на них в соответствии со статьей 341 ЕАЭС.

            В соответствии п. 2 ст. 145 ТК ЕАЭС таможенный орган отправления устанавливает место доставки товаров на основании сведений указанных в транспортных (перевозочных) документов.

           Пунктом 1 ст. 154 ТК ЕАЭС установлено, что неисполнение обязанностей при перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, в том числе, в случае недоставки части товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, лица, указанные в статье 150 ТК ЕАЭС, несут ответственность в соответствии с законодательством государства-члена, на территории которого выявлено нарушение.

          В соответствии с п. 2 ст. 149 ТК ЕАЭС процедура совершения таможенных операций при аварии, действии непреодолимой силы или иных обстоятельствах, возникших при перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, определяется Порядком совершения таможенных операций, связанных с получением разрешения таможенного органа на изменение места доставки товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, утв. решением коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.12.2017 № 170 "О некоторых вопросах применения таможенной процедуры таможенного транзита".

          В соответствии с пунктом 9 Порядка после проведения таможенного контроля перевозчик, декларант товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита или иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров и транспортного средства, в отношении которых возникли обстоятельства, препятствующие исполнению обязанностей перевозчика, совершают таможенные операции, связанные с изменением места, куда должны быть доставлены товары, помещенные под таможенную процедуру таможенного транзита, предусмотренные статьей 145 ТК ЕАЭС.

           В соответствии с п. 7 ст. 145 ТК ЕАЭС порядок совершения таможенных операций, связанных с получением разрешения таможенного органа на изменение места доставки товаров, определяется Порядком.

           В соответствии с подпунктом б) пункта 5 Порядка для получения разрешения таможенного органа на изменение доставки товаров в таможенный орган представляются документы (электронные документы, копии документов на бумажном носителе и, или электронные копии документов на бумажном носителе), подтверждающие изменение пункта назначения.

            При недоставке всех товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, и документов на них в место доставки товаров лица, указанные в статье 150 настоящего Кодекса, несут ответственность в соответствии с законодательством государства-члена, таможенным органом которого произведен выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

           В иных случаях неисполнения обязанностей при перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, в том числе, в случае недоставки части товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, лица, указанные в статье 150 настоящего Кодекса, несут ответственность в соответствии с законодательством государства-члена, на территории которого выявлено нарушение (пункт 1

статьи 154 ТК ЕАЭС).

           Как следует из материалов дела, работниками перевозчика ОАО «РЖД» в таможенные органы заявления на получение разрешения по изменению места доставки товара «диметилсульфоксид», помещенного под таможенную процедуру таможенного транзита по ТД №39855409/261220/0176301, не направлялись.

         Согласно гр. «D» ТД № 39855409/261220/0176301 в качестве места доставки таможенным органом отправления был установлен Дзержинский таможенный пост

(10311100).

          Вместе с тем, перевозчик ОАО «РЖД» изменил место доставки товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита по ТД № 39855409/261220/0176301 без разрешения таможенного органа, о чем свидетельствует отсутствие факта регистрации сведений об изменения места доставки указанного товара в соответствующей базе таможенных органов.

          Таким образом, процедура таможенного транзита должна быть завершена ОАО «РЖД» на Дзержинском таможенном посту, однако товар перевозчиком был доставлен на Волжский таможенный пост Астраханской таможни.

Доводы Общества о том, что ОАО «Российские железные дороги» является ненадлежащим субъектом ответственности, судом апелляционной инстанции отклоняются.

          Согласно п.7 ст. 145 ТК ЕАЭС в случае, если при перевозке (транспортировке)  товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита пункт назначения изменяется, место доставки товаров может быть изменено с  разрешения таможенного органа.

         Для получения соответствующего разрешения таможенного органа на изменение места доставки, перевозчику необходимо обратиться в ближайший таможенный орган с заявлением об изменении места доставки товаров с указанием станции назначения, составленном в произвольной форме, в данном случае станции Волжский ПЖД.

          Решением коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.12.2017 № 170 "О некоторых вопросах применения таможенной процедуры таможенного транзита" утвержден Порядок совершения таможенных операций, связанных с получением разрешения таможенного органа на изменение места доставки товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

            В соответствии с п. 2, п. 3 Порядка, в случае если при перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита пункт назначения изменяется в соответствии с законодательством государства - члена Евразийского экономического союза в области транспорта, перевозчик для изменения места доставки вправе обратиться с заявлением об изменении места доставки (далее - заявление) в любой таможенный орган, находящийся по пути его следования, который уполномочен на совершение таможенных операций и в регионе деятельности которого находятся товары и транспортное средство.

          Для получения разрешения на изменение места доставки перевозчик:

а) размещает транспортное средство с товарами, помещенными под таможенную процедуру таможенного транзита, место доставки которых предполагается изменить, в том числе без выгрузки товаров из транспортного средства, на котором они прибыли, в зоне таможенного контроля, расположенной в регионе деятельности таможенного органа, в который перевозчик намерен обратиться с заявлением;

б) направляет заявление (в виде электронного документа, составленного в произвольной форме документа на бумажном носителе или электронной копии документа на бумажном носителе) в таможенный орган.

 В соответствии с ч. 2 ст. 154 ТК ЕАЭС ответственность за неисполнение обязанностей перевозчика при перевозке товаров железнодорожным транспортом в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита несет железнодорожный перевозчик, принявший товары к перевозке по территории одного из государств-членов в порядке, установленном международными договорами в области железнодорожного транспорта и актами Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества Независимых Государств либо законодательством государств-членов в области транспорта, если передача товаров осуществляется между железнодорожными перевозчиками одного государства-члена.

          Согласно гр. «D» ТД № 39855409/261220/0176301 в качестве места доставки таможенным органом отправления был установлен Дзержинский таможенный пост

(10311100).

          Вместе с тем, перевозчик ОАО «РЖД» изменил место доставки товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита по ТД № 39855409/261220/0176301 без разрешения таможенного органа, о чем свидетельствует отсутствие факта регистрации сведений об изменения места доставки указанного товара в соответствующей базе таможенных органов.

          Таким образом, процедура таможенного транзита должна быть завершена ОАО «РЖД» на Дзержинском таможенном посту, однако товар доставлен перевозчиком на Волжский таможенный пост Астраханской таможни, в связи с чем, ОАО «РЖД» не принято всех мер для соблюдения  таможенного законодательства.

          Как следует из материалов дела, 16.01.2021 железнодорожная платформа № 94031655 с контейнером № TKRU3088767 в составе поезда № 3101 индекс 6656-235-6722 прибыла на пограничную станцию Озинки Приволжской железной дороги.

           При осуществлении технологической обработки поезда при приеме/сдаче грузов, вагонов ответственным работником станции Озинки в принятии груза -«диметилсульфоксид» отказано, что подтверждается актом общей формы от 16.01.2201 № 1/265.

           19.01.2021 вышеуказанный груз принят ОАО «РЖД» в лице ответственного работника станции Озинки к перевозке, что подтверждается поездной передаточной ведомостью № 60.

           20.01.2021 платформа № 94031655 с контейнером № TKRU3088767 в составе поезда № 3101 индекс 6656-235-6722 отправлена на станцию назначения - станцию Волжский Приволжской железной дороги.

           Согласно представленному при завершении таможенного транзита подтверждению о прибытии от 27.01.2021 № 10311120/270121/0000110 перевозка груза осуществлялась ОАО «РЖД» на основании железнодорожной накладной от 23.12.2020 № 13138957 и ТД №39855409/261220/0176301, полученных от представителей АО НК «КТЖ».

           В железнодорожной накладной от 23.12.2020 № 13138957 в связи с переадресовкой станция назначения - станция Волгоград 2 изменена на станцию Волжский, о чем свидетельствуют соответствующие исправления в графе 4 «Получатель». При этом в графе D ТД № 39855409/261220/0176301, представленной представителями АО НК «КТЖ» ответственному работнику станции Озинки при передаче груза, отметки об изменении таможенными органами места доставки отсутствовали.

           Согласно указанным в данной графе сведениям, местом доставки являлся Дзержинский таможенный пост (10311100), изначально заявленный в качестве таможенного органа назначения при помещении товара под таможенную процедуру таможенного транзита.

            В силу пункта 1 статьи 105, статьей 107 ТК ЕАЭС документом, свидетельствующим о помещении товара под таможенную процедуру таможенного транзита, является транзитная декларация.

           Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 107 ТК ЕАЭС в транзитной декларации подлежат указанию сведения о пункте назначения товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами.

           В данном случае сведения о пункте назначения, указанные в транзитной декларации, не соответствовали сведениям, указанным железнодорожной накладной от 23.12.2020 № 13138957.

          При этом, отсутствие электронного документа, содержащего информацию о принятии решения об изменении места доставки, или информирования перевозчика о принятии решения об изменении места доставки, наличие которых предусмотрено пунктом 9 Порядка совершения таможенных операций, связанных с получением разрешения таможенного органа на изменение места доставки товаров, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.12.2017 № 170 «О некоторых вопросах применения таможенной процедуры таможенного транзита», свидетельствовало о непринятии АО НК «КТЖ» мер по получению разрешения таможенных органов на изменение места доставки и соответственно об отсутствии разрешения таможенных органов на изменение места доставки со станции Волгоград 2 на станцию Волжский.

          Необходимость в ходе производства по делу об административном правонарушении в направлении запросов в АО НК «КТЖ» или в таможенные органы Республики Казахстан с целью проверки наличия или отсутствия обращения АО НК «КТЖ» в таможенные органы Республики Казахстан отсутствовала, так как данный факт подтверждался отсутствием соответствующих сведений в информационной системе таможенных органов.

          Причины не направления АО НК «КТЖ» заявления об изменении места доставки в таможенные органы Республики Казахстан не имеют значения для рассмотрения вопроса о соблюдении ОАО «РЖД» обязанностей, возложенных на него как на перевозчика товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита по территории Российской Федерации.

          С момента принятия груза к перевозке у ОАО «РЖД» возникла обязанность по соблюдению требований и условий таможенной процедуры таможенного транзита, в том числе, обязанности по доставке товара в установленный таможенный органом отправления пункт назначения.

           В соответствии с вышеуказанными положениями статьи 145 ТК ЕАЭС и Порядка, у ОАО «РЖД, как у перевозчика, принявшего товар к перевозке в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита по территории одного из государств-членов ЕАЭС, имелась возможность для обращения в любой таможенный орган, находящийся по пути следования с заявлением  в произвольной форме об изменении места доставки.

           Довод жалобы об отсутствие профессиональных познаний у работников станции Озинки в области таможенной кодификации таможенных органов, не может являться основанием для освобождения перевозчика от ответственности за нарушения требований таможенного законодательства и несоблюдения обязанности по доставке товара в установленное таможенным органом отправления место доставки.

           Сведения о кодировании таможенных органов Российской Федерации и присвоенных им кодов, находятся в общем доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» как на официальном сайте ФТС России, так и в иных источниках информации.

          С целью соблюдения данной обязанности ОАО «РЖД» при принятии груза к перевозке должно принять все возможные меры по проверке факта изменения места доставки в установленном порядке, и в случае непринятия данных мер АО НК «КТЖ» самостоятельно обратиться в таможенные органы с заявлением об изменении места доставки, чего Обществом сделано не было.

          В соответствии с законодательством ЕАЭС, ОАО «РЖД» являясь перевозчиком, является и субъектом публично-правовых таможенных отношений с таможенным органом, возникающих в связи с выполнением своих обязанностей, предусмотренных таможенным законодательством.

         В соответствии с п. 1 ст. 154 ТК ЕАЭС, за неисполнение своих обязанностей при перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик несет ответственность в соответствии с законодательством государства-члена, на территории которого выявлено нарушение.

         Несоблюдение перевозчиком установленного таможенным органом срока таможенного транзита или определенного таможенным органом маршрута перевозки товаров либо доставка товаров в зону таможенного контроля, отличную от определенной таможенным органом в качестве места доставки, является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст.16.10 КоАП РФ.

         Юридическое лицо признается виновным в совершении административного

правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

В материалы дела обществом не представлены доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что им были приняты все необходимые и достаточные меры, направленные на недопущение выявленного нарушения.

Следовательно, вина Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.10 КоАП РФ, административным органом установлена и доказана.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении представитель ОАО «РЖД»  в ходатайстве (л.д. 94) указал, что  указанное нарушение не привело  к возникновению неблагоприятных последствий и  существенной угрозы охраняемым  общественным  отношениям, умысла в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 16.10 КоАП РФ, у Общества не было,  ОАО «РЖД»   принимает все меры для соблюдения требований закона при перевозке груза.

ОАО «РЖД» обладает  статусом профессионального перевозчика, в связи с чем, у Общества имелась реальная и объективная возможность для получения в установленном порядке разрешения на изменение места доставки перевозимого товара.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, административный орган и суд первой инстанции пришли к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.10 КоАП РФ.

          Судами проверена процедура привлечения Общества к административной ответственности, нарушений процедуры не установлено.

При определении меры наказания административным органом учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 КоАП РФ, влияющие на размер наказания.

           Материалами дела установлено, что постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 06.10.2020 № 10311000-740/2020, Общество привлечено к административной ответственности по ст. 16.10 КоАП РФ в виде штрафа в размере 6000 рублей.

  При таких обстоятельствах, установленная мера наказания в  виде штрафа 7000 рублей соответствует совершённому деянию. 

В рассматриваемой ситуации назначение обществу административного наказания в виде штрафа в размере 7000 руб. соответствует характеру совершенного обществом административного правонарушения, соразмерно его тяжести, является справедливым и отвечает принципам юридической ответственности, регламентированными КоАП РФ.

  Судебная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.

На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявления по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.

Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 11 августа 2021 года по делу № А06-3005/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Е.В. Пузина

Судьи

М.А. Акимова

В.В. Землянникова