ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А07-27324/18 от 29.04.2019 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-3138/2019

г. Челябинск

30 апреля 2019 года

Дело № А07-27324/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2019 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 30 апреля 2019 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,

судей Ермолаевой Л.П., Карпачевой М.И.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Таранжиной А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Аквастрой» на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.01.2019 по делу № А07-27324/2018 (судья Искандаров У.С.).

Министерство экономического развития Республики Башкортостан (далее – Минэкономразвития РБ, Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Аквастрой» (далее – ООО «Аквастрой», общество, ответчик) о взыскании в доход Республики Башкортостан денежных средств, перечисленных в качестве субсидии в размере 299 820 руб. по договору о предоставлении гранта (субсидии) начинающим субъектам молодежного предпринимательства (студентам и выпускникам образовательных учреждений профессионального образования) № 48 от 15.10.2013.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен Фонд развития малого предпринимательства Республики Башкортостан.

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.01.2019 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

С указанным решением не согласилось ООО «Аквастрой» (далее также – податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что предоставленные средства субсидии использованы обществом по целевому назначению, в обоснование чего в апелляционный суд апеллянтом представлены дополнительные доказательства. Полагает, что основания для возврата всей суммы субсидии в размере 299 820 руб. не имеется, поскольку доказательствами, представленными в суд первой инстанции, также подтверждается факт частичного целевого использования средств субсидии. Ссылается на истечение срока исковой давности, поскольку о непредставлении ответчиком отчета о фактическом использовании средств субсидии истцу стало известно не позднее 10.01.2015.

Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2019 судебное разбирательство отложено на 29.04.2019 для представления истцом дополнительных пояснений (л.д. 146).

К дате судебного заседания от истца поступили дополнительные пояснения (рег. № 20081 от 24.04.2019).

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились.

В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена без участия неявившихся лиц.

Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, Законом Республики Башкортостан от 28.12.2007 № 511-з «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан», в целях реализации государственной политики в области малого и среднего предпринимательства постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20.07.2012 № 249 утверждена государственная программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан» на 2013-2018 годы.

Между Минэкономразвития РБ и ООО «Аквастрой» (получатель) оформлен договор о предоставлении гранта (субсидии) начинающим субъектам молодежного предпринимательства (студентам и выпускникам образовательных учреждений профессионального образования) № 48 от 15.10.2013.

Согласно п. 1.1. договора предметом договора является предоставление Министерством Получателю гранта (субсидии) для начинающих субъектов молодежного предпринимательства (студентов и выпускников образовательных учреждений профессионального образования) за счет средств бюджета Российской Федерации.

Предоставление Получателю гранта (субсидии) для начинающих субъектов молодежного предпринимательства (студентов и выпускников образовательных учреждений профессионального образования) осуществляется в соответствии со сметой расходов согласно Приложения № 1 к договору, являющемуся неотъемлемой его частью (п. 1.2. договора).

В соответствии с п. 3.1 договора сумма средств бюджета Российской Федерации, предоставляемых Получателю по договору в качестве гранта (субсидии) составляет 299 820 руб. (при условии поступления средств бюджета Российской Федерации на счет Министерства).

Согласно указанному договору Министерство перечислило ООО «Аквастрой» субсидию в размере 299 820 руб., что подтверждается платежным поручением от 28.11.2013 № 5300037 на сумму 299 820 руб.

Ссылаясь на нецелевое использование субсидии ответчиком, Министерство обратилось в суд с рассматриваемым иском.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком в нарушение договора допущено нецелевое использование средств гранта.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, пришел к следующим выводам.

Согласно статье 17 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

Согласно статье 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, за исключением случаев нарушения получателем субсидии условий ее предоставления.

Согласно пункту 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.

Согласно пункту 7 статьи 78 БК РФ в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе, порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.

В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Согласно части 3.1. статьи 70 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Законом Республики Башкортостан от 28.12.2007 № 511-з «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан», в целях реализации государственной политики в области малого и среднего предпринимательства постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20.07.2012 № 249 утверждена государственная программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан» на 2013-2018 годы (далее – Программа).

Согласно Программе ответственным исполнителем государственной программы является Государственный комитет Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму; соисполнителем государственной программы - Министерство экономического развития Республики Башкортостан.

В соответствии с пунктом 2.13. Программы в случае привлечения Госкомитетом исполнителя исполнитель в течение 5 рабочих дней со дня принятия Госкомитетом решения о предоставлении финансовой поддержки готовит и направляет для подписания в Госкомитет проекты договоров о субсидировании (предоставлении гранта (субсидии)).

Согласно пункту 2.15. Программы в договоре о предоставлении субсидии (предоставлении гранта (субсидии)) Госкомитетом устанавливаются:

а) плановые показатели результативности;

б) порядок, сроки и формы представления получателем субсидии отчетности;

в) возможность осуществления расходов, источником финансового обеспечения которых являются не использованные в отчетном финансовом году остатки субсидий, при принятии Госкомитетом решения о наличии потребности в указанных средствах по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации в части федеральных средств и с Министерством финансов Республики Башкортостан в части средств бюджета Республики Башкортостан;

г) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидии остатков субсидии, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, установленных абзацем вторым пункта 2.18 настоящего Порядка;

д) требование о предоставлении в Госкомитет отчета о достижении показателей результативности по форме, утвержденной приказом о типовой форме договора, в срок не позднее 1 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии.

В силу пункта 2.16 Программы субъекты малого и среднего предпринимательства и организации инфраструктуры представляют в Госкомитет либо исполнителю (в случае его привлечения) ежеквартальные отчеты о фактическом использовании полученных денежных средств финансовой поддержки не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, а также отчеты об эффективности деятельности по итогам года не позднее 10 апреля года, следующего за отчетным, по формам, установленным Госкомитетом в договоре о предоставлении субсидии (предоставлении гранта (субсидии)).

Между Минэкономразвития РБ и ООО «Аквастрой» (получатель) оформлен договор о предоставлении гранта (субсидии) начинающим субъектам молодежного предпринимательства (студентам и выпускникам образовательных учреждений профессионального образования) № 48 от 15.10.2013, во исполнение условий которого установленная пунктом 3.1 договора сумма средств гранта (субсидии) в размере 299 820 руб. перечислена Министерством обществу ООО «Аквастрой» платежным поручением от 28.11.2013 № 5300037 на сумму 299 820 руб.

Согласно пункту 2.2.1. договора Получатель обязуется использовать выделенную субсидию по целевому назначению в соответствии со сметой расходов и согласно п. 2.2.2 обязуется ежеквартально представлять в Фонд развития и поддержки малого предпринимательства Республики Башкортостан отчет о фактическом использовании полученных денежных средств, а также сохранении и создании рабочих мест в срок не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, по форме, согласно Приложению № 3 к договору. В случае неиспользования бюджетных средств в течение отчетного периода, представлять выписку со счета Получателя о движении денежных средств за отчетный период.

В соответствии с п. 2.2.3. договора Получатель обязуется предоставлять в Фонд анкету получателя поддержки ежегодно в срок до 20 января года, следующего за отчетным, в течение двух календарных лет, следующих за годом, в котором была оказана поддержка, по форме согласно Приложению № 5 на электронном и бумажном носителях.

Согласно пункту 2.2.4. договора Получатель должен предоставить в Фонд отчет об эффективности деятельности по итогам года не позднее 10 апреля года, следующего за отчетным, в котором были использованы полученные бюджетные средства, по форме согласно Приложению № 4 к договору.

Пунктом 5.1.1. Программы определено, что Министерство является ответственным за своевременное и качественное выполнение подведомственных мероприятий Программы, целевое и эффективное использование средств бюджета Республики Башкортостан.

На основании запроса Министерства, направленного в Фонд развития и поддержки малого предпринимательства Республики Башкортостан, Фонд предоставил информацию о том, что ответчиком предоставлены отчеты о фактическом использовании бюджетных средств за 4 квартал 2013 года, 1, 2, 3 кварталы 2014 года, всего на сумму 117 963 руб., в том числе 40 887 рублей на приобретение оргтехники в 1 квартале 2014 года и 77 076 рублей на приобретение евровагонки во 2 квартале 2014 года (л.д. 63-89).

Таким образом, анкета получателя субсидии и отчеты о фактическом использовании бюджетных средств в соответствии с пунктами 2.2.-2.4. договора на сумму 181 857 руб. ответчиком не представлены.

Наряду с этим из представленных в Фонд отчетов о фактическом использовании бюджетных средств за 4 квартал 2013 года, 1, 2, 3 кварталы 2014 года следует исключительно формальная отчетность по указанным показателям, тогда как доказательства, свидетельствующие о фактическом расходовании средств субсидии на цели указанные в пункте 1.1. договора, в материалы дела не представлены, а из изложенных документов их установить не представляется возможным.

Указанные в приложении к названным отчетам – документы, подтверждающие расходование бюджетных средств и документы, подтверждающие количество сохраняемых и вновь создаваемых рабочих мест не представлены ни Фондом, ни ответчиком и апеллянтом при рассмотрении настоящего дела, в том числе в суде апелляционной инстанции.

В ответ на претензию Министерства от 04.12.2017 (л.д. 34) ответчик не предоставил сведения о фактическом использовании средств субсидии в соответствии с целями её предоставления; не представлено таких доказательств в ходе судебного разбирательства, в том числе в суде апелляционной инстанции.

При изложенных обстоятельствах апелляционный суд также не может считать доказанным обстоятельства фактического использования денежных средств в сумме 117 963 руб., и тем самым – факт их целевого использования.

Апелляционный суд также исходит из того, что из буквального содержания пунктов 5.2. и 5.3. договора №48 от 15.10.2013 следует, что нарушение условий использования субсидии и неисполнение получателем иных условий предоставления субсидии является основанием для возврата всех средств полученной субсидии, в силу чего при представлении отчетов об использовании субсидии в сумме 117 963 рублей в 1 и 2 квартале 2014 при непредставлении доказательств использования субсидии в полном объеме за последующие периоды, Министерство вправе требовать возврата всей перечисленной субсидии в полном объеме.

В соответствии с п. 5.1. договора Получатель несет ответственность за нецелевое использование бюджетных средств в соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 5.2. договора предусмотрено, что в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) Получателем условий предоставления гранта (субсидии), установленных Программой и договором, полученные средства подлежат возврату в доход бюджета Российской Федерации в порядке, предусмотренном п. 5.1.24 раздела 5 Программы.

Согласно пункту 5.3. договора в случае нецелевого использования получателем бюджетных средств, полученные средства подлежат возврату в доход бюджета Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 5.1.24 раздела 5 Программы.

Изложенные обстоятельства позволяют сделать вывод о ненадлежащем исполнении ответчиком условий договора о предоставлении гранта (субсидии) начинающим субъектам молодежного предпринимательства (студентам и выпускникам образовательных учреждений профессионального образования) № 48 от 15.10.2013, в части целевого использования средств субсидии, что в силу норм пунктов 5.1.24 и 5.1.25 Программы и норм статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации является основанием для возврата неиспользованной субсидии.

Ссылки апеллянта на применение срока исковой давности, отклоняются, поскольку в порядке, установленном пунктом 3 статьи 199 ГК РФ ответчиком в суде первой инстанции не было заявлено о применении исковой давности. Нарушения порядка извещения ответчика о времени и месте судебного разбирательства в суде первой инстанции апелляционным судом не установлено.

Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.

Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ и в силу оставления апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.01.2019 по делу № А07-27324/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Аквастрой» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья Г.Н. Богдановская

Судьи Л.П. Ермолаева

М.И.Карпачева