АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-69998/2020
г. Казань Дело № А06-9844/2018
29 декабря 2021 года
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Карповой В.А., Хайруллиной Ф.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Халидовой Р.И.,
при участии:
в Арбитражном суде Поволжского округа:
конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Астраханьоблснабсбыт» – ФИО1 лично,
представителя ФИО2 – ФИО3 (доверенность от 09.12.2021),
в Арбитражном суде Ростовской области представителей:
Министерства обороны Российской Федерации – ФИО4 (доверенность от 25.11.2020),
Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» – ФИО4 (доверенность от 25.11.2020),
Военной прокуратуры Южного военного округа – ФИО5 (доверенность от 17.09.2021),
Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО6 (доверенность от 11.01.2021),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью «Астраханьоблснабсбыт», ФИО7 и ФИО2
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 12.07.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2021
по делу № А06-9844/2018
по исковому заявлению Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Астраханьоблснабсбыт» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании права собственности на земельный участок площадью 70 780 кв. м, объекты недвижимости, расположенные по адресу: Астраханская область, г. Астрахань, <...> Мостостроителей, 7, с участием третьих лиц: ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области, Территориального управления Росимущества в Астраханской области, ФИО8, ФИО2, Управления Федеральной налоговой службы по Астраханской области, ООО «Газпром Добыча Астрахань», начальника склада (по хранению материальных и технических средств квартирно-эксплуатационной службы) воинской части № 57229 ФИО9, ПАО «Агроинвестиционный коммерческий банк», Военной прокуратуры Южного военного округа в интересах Российской Федерации, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа»,
УСТАНОВИЛ:
Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации (далее – Министерство обороны РФ, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Астраханьоблснабсбыт» (далее – ООО «Астраханьоблснабсбыт») о признании права собственности на земельный участок площадью 70 780 кв. м, расположенный по адресу: Астраханская область, г. Астрахань, <...> Мостостроителей, 7 о признании права собственности Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке по адресу: Астраханская область, г. Астрахань, <...> Мостостроителей, 7, а именно: склад литер А, площадью 1662,1 кв. м, кадастровый номер 30:12:040467:644, склад литер Б, площадью 1666,8 кв. м, кадастровый номер 30:12:040467:642, склад литер В, площадью 2 837,4 кв. м, кадастровый номер 30:12:040467:647, склад «стимул», литер Д, площадью 871 кв. м, кадастровый номер 30:12:040467:641, склад литер С, площадью 178,6 кв. м, кадастровый номер 30:12:040467:686, склад литер З, площадью 398,9 кв. м, кадастровый номер 30:12:040467:649, склад литер И, площадью 179,3 кв. м, кадастровый номер 30:12:040467:683, склад литер М, площадью 356,3 кв. м, кадастровый номер 30:12:040467:685, склад литер Р, площадью 264,2 кв. м, кадастровый номер 30:12:040467:687, здание столовой, площадью 315,6 кв. м, кадастровый номер 30:12:040467:648, мастерская литер Ф, площадью 50,6 кв. м, кадастровый номер 30:12:040467:684, гараж литер Е, площадью 253,5 кв. м, кадастровый номер 30:12:040467:645, гараж литер Ж, площадью 1108,3 кв. м, кадастровый номер 30:12:040467:646, мастерская литер У, площадью 32,1 кв. м, кадастровый номер 30:12:040467:688, эстакада, площадью 42 кв. м, кадастровый номер 30:12:040467:643, проходная литер Щ, 6,3 кв. м, кадастровый номер 30:12:040467:689, здание электростанции, литер Э, площадью 30,8 кв. м, кадастровый номер 30:12:040467:680, сооружение ж/д тупик № 186, площадью 328,4 кв. м, кадастровый номер 30:12:040486:260, сооружение ж/д тупик № 218, площадью 349, кадастровый номер 30:12:040486:262, туалет, площадью 9,8 кв. м, кадастровый номер 30:12:040486:259, железнобетонное ограждение, протяженностью 1063 кв. м, кадастровый номер 30:12:040486:261, площадка разгрузочная, площадью 1873,6 кв. м, кадастровый номер 30:12:040486:263.
ООО «Астраханьоблснабсбыт» в лице конкурсного управляющего ФИО1 обратилось со встречным исковым заявлением к министерству о расторжении договора купли-продажи недвижимого имущества и истребовании из незаконного владения земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости, а именно: - земельный участок, площадью 70 780 кв. м, кадастровый номер 30:12:040467:158, - склад литер А, площадью 1662,1 кв. м., кадастровый номер 30:12:040467:644, склад литер Б, площадью 1666,8 кв. м, кадастровый номер 30:12:040467:642, - склад литер В, площадью 2837,4 кв. м, кадастровый номер 30:12:040467:647, склад «стимул», литер Д, площадью 871 кв. м, кадастровый номер 30:12:040467:641, склад литер С, площадью 178,6 кв. м, кадастровый номер 30:12:040467:686, склад литер З, площадью 398,9 кв. м, кадастровый номер 30:12:040467:649, склад литер И, площадью 179,3 кв. м, кадастровый номер 30:12:040467:683, склад литер М, площадью 356,3 кв. м, кадастровый номер 30:12:040467:685, склад литер Р, площадью 264,2 кв. м, кадастровый номер 30:12:040467:687, здание столовой, площадью 315,6 кв. м, кадастровый номер 30:12:040467:648, мастерская литер Ф, площадью 50,6 кв. м, кадастровый номер 30:12:040467:684, гараж литер Е, площадью 253,5 кв. м, кадастровый номер 30:12:040467:645, гараж литер Ж, площадью 1108,3 кв. м, кадастровый номер 30:12:040467:646, мастерская литер У, площадью 32,1 кв. м, кадастровый номер 30:12:040467:688, эстакада, площадью 42 кв. м, кадастровый номер 30:12:040467:643, проходная литер Щ, 6,3 кв. м, кадастровый номер 30:12:040467:689, здание электростанции, литер Э, площадью 30.8 кв. м, кадастровый номер 30:12:040467:680, сооружение ж/д тупик № 186, площадью 328,4 кв. м, кадастровый номер 30:12:040486:260, сооружение ж/д тупик № 218, площадью 349, кадастровый номер 30:12:040486:262, туалет, площадью 9,8 кв. м, кадастровый номер 30:12:040486:259, железнобетонное ограждение, протяженностью 1063 кв. м, кадастровый номер 30:12:040486:261, площадка разгрузочная, площадью 1873,6 кв. м, кадастровый номер 30:12:040486:263.
ФИО7 (далее – ФИО8) и ФИО2 (далее – ФИО2) обратились с встречным исковым заявлением к Министерству о признании договора купли-продажи земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости ничтожной сделкой в силу притворности и применении последствий недействительности сделки.
К участию в деле, в качестве третьих лиц, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), привлечены – ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области, Территориальное управление Росимущества в Астраханской области, ФИО7, ФИО2, Управление Федеральной налоговой службы по Астраханской области, общество с ограниченной ответственностью «Газпром Добыча Астрахань», начальник склада (по хранению материальных и технических средств квартирно-эксплуатационной службы) воинской части № 57229 ФИО9, ПАО «Агроинвестиционный коммерческий банк», Военная прокуратура Южного военного округа в интересах Российской Федерации, федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа».
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 11.08.2020, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2020, в иске Министерства отказано. Встречные исковые требования ООО «Астраханьоблснабсбыт», ФИО1 (далее – ФИО1) и ФИО7, ФИО2 оставлены без удовлетворения.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 25.02.2021 решение Арбитражного суда Астраханской области от 11.08.2020 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2020 по делу в части отказа в иске Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на земельный участок и объекты недвижимости, расположенные на земельном участке по адресу: Астраханская область, г. Астрахань, <...> Мостостроителей, 7 отменены, в отмененной части дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Астраханской области. В остальной части судебные акты оставить без изменения.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Астраханской области от 12.07.2021, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2021, Произведена государственная регистрация перехода права собственности Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 30:12:040467:158, площадью 70 780 кв. м, и объекты недвижимости: -склад литер А, площадью 1662,1 кв. м, с кадастровым номером 30:12:040467:466, склад литер Б, площадью 1666,8 кв. м, с кадастровым номером 30:12:040467:642, склад литер В, площадью 2837,4 кв. м, с кадастровым номером 30:12:040467:647, склад Стимул, площадью 871 кв. м, с кадастровым номером 30:12:040467:641, склад литер С, площадью 178,6 кв. м, с кадастровым номером 30:12:040467:686, склад литер З, площадью 398,9 кв. м, с кадастровым номером 30:12:040467:649, склад литер И, площадью 179,3 кв. м, с кадастровым номером 30:12:040467:683, склад литер М, площадью 356,3 кв. м, с кадастровым номером 30:12:040467:685, склад литер Р, площадью 264,2 кв. м, с кадастровым номером 30:12:040467:687, здание столовой, площадью 315,6 кв. м, с кадастровым номером 30:12:040467:648, мастерская литер Ф, площадью 50,6 кв. м, с кадастровым номером 30:12:040467:684, гараж литер Е, площадью 253,5 кв. м, с кадастровым номером 30:12:040467:645, гараж литер Ж, площадью 1108,3 кв. м, с кадастровым номером 30:12:040467:646, мастерская литер У, площадью 32,1 кв. м, с кадастровым номером 30:12:040467:688, эстакада, площадью 42 кв. м , с кадастровым номером 30:12:040467:643, проходная литер Щ, площадью 6,3 кв. м, с кадастровым номером 30:12:040467:689, здание э/станции литер Э, площадью 30,8 кв. м, с кадастровым номером 30:12:040467:680, -ж/д тупик №186, площадью 328,4 кв. м, с кадастровым номером 30:12:040486:260, ж/д тупик № 218, площадью 349 кв. м, с кадастровым номером 30:12:040486:262, туалет, площадью 9,8 кв. м, с кадастровым номером 30:12:040486:259, ж/бетонное ограждение, протяженностью 1063 кв. м, с кадастровым номером 30:12:040486:261, площадка разгрузочная, площадью 1873,6 кв. м, с кадастровым номером 30:12:040486:263, расположенных по адресу: Астраханская область, г. Астрахань, <...> Мостостроителей, 7.
В кассационных жалобах ООО «Астраханьоблснабсбыт», ФИО7 и ФИО2 поданных в Арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты, принятые при новом рассмотрении, предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
Заявители кассационных жалоб, оспаривая судебные акты, считают, что оснований для регистрации перехода права собственности не имелось.
В отзывах на кассационные жалобы Министерство и ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России возражают против изложенных в них доводов, просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители ООО «Астраханьоблснабсбыт» и ФИО2 поддержали доводы, изложенные в собственных кассационных жалобах, а представители Министерства обороны, ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России, Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа», Военной прокуратуры Южного военного округа возражали против их удовлетворения.
В соответствии со статьей 153.1 АПК РФ судебное заседание проведено с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Астраханской области.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационных жалобах, отзывах на нее и в выступлении представителей лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, в 1998 году ФГКЭУ «2002 Отделение морской инженерной службы» Министерства обороны Российской Федерации Каспийской Флотилии в лице ОКСа (в/часть 91304) для нужд флота у АООТ «Астраханьоблснабсбыт» на основании договора купли-продажи от 23.09.1998 приобрело базу, а именно, – земельный участок с кадастровым номером 30:12:040467:158, общей площадью 70 780 кв. м, расположенный по адресу Астраханская область г. <...> с расположенными на нем зданиями и сооружениями, с кадастровыми номерами 30:12:040467:466, 30:12:040467:642, 30:12:040467:647, 30:12:040467:641, 30:12:040467:686, 30:12:040467:649, 30:12:040467:683, 30:12:040467:685, 30:12:040467:687, 30:12:040467:648, 30:12:040467:684, 30:12:040467:645, 30:12:040467:646, 30:12:040467:688, 30:12:040467:643, 30:12:040467:689, 30:12:040467:680, 30:12:040486:260, 30:12:040486:262, 30:12:040486:259, 30:12:040486:261, 30:12:040486:263.
Войсковая часть 91304 18.08.2003 зарегистрировала право оперативного управления на спорное имущество, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права оперативного управления на 22 объекта недвижимости.
Согласно позиции Министерства обороны право оперативного управления на объекты недвижимости было зарегистрировано за Войсковой частью 91304 и с 1999 года имущество находится в фактическом исключительном и непрерывном владении Вооруженных Сил Российской Федерации, огорожено бетонным забором, доступ на территорию ограничен.
До 01.07.2002 органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц, являлись федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» (статья 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» в редакции, действовавшей на момент принятия).
По отношению к органам военного управления полномочиями по регистрации юридических лиц обладало Министерство обороны РФ. В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ, органом, зарегистрировавшим войсковую часть 91304, являлось Минобороны России.
Войсковая часть 91304 являлась федеральным бюджетным учреждением, созданным Министерством обороны Российской Федерации до 01.07.2002, для выполнения функций в области обороны.
Войсковая часть 91304 ликвидирована в 2017 году, ее деятельность прекращена в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ.
По мнению Министерства, поскольку спорные объекты недвижимости находились в оперативном управлении Войсковой части 91304, которая подчинялась Минобороны России, фактическим их собственником являлась и является Российская Федерация в лице Минобороны России.
Министерство обороны, полагая, что спорное имущество является федеральной собственностью, из состава федеральной собственности и из владения Минобороны России с 1998 года не выбывало, в связи с чем право собственности, возникшее в силу закона, не прекращалось, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
ООО «Астраханьоблснабсбыт», сославшись на незаконное владение Министерством обороны Российской Федерации спорным имуществом, предъявило встречное требование о расторжении договора купли-продажи, ввиду отсутствия оплаты и истребовании из незаконного владения Министерства объектов недвижимости.
Полагая, что договор купли-продажи недвижимого имущества является ничтожным, ФИО7 и ФИО2 также предъявили встречные требования о признании договора 1998 года недействительным (ничтожным) в силу его притворности и применении последствий недействительности сделки.
Разрешая спор, суды двух инстанций, руководствуясь статьями 131, 223, 294, 296, 299, 551 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), учитывая наличие в ЕГРП сведений о регистрации права собственности ООО «Астраханьоблснабсбыт» на спорные объекты, суды квалифицировали заявленное требование как требование о регистрации перехода права собственности, установив, что спорное имущество из состава федеральной собственности и из владения Минобороны России с 1998 года не выбывало, право собственности, возникшее в силу закона, не прекращалось, удовлетворили исковые требования.
Содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей правоприменительной практике.
Согласно пункту 2 статьи 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8.1 ГК РФ, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре.
В соответствии с абзацем первым пункта 2 статьи 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Пункт 1 статьи 551 ГК РФ также предусматривает, что переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации), действующего на момент заключения договора купли-продажи от 25.09.1998, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Аналогичные положения содержатся в частях 3, 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ).
В пункте 58 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее – постановление Пленума № 10/22) разъяснено, что лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ (пункт 59 постановления Пленума № 10/22).
Таким образом, иск о признании права - это иск о подтверждении уже возникшего права, и заявление данного иска в настоящем деле не может являться надлежащим способом защиты своих прав, в связи с чем выводы судов о наличии оснований для удовлетворения этого иска нельзя признать обоснованными.
В соответствии с пунктом 1 Положения Министерства обороны РФ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, в том числе в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Согласно пункту 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В силу пункта 4 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления защищаются от их нарушения в порядке, предусмотренном статьей 305 ГК РФ, при этом, предъявляя иск о признании права имущества закреплено на праве оперативного управления за учреждением, собственник обеспечивает не только защиту права собственности, но и защиту ограниченного вещного права.
Учитывая специфику спорных правоотношений, судебные инстанции обеспечили установление всех юридически значимых обстоятельств, определяющих материально-правовую цель, которую преследовал федеральный орган при обращении в суд.
На основании договора купли-продажи от 25.03.1998, заключенного между ОАО «Агроинкомбанк», АООТ «Астраханьоблснабсбыт» и ФГКЭУ «2002 Отделение морской инженерной службы» Министерства обороны Российской Федерации Каспийской Флотилии в лице ОКСа (в/часть 91304) регистрирующим органом зарегистрировано право оперативного управления на спорное имущество за бюджетным учреждением, являющимся юридическим лицом.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Астраханской области от 31.02.2002 по делу № А06-178у-4/2002, принятого с участием представителей АООТ «Астраханьоблснабсбыт», ОАО «Агроинкомбанк» и Войсковой части 91304, установлен факт владения спорным имуществом на праве оперативного управления.
При рассмотрении в порядке особого производства дела, суд, оценивая по существу и возражения относительно достоверности обстоятельств, обосновывающих устанавливаемый факт (пункт 3 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2004 № 76 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение»).
Исходя из общих положений, принятое в порядке особого производства, решение суда об установлении факта, принадлежащего имущества, является доказательством по делу, в котором рассматривается спор о праве на это имущество, и не обладает преюдициальной силой в отношении лиц, не участвующих в деле, рассмотренному в порядке особого производства.
Таким образом, при рассмотрении заявления Войсковой части 91304, представители заинтересованных лиц АООТ «Астраханьоблснабсбыт», ОАО «Агроинкомбанк» признавали факт полной оплаты, а также сам факт заключения договора купли-продажи от 25.09.1998, по условиям которого АООТ «Астраханьоблснабсбыт» (собственник 3/14 доли) и ОАО «Агроинкомбанк» (собственник 11/14 доли) передали в государственную собственность объекты недвижимости и земельный участок общей площадью 70 700 кв. м, при этом договор заключен на основании предварительных решений Совета директоров ОАО «Агроинкомбанк» от 23.09.1996 и Собрания акционеров АООТ «Астраханьоблснабсбыт» от 02.12.1997, при этом отмечено, что уже с 1998 года Войсковая часть 91304 владеет всей базой по адресу: Астраханская область, г. Астрахань, <...> Мостостроителей, 7.
Судебные инстанции, по данному спору, оценивая материалы инвентарного дела, представленного ГБУ АО «БТИ» в котором имеется договор купли-продажи от 25.03.1998, а также признание факта его заключения и оплаты уполномоченным представителем ОАО «Астраханьоблснабсбыт» при рассмотрении дела № А06-178у-4/2002, правомерно исходили из того, что заключение сделки как юридического факта подтверждено документально.
Вместе с тем при подготовке дела к рассмотрению судебные инстанции, при повторном рассмотрении, определили характер правоотношений, из которых возник спор и при очевидности преследуемого материально-правового интереса правомерно обеспечили восстановление нарушенного права, за защитой которого обратился истец.
Из анализа материалов дела следует, что право оперативного управления, которое является производным от права собственности, было зарегистрировано за учреждением 18.08.2003, что также подтверждается свидетельствами о регистрации права, тем самым следует признавать и наличие зарегистрированного в публичном реестре права федеральной собственности, при этом закрепление самого имущества осуществлялось за учреждением на основании Распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 31.03.2004 № 1269-р.
Таким образом, с целью подтверждения уже возникшего титула, Министерство (уполномоченный орган), владеющее спорным имуществом, при наличии регистрации права в 2003 году (после введения Федерального закона № 122-ФЗ) вправе было обратиться с иском о признании такого права к лицу, за которым также зарегистрировано право собственности.
Однако при предъявлении иска, было установлено, что регистрирующий орган на основании заявления ОАО «Астраханьоблснабсбыт» погасил регистрационную запись о праве оперативного управления учреждения на объект недвижимости и 17.01.2017 произвел регистрацию права собственности за указанным обществом.
Согласно статье 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе посредством неприменения судом акта государственного органа, противоречащего закону.
В связи с чем в пределах предоставленной законом дискреции судебные инстанции обеспечили проверку действий регистрирующего органа по погашению записей в государственном реестре о праве оперативного управления и внесения записи о праве собственности за обществом на спорное имущество.
Вместе с тем признание незаконными действий регистрирующего органа по результатам их правовой оценки исключительно для установления обстоятельств, в рамках спора о признании права собственности, не обеспечит в полной мере восстановление нарушенного права федерального органа.
Необходимо учитывать, что в данном случае требования о признании права были предъявлены Министерством к продавцу объектов, между тем оснований для применения вещно-правовых способов защиты к участнику сделки не имеется.
Согласно пункту 34 постановления Пленума № 10/22 спор о возврате имущества, вытекающий из договорных отношений или отношений, связанных с применением последствий недействительности сделки, подлежит разрешению в соответствии с законодательством, регулирующим данные отношения.
В результате сложившейся ситуации и погашения записи о праве оперативного управления следует учесть, что истец правом собственности на спорное имущество не обладает, иск о признании права собственности, заявленный лицом, право которого не зарегистрировано, не мог быть заявлен.
Учитывая, факт заключения договора купли-продажи, передачу спорного имущества во владение учреждения во исполнение сделки и его наличие, а также незаконность погашения и отсутствие записи в реестре на момент рассмотрения спора, с учетом того, что Министерство настаивало на признании права собственности, в целях государственной регистрации за ним права собственности, надлежащим способом защиты права против продавца имущества следует признать требования о государственной регистрации перехода права собственности (пункт 3 статьи 552 ГК РФ).
Аналогичный правовой подход изложен в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2020 № 305-ЭС20-2700.
Судебные инстанции, удовлетворяя требования, обеспечили восстановление нарушенного права, поскольку решение о государственной регистрации перехода права собственности также обеспечит регистрацию права федеральной собственности, которая была погашена регистрирующим органом с нарушением действующего законодательства.
Следует признать ошибочными и доводы конкурсного управляющего о применении подпункта 4 пункта 1 статьи 148 АПК РФ и оставлении искового заявления без рассмотрения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
По общему правилу с момента признания должника банкротом и открытия в отношении него конкурсного производства требования кредиторов по неденежным обязательствам неимущественного характера трансформируются в денежные (пункт 1 статьи 126 Закона о банкротстве и разъяснения, приведенные в абзаце 2 пункта 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 35). Такие требования подлежат денежной оценке, рассматриваются по правилам статьи 100 Закона о банкротстве и удовлетворяются в общем порядке.
Таким образом, в указанных случаях требование о государственной регистрации перехода права собственности на спорное имущество, после признания продавца банкротом, включенного в конкурсную массу, по сути, может быть направлено на исключение этого объекта недвижимости из конкурсной массы.
Рассмотрение такого требования вне рамок дела о банкротстве недопустимо, поскольку может привести к удовлетворению требований покупателя имущества во внеочередном порядке, преимущественно перед требованиями иных кредиторов должника.
Приведенные выводы соответствуют правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.06.2014 № 2826/14 и определении Верховного Суда Российской Федерации от 17.10.2017 № 305-ЭС17-12927.
Вместе с тем в силу особенности спорных правоотношений, требования о государственной регистрации перехода права не подлежат рассмотрению в рамках дела о банкротстве продавца ОАО «Астраханьоблснабсбыт».
Оценив данные обстоятельства, судебные инстанции, учитывая специфику спорных правоотношений, сделали правильный вывод, что спорное имущество не может быть включено в конкурсную массу общества, поскольку выбыло из владения продавца с 1998 года, на основании заключенного договора купли-продажи, переход права собственности и производное от него право оперативного управления за бюджетным учреждением были зарегистрированы в 2003 году.
Следует учитывать, что поскольку право оперативного управления зарегистрировано в установленном законом порядке в 2003 году, однако было погашено с нарушением закона, сам факт регистрации права собственности должника на имущество в 2017 году, не имеет правового значения, в том числе для включения объектов в состав конкурсной массы.
Поскольку общество (продавец) признанное банкротом, не владеет спорным имуществом, а регистрация права собственности 28.01.2016 на земельный участок и 16.11.2017 на объекты недвижимости, не имеет юридической силы, рассмотрение данного спора вне рамок дела о банкротстве не нарушает права конкурсных кредиторов должника, поскольку они не вправе претендовать на удовлетворение своих требований за счет спорного имущества, не принадлежащего должнику.
Из анализа материалов дела и установленных обстоятельств, признанных сторонами, следует, что учреждение, созданное Министерством, владеет спорным объектом с 1998 года, при этом ОАО «Астраханьоблснабсбыт» утратило право на виндикацию имущества, в связи с чем погашено и материальное право на спорные объекты недвижимости.
Применительно к спорным правоотношениям, с учетом требований Министерства как владеющего собственника применяются положения статьи 208 ГК РФ, в связи с чем срок исковой давности не применяется.
С позиции статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 209, 551 ГК РФ, судебные инстанции, установив, что зарегистрированное в установленном законом порядке право федеральной собственности возникло на основании договора купли-продажи, однако регистрирующим органом без установленных оснований была погашена запись, удовлетворили требования владеющего собственника, предъявленные к продавцу имущества.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 12.07.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2021 по делу № А06-9844/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья В.А. Петрушкин
Судьи В.А. Карпова
Ф.В. Хайруллина