Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-9614/21
Екатеринбург
24 января 2022 г.
Дело № А07-204/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 января 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю. В.,
судей Поротниковой Е. А., Ященок Т. П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – предприниматель ФИО1, предприниматель, истец) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2021 по делу № А07-204/2021 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
предпринимателя ФИО1 – ФИО2 (доверенность
от 29.12.2020, диплом), предприниматель ФИО1 (паспорт).
Предприниматель ФИО1 обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Дюртюлимелиоводстрой» (далее – ответчик, общество «Дюртюлимелиоводстрой») о признании незаключенным договора от 01.01.2019 № 2Н001-205РО-2019/ТКО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО).
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен общество с ограниченной ответственностью «Благоустройство+», индивидуальный предприниматель ФИО3
Решением суда от 2406.2021 заявление удовлетворено.
Суд признал незаключенным договор от 01.01.2019 № 2Н-001-205РО-2019/ТКО на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенного между обществом «Дюртюлимелиоводстрой» и предпринимателем ФИО1
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2021 решение суда отменено.
В удовлетворении исковых требований предпринимателя ФИО1 о признании незаключенным договора от 01.01.2019 № 2Н-001-205РО-2019/ТКО на оказание услуг по обращению с ТКО отказано.
В кассационной жалобе предприниматель просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на переоценку апелляционным судом доказательства по делу (приложение № 2 к договору), на основании которой суд сделал необоснованный вывод о заключенности спорного договора на условиях в нем указанных.
По мнению предпринимателя, данное приложение к договору является сфальсифицированным, так как он подписал чистый бланк приложения.
Также предприниматель полагает, что до момента заключения письменного договора расчет стоимости услуг регионального оператора не может производится, исходя из нормативов накопления.
Общество «Дюртюлимелиоводстрой» не является региональным оператором по обращению с ТКО, так как таких доказательств в деле нет, поэтому суд вышел за пределы апелляционной жалобы, сделав вывод о том, что
общество «Дюртюлимелиоводстрой» – региональный оператор.
Как следует из материалов дела, предприниматель ФИО4 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 2004 года, основной вид деятельности – розничная торговля непродовольственными товарами.
Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ) устанавливает, что собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
На период до конца 2018 года договор на услуги по размещению (обработке, захоронению) отходов производства и потребления у истца был заключен с ООО «Башкирское экологическое сотрудничество «Союз», а договор на выполнение работ по вывозу отходов был заключен с ООО «Благоустройство +».
В суде первой инстанции истец указывал, что ему было разъяснено, что с начала 2019 года договоры по обращению с ТКО необходимо заключать с обществом «Дюртюлимелиоводстрой», поскольку данное общество является региональным оператором по обращению с ТКО, также было сообщено, по какому адресу в г. Нефтекамск находится представитель общества «Дюртюлимелиоводстрой».
Между тем, по мнению истца, существенное условие договора об оказании услуг по обращению с ТКО (объем ТКО) не было согласовано между сторонами, в связи с чем, договор является незаключенным, поскольку в нарушение положений статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации между сторонами не достигнута договоренность о существенном условии договора, определяющим в конечном итоге стоимость услуг исполнителя.
Кроме того, истец считает, что ответчиком фактические не были оказаны услуги, в связи с чем вышеуказанный договор является незаключенным.
Оценив представленные доказательства, установив наличие прямых договоров у истца с третьими лицами, подписанных актов между ними, отсутствие доказательств со стороны ответчика в подтверждение факта вывоза ТКО в рамках договора от 01.01.2019 № 2Н-001-205РО-2019/ТКО, наличия разногласий между сторонами относительно существенных условий оспариваемого договора, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции счел, что решение суда первой инстанции подлежит отмене ввиду неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильного применения норм материального права.
Арбитражным судом установлено, что 01.01.2019 согласно Федеральному законау от 24.06.1998 № 89-ФЗ был определен региональный оператор по обращению с ТКО.
В зоне деятельности № 2 по Республике Башкортостан региональным оператором является общество «Дюртюлимелиоводстрой».
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО относится к числу публичных договоров, существенные условия которого определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ, а также регулируются нормами для отдельных видов обязательств, содержащихся в главе 39 Гражданского кодекса Российской Федерации о возмездном оказании услуг.
В силу статья 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, по общему правилу, является обязательным.
На основании пункта 8(17) Правил № 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
Пунктом 8(4) Правил № 1156 установлено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, согласно пункту 8(14) Правил № 1156, является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее – заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Пунктом 8 (10) Правил № 1156 установлено, что в случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8 (6) и 8 (7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем.
Согласно пункту 8 (11) Правил № 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Пунктом 8 (15) Правил № 1156 предусмотрено, что в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8 (14) Правил № 1156, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) Правил № 1156.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Пунктом 8(18) Правил № 1156 предусмотрено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ и пунктом 25 Правил № 1156 к существенным условиям договора относятся планируемый объем и (или) масса транспортируемых твердых коммунальных отходов, состав таких отходов; периодичность и время вывоза твердых коммунальных отходов; места приема и передачи твердых коммунальных отходов, маршрут в соответствии со схемой обращения с отходами; предельно допустимое значение уплотнения твердых коммунальных отходов; способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов; сроки и порядок оплаты услуг по договору.
На основании пунктов 1, 2 статьи 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО.
Нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
В силу пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» (далее – Правила № 505) коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из:
а) нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО;
б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
Судом установлено, что 24.05.2019 предприниматель обратился в общество «Дюртюлимелиоводстрой» с заявлением о заключении договора, 15.07.2019 предложение о заключении договора с документами было повторно передано в общество «Дюртюлимелиоводстрой», по просьбе представителя последнего.
05.08.2020 предприниматель получил экземпляр договора от 01.01.2019 № 2H-001-205P0-2019/ТКО на оказание услуг по обращению с ТКО.
Пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора» разъяснено, что договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (пункт 3 статьи 154 и пункт 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации). Соглашение сторон может быть достигнуто путем принятия (акцепта) одной стороной предложения заключить договор (оферты) другой стороны (пункт 2 статьи 432 ГК РФ), путем совместной разработки и согласования условий договора в переговорах, иным способом, например, договор считается заключенным и в том случае, когда из поведения сторон явствует их воля на заключение договора (пункт 2 статьи 158, пункт 3 статьи 432 ГК РФ).
Арбитражным судом установлено, что при обращении предпринимателя ФИО1 в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу «Дюртюлимелиоводстрой» о признании незаключенным договора от 01.01.2019 № 2H-001-205P0-2019/ТКО от 01.01.2019 на оказание услуг по обращению с ТКО в материалы дела был представлен оспариваемый договор, который содержит подписи сторон в заключительной его части, а также подпись общества «Дюртюлимелиоводстрой» на 1,3,5 листах, на листах договора 2,4 подписи отсутствуют.
Также в материалах дела имеется расчет нормативов образования отходов являющийся приложением № 2 к договору от 01.01.2019 № 2H-001-205P0-2019/ТКО, подписанный со стороны истца и ответчика и скрепленный печатями сторон договора. Согласно данному расчету годовой объем ТКО составляет 398, 412 куб. м.
При этом апелляционным судом было установлено, что годовой расчет нормативов образования отходов, указанный в приложении № 2 соответствует пункту 19 договора, согласно которому стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами № 505.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец подтвердил, что подписал оформленный договор от 01.01.2019 № 2H-001-205P0-2019/ТКО и после этого начал вести переписку с ответчиком по вопросу урегулирования имеющихся разногласий относительно ежегодного количества ТКО.
Так, истец полагал, что количество ТКО составляет 36 куб.м в год согласно заявке на заключение договора, предприниматель осуществляет раздельный сбор ТКО, договором же предусмотрено ежегодное определение ТКО по нормативу образования отходов.
Данное обстоятельство подтверждается претензией предпринимателя ФИО1 от 10.12.2020 в адрес общества «Дюртюлимелиоводстрой», обращением от 07.08.2020, обращением от 10.08.2020.
Между тем, как указано выше, в соответствии с пунктом 8 (11) Правил
№ 1156 потребитель либо подписывает договор на условиях регионального оператора, либо направляет мотивированный отказ от его подписания с приложением предложений о внесении изменений.
Иных юридических действий указанными Правилами для потребителя не установлено.
Из положений пунктов 8 (12), 8 (15), 8 (17) Правил №1156 следует, что в случае, если данный договор между потребителем и региональным оператором не подписан, то он считается заключенным на условиях типового договора, утвержденного Постановлением Правительства от 12.11.2016 № 1156.
Следовательно, предприниматель имел возможность либо подписать договор на условиях регионального оператора, либо направить мотивированный отказ, не согласившись с предложенными региональным оператором условиями пункта 19 договора об определении способа учета объема ТКО, исходя из норматива накопления, либо до подписания договора обратиться в суд за разрешением разногласий, что им сделано не было.
При таких обстоятельствах, с учетом подписания истцом без разногласий договора от 01.01.2019 № 22H-001-205PO-2019/TKO, приложений к нему, включая расчет нормативов образования отходов, апелляционный суд правомерно заключил, что у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для признания договора незаключенным.
Апелляционный суд обоснованно отклонил доводы предпринимателя в подтверждение незаключенности договора о том, что региональным оператором не осуществлялся вывоз ТКО, в связи с чем истец заключил договоры с третьими лицами, поскольку данное обстоятельство не может являться основанием для признания договора на оказание услуг по обращению с ТКО незаключенным, так как обстоятельства последующего исполнения договорного обязательства не могут быть признаны юридически значимыми для разрешения вопроса о заключенности сделки.
Суд апелляционной инстанции обоснованно отметил, что оказание региональным оператором услуг по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности, предполагается, что не исключает возможность представления потребителем доказательств неоказания или ненадлежащего оказания региональным оператором данных услуг (статья 65 АПК РФ). К таким доказательствам можно отнести как акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору, составленный в порядке, предусмотренном в разделе VI договора от 01.01.2019 № 2Н-001-205РО-2019/ТКО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, так и иные доказательства, из которых очевидно следует факт нарушения региональным оператором исполнения его обязательств.
Также апелляционный суд обоснованно исходил из того, что, поскольку обстоятельства фактического исполнения региональным оператором договорных обязательств не входят в предмет доказывания по иску о признании договора на оказание услуг по обращению с ТКО незаключенным, вопрос о наличии либо отсутствии оснований для оплаты предпринимателем ФИО1 задолженности по универсальным передаточным документам, выставленным в его адрес обществом «Дюртюлимелиоводстрой» в 2020 г. может быть разрешен сторонами в самостоятельном, в том числе судебном порядке.
Доводы предпринимателя, касающиеся приложения № 2 к договору
от 01.01.2019 № 2Н-001-205РО-2019/ТКО в части его фальсификации подлежат отклонению, так никаких доказательств данного обстоятельства в материалах дела нет, ходатайство о фальсификации данного документа не заявлялось.
При таких обстоятельствах доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 04.10.2021 по делу №А07-204/2021 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Ю.В. Вдовин
Судьи Е.А. Поротникова
Т.П. Ященок