ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 18АП-10741/2021
г. Челябинск
26 августа 2021 года
Дело № А07-22092/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Бабиной О.Е. и Карпусенко С.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Захарцевым Д.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09 июня 2021 г. по делу№А07-22092/2019.
Некоммерческая организация фонд «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан» (далее – истец, НОФ «Региональный оператор РБ», Фонд) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Администрации сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее – ответчик, Администрация сельского поселения Михайловский сельсовет) о взыскании 61 075 руб. 61 коп. взносов на капитальный ремонт за период с 03.07.2016 по май 2019 года, 8 002 руб. 56 коп. пени, начисленной за период с 11.08.2016 по 05.04.2020 (с учетом принятого арбитражным судом первой инстанции уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан; Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Уфимскому району; ФИО1.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.06.2021 (резолютивная часть решения объявлена 27.05.2021) исковые требования удовлетворены, также судебным актом распределены судебные расходы.
Не согласившись с принятым решением суда, Администрация сельского поселения обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Администрация сельского поселения Михайловский сельсовет сослалась на то, что в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации только собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.В собственности сельского поселения Михайловский сельсовет помещения в спорных многоквартирных домах отсутствуют.Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) от 27.02.2019 в отношении рассматриваемых квартир право муниципальной собственности сельского поселения Михайловский сельсовет не зарегистрировано.
На жилищный фонд государственного унитарного предприятия ПУЖКХ Уфимского района площадью 13,05 тыс. кв.м. возникло право муниципальный собственности муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, а не право муниципальной собственности сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан.
В материалы дела не представлен соответствующий правовой акт Правительства Республики Башкортостан о разграничении права собственности на спорные жилые помещения между Администрацией Уфимского района и Администрацией сельского поселения Михайловский сельсовет, доказательства фактической передачи имущества от истца к ответчику также не представлены в дело.
Относительно квартиры по <...> податель жалобы указал, что данная квартира также с 01.01.2006 перешла в муниципальную собственность муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан и доказательства выбытия данного объекта из муниципальной собственности Уфимского района в материалы дела не представлено.
Таким образом, исковые требования предъявлены к ненадлежащему ответчику, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
От НОФ «Региональный оператор РБ» поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому истец просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Отзыв приобщен к материалам дела в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела и установлено судом,истец является специализированной организацией, обеспечивающей своевременное проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, созданной в организационно-правовой форме фонда в соответствии со статьями 167 и 178 Жилищного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18.07.2013 № 312.
Полагая, что жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах на территории сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (а именно, жилые помещения по адресам: Республика Башкортостан, р-н Уфимский, с Михайловка, ул. Ленина, д. 22, кв. 15, ул. Ленина, д. 26, кв. 1 и 17, ул. Ленина, д. 34, кв. 13, ул. Садовая. д. 3, кв. 9, ул. Садовая д. 3/2, кв. 1 и 9, ул. Садовая, д. 5, кв. 6, ул. Школьная, д. 6, кв. 5, ул. Садовая, д. 11, кв. 13), несмотря на отсутствие соответствующих записей в Едином государственном реестре недвижимости, фактически находились в собственности указанного сельского поселения, Фонд обратился к Администрации сельского поселения Михайловский сельсовет с требованием уплаты взносов на капитальный ремонт, а впоследствии направил исковое заявление в арбитражный суд.
Расчет суммы взносов за капитальный ремонт по каждому из объектов жилого фонда произведен истцом за следующие периоды:
ул. Ленина, д. 22, кв. 15: за октябрь 2014 года – май 2019 года,
ул. Ленина, д. 26, кв. 1: за октябрь 2014 года – май 2019 года,
ул. Ленина, д. 26, кв. 17: за октябрь 2014 года – май 2019 года,
ул. Ленина, д. 34, кв. 13: за октябрь 2014 года – май 2019 года,
ул. Садовая. д. 3, кв. 9: за октябрь 2014 года – октябрь 2015 года (в октябре 2015 года зарегистрировано право собственности физических лиц на жилое помещение),
ул. Садовая д. 3/2, кв. 1: за октябрь 2014 года – октябрь 2015 года,
ул. Садовая, д. 3/2, кв. 9: за октябрь 2014 года – октябрь 2015 года,
ул. Садовая, д. 5, кв. 6: за октябрь 2014 года – апрель 2016 года (в апреле 2016 года зарегистрировано право собственности физических лиц на жилое помещение),
ул. Школьная, д. 6, кв. 5: за октябрь 2014 года – май 2019 года,
ул. Садовая, д. 11, кв. 13: за октябрь 2014 года – июль 2017 года (в июле 2017 года зарегистрировано право собственности физических лиц на жилое помещение).
Общая сумма задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт по указанным помещениям определена истцом на момент подачи иска в сумме 106 754 руб. 78 коп., за просрочку уплаты взносов начислена пеня в размере 25 527 руб. 06 коп.
Возражая относительно предъявленных требований о взыскании взносов на капитальный ремонт в отношении указанных выше помещений, Администрация сельского поселения Михайловский сельсовет отрицала их принадлежность сельскому поселению, указывала, что в реестре муниципальной собственности указанные помещения не значатся, право собственности на них в установленном законом порядке не зарегистрировано.
Кроме того, ответчик в ходе рассмотрения спора заявил о пропуске Фондом срока исковой давности по требованиям, предъявленным за период с октября 2014 года по 02.07.2016.
В связи с данным заявлением истец уменьшил размер требований о взыскании взносов, рассчитав их только за период с 03.07.2016 по май 2019 года в размере 61 075 руб. 61 коп. по объектам: ул. Ленина, д. 22, кв. 15, ул. Ленина, д. 26, кв. 1, ул. Ленина, д. 26, кв. 17, ул. Ленина, д. 34, кв. 13, ул. Садовая д. 3/2, кв. 1, ул. Садовая, д. 3/2, кв. 9, ул. Школьная, д. 6, кв. 5, а также заявил требования о взыскании 8 002 руб. 56 коп. пени, начисленной за период с 11.08.2016 по 05.04.2020.
Уточнение требований принято судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что факт отсутствия регистрации права собственности на спорные помещения за ответчиком не может служить основанием для его освобождения от обязанностей собственника по содержанию принадлежащего ему имущества, доказательств оплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества не представлено, срок исковой давности о взыскании взносов за период с 03.07.2016 по май 2019 года не пропущен.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. На основании статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
По смыслу статей 36, 39, 154, 155, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 28, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491, жилищное законодательство возлагает на собственника помещения в многоквартирном доме бремя несения расходов на содержание как принадлежащего ему помещения, так и общего имущества. Обязанность по осуществлению расходов на содержание исполняется, в частности, посредством внесения платы на содержание и ремонт общего имущества, за коммунальные услуги, на капитальный ремонт.
Так, согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
Такие взносы в соответствии с частью 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации формируют фонд капитального ремонта.
На основании части 3 указанной статьи собственники помещений вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Круг лиц, уполномоченных аккумулировать средства в фонд капитального ремонта и распоряжаться ими, определен главами 16 – 17 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Исходя из выбранного способа формирования фонда капитального ремонта, денежные средства собственников жилых помещений аккумулируются на счетах регионального оператора либо на специальном счете собственников помещений.
Согласно части 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы, утвержденной субъектом Российской Федерации.
Республиканская программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан, утверждена постановлением Правительства Республики Башкортостан от 27.12.2013 №634. В перечень программы включены многоквартирные дома по адресам: Республика Башкортостан, <...>
В соответствии с постановлением Администрации сельского поселения Михайловский сельсовет Муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 01.08.2014 №45 «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора» многоквартирные дома согласно приложению перечисляют ежемесячные взносы на капитальный ремонт на счет Фонда. В приложении к указанному постановлению фигурируют все многоквартирные дома, в которых расположены спорные квартиры.
Исходя из части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 названного Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 названного Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Постановлениями Правительства Республики Башкортостан от 26.12.2013 №627 и от 09.02.2015 №23 «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в зависимости от этажности многоквартирного дома по муниципальным районам и городским округам Республики Башкортостан» установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме: для собственников помещений в многоквартирных домах до 6 этажей включительно – 5 руб. 20 коп. в месяц, свыше 6 этажей – 5 руб. 80 коп. в месяц.
Согласно части 2 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора ежемесячно вносят в установленные в соответствии со статьей 171 данного Кодекса сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Администрация сельского поселения Михайловский сельсовет как уполномоченный представитель собственника помещений в многоквартирных домах по адресам: Республика Башкортостан, <...> обязана уплачивать Фонду взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Администрация сельского поселения Михайловский сельсовет не является собственником спорных помещений и не несет соответствующую обязанность по оплате взносов в фонд капитального ремонта, отклоняются судом апелляционной инстанции в силу следующего.
В пункте 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее – Постановление №3020-1) предусмотрено, что объекты государственной собственности, указанные в приложении №3 к данному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В силу абзаца 2 пункта 1 Приложения № 3 к названному постановлению к объектам муниципальной собственности относится жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
Согласно пункту 1 статьи 6 ранее действовавшего Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» также предусмотрено, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что государственная регистрация прав на объекты недвижимости, возникших до дня вступления в силу Закона №122-ФЗ, в Едином государственном реестре недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, или совершенной после дня вступления в силу Закона №122-ФЗ сделки с указанным объектом недвижимости.
В части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 22.08.2004 №122-ФЗ) установлен порядок передачи объектов недвижимого имущества из собственности одного публичного образования в собственность другого публичного образования.
В соответствии с абзацем 19 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
Органы, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом (абзац 23).
Муниципальное образование, в собственность которого передано имущество, несет бремя его содержания с даты возникновения права собственности (абзац 28).
Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями (абзац 31).
Указом Президента Республики Башкортостан от 26.07.2004 №УП-412 утвержден Перечень мероприятий по совершенствованию местного самоуправления в Республике Башкортостан на 2004 – 2007 гг., в числе которых безвозмездная передача имущества, находящегося в собственности муниципальных районов, в собственность поселений, входящих в состав данных муниципальных районов, для обеспечения их полномочий.
Во исполнение Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Перечня мероприятий по совершенствованию местного самоуправления в Республике Башкортостан на 2004 – 2007 гг., утвержденного Указом Президента Республики Башкортостан от 26.07.2004 №УП-412, постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2005 №312 утверждены перечни государственного имущества Республики Башкортостан, передаваемого в муниципальную собственность городских округов (приложения №1-8), в муниципальную собственность муниципальных районов (приложения №9-62) и в муниципальную собственность городских и сельских поселений (приложения №63 – 114).
Согласно пункту 2 указанного постановления Министерству имущественных отношений Республики Башкортостан надлежит передать, а органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Башкортостан, наделенным соответствующими полномочиями по принятию имущества в муниципальную собственность городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений Республики Башкортостан, принять в трехнедельный срок государственное имущество Республики Башкортостан, указанное в пункте 1 настоящего постановления, и подписать передаточный акт о принятии имущества в муниципальную собственность.
В пункте 3 указанного постановления установлено, что право муниципальной собственности городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений на имущество, передаваемое в соответствии с настоящим Постановлением, возникает с 01.01.2006.
В приложении №98 к постановлению Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2005 №312 в числе государственного имущества, передаваемого Михайловскому сельсовету указан жилищный фонд государственного унитарного предприятия ПУЖКХ Уфимского района площадью 15,2 тыс. кв.м, расположенный в Уфимском районе, с. Михайловка.
Постановлением Главы Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 23.07.2008 №1064 утвержден План мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан до 2011 года, в пункте 2 которого указаны мероприятия по передаче жилищного фонда с баланса муниципальных унитарных предприятий в казну сельских поселений, а также ликвидация муниципальных унитарных предприятий.
Постановлением Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 16.09.2008 №1374 «Об изъятии из хозяйственного ведения МУП ПУЖКХ муниципального района Уфимский район жилых домов» в соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2005 №312 из хозяйственного ведения МУП ПУЖКХ изъяты 232 жилых дома, расположенных в границах сельских поселений, рекомендовано изъятые объекты жилого фонда включить в состав казны соответствующего сельского поселения района.
В качестве приложения к указанному постановлению утвержден перечень жилых домов, изымаемых из хозяйственного ведения МУП ПУЖКХ муниципального района Уфимский район. В данном перечне в разделе «Администрация сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан» среди прочего указаны спорные квартиры по ул. Ленина, д. 22, кв. 15, ул. Ленина, д. 26, кв. 1, ул. Ленина, д. 34, кв. 13, ул. Садовая д. 3/2, кв. 1, ул. Садовая, д. 3/2, кв. 9, ул. Школьная, д. 6, кв. 5.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 №8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» (признан утратившим силу с 29.03.2003 Указом Президента Российской Федерации от 26.03.2003 №370) установлено, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, в состав приватизируемого имущества не могли быть включены объекты жилищного фонда. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны были находиться в ведении администрации по месту расположения объекта.
Аналогичные положения отражены в статье 18 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в силу которой при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Указанной правовой нормой, подлежащей применению в системной взаимосвязи со статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», не допускалось включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что спорные помещения, входившие в жилищный фонд МУП ПУЖКХ, на основании постановления Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2005 №312 и постановления Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 16.09.2008 №1374 переданы сельскому поселению Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, которое вне зависимости от регистрации соответствующего права осуществляет права и обязанности собственника данного имущества.
Также судом первой инстанции при разрешении спора обоснованно принято во внимание, что Администрация сельского поселения Михайловский сельсовет часть полномочий собственника в отношении спорного имущества фактически была реализована, в том числе путем заключения с гражданами договоров социального найма.
Вопрос о правомочиях Администрации сельского поселения неоднократно был предметом рассмотрения судов общей юрисдикции в рамках рассмотрения требований граждан о приватизации жилых помещений, расположенных в границах сельского поселения Михайловский сельсовет.
Изложенные ответчиком обстоятельства не являются основанием для его освобождения от обязанностей собственника по оплате спорной задолженности за капитальный ремонт.
Доводы апелляционной жалобы о том, что сельское поселение не является собственником квартиры по адресу: <...>, также отклоняются судом апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела, спорная квартира по адресу: <...>, действительно отсутствует в перечне жилых домов, изымаемых из хозяйственного ведения МУП ПУЖКХ муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на основании Постановления Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 16.09.2008 № 1374 «Об изъятии из хозяйственного ведения МУП ПУЖКХ муниципального района Уфимский район жилых домов» в соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2005 №312.
Вместе с тем, из представленных в материалы дела доказательств следует, что указанная квартира, как и все остальные спорные жилые помещения, входила в жилищный фонд МУП ПУЖКХ, который в полном объеме постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2005 №312 передан в муниципальную собственность Михайловскому сельсовету.
Так, из справки Администрации Сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 05.12.2019 №3728 следует, что в квартире по адресу: Республика Башкортостан, <...>, зарегистрирована ФИО1 Представлен ордер №27, выданный 07.12.1989 исполнительным комитетом Михайловского сельсовета народных депутатов Уфимского района ФИО2 на квартиру по адресу: Республика Башкортостан, <...> (на основании решения профкома с/з Уфимский №10 от 20.06.1989), а также заключенный 24.01.2001 между МУП ПУЖКХ Уфимского района (наймодатель) и ФИО2 (наниматель) на основании ордера №27 от 07.12.1989 договор социального найма жилого помещения в домах муниципального жилищного фонда, согласно которому наймодатель предоставляет нанимателю в бессрочное пользование для проживания квартиру по адресу: Республика Башкортостан, <...>.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что указанная квартира, как и все остальные спорные жилые помещения, входила в жилищный фонд МУП ПУЖКХ, следовательно, была передано в последующем в муниципальную собственность Михайловскому сельсовету.
Доказательств иного стороной ответчика не представлено, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, заявленные требования истца в части взыскания взносов на капитальный ремонт за период с 03.07.2019 по май 2019 года в размере 61 075 руб. 61 коп. правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Также истцом заявлено требование о взыскании 8 002 руб. 56 коп. пени, начисленной за период с 11.08.2016 по 05.04.2020 (с учетом уточнений).
В силу пункта 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки его исполнения.
Согласно части 4 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор применяет установленные законодательством меры, включая начисление пеней, установленных частью 14.1 статьи 155 данного Кодекса в отношении собственников помещений в многоквартирном доме, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в случае несвоевременной и (или) неполной уплаты ими взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с частью 14.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 №355-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении») собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
Факт нарушения ответчиком сроков уплаты взносов на капитальный ремонт с 03.07.2016 по май 2019 года установлен судом на основании исследования и оценки имеющихся в материалах дела доказательств. Представленный фондом расчет пени проверен, признан правильным. Контррасчет пени ответчиком не представлен.
Оснований для снижения пени в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации суд первой инстанции с учетом отсутствия в материалах дела как заявления ответчика о ее несоразмерности последствиям нарушения обязательства, так и доказательств такой несоразмерности, не усмотрел.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о взыскании 8 002 руб. 56 коп. пени, начисленной за период с 11.08.2016 по 05.04.2020.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права. Несогласие заявителя с выводами суда первой инстанции, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона, не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации сельского поселения Михайловский сельсовет - без удовлетворения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не распределяются, поскольку Администрация сельского поселения освобождена от уплаты государственной пошлины при ее подаче.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09 июня 2021 г. по делу№А07-22092/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья В.В. Баканов
Судьи: О.Е. Бабина
С.А. Карпусенко