ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов | Дело №А06-986/2017 |
06 сентября 2017 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жаткиной С. А.,
судей Волковой Т. В., Никитина А. Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Солейник Я. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Чебан Олеси Олеговны
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 21 июня 2017 года по делу № А06-986/2017 (судья Соколова А. М.),
по исковому заявлению Министерства экономического развития Астраханской области
к индивидуальному предпринимателю ФИО2 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>)
о взыскании 300 000 руб.,
лица, участвующие в деле не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Министерство экономического развития Астраханской области (далее – Минэкономразвития АО, истец) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО2 (далее – ИП ФИО2, ответчик) о взыскании денежных средств в размере 300 000 руб.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 21.06.2017 по делу №А06-986/2017 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП ФИО2 обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Астраханской области от 21.06.2017 по делу №А06-986/2017отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что судом при вынесении решения были нарушены нормы материального и процессуального права.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) от Минэкономразвития АО поступил отзыв на апелляционную жалобу.
От представителя ИП ФИО2 поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, которое удовлетворено судом апелляционной инстанции.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте извещены надлежащим образом путем направления почтового извещения в порядке, предусмотренном статьей 123 АПК РФ и размещением информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с требованиями абзаца 2 части 1 статьи 121 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует и усматривается из материалов дела, распоряжением Минэкономразвития АО от 10.03.2015 № 0270-р принято решение об оказании государственной поддержки в виде гранта в сумме 300 000 руб. ИП ФИО2
На основании протокола от 03.03.2015 № 2 заседания конкурсной комиссии по отбору бизнес-проектов субъектов малого предпринимательства в целях оказания государственной поддержки в виде грантов на создание собственного бизнеса и распоряжения Минэкономразвития АО от 10.03.2015 № 0270-р «Об оказании государственной поддержки субъекту малого предпринимательства ИП ФИО2» был заключен договор на оказание государственной поддержки между Минэкономразвития АО и ИП ФИО2 от 10.03.2015 № 0045д/22 (далее - договор № 0045д/22).
Минэкономразвития АО платежным поручением № 353286 от 22.05.2015 свои обязательства по перечислению средств гранта на расчетный счет ИП ФИО2 исполнило в полном объеме.
В соответствии с подпунктом 3.2.4 пункта 3.2 раздела 3 договора № 0045д/22 определено, что ИП ФИО2, как получатель гранта, обязан представлять в министерство ежегодно, в период реализации бизнес - проекта, до 01.01.2019, но не менее трех лет с года, следующего за годом оказания государственной поддержки, в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным, информацию о ходе реализации бизнес - проекта субъекта малого предпринимательства, получившего государственную поддержку, по форме согласно приложению N 2 к вышеуказанному договору (далее - отчет получателя гранта).
В соответствии с пунктом 3.2.7 договора с 0045д/22 в случае нарушение условий, предусмотренных подпунктами 3.2.1, 3.2.3, 3.2.4 договора, получатель гранта (индивидуальный предприниматель ФИО2) обязан вернуть ранее перечисленные средства гранта на счет министерства.
В нарушение указанных требований договора № 0045д/22 ИП ФИО2 отчет получателя гранта об использовании субсидии в установленный срок в министерство не представил.
Ответчик не представил отчет, по состоянию на 01.04.2016 (за 2015 год).
Письмом от 14.04.2016 Минэкономразвития АО в адрес ИП ФИО2 направлена претензия о предоставлении отчета получателя гранта или о возврате средств государственной поддержки.
В установленные сроки и до настоящего момента отчет получателя гранта и сведения о возврате средств государственной поддержки в Минэкономразвития АО не поступало.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, руководствовался следующими нормами права.
На основании статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу части 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209) условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с Законом Астраханской области от 20.02.2009 № 4/2009-03 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Астраханской области" и государственной программой «Экономическое развитие Астраханской области», утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 10.09.2014 №372-П, осуществлялось оказание государственной поддержки в виде гранта и в форме субсидии.
Как ранее указывалось, с ИП ФИО2 как субъекту малого бизнеса была оказана государственная поддержка в виде гранта на создание собственного бизнеса в размере 300 000 руб.
В силу части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Статьями 28 и 38 БК РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ).
В Информационном письме от 22.12.2005 № 98 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации» Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществлять их расходование в соответствии с определенными целями либо, если соответствующие расходы к моменту получения средств из бюджета уже осуществлены получателем, в полном или частичном возмещении понесенных расходов.
Обязанность по целевому использованию бюджетных средств их получателем установлена статьей 162 БК РФ.
В соответствии со статьей 289 БК РФ, действовавшей в период предоставления бюджетных средств, под нецелевым использованием денежных средств понимается направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Согласно статье 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (введенной Федеральным законом от 23.07.2013 № 252-ФЗ) нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Таким образом, из анализа приведенных норм можно прийти к выводу, что под нецелевым использованием бюджетных средств понимается не только использование средств на иные цели, не соответствующие заранее определенным, но и использование средств с нарушением условий их получения.
Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Условия и порядок оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства определены в Положении об оказании государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в форме бюджетных субсидий, утвержденном постановлением Правительства Астраханской области от 26.03.2009 № 123-П (далее – Положение).
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных БК РФ и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено БК РФ.
Каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из договоров, предметом которых являются бюджетные средства, ГК РФ непосредственно не предусматривает.
Согласно пункту 5.4 Положения в обязательства получателя гранта входило ежегодно, в период реализации бизнес-проекта, но не менее трех лет с года, следующего, за годом получения гранта, в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным, направлять в Министерство информацию о ходе реализации бизнес-проекта субъекта малого предпринимательства, получившего государственную поддержку, по форме согласно приложению № 6 к настоящему Положению (далее – отчет)
В соответствии с пунктом 5.6 Положения в случает неисполнения условий установленных пунктом 5.4, получатель гранта в течении десяти рабочих дней со дня получения требований возвращает ранее перечисленные средства гранта в доход бюджета Астраханской области.
Указанный условия были также включены в договор от 10.03.2015 № 0045д/22 на оказание государственной поддержки ФИО2 (пункт 3.2.1, 3.2.3, 3.2.7, 3.2.7 договора).
Таким образом, обязательным условием, установленным при предоставлении гранта, являлось направление в адрес Минэкономразвития АО отчета.
Между тем ответчиком не исполнены обязательства, предусмотренные условиями Договора. Это влечет сначала приостановление предоставления субсидий, а затем (в случае неустранения нарушений) - наступление у ответчика обязанности возвратить в местный бюджет не освоенные средства субсидии.
Суд первой инстанции, правомерно признал обоснованными требования истца по возврату гранта в размере 300 000 руб. в доход Астраханской области, поскольку ответчиком не были своевременно представлены сведения за отчетный период 2015 г. по форме согласно приложению № 1 в срок до 01.04.2016, а также доказательства подтверждающие возврат суммы субсидии, представленной для реализации проекта.
Доказательств обратного в материалах дела не имеется.
Указанная правовая позиция согласуется с Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 219.03.2017 № Ф06-19113/2017.
Ответчик ссылаясь на положения Постановления Правительства РФ от 06.09.2016 № 887 «Об общих требованиях к нормативным правовым акта, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг» указывает, что пропуск срока предоставления соответствующего отчета не может считаться единственным основанием для безусловного возврата полученной бюджетной субсидии.
Суд апелляционной инстанции отклоняет указанный довод на основании того, что договор № 0045д/22 от 10.03.2015 был заключен ранее, чем было принято Постановления Правительства РФ от 06.09.2016 № 887.
Доводы, приведенные заявителем в жалобе, по сути, повторяют возражения ответчика на исковое заявление, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, что нашло свое отражение в вышеизложенной мотивировочной части судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, апелляционная судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 21 июня 2017 года по делу №А06-986/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья С. А. Жаткина
Судьи Т. В. Волкова
А. Ю. Никитин