ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А07-30672/2017 от 22.05.2018 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-5277/2018

г. Челябинск

28 мая 2018 года

Дело № А07-30672/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2018 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2018 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.А.,

судей Плаксиной Н.Г., Костина В.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22 февраля 2018 года по делу № А07-30672/2017 (судья Чернышова С.Л.).

В судебном заседании приняли участие представители:

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Башкортостан – ФИО2 (доверенность № 05-16/00112 от 10.01.2018);

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, ФИО1, предприниматель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Башкортостан (далее – налоговый орган, инспекция, МИФНС № 3 по РБ) о признании незаконным требования № 43361 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 17.04.2017.

Решением суда первой инстанции от 22.02.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с указанным решением, предпринимательобратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что не согласен с расчетом земельного налога, произведенного налоговым органом исходя из кадастровой стоимости в соответствии с решением Верховного суда Республики Башкортостан от 21.09.2015 по делу № 3-465/2015 и считает, что налоговая база по земельному налогу за 2015г. в отношении принадлежащих налогоплательщику земельных участков должна быть определена как кадастровая стоимость, установленная решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.09.2014 по делу № А07-13058/2014.

Налогоплательщик указывает, что в силу п.1 ст. 5, п.1 ст. 393 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) результаты кадастровой оценки, утвержденные Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2014 № 646 подлежали применению в целях определения налоговой базы по земельному налогу начиная с 2016г.

Налоговым органом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В соответствии с частями 3, 4 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на основании определения заместителя председателя Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2018, в составе суда произведена замена председательствующего судьи Малышева М.Б. на судью Иванову Н.А.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание заявитель не явился. С учетом мнения налогового органа в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие заявителя.

В судебном заседании представитель налогового органа, поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя инспекции, не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 30.09.2014 за основным государственным регистрационным номером 314028000121420.

ФИО1 является собственником земельных участков:

- с кадастровым номером 02:56:060302:5244, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства и обслуживания базы отдыха, общая площадь 99 035 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, район Заашкадарья, дата регистрации права 19.03.2015;

- с кадастровым номером 02:56:060302:5245, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства и обслуживания базы отдыха, общая площадь 36 601 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, район Заашкадарья, дата регистрации права 18.03.2015;

- с кадастровым номером 02:56:060302:5165, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: санатории, дома отдыха, дома рыбака, охотника, турбазы, общая площадь 115 455 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: местоположение: установлено относительно ориентира: Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, массив Заашкадарье, № б/н, дата регистрации права 19.03.2015.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2011 № 521 в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:56:060302:5244 утверждена кадастровая стоимость в размере 47 249 598,50 руб.; в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:56:060302:5245 утверждена кадастровая стоимость в размере 17 462 337,10 руб.; в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:56:060302:5165 утверждена кадастровая стоимость в размере 55 083 580,50 руб.

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.10.2014 по делу № А07-13058/2014, рассмотренному по иску ООО "ОТКРЫТЫЕ ИНВЕСТИЦИИ" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельных участков, в том числе: 02:56:060302:5244, 02:56:060302:5245, 02:56:060302:5165, отношении земельного участка с кадастровым номером 02:56:060302:5244 утверждена кадастровая стоимость в размере 9 807 000руб.; в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:56:060302:5245 утверждена кадастровая стоимость в размере 3 625 000 руб.; в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:56:060302:5165 утверждена кадастровая стоимость в размере 18 579 000 руб.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2014 № 646 в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:56:060302:5244 утверждена кадастровая стоимость в размере 65 410 637 руб.; в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:56:060302:5245 утверждена кадастровая стоимость в размере 25 353 879 руб.; в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:56:060302:5165 утверждена кадастровая стоимость в размере 98 468 105,85 руб.

Данное Постановление опубликовано на официальном ннтернет-портал правовой информации Республики Башкортостан http://www.npa.bashkortostan.ru, 31.12.2014, а также в журнале "Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", 12.02.2015, N 5(479), ст. 197 . Согласно п. 3 Постановления настоящее Постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года.

Не согласившись с кадастровой стоимостью земельных участков, установленной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2014 № 646 ФИО1 13.05.2015 обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков.

03.06.2015 Комиссия по рассмотрению споров отклонила заявление ФИО1 о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков.

Не согласившись с данным отказом, ФИО1 обратился в Верховный суд Республики Башкортостан с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости.

Решением Верховного суда Республики Башкортостан от 21.09.2015 по делу № 3-465/2015 установлена кадастровая стоимость на дату 01.06.2014 в размере, равном рыночной стоимости земельных участков:

- земельного участка с кадастровым номером 02:56:060302:5244 – в размере 20 104 000 руб.;

- земельного участка с кадастровым номером 02:56:060302:5245 – в размере 8 674 000 руб.;

- земельного участка с кадастровым номером 02:56:060302:5165 – в размере 23 437 000 руб.

Указанное решение вступило в законную силу 23.10.2015.

Налогоплательщик обратился в инспекцию с целью уточнения расчета земельного налога за 2015 год с учетом решения Верховного Суда Республики Башкортостан от 21.09.2015 по делу №3-465/2015 об установлении кадастровой стоимости земельного участка.

МИФНС России № 3 по РБ в адрес предпринимателя было направлено уточненное налоговое уведомление обуплате земельного налога за 2015 год от07.02.2017 № 156190911. О произведенном перерасчете земельного налога налогоплательщик проинформирован письмом от 08.02.2017 № 10-35/0269 ЗГ@.

В вышеуказанном уведомлении и письме о перерасчете земельного налога указано, что налоговая база по земельному налогу за 2015 год составила:

- по земельному участку с кадастровым номером 02:56:060302:5244 - 20 104 000 руб.;

- по земельному участку с кадастровым номером 02:56:060302:5245 - 8 674 000 руб.;

- по земельному участку с кадастровым номером 02:56:060302:5165 - 23 437 000 руб.

Письмом от 24.03.2017 №45 (поступило в налоговый орган 27.03.2017) предприниматель обратился о необходимости перерасчета земельного налога за 2015 год исходя из кадастровой стоимости, утвержденной решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.10.2014 по делу №А07- 13058/2014.

В ответ на указанное обращение инспекцией направлено письмо от 20.04.2017 №14-22/08943Г, в котором налогоплательщику даны разъяснения о том, что налоговая база по земельному налогу за 2015 год принимается равной кадастровой стоимости, утвержденной решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 21.09.2015 по делу №3-465/2015.

В связи с неисполнением предпринимателем в добровольном порядке обязанности по уплате земельного налога на основании уточненного налогового уведомления от 07.02.2017 № 156190911 МИФНС России №3 по

РБ в адрес налогоплательщика направлено требование № 43361 об уплате налога, сбора, пени, штрафов, процентов по состоянию на 17.04.2017.

Согласно указанному требованию за налогоплательщиком числится недоимка по земельному налогу по сроку уплаты 03.04.2017 в размере 227 294 руб., а также пени в размере 960,32 руб.

Не согласившись с требованием № 43361 от 17.04.2017 МФНС № 3 по РБ предприниматель обратился с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан.

Решением Управление Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан 273/17 от 09.08.2017 апелляционная жалоба предпринимателя оставлена без удовлетворения.

Налогоплательщик, не согласившись с требованием инспекции, полагая, что его права нарушены, обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд Республики Башкортостан в порядке ст. 198 АПК РФ.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

В силу ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

На основании п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 названного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено названным пунктом.

Согласно п. 1, 2 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 названного Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Пунктом 1 ст. 393 НК РФ предусмотрено, что налоговым периодом признается календарный год.

В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ) под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

При этом, в соответствии с п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда

РФ от 30.06.2015 № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия).

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В силу статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" положения статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Судом первой инстанции установлено, и подтверждается материалами дела, что решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.10.2014 по делу № А07-13058/2014 определена кадастровая стоимость спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2014.

Правительством Республики Башкортостан принято постановление от 30.12.2014 № 646 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов городских округов города Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский и муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан».

Не согласившись с кадастровой стоимостью земельных участков, установленной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2014 № 646, на основании ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ ФИО1 13.05.2015 обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков.

03.06.2015 Комиссия по рассмотрению споров отклонила заявление ФИО1 о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков.

Не согласившись с данным отказом, ФИО1 обратился в Верховный суд Республики Башкортостан с заявлением об установлении кадастровой стоимости их рыночной стоимости.

Решением Верховного суда Республики Башкортостан от 21.09.2015 по делу № 3-465/2015 установлена кадастровая стоимость по состоянию на 01.06.2014 в размере, равном рыночной стоимости земельных участков:

- земельного участка с кадастровым номером 02:56:060302:5244 – в размере 20 104 000 руб.;

- земельного участка с кадастровым номером 02:56:060302:5245 – в размере 8 674 000 руб.;

- земельного участка с кадастровым номером 02:56:060302:5165 – в размере 23 437 000 руб.

В соответствии со п.1 ст. 391 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Таким образом, руководствуясь положениями статей 388, 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, а также постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в целях налогообложения с 1 января 2015 года подлежит применению кадастровая стоимость земельных участков, установленная решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 21.09.2015 № 3-465/2015.

Доводы апелляционной жалобы о правомерности применения кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.10.2014 по делу № А07-13058/2014 отклоняются судом апелляционной инстанции, так как противоречат приведенным нормам права и материалам дела.

С учетом данного, у арбитражного суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения требований, заявленных налогоплательщиком.

Суд апелляционной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.

При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба – удовлетворению.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22 февраля 2018 года по делу № А07-30672/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Н.А. Иванова

Судьи:

Н.Г. Плаксина

В.Ю. Костин