АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-23283/2022
г. Казань Дело № А06-9928/2021
03 октября 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 октября 2022 года.
Судья Арбитражного суда Поволжского округа Мухаметшин Р.Р.,
рассмотрев без вызова сторон кассационную жалобу индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 30.03.2022 (мотивировочная часть от 14.04.2022) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2022
по делу № А06-9928/2021
по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО2 крестьянского фермерского хозяйства ФИО1 (Астраханская область, г. Камызяк; ОГРНИП <***>, ИНН <***>) к Астраханской таможне (414018,<...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) об отмене постановления Астраханской таможни и прекращении производства по делу,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель - глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (далее – ИП ФИО2 КФХ ФИО1, предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Астраханской таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 28.09.2021 № 10311000-682/2021 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 30.03.2022 (мотивировочная часть от 14.04.2022), оставленным без изменений постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2022, в удовлетворении заявления отказано.
ИП-ФИО2 КФХ ФИО1 в кассационной жалобе просит решение Арбитражного суда Астраханской области от 30.03.2022 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2022 отменить, принять по делу новый судебный акт, применив положения пункта 5 статьи 4.4 КоАП РФ.
В отзыве Астраханская таможня, полагая обжалуемые судебные акты обоснованными и законными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.
Кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 АПК РФ, пунктом 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» судьей единолично без вызова сторон.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 АПК РФ, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует материалов дела, 04.04.2021 ФИО1 была заполнена статистическая форма учета перемещения товаров (далее - СФ, статформа) с системным номером ED 20210404210025032, заверенная электронной подписью заявителя (выдана ООО «АСТРАЛ-М»), которой был присвоен регистрационный номер 10311000/040421/С400761, содержащая сведения об экспортных операциях в январе 2021 года.
Согласно указанной СФ товары № 1 - «рыба свежая или охлажденная, за исключением рыбного филе...», код ЕТН ВЭД ЕАЭС - 0302130000, № 2 - «карп...» код ЕТН ВЭД ЕАЭС - 0302730000, № 3 - «рыба свежая или охлажденная, за исключением рыбного филе...» код ЕТН ВЭД ЕАЭС -0302130000, вывезены Продавцом ФИО1 (416340, Россия, <...>) в адрес Покупателя ТОО «Т1ЛЕКШ1» (160009, Республика Казахстан, г. Атырау, <...>) общей стоимостью 477 170,000 рублей, общим весом 18 000,00 кг по следующим документам: договор № б/н от 29.01.2021 г. товарная накладная № 34 от 29.01.2021.
Срок представления указанной формы установлен не позднее 12.02.2021, а она представлена 04.04.2021.
Таможенным органом в отсутствие представителя надлежащим образом извещенного ИП ФИО2 КФХ ФИО1 в отношении предпринимателя 24.08.2021 составлен протокол № 10311000-682/2021 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Часть 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ предусматривает ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, в виде штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Астраханской таможней в отношении ИП ФИО2 ГКФХ ФИО1 28.09.2021 вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10311000‑682/2021, в соответствии с которым ИП ФИО2 КФХ ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Основанием для вынесения оспариваемого постановления послужило выявленное таможенным органом нарушение предпринимателем требований Правил ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами – членами Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 № 891, выразившееся в представлении статистической формы учета перемещения товаров за январь 2021 года с нарушением установленного срока.
Не согласившись с указанным постановлением по делу об административном правонарушении, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Согласно статье 278 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств – членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств – членов Союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности. Порядок ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами – членами Союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статистическая форма учета перемещения товаров, утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 № 1329 «Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами – членами Евразийского экономического союза».
В силу пункта 5 Правил ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 № 891 (далее – Правила), российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, либо при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязано своевременно представлять в таможенный орган содержащую достоверные сведения статистическую форму, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности, размещенном на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», независимо от стоимости товаров, количества и вида транспорта, которым они перевозятся.
Статистическая форма представляется в таможенный орган в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через личный кабинет (пункт 8 Правил).
В соответствии с пунктом 9 Правил статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров.
На основании пункта 10 Правил местом представления статистической формы является таможенный орган, осуществивший электронную регистрацию статистической формы. Датой представления статистической формы в таможенный орган является дата направления статистической формы в таможенный орган через личный кабинет.
Таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений (пункт 12 Правил).
В пункте 16 Правил предусмотрено, что непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров с нарушением срока, установленного в пункте 9 Правил, судами установлен, подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств и Предпринимателем не оспаривался.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, приняв во внимание, что Предприниматель имел возможность не допустить совершение административного правонарушения, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не принял все зависящие от него меры для соблюдения норм действующего законодательства, суды сделали вывод о наличии в действиях Предпринимателя состава правонарушения, ответственность за которое установлена в части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Судами правомерно отклонен довод заявителя о несоблюдении таможенным органом срока составления протокола об административном правонарушении, поскольку само по себе нарушение требования о немедленном составлении протокола об административном правонарушении, содержащегося в части 1 статьи 28.5 КоАП РФ, не может являться основанием для признания незаконным и отмены постановления по делу об административном правонарушении. Нарушение срока составления протокола об административном правонарушении не исключает производства по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения, и он составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Суды установили, что срок давности и порядок привлечения к административной ответственности таможенным органом не нарушены, оснований для замены штрафа предупреждением, а также для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного правонарушения не имеется.
Административное наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, назначено Предпринимателю с соблюдением требований КоАП РФ. Сумма административного штрафа определена таможенным органом в минимальном размере санкции, предусмотренной в части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
С учетом изложенного суды правомерно отказали Предпринимателю в удовлетворении заявленного требования.
В кассационной жалобе заявитель также указывает, что по результатам одного контрольного мероприятия Таможней в отношении него составлено 18 протоколов об административном правонарушении по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, и вынесено 18 постановлений о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 000 руб., которые им не исполнены, в связи с чем просит применить положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, введенной Федеральным законом от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
Федеральным законом от 23.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» статья 4.4 КоАП РФ дополнена частью 5, согласно которой если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Согласно пункту 2 статьи 31.7 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления в случае признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 37 «О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения», в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части. При этом данная обязанность может быть выполнена органом посредством как отмены вынесенного им (либо нижестоящим органом) решения (постановления) о привлечении к ответственности, так и прекращения его исполнения (как это, в частности, установлено пунктом 2 статьи 31.7 КоАП РФ) в неисполненной к моменту устранения ответственности части.
Пунктом 2 названного постановления разъяснено, что в случае непринятия привлекающим к ответственности органом необходимых мер вопрос о неприменении ответственности может быть решен в арбитражном суде по заявлению лица, в отношении которого вынесено решение (постановление) о привлечении к ответственности. Судам необходимо исходить из того, что, если в названных целях данным лицом предъявлено требование о признании решения (постановления) о привлечении к ответственности недействительным, факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 30.03.2022 (мотивировочная часть от 14.04.2022) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2022 по делу № А06‑9928/2021 оставить без изменения.
Признать не подлежащим применению постановление Астраханской таможни от 28.09.2021 №10311000-682/2021 о привлечении индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае неисполнения постановления на дату вынесения постановления суда кассационной инстанции по делу № А06-9928/2021.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья Р.Р. Мухаметшин