ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А07-17772/18 от 10.03.2020 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-1414/2020, 18АП-1415/2020

г. Челябинск

17 марта 2020 года

Дело № А07-17772/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2020 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2020 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Калиной И.В.,

судей Журавлева Ю.А., Сотниковой О.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Сысуевой А.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью Генподрядный трест «БашкортостанНефтеЗаводСтрой», конкурсного управляющего Фонда Строительства Спортивных Сооружений и Социально Значимых объектов Республики Башкортостан Молина Дмитрия Евгеньевича на определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.12.2019 по делу № А07-17772/2018.

В заседании приняли участие представители:

общества с ограниченной ответственностью Генподрядный трест «Башкортостаннефтезаводстрой» - Вечкова Любовь Александровна (паспорт, доверенность, диплом о высшем образовании, далее - представитель подателя апелляционной жалобы);

Министерства экономического развития Республики Башкортостан – Симбирцева Дарья Викторовна (паспорт, доверенность, диплом о высшем образовании, далее – представитель Министерства экономического развития и инвестиционной политики РБ);

Министерства культуры Республики Башкортостан – Мурзагильдин Наиль Таштимерович (паспорт, доверенность, диплом о высшем образовании, далее – представитель Министерства культуры РБ).

Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.07.2018 требования общества с ограниченной ответственностью Генподрядный трест «Башкортостанефтезаводстрой» (далее – кредитор, ООО ГТ «БНЗС») признаны обоснованными, в отношении Фонда спортивных сооружений и социально значимых объектов Республики Башкортостан (далее – должник, ФССС И СЗО РБ, Фонд) введена процедура наблюдения, временным управляющим должника утвержден арбитражный управляющий Молин Дмитрий Евгеньевич, в реестр требований кредиторов должника включено требование ООО ГТ «БНЗС» в размере 24 564 531,51 руб. основного долга, 145 823 руб. расходов по оплате государственной пошлины.

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.12.2018 в отношении должника открыта процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим должника утвержден арбитражный управляющий Молин Дмитрий Евгеньевич (далее – заявитель, конкурсный управляющий).

Сведения об открытии в отношении должника процедуры конкурсного производства опубликованы в газете «Коммерсантъ» № 227 от 08.12.2018.

Конкурсный управляющий должника 01.04.2019 обратился с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности Министерства молодежной политики и спорта Республики Башкортостан, Министерства экономического развития Республики Башкортостан, Министерства культуры Республики Башкортостан, просил взыскать в пользу конкурсных кредиторов должника сумму, недостаточную для удовлетворения требований конкурсных кредиторов должника в размере 25 276 159 руб. 54 коп., в том числе 24 924 703 руб. 40 коп. - требования кредиторов, включенные в реестр требований кредиторов; 351 456 руб. 14 коп. – сумма требований по текущим обязательствам.

Определением суда от 25.12.2019 в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с судебным актом, общество с ограниченной ответственностью Генподрядный трест «БашкортостанНефтеЗаводСтрой», конкурсный управляющий Фонда Строительства Спортивных Сооружений и Социально Значимых объектов Республики Башкортостан Молин Дмитрий Евгеньевич обратились с апелляционными жалобами.

В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью Генподрядный трест «БашкортостанНефтеЗаводСтрой» просило отменить определение суда, удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Податель указывает, что судом неверно сделаны выводы об отсутствии у Министерства культуры Республики Башкортостан статуса контролирующего должника лица, Министерство культуры, как и иные учредители, являются членами Совета Фонда, которым было принято решение о ликвидации Фонда, при наличии неисполненных перед кредиторами обязательств. Решение о ликвидации принято ответчиками при наличии неисполненных обязательств перед кредиторами, что повлекло невозможность удовлетворения требований.

Конкурсный управляющий Фонда Строительства Спортивных Сооружений и Социально Значимых объектов Республики Башкортостан Молин Дмитрий Евгеньевич в апелляционной жалобе просил определение суда отменить, заявление удовлетворить. Конкурсный управляющий указал, что Совет Фонда имел право знакомиться с бухгалтерской отчетностью, анализировать и сделать вывод о нецелесообразности принятия решения о ликвидации Фонда. В материалах дела имеются доказательства, безусловно свидетельствующие о наличии вреда посредством принятия решения о ликвидации Фонда.

До начала судебного заседания от Министерства культуры Республики Башкортостан поступил отзыв на апелляционную жалобу, приобщенный судом в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании общество Генподрядный трест «БашкортостанНефтеЗаводСтрой» поддержало доводы апелляционных жалоб, просило определение суда отменить, апелляционные жалобы удовлетворить.

Ответчики в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционных жалоб, просили определение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.

Министерство экономического развития и инвестиционной политики Республики Башкортостан представило отзыв на апелляционные жалобы, в приобщении которого отказано, поскольку не исполнена обязанность по направлению в адрес иных участников процесса.

Министерство молодежной политики и спорта Республики Башкортостан направило ходатайство о рассмотрении апелляционных жалоб в отсутствие их представителя, определение суда полагает обоснованным.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание представителей не направили.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие иных представителей лиц, участвующих в деле.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Фонд Строительства спортивных сооружений и социально значимых объектов Республики Башкортостан (далее - ФССС И СЗО РБ) создан по Указу Президента Республики Башкортостан «О создании Фонда Строительства спортивных сооружений и социально значимых объектов Республики Башкортостан» от 03.03.2012 г. № УП-136.

ФССС И СЗО РБ зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц 06.04.2012, о чем внесена запись о создании юридического

лица под номером 1120200001723 и выдано свидетельство серия 02 №006929242.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Устава ФССС И СЗО РБ, Фонд создается в целях формирования имущества и средств на основании поступления от учредителя, добровольных имущественных взносов, а также иных, не запрещенных законом поступлений и использования данного имущества и средств для: участия в республиканских социальных проектах в сфере физической культуре и спорта, здравоохранения, социально-культурной сфере; содействия укреплению здоровья, повышению уровня физической подготовки и социальной защищенности населения; финансирования строительства, реконструкции и капитального ремонта спортивных и социально значимых объектов Республики Башкортостан, а также разрешенной градостроительной деятельности в области физической культуры и спорта, здравоохранения, образования и культуры. Спортивные сооружения и иные социально значимые объекты, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществляется за счет взноса учредителя Фонда, подлежат обязательной передаче в собственность Республики Башкортостан после завершения их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ учредителем Фонда является Министерство молодежной политики и спорта Республики Башкортостан, директором Фонда является Даянова Рина Мабрусовна.

Указом Президента Республики Башкортостан № УП-20 от 18.02.2013 г. «О внесении изменений в пункт 2 Указа Президента Республики Башкортостан от 03.03.2012 г. № УП-136 «О создании Фонда строительства спортивных сооружений и социально значимых объектов Республики Башкортостан» п. 2 Указа Президента Республики Башкортостан от 03.03.2012 г. № УП-136 изложен в следующей редакции: «Установить, что учредителями Фонда от имени Республики Башкортостан являются Министерство молодежной политики и спорта Республики Башкортостан, Министерство культуры Республики Башкортостан, Министерство здравоохранения Республики Башкортостан».

Президент Республики Башкортостан указал учредителям Фонда строительства спортивных сооружений и социально значимых объектов Республики Башкортостан привести устав Фонда в соответствии с Указом.

До настоящего времени Указ № УП-20 от 18.02.2013 г. не выполнен, изменения в ЕГРЮЛ и Устав должника не внесены.

Согласно протоколам от 09.11.2015 № 7, от 16.11.2015 №9 Совет Фонда, как высший орган управления Фонда, в лице председателя Совета – Министра молодежной политики и спорта Республики Башкортостан, членов Совета первого заместителя министра экономического развития Республики Башкортостан и заместителя министра культуры Республики Башкортостан, постановил Фонду начать процесс ликвидации в соответствии с уставом Фонда и действующим законодательством Российской Федерации в связи с недостаточностью имущества фонда для осуществления его целей и отсутствием вероятности получения необходимого имущества, а также с тем, что все обязательства, возложенные на Фонд в рамках Устава, будут исполнены до конца 2015 года.

Конкурсным управляющим в ходе процедуры конкурсного производства в отношении Фонда был проведен анализ финансовых и иных документов должника.

Установлены следующие факты.

Согласно бухгалтерскому балансу на 01.01.2018, активы у ФССС И СЗО

РБ составляют 442 174 тыс. руб., в том числе: основные средства в размере 439

004 тыс. руб., дебиторская задолженность в размере 3 087 тыс. руб., денежные

средства в размере 83 тыс. руб., кредиторская задолженность ФССС И СЗО РБ

по состоянию на 01.01.2018 составляет 29 187 тыс. руб.

Вместе с тем, имущество, составляющее основные средства, конкурсным

управляющим не выявлено, его местонахождение не известно.

В соответствии с ответами регистрирующих органов за ФССС и СЗО РБ

зарегистрирован легковой автомобиль Ниссан Альмера. Иная техника и недвижимое имущество не зарегистрировано.

В соответствии с ответом Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа РБ, 17.03.2015 с ФССС и СЗО РБ был заключен договор аренды земельного участка для проектирования и строительства канала общей площадью 19 373 кв.м. С 06.07.2018 данный договор расторгнут в связи с неоплатой арендной платы.

Объем кредиторских требований составил 24 млн. руб., основным кредитором является податель жалобы ООО ГТ «БНЗС» (подрядчик), с которым должником был заключен договор подряда № ФСЗ от 15.04.2013.

Требования кредиторов подтверждены судебными актами о взыскании.

Кредитором ООО ГТ «БНЗС» 07.12.2017 за исх. №01-354 в адрес Министерства культуры РБ было направлено письмо с просьбой оплатить задолженность ФССС и СЗО РБ в сумме 24 564 531,51 руб. по договору №ФСЗ от 15.04.2013.

Министерство молодежной политики и спорта РБ, рассмотрев по компетенции обращение ООО ГТ «БНЗС» о наличии задолженности ФССС и СЗО РБ по договору №ФСЗ от 15.04.2013 за выполнение работ по капитальному ремонту ГКЗ «Башкортостан» за исх.№4379-2 от 26.12.2017, сообщило, что в соответствии с п.2 Указа Президента РБ от 03.03.2012г. №УП-

136 одним из Учредителей Фонда является Министерство культуры РБ. Таким

образом, учитывая, что ГКЗ «Башкортостан» является учреждением сферы культуры и искусства, рекомендовало по вопросу образовавшейся задолженности обратиться к профильному учреждению – Министерству культуры РБ.

28.12.2017 Министерство культуры РБ предоставило ответ за исх.№02-

15/8554 о том, что в соответствии с Указом Президента РБ от 03.03.2012 №УП-

136 Министерство культуры РБ выступает от имени Республики Башкортостан

учредителем Фонда. Согласно Закону РБ от 02.12.2016 №427-з «О бюджете РБ

на 2017 и плановый период 2018 и 2019 годов» Фонду в 2017 году предоставлена субсидия из бюджета РБ в виде добровольного имущественного

взноса для целей, определенных в его уставе в сумме 24 564 531,51 руб.

Между тем, Порядком предоставления субсидий из бюджета Республики

Башкортостан Фонду в виде добровольных имущественных взносов для целей, определенных в уставе, утвержденным постановлением Правительства РБ от 10.04.2013 №146 (в редакции 2017 года) запрещено предоставление субсидии, в случае нахождения Фонда в процессе реорганизации или ликвидации.

Министерство культуры РБ не состоит в правоотношениях с ООО ГТ «БНЗС» по договору №ФСЗ от 15.04.2013, заключенному с Фондом, а лишь является учредителем Фонда. Таким образом, в силу п.3 ст.308 Гражданского кодекса Российской Федерации, Министерство культуры РБ не является обязанным лицом по отношению к ООО ГТ «БНЗС».

Руководителем ООО ГТ «БНЗС» было предложено рассмотреть вопрос уступки права требования или перевода долга на ГБУК РБ ГКЗ «Башкортостан», однако, Министерство финансов РБ сослалось на невозможность перечисления бюджетных средств по любому другому основанию, кроме договоров, заключенных в соответствии с требованиями ФЗ

№44-ФЗ.

25.10.2017 проведено совещание по вопросу оплаты за выполненные работы по капитальному ремонту ДК «Нефтяник» в г. Уфа, на котором, согласно протоколу, были приняты следующие решения:

1. Принять к сведению информацию Министерства финансов РБ о необходимости соблюдения бюджетного законодательства и невозможности оплаты из бюджета Республики Башкортостан ФССС и СЗО РБ работ по капремонту ДК «Нефтяник» в связи с процедурой ликвидации Фонда. В связи с

чем, вариант оплаты данных работ через бюджет не представляется возможным.

2. Рассмотреть решение вопроса путем привлечения внебюджетных источников: ФСС и СЗО РБ совместно с Министерством культуры РБ отработать схему взаимодействия по расчетам за счет внебюджетных источников; ФСС и СЗО РБ подготовить и направить в адрес Министерства культуры РБ обращение о необходимости погашения задолженности за выполнение работы по капремонту ДК «Нефтяник»; Министерству культуры РБ направить соответствующее обращение в адрес Премьер-министра Правительства РБ о рассмотрении возможности оплаты задолженности за счет внебюджетных источников. Срок исполнения был установлен до 07.11.2017.

Информацией о выполнении указанных в протоколе поручений конкурсный управляющий не располагает, пришел к выводу о том, что вопрос о

возможности погашении задолженности не разрешен.

Совет Фонда, как высший орган управления Фонда, является контролирующим должника лицом, которое, несмотря на невыполненные финансовые обязательства перед кредиторами, приняло решение о ликвидации

Фонда.

После вынесения решения Фонд в 2016-2018 г.г. продолжал вести деятельность, принимал выполненные работы у подрядчиков, подписывал акты

сверки. Согласно выписке с расчетного счета проводил расчеты с кредиторами, начислял и выплачивал командировочные и заработную плату сотрудникам, оплачивал услуги АО «Уфанет», оплачивал ГСМ ООО «Башнефть-розница»,

электроэнергию ООО «ЭСКБ», оплачивал за арендные платежи Бердниковой

Н.В., Королю Л.А., оплачивал услуги охраны ООО ЧОО «Охрана Сервис», техническое обслуживание оборудования и ПО ИП Белецкой М.С., производил

платежи за канцтовары ООО «Комус-Уфа», оплачивал текущие налоги и прочее.

Таким образом, принятие решения о ликвидации Фонда и последовавшая

за этим невозможность оплаты выполненных работ при фактическом предоставлении субсидии из бюджета Республики Башкортостан в соответствии с законом РБ от 02.12.2016 №427-3 «О бюджете РБ на 2017 год и

плановый период 2018 и 2019 годов», привели к невозможности ФССС и СЗО РБ исполнить свои обязательства.

18.12.2018 конкурсным управляющим бывшему директору Даяновой Р.М.

вручено требование о необходимости передать конкурсному управляющему бухгалтерскую и иную документацию должника, печати, штампы, материальные и иные ценности. Также Даяновой Р.М. 18.12.2018 был вручен

приказ №1 от 28.11.2018 «О передаче документации и материальных ценностей

конкурсному управляющему».

Согласно пояснениям Даяновой Р.М. бухгалтерская документация передана в Министерство молодежной политики и спорта РБ. Пояснения Даяновой Р.М. подтверждаются актами приема-передачи бухгалтерских документов ФССС и СЗО РБ от 27.04.2018.

В материалы дела представлен протокол № 7 заседания Совета Фонда от

09.11.2015, на котором присутствовали: председатель Совета Фонда Иванюта

А.И. (Министр молодежной политики и спорта Республики Башкортостан), члены Совета Фонда Мазитова Л.М. (первый заместитель министра экономического развития Республики Башкортостан), Каширина Л.А. (заместитель министра культуры Республики Башкортостан). Из текста протокола № 7 от 09.11.2015 следует, что по вопросу повестки дня директор Фонда сообщила, что все обязательства, возложенные на Фонд в рамках Устава,

будут исполнены до конца 2015 года, в связи с чем, появилась необходимость в

ликвидации Фонда. Совет Фонда постановил: «Фонду начать процесс ликвидации в соответствии с Уставом Фонда и действующим законодательством Российской Федерации с момента подписания протокола».

В материалы дела представлен протокол № 9 заседания Совета Фонда от

16.11.2015, на котором присутствовали: председатель Совета Фонда Иванюта

А.И. (Министр молодежной политики и спорта Республики Башкортостан), члены Совета Фонда Мазитова Л.М. (первый заместитель министра экономического развития Республики Башкортостан), Каширина Л.А. (заместитель министра культуры Республики Башкортостан), Поляков А.Б. (президент Федерации горнолыжного спорта и сноуборда Республики Башкортостан). Из текста протокола № 9 от 16.11.2015 следует, что Совет Фонда постановил: «Фонду начать процесс ликвидации на основании п.1 ч.2

123.20 Гражданского кодекса Российской Федерации и п.2 ст.18 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 года №7-Федерального закона «О

несостоятельности (банкротстве)» в связи с недостаточностью имущества фонда и для осуществления его целей и вероятность получения необходимого

имущества нереальна».

В материалы дела представлено решение Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 15.12.2015 по делу №2-11928/2015, в соответствии с которым заявление Фонда о ликвидации удовлетворено, принято решение ликвидировать Фонд, решение суда вступило в законную силу 19.01.2016. В судебном заседании при рассмотрении заявления Фонда присутствовала директор Даянова Р.М. Заявление о ликвидации Фонда подписано директором Даяновой Р.М.

Суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявления, не усмотрел оснований для привлечения к субсидиарной ответственности. Суд принял во внимание отсутствие доказательств, подтверждающих, что на дату принятия решения членами Совета Фонда, они должны были знать об отсутствии возможности погашения кредиторской задолженности. Совет Фонда постановил начать процесс ликвидации в соответствии с Уставом Фонда и действующим законодательством Российской Федерации. Из текста протокола № 7 от 09.11.2015 заседания Совета Фонда следует, что члены Совета Фонда предполагали, что вся задолженность будет погашена до конца 2015 года. При этом на момент принятия решения о ликвидации не существовало запрета на предоставление субсидий для расчетов с кредиторами.

Суд апелляционной инстанции, проверив доводы апелляционных жалоб, заслушав пояснения участников процесса, соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что вина учредителей должника не доказана.

Федеральным законом от 29.07.2017 N 266-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 266-ФЗ) введена в действие глава III.2 Закона о банкротстве "Ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве".

Согласно пункту 3 статьи 4 Закона N 266-ФЗ рассмотрение заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности, предусмотренной статьей 10 Закона о банкротстве в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 266-ФЗ, которые поданы с 01.07.2017, производится по правилам Закона о банкротстве в редакции Закона N 266-ФЗ.

Применительно к пункту 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.04.2010 N 137 "О некоторых вопросах, связанных с переходными положениями Федерального закона от 28.04.2009 N 73-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также исходя из общих правил о действии закона во времени (пункт 1 статьи 4 ГК РФ) положения закона о банкротстве в редакции Закона N 266-ФЗ о субсидиарной ответственности соответствующих лиц по обязательствам должника применяются, если обстоятельства, являющиеся основанием для их привлечения к такой ответственности (например, дача контролирующим лицом указаний должнику, одобрение контролирующим лицом или совершение им от имени должника сделки и т.п.), имели место после дня вступления в силу данного Закона N 266-ФЗ.

Если же данные обстоятельства имели место до дня вступления в силу Закона N 266-ФЗ, то применению подлежат положения о субсидиарной ответственности по обязательствам должника Закона о банкротстве в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 266-ФЗ, независимо от даты возбуждения производства по делу о банкротстве.

В данном случае заявители ссылаются в качестве основания для привлечения к субсидиарной ответственности на принятие Советом Фонда решения о ликвидации должника, датированного 09.11.2015, следовательно, применимы положения Закона о банкротстве в редакции Закона N 73-ФЗ.

Вместе с тем, предусмотренные Законом о банкротстве в редакции Закона N 266-ФЗ процессуальные нормы о порядке рассмотрения заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности подлежат применению судами после 01.07.2017 независимо от даты, когда имели место обстоятельства, на которые ссылается конкурсный управляющий или было возбуждено производство по делу о банкротстве.

В силу пункта 4 статьи 10 Закона о банкротстве в случае банкротства должника по вине учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия или иных лиц, в том числе по вине руководителя должника, которые имеют право давать обязательные для должника указания или имеют возможность иным образом определять его действия, на учредителей (участников) должника или иных лиц в случае недостаточности имущества должника может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Для привлечения к субсидиарной ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 56 ГК РФ, необходимо установление совокупности условий: наличие у ответчика права давать обязательные указания для истца либо возможности иным образом определять действия истца; совершение ответчиком действий, свидетельствующих об использовании такого права и (или) возможности; наличие причинно-следственной связи между использованием ответчиком своих прав и (или) возможностей в отношении истца и действиями истца, повлекшими его несостоятельность (банкротство); недостаточность имущества истца для расчетов с кредиторами; кроме того, необходимо установить вину ответчика для возложения на него ответственности (постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление N 6/8).

Таким образом, применение изложенных норм допустимо при доказанности следующих обстоятельств: надлежащего субъекта ответственности, которым является собственник, учредитель, руководитель должника, иные лица, которые имеют право давать обязательные для должника указания либо иным образом имеют возможность определять его действия; факт несостоятельности (банкротства) должника, то есть признания арбитражным судом или объявлении должником о своей неспособности в полном объеме удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей; наличие причинной связи между обязательными указаниями или действиями указанных лиц и фактом банкротства должника, поскольку они могут быть привлечены к субсидиарной ответственности лишь в тех случаях, когда несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана их указаниями или иными действиями.

В соответствии со статьей 123.18 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители фонда не имеют имущественных прав в отношении созданного ими фонда и не отвечают по его обязательствам, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1996 года №7- ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество, переданное фонду его

учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не

отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Указом Президента Республики Башкортостан от 3 марта 2012 года №УП-136 «О создании Фонда строительства спортивных сооружений и социально значимых объектов Республики Башкортостан» установлено, что учредителями Фонда от имени Республики Башкортостан являются Министерство молодежной политики и спорта Республики Башкортостан, Министерство культуры Республики Башкортостан, Министерство здравоохранения Республики Башкортостан.

Судом установлено, что согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию Министерство культуры Республики Башкортостан не указано в качестве учредителя Фонда строительства спортивных сооружений и социально значимых объектов Республики Башкортостан, а учредителем выступает только Министерство молодежной политики и спорта Республики Башкортостан.

Заявитель не представил доказательств наличия у Министерства культуры Республики Башкортостан статуса контролирующего лица. Таким образом, в силу вышеуказанных норм закона Министерство культуры Республики Башкортостан не является контролирующим органом по отношению к Фонду.

По отношению к Фонду Министерство культуры РБ является главным распорядителем бюджетных средств. То есть денежные средства из бюджета Республики Башкортостан Фонду предоставляются через Министерство культуры Республики Башкортостан. Бюджетные средства предоставляются Фонду по правилам, установленным Порядком предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан Фонду в виде добровольных имущественных взносов для целей, определенных в его уставе, утвержденном постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10 апреля 2013 г. № 146.

Из материалов дела следует, что Министерство культуры РБ предприняло все попытки перечисления денежных средств из бюджета Республики Башкортостан Фонду в сумме 24 924 703,40 рублей. Данный факт подтверждается письмами Министерства культуры РБ в адрес Правительства Республики Башкортостан (от 03.11.2017 № 02-10-/7232, от 04.12.2017 № 02-10-7956) и Министерства финансов Республики Башкортостан (25.05.2018 № 09-05/3291).

В статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечислен исчерпывающий перечень бюджетных полномочий главных распорядителей бюджетных средств. По смыслу указанной нормы закона Министерство культуры РБ не наделено полномочиями предоставления средств из бюджета

Республики Башкортостан.

Судом верно отмечено, что соучредитель в лице Министерства культуры РБ не осуществлял полный контроль за деятельностью Фонда, контроль осуществлялся директором Фонда.

Заявитель не представил доказательства подтверждающие факт того, что

Министерство культуры РБ могло определять действия Фонда, в том числе принять решение о ликвидации Фонда. Также соучредитель не мог и влиять на финансово-хозяйственную деятельность Фонда. Заявитель также не доказал, что ущерб возник в результате виновных, противоправных действий Министерства культуры РБ.

То, что представитель Министерства культуры РБ входящий в состав Совета Фонда подписал протокол о ликвидации Фонда, не подтверждает, что действия Министерства культуры РБ причинили прямой действительный материальный ущерб, приведший в последующем Фонд к банкротству.

С данным выводом суда первой инстанции соглашается судебная коллегия.

В соответствии с пунктом 2.3 Соглашения № 106 от 22 апреля 2013 года о

порядке и условиях предоставлении субсидии из бюджета Республики Башкортостан Фонду строительства спортивных сооружений и социально значимых объектов Республики Башкортостан в виде добровольного имущественного взноса для целей, определенных в его уставе, перечисление оставшейся Субсидии осуществляется ежемесячно на основании поданных Фондом в Уполномоченный орган заявок по форме согласно приложению № 1 к настоящему Соглашению при условии своевременного представления отчетов об использовании Фондом полученной Субсидии.

В силу пункта 2.4 Соглашения № 106 к заявке прилагаются акты сверки

выполненных по договорам работ (оказанных услуг), документы об отсутствии

у Фонда задолженности перед бюджетами всех уровней на дату подачи заявки

на получение Субсидии (ежеквартально).

Согласно пункту 5 Порядка предоставления субсидий Фонд в очередном финансовом году представляет в Минкультуры РБ письменную заявку по форме согласно приложению к настоящему Порядку.

В связи с этим предоставление субсидии имеет заявительный характер.

Судом установлено, что Фонд не подавал заявку на получение субсидии в Минкультуры РБ. Поскольку Фонд официально не обращался с заявкой о предоставлении субсидии и не представил отчеты, Минкультуры РБ официального отказа в предоставлении субсидии Фонду не направлял.

Данное обстоятельство, по мнению суда первой инстанции, имеет юридически значимое значение для разрешения дела по существу и показывает

отсутствие причинно-следственной связи между действиями (бездействиями) Минкультуры РБ и фактически наступившим объективным банкротством Фонда.

Судом установлено, что по состоянию на 1 января 2016 года остаток неиспользованных субсидий равнялся 61,468 млн. руб., на 1 марта 2017 года остаток неиспользованных субсидий равнялся 4,053 млн. руб.

Только 16.11.2016 Фонд обратился с письмом № 7210 о необходимости выделения дополнительных средств из бюджета Республики Башкортостан в сумме 25 млн. рублей для погашения задолженности за выполненные объемы

работ по объекту «Капитальный ремонт Дворца культуры "Нефтяник"».

Требование о предоставлении субсидии при условии отсутствия сведений о прекращении деятельности Фонда, а также о том, что Фонд не находится в процессе реорганизации или ликвидации установлено постановлением Правительства Республики Башкортостан от 27 июля 2017 года № 340 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Башкортостан

от 10 апреля 2013 года №146 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан Фонду строительства спортивных сооружений и социально значимых объектов Республики Башкортостан, автономной некоммерческой организации "Культурно- образовательный центр "Арт-Уфа" в виде добровольных имущественных взносов для целей, определенных в их уставах».

Запрет на предоставление субсидии Фонду в случае нахождения его в процессе ликвидации вступил в законную силу 27.07.2017. При этом решение о ликвидации Фонда Советским районным судом г. Уфы Республики Башкортостан было принято 15.12.2015.

Решение Совета Фонда о ликвидации Фонда принято до вступления в силу положения о запрете выдачи субсидии Фонду находящегося в процессе ликвидации.

Принимая решение о ликвидации, Совет Фонда не мог предполагать, что выделение субсидий будет зависеть от статуса Фонда (в процессе ликвидации, реорганизации).

Обязательства перед кредиторами, как указывалось выше, выполнялись, в том числе, и после принятия решения о ликвидации за счет выделенных субсидий, до момента установления Правительством Республики Башкортостан запрета.

Фонд, после принятия решения о ликвидации, самостоятельно на основании конкурсных процедур заключал договоры подряда и поставок с условием гарантийных удержаний за некачественные работы, недоделки, несвоевременную сдачу объекта в эксплуатацию.

За период строительства спортивных сооружений неоднократно проводились гарантийные удержания у ряда подрядчиков с невыплатой по договору. Претензии со стороны подрядчиков о невыплате гарантийных удержаний не предъявлялись.

На момент рассмотрения вопроса о начале процесса ликвидации Фонда

ответчики не располагали сведениями о наличии у Фонда неисполненных денежных обязательств перед ООО ГТ «БНЗС» и не были проинформированы об имеющейся кредиторской задолженности у Фонда. Кроме того, директор Фонда заверила, что все обязательства будут исполнены до конца 2015 года, тем самым ввела членов Совета Фонда в заблуждение.

Решение о ликвидации Фонда не было принято, Совет Фонда в пределах своих полномочий рекомендовал начать процесс ликвидации в соответствии с Уставом Фонда и действующим законодательством Российской Федерации, так как в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации Фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц.

С заявлением о ликвидации Фонда обратилась директор Фонда Даянова

Р.М., решением Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан

от 15 декабря 2015 года заявление Фонда удовлетворено.

Таким образом, суд обоснованно принял во внимание, что ликвидация Фонда наступила по решению суда, а не из-за действий или решения ответчиков.

Кроме того, на момент принятия решение о ликвидации Фонда запрета и

ограничений в получении из бюджета субсидий с целью погашения кредиторской задолженности Фондом не было.

Запрет на предоставление субсидий Фонду в случае нахождения его в процессе ликвидации, как уже указано выше, вступил в силу 27 июля 2017 года, тогда как решение о ликвидации Фонда принято 15 декабря 2015 года.

Таким образом, решение о ликвидации Фонда не препятствовало своевременному обращению за выделением субсидий и погашению директором Фонда кредиторской задолженности.

С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для привлечения Министерства молодежной политики и спорта Республики Башкортостан, Министерства экономического развития Республики Башкортостан, Министерства культуры Республики Башкортостан

к субсидиарной ответственности является верным.

Все доводы и аргументы заявителей были предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, повторно проверены судом апелляционной инстанции и признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта, основаны на неверном толковании норм материального права и обстоятельств дела.

С учетом изложенного, рассмотрев дело по имеющимся доказательствам, судебная коллегия считает, что нормы материального права применены судом правильно, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, таких нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влекут безусловную отмену судебного акта, судом не допущено, в связи с чем, обжалуемое определение подлежит оставлению без изменения.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации по настоящей апелляционной жалобе уплата государственной пошлины не предусмотрена.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.12.2019 по делу № А07-17772/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью Генподрядный трест «БашкортостанНефтеЗаводСтрой», конкурсного управляющего Фонда Строительства Спортивных Сооружений и Социально Значимых объектов Республики Башкортостан Молина Дмитрия Евгеньевича - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья И.В. Калина

Судьи: Ю.А. Журавлев

О.В. Сотникова