ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А07-22995/20 от 14.12.2021 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-14353/2021, 18АП-14354/2021

г. Челябинск

21 декабря 2021 года

Дело № А07-22995/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2021 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2021 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Жернакова А.С.,

судей Аникина И.А., Соколовой И.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Анисимовой С.П.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью «АКС Групп» и Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.08.2021 по делу № А07-22995/2020.

Общество с ограниченной ответственностью «АКС Групп» (далее – ООО «АКС Групп», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее – Управление Росреестра, заинтересованное лицо 1), Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан (далее – Кадастровая палата, заинтересованное лицо 2) с требованиями:

- о признании незаконным и не соответствующим Федеральному закону от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» бездействия Управления Росреестра, выразившегося в неисполнении требований об уведомлении собственника объекта недвижимости о внесении изменений в ранее присвоенный кадастровый номер 02:55:020416:158:13/1;

- о признании действий Управления Росреестра по присвоению статуса «ранее присвоенный» объекту недвижимости с кадастровым номером 02:55:020416:158:13/1 как дублирующий записи объекта недвижимости с кадастровым номером «02:55:020416:307», незаконными и не соответствующими Федеральному закону от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;

- об обязании Управления Росреестра в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «АКС Групп» путем снятия статуса «ранее присвоенный» с объекта недвижимости с кадастровым номером 02:55:020416:158:13/1 и присвоения статуса «архивный» объекту недвижимости с кадастровым номером 02:55:020416:307 как дублирующей записи объекта недвижимости с кадастровым номером 02:55:020416:158:13/1 (с учетом уточнения предмета исковых требований, т. 2 л.д. 11-12).

На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ФИО1 (далее – ФИО1).

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.08.2021 (резолютивная часть от 14.07.2021) заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным бездействие Кадастровой палаты, выразившееся в ненаправлении в адрес ООО «АКС Групп» уведомления о внесении изменений в ранее присвоенный кадастровый номер 02:55:020416:158:13/1 объекта недвижимости – нежилого помещения площадью 1 157,7 кв.м, расположенного по адресу: <...>. В удовлетворении остальной части заявленных требований к Кадастровой палате, к Управлению Росреестра судом отказано.

С указанным решением суда не согласились ООО «АКС Групп» и Кадастровая палата, подали апелляционные жалобы.

ООО «АКС Групп» в апелляционной жалобе просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные к Управлению Росреестра требования.

В апелляционной жалобе ООО «АКС Групп» указало, что, вынося оспариваемое решение, суд первой инстанции пришел к неверному выводу о том, что действия по присвоению объекту недвижимости с ранее присвоенным кадастровым номером 02:55:020416:158:13/1 кадастрового номера 02:55:020416:307 являлись действиями по устранению ошибки, которые были произведены Кадастровой палатой во исполнение требований Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», приказа Минэкономразвития России от 04.04.2011 № 144 «Об утверждении Порядка кадастрового деления территории Российской Федерации и Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров», являлись законными, прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушали. По мнению ООО «АКС Групп», одному учтенному в государственном кадастре недвижимости объекту недвижимости должен быть присвоен один кадастровый номер, в то время как в настоящем деле в результате дублирования (задвоения сведений) в государственном кадастре недвижимости один и тот же объект недвижимого имущества (ОКС) трижды учитывался с разными кадастровыми номерами.

Кадастровая палата в апелляционной жалобе просила решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворенных требований, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

В апелляционной жалобе Кадастровая палата указала, что заявление было предъявлено не к юридическому лицу, а к филиалу, который не является юридическим лицом. Суд первой инстанции при вынесении решения проигнорировал факт того, что филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан не может являться заинтересованным лицом, поскольку не обладает процессуальной правоспособностью и дееспособностью.

Кадастровая палата отметила, что требования были предъявлены непосредственно к Управлению Росреестра, а не к Кадастровой палате, в силу чего суд вышел за пределы поданного заявления.

По мнению Кадастровой палаты, суд при принятии решения не учел, что согласно действующего в спорный период законодательства обязанность по направлению уведомления заявителю при присвоении уникального кадастрового номера спорному объекту недвижимости не лежала на филиале Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан.

Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2021 апелляционные жалобы ООО «АКС Групп» и Кадастровой палаты на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.08.2021 по делу № А07-22995/2020 были приняты к производству и назначены к рассмотрению в судебном заседании 08.11.2021.

Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2021 дата проведения судебного заседания по рассмотрению апелляционных жалоб была перенесена на 07.12.2021 в связи с принятием постановления Губернатора Челябинской области от 03.11.2021 № 298 «Об установлении на территории Челябинской области нерабочих дней с 08 по 12 ноября 2021 года».

Протокольным определением от 07.12.2021 в судебном заседании был объявлен перерыв до 14.12.2021.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены надлежащим образом, в судебное заседание их представители не явились.

В соответствии со статьями 123, 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.

К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции от Управления Росреестра поступил отзыв на апелляционную жалобу ООО «АКС Групп», от Управления Росреестра и Кадастровой палаты поступили письменные пояснения в порядке статьи 81 АПК РФ, которые были приобщены к материалам дела.

Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Как следует из письменных материалов дела, установлено судом первой инстанции,ООО «АКС Групп» выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 04 АГ № 696630 от 16.03.2012, согласно которому общество является собственником объекта недвижимого имущества – административное здание, назначение: нежилое, 3-этажный, общая площадь 1 202,3 кв.м, инв. № 80:401:002:000002110:0001:20000, лит. Б; адрес объекта: Республика Башкортостан, г. Уфа, Калининский район, ул. Трамвайная, д. 4 А, кадастровый номер 02:401:1730:0000:382 (т. 1 л.д. 24).

Согласно техническому паспорту от 05.10.2009 (т. 1 л.д. 25-29), договору купли-продажи от 03.02.2012 (т. 1 л.д. 89-90), кадастровому паспорту помещения от 22.05.2010 (т. 1 л.д. 30-40) фактически ООО «АКС Групп» в собственность были приобретены помещения в здании, расположенном по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Калининский район, ул. Трамвайная, д. 4 А.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости 04.05.2004 был открыт раздел на вышеуказанный объект недвижимого имущества, которому в соответствии со статей 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122-ФЗ) был присвоен условный номер 02:401:1730:0000:382.

Согласно техническому паспорту от 05.10.2009 сведения о помещении, расположенном по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Калининский район, ул. Трамвайная, д. 4А, 22.05.2010 внесены в Единый государственный реестр объектов капитального строительства с присвоение уникального номера 02:55:020416:158:13/1 (т. 1 л.д. 25-29).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 07.08.2020 № КУВИ-002/2020-11518258 объект недвижимости ООО «АКС Групп» имеет актуальный кадастровый номер 02:55:020416:307, ранее ему были присвоены инвентарный номер 80:401:002:000002110:0001:20000, условный номер 02:401:1730:0000:382, кадастровые номера 02:55:020416:158:13/1, 02:55:020416:241 (т. 1 л.д. 41-47).

Письмом вх. № ОЮЛ 0192 от 07.08.2020 ООО «АКС Групп» обратилось в Управление Росреестра с просьбой дать разъяснения, с каким кадастровым номером учтен объект недвижимости, принадлежащий ООО «АКС Групп», вносились ли изменения в графу кадастровый номер, если вносились, то кем когда и на каком основании произошли изменения ранее присвоенного кадастрового номера (т. 1 л.д. 48).

Согласно ответу Управления Росреестра от 25.08.2020 № ОЮЛ-14892/220 в 2013 году в Управлении Росреестра проводились работы по верификации и гармонизации данных Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) и государственного кадастра недвижимости (далее – ГКН), в этой связи всем объектам капитального строительства (ОКС) были присвоены уникальные номера - кадастровые номера в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в связи с чем объекту недвижимости, принадлежащему ООО «АКС Групп» с ранее присвоенным кадастровым номером 02:55:020416:158:13/1, в автоматическом режиме был присвоен кадастровый номер 02:55:020416:241, впоследствии в рамках проведения работ по повышению качества данных ЕГРН 21.01.2019 проведена повторная правовая экспертиза по делу правоустанавливающих документов и исправлена техническая ошибка, а именно изменен вид объекта со «здание» на «помещение» с присвоением нового кадастрового номера 02:55:020416:307, поскольку данный объект фактически является помещением, входящим в состав здания с кадастровым номером 02:55:020416:241, в связи с чем в ЕГРН 21.01.2019 изменен кадастровый номер объекта с 02:55:020416:241 на 02:55:020416:307 (т. 1 л.д. 49).

ООО «АКС Групп» обратилось в Управление Росреестра с письмом от 03.09.2020 вх. № ОЮЛ-0220 за разъяснением статуса ранее присвоенного объекту кадастрового номера 02:55:020416:158:13/1 (т. 1 л.д. 50).

Управлением Росреестра был дан ответ (исх. № ОЮЛ-16925/211), схожий по содержанию с письмом от 25.08.2020 № ОЮЛ-14892/220.

Полагая действия Управления Росреестра по изменению кадастрового номера принадлежащего заявителю объекта недвижимости с «02:55:020416:158:13/1» на иной кадастровой номер нарушающими права и законные интересы ООО «АКС Групп» и противоречащими действующему законодательству, ООО «АКС Групп» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о допущенном Кадастровой палатой незаконном бездействии, выразившемся в ненаправлении в адрес ООО «АКС Групп» уведомления о внесении изменений в ранее присвоенный кадастровый номер 02:55:020416:158:13/1 объекта недвижимости – нежилого помещения площадью 1157,7 кв.м., расположенного по адресу: <...>. В остальной части требований ООО «АКС Групп» судом было отказано, так как суд посчитал, что действия по присвоению объекту недвижимости с ранее присвоенным кадастровым номером 02:55:020416:158:13/1 кадастрового номера 02:55:020416:307 (с учетом устранения ошибки), были произведены Кадастровой палатой во исполнение требований Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей до 01.01.2017), приказа Минэкономразвития России от 04.04.2011 № 144 «Об утверждении Порядка кадастрового деления территории Российской Федерации и Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров», являлись законными, прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушали.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, оценив доводы апелляционных жалоб, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу положений части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. При этом факт нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя должен доказать последний.

На основании части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон № 221-ФЗ), в редакции действовавшей на момент возникновения права собственности заявителя на объект недвижимости, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее – кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Согласно части 1 статьи 3 Закона № 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).

В части 2 указанной статьи было установлено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.

На основании частей 1, 2 статьи 5 Закона № 221-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета. В целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров орган кадастрового учета осуществляет кадастровое деление территории Российской Федерации на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы (далее также - единицы кадастрового деления). При установлении или изменении единиц кадастрового деления территории Российской Федерации соответствующие сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании правовых актов органа кадастрового учета.

Частью 3 статьи 5 Закона № 221-ФЗ было установлено, что порядок кадастрового деления территории Российской Федерации, а также порядок присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Приказом Минэкономразвития РФ от 04.04.2011 № 144 был утвержден Порядок присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров (далее – Порядок № 144).

В соответствии с пунктом 2 Порядка № 144 кадастровый номер присваивается каждому объекту недвижимости, сведения о котором включаются в государственный кадастр недвижимости: 1) при постановке на государственный кадастровый учет; 2) при включении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в порядке, предусмотренном частями 3 и 7 статьи 45 Закона № 221-ФЗ.

Пунктом 5 Порядка № 144 было определено, что кадастровый номер объекта недвижимости состоит из учетного номера кадастрового квартала, разделителя в виде двоеточия и порядкового номера записи об объекте недвижимости в реестре объектов недвижимости. При присвоении кадастровых номеров объектам недвижимости применяются десятичные числа, записанные арабскими цифрами.

Согласно пункту 7 Порядка № 144 кадастровый номер, присвоенный объекту недвижимости в соответствии с настоящим Порядком, не изменяется, в том числе в связи с изменением кадастрового деления. При включении сведений о ранее учтенном земельном участке в государственный кадастр недвижимости ранее присвоенный такому земельному участку кадастровый номер сохраняется, если указанный номер соответствует требованиям настоящего Порядка.

Согласно части 1 статьи 45 Закона № 221-ФЗ государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

В соответствии с частью 2 статьи 47 Закона № 221-ФЗ кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.

Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. В срок до 01 января 2013 года органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, передают в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (часть 3 статьи 45 Закона № 221-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 45 Закона № 221-ФЗ при включении сведений и соответствующих документов о ранее учтенном здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости такому объекту недвижимости присваивается кадастровый номер.

Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости предоставляются в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, с учетом определенных настоящей статьей особенностей. Если на день получения предусмотренного статьей 14 настоящего Федерального закона запроса сведения и документы о ранее учтенном земельном участке, сведения о котором запрашиваются, не включены в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости, орган кадастрового учета в установленный частью 8 статьи 14 настоящего Федерального закона срок обеспечивает включение таких сведений и документов и не позднее данного срока предоставляет запрашиваемые сведения в установленном указанной статьей порядке. Правила настоящей части применяются также в случаях, если запрашиваются сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства и право собственности на такой объект недвижимости зарегистрировано в установленном ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» порядке (части 5 и 6 статьи 45 Закона № 221-ФЗ).

В силу части 7 статьи 45 Закона № 221-ФЗ, если сведения и документы о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о таком ранее учтенном объекте недвижимости, данные сведения и документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом, или на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в орган кадастрового учета по его запросам. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации бесплатно представляют в орган кадастрового учета по его запросам все имеющиеся у них сведения и копии документов о соответствующем объекте недвижимости в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения такого запроса. Порядок и сроки направления органом кадастрового учета указанных запросов, порядок включения в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости предусмотренных настоящей частью сведений и документов устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 07.08.2020 № КУВИ-002/2020-11518258 объект недвижимости ООО «АКС Групп» относится к ранее учтенным.

Из материалов дела следует, что в 2013 году в Управлении Росреестра проводились работы по верификации и гармонизации данных Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) и государственного кадастра недвижимости (далее – ГКН), в этой связи всем объектам капитального строительства (ОКС) были присвоены уникальные номера - кадастровые номера в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в связи с чем объекту недвижимости, принадлежащему ООО «АКС Групп» с ранее присвоенным кадастровым номером 02:55:020416:158:13/1, в автоматическом режиме был присвоен кадастровый номер 02:55:020416:241.

Указанные действия ошибочно были квалифицированы заявителем как незаконные, поскольку в силу пунктов 5, 7 Порядка № 144 включение сведений о ранее учтенном объекте недвижимости заявителя с дробным значением кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости было невозможно.

С учетом изложенного апелляционный суд находит законными действия по присвоению объекту недвижимости заявителя нового кадастрового номера, отвечающего требованиям Порядка № 144.

Как следует из материалов дела, после приобретения прав на спорный объект недвижимости ООО «АКС Групп» обратилось за регистрацией права собственности на указанный объект, указав его как нежилое здание с условным номером 02:401:1730:0000:382 (т. 1 л.д. 83-84).

После завершения процедуры государственной регистрации ООО «АКС Групп» было выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 04 АГ № 696630 от 16.03.2012, согласно которому общество является собственником объекта недвижимого имущества – административное здание, назначение: нежилое, 3-этажный, общая площадь 1 202,3 кв.м, инв. № 80:401:002:000002110:0001:20000, лит. Б; адрес объекта: Республика Башкортостан, г. Уфа, Калининский район, ул. Трамвайная, д. 4 А, кадастровый номер 02:401:1730:0000:382 (т. 1 л.д. 24).

Однако, согласно техническому паспорту от 05.10.2009 (т. 1 л.д. 25-29), договору купли-продажи от 03.02.2012 (т. 1 л.д. 89-90), кадастровому паспорту помещения от 22.05.2010 (т. 1 л.д. 30-40) фактически ООО «АКС Групп» в собственность были приобретены помещения в здании, расположенном по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Калининский район, ул. Трамвайная, д. 4 А.

Из письма Управления Росреестра от 25.08.2020 № ОЮЛ-14892/220 также следует, что в рамках проведения работ по повышению качества данных ЕГРН 21.01.2019 была проведена повторная правовая экспертиза по делу правоустанавливающих документов и исправлена техническая ошибка, а именно изменен вид объекта со «здание» на «помещение» с присвоением нового кадастрового номера 02:55:020416:307, поскольку данный объект фактически является помещением, входящим в состав здания с кадастровым номером 02:55:020416:241, в связи с чем в ЕГРН 21.01.2019 изменен кадастровый номер объекта с 02:55:020416:241 на 02:55:020416:307.

На основании части 3 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном для осуществления государственного кадастрового учета до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда). Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости, в порядке:

1) осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением объекта недвижимости, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее с заявлением об осуществлении одновременно государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав либо с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета соответствующего объекта недвижимости;

2) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке;

3) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений в уведомительном или ином предусмотренном федеральным законом порядке, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке.

Поскольку в результате подачи ООО «АКС Групп» некорректного заявления объекту недвижимости заявителя был присвоен кадастровый номер 02:55:020416:241 как на здание, а не на помещение, то есть в ЕГРП (ЕГРН) была допущена реестровая ошибка, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности действий заинтересованного лица по устранению данной ошибки путем изменения кадастрового номера объекта с 02:55:020416:241 на 02:55:020416:307.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности действий заинтересованных лиц по изменению кадастрового номера объекта недвижимости заявителя и обоснованно отказал ему в удовлетворении требований о признании действий Управления Росреестра по присвоению статуса «ранее присвоенный» объекту недвижимости с кадастровым номером 02:55:020416:158:13/1 как дублирующий записи объекта недвижимости с кадастровым номером «02:55:020416:307», незаконными и не соответствующими Федеральному закону от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»; об обязании Управления Росреестра в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «АКС Групп» путем снятия статуса «ранее присвоенный» с объекта недвижимости с кадастровым номером 02:55:020416:158:13/1 и присвоения статуса «архивный» объекту недвижимости с кадастровым номером 02:55:020416:307 как дублирующей записи объекта недвижимости с кадастровым номером 02:55:020416:158:13/1.

Доводы апелляционной жалобы ООО «АКС Групп» указанных выводов суда не опровергают, основаны на неверном толковании и применении норм материального права, в силу чего отклонены судебной коллегией за необоснованностью.

ООО «АКС Групп» также было заявлено требование о признании незаконным и не соответствующим Закону № 221-ФЗ бездействия Управления Росреестра, выразившегося в неисполнении требований об уведомлении собственника объектов недвижимости о внесении изменений в ранее присвоенный кадастровый номер 02:55:020416:158:13/1.

Суд первой инстанции посчитал данное требование подлежащим удовлетворению по отношению к Кадастровой палате.

Суд апелляционной инстанции полагает указанный вывод суда первой инстанции ошибочным.

На основании части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Судебная проверка соблюдения установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока на обращение в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта осуществляется независимо от того, сделано ли какой-либо стороной спора заявление о пропуске данного срока, поскольку пропуск срока подачи заявления об оспаривании ненормативного правового акта и отсутствие уважительных причин для его восстановления являются самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2011 № 18306/10).

ООО «АКС Групп» обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями 25.09.2020, первоначально поданное заявление не содержало требования о признании незаконным и не соответствующим Федеральному закону от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» бездействия Управления Росреестра, выразившегося в неисполнении требований об уведомлении собственника объекта недвижимости о внесении изменений в ранее присвоенный кадастровый номер 02:55:020416:158:13/1.

Указанное, по сути новое требование было заявлено только при уточнении заявления 12.07.2021 (т. 2 л.д. 11-12), тогда как об обстоятельстве нарушения своих прав ООО «АКС Групп» должно было стать известно еще в сентябре 2020 года при получении ответов на свои обращения из Управления Росреестра.

Как следует из разъяснений, данных в абзаце 3 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», если судом принято заявление об увеличении иска в отношении задолженности за периоды, которые при обращении с первоначальным требованием не заявлялись, то срок исковой давности по измененным требованиям перестает течь с даты заявления таких требований, а не с даты предъявления первоначального иска.

Применительно к указанным разъяснениям, учитывая, что новое требование о признании незаконным и не соответствующим Федеральному закону от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» бездействия Управления Росреестра, выразившегося в неисполнении требований об уведомлении собственника объекта недвижимости о внесении изменений в ранее присвоенный кадастровый номер 02:55:020416:158:13/1, было заявлено за пределами трехмесячного срока со дня, когда заявителю стало известно о нарушении их прав и законных интересов, заявитель ходатайство о восстановлении данного срока не заявил, доказательств невозможности заявления данного требования при первоначальной подаче заявления не представил, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения соответствующего требования ООО «АКС Групп».

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Способы защиты гражданских прав приведены в статье 12 ГК РФ, при этом избранный способ защиты должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и в случае удовлетворения требований заявителя должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.

Согласно подпункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, среди прочего, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Таким образом, конечной целью подачи заявления об оспаривании бездействия органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, должно служить восстановление прав заявителя, а сам факт констатации наличия такого бездействия.

Из материалов дела усматривается, что на обращения заявителя Управлением Росреестра были даны исчерпывающие ответы, касающиеся изменения кадастрового номера объекта недвижимости. То есть еще до обращения ООО «АКС Групп» в суд с рассматриваемым заявлением Управлением Росреестра была доведена до общества интересующая его информация.

При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требования заявителя и констатации факта допущенного бездействий, по существу не направленного на восстановление законных прав ООО «АКС Групп», у суда первой инстанции не имелось.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части признания незаконным бездействия Кадастровой палаты, выразившегося в ненаправлении в адрес ООО «АКС Групп» уведомления о внесении изменений в ранее присвоенный кадастровый номер 02:55:020416:158:13/1 объекта недвижимости – нежилого помещения площадью 1 157,7 кв.м., расположенного по адресу: <...>, а также в части взыскания с Кадастровой палаты в пользу ООО «АКС Групп» 3 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по указанному требованию.

В удовлетворении данного требования ООО «АКС Групп» апелляционный суд отказывает, апелляционная жалоба Кадастровой палаты удовлетворяется судом.

В остальной части решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене, а апелляционная жалоба ООО «АКС Групп» удовлетворению не подлежат.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.

Государственная пошлина за рассмотрение заявления ООО «АКС Групп» судом первой инстанции и дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 АПК РФ.

В силу отказа в удовлетворении заявления ООО «АКС Групп» в полном объеме уплаченная им государственная пошлина за рассмотрение данного заявления в размере 3 000 руб. относится на заявителя и распределению не подлежит.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, уплачивается юридическими лицами в размере 3 000 руб.

В соответствии с разъяснениями, изложенными пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», при обжаловании судебных актов по делам, указанным в подпункте 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина уплачивается в размере 50 % от указанных размеров, то есть в размере 1 500 руб.

Поскольку при подаче апелляционной жалобы ООО «АКС Групп» не была уплачена государственная пошлина за ее рассмотрение, определением апелляционного суда от 29.09.2021 ООО «АКС Групп» предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, с ООО «АКС Групп» в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 500 руб.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.08.2021 по делу № А07-22995/2020 отменить в части частичного удовлетворения заявленных обществом с ограниченной ответственностью «АКС Групп» требований, в части признания незаконным бездействия филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан, выразившегося в ненаправлении в адрес общества с ограниченной ответственностью «АКС Групп» уведомления о внесении изменений в ранее присвоенный кадастровый номер 02:55:020416:158:13/1 объекта недвижимости – нежилого помещения площадью 1 157,7 кв.м., расположенного по адресу: <...>, а также в части взыскания с Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан в пользу общества с ограниченной ответственностью «АКС Групп» 3 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.

В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью «АКС Групп» о признании незаконным бездействия филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан, выразившегося в ненаправлении в адрес общества с ограниченной ответственностью «АКС Групп» уведомления о внесении изменений в ранее присвоенный кадастровый номер 02:55:020416:158:13/1 объекта недвижимости – нежилого помещения площадью 1 157,7 кв.м., расположенного по адресу: <...>, а также во взыскании с Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Башкортостан судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. отказать.

В остальной части решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.08.2021 по делу № А07-22995/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «АКС Групп» – без удовлетворения.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «АКС Групп» в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 500 руб.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья А.С. Жернаков

Судьи: И.А. Аникин

И.Ю. Соколова