ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А07-34547/19 от 09.08.2022 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-8980/2022

г. Челябинск

15 августа 2022 года

Дело № А07-34547/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2022 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 15 августа 2022 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи

председательствующего судьи Колясниковой Ю.С.,

судей Аникина И.А., Томилиной В.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Анисимовой С.П., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.05.2022 по делу № А07-34547/2019.

В судебном заседании приняли участие представитель индивидуального предпринимателя Вагапова Ришата Рафкатовича - Закиров А.Р. (доверенность № 02 АА 5840351 от 17.02.2022, срок действия 10 лет, диплом, паспорт).

Посредством веб-конференции в судебном заседании принял участие представитель Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан – Захарова Е.А. (доверенность от 07.10.2020, срок действия три года, диплом, паспорт).

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.

Администрация сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, не смотря на согласование участия посредством сервиса веб-конференций, к сервису не подключилась. Между тем технические возможности участия судом были обеспечены, в частности иные участники произвели подключение к сервису.

С учетом мнений представителей ответчика и Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие иных лиц, участвующих в деле.

Департамент лесного хозяйства по Приволжскому Федеральному округу (далее – истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Вагапову Ришату Рафкатовичу (далее – ответчик, предприниматель, ИП Вагапов Р.Р.) о признании отсутствующим права собственности у ИП Вагапова Р.Р. на земельный участок с кадастровым номером 02:47:110701:1589; признании недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером 02:47:110701:1589; исключении сведений о земельном участке с кадастровым номером 02:47:110701:1589 из Единого государственного реестра недвижимости; указании в решении суда, что оно является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан для исключения сведений о земельном участке с кадастровым номером 02:47:110701:1589 из Единого государственного реестра недвижимости (с учетом частичного отказа и уточнения исковых требований от 30.08.2021 в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, муниципальное бюджетное учреждение «Комбинат специализированного обслуживания городского округа город Уфа» Республики Башкортостан (далее - МБУ КСО г. Уфы), Администрация сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Башкортостан.

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.05.2022 (резолютивная часть от 17.05.2022) принят отказ Департамента лесного хозяйства по Приволжскому Федеральному округу от исковых требований к Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан. Производство по делу № А07-34547/2019 в части требований, предъявленных к Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан – прекращено. В удовлетворении остальной части исковых требований, предъявленных к ИП Вагапову Р.Р., отказано.

С вышеуказанным решением не согласился истец (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Департамент просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив исковые требования истца.

Податель жалобы отметил, что приведенные в решении суда ссылки на положения Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (далее — Закон № 280-ФЗ), не могут быть применены в данном случае.

Указал, что о фактически имеющемся пересечении истец узнал из письма Башкирского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» (входящий от 07.08.2019 № 5775) с которым поступило заключение № 2, официально подтверждающее факт имеющегося пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 02:47:110701:1589 с землями лесного фонда, Департаментом 25.10.2019 Исх № 01-36/5194 в Управление Росреестра по Республике Башкортостан направлено исковое заявление №01-36/5194 с материалами дела, в котором содержалось уведомление об обращении в Арбитражный суд Республики Башкортостан от 17.10.2022 №01-36/5088. Таким образом, апеллянт считает, что срок, установленный частью 8 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее — Закон № 172-ФЗ), не пропущен.

Апеллянт полагал, что положения Закона № 280-ФЗ, устанавливая, прежде всего, административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР) и условия, при которых отдается приоритет сведениям ЕГРН, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, полагавшихся на сведения ЕГРН (ранее - ЕГРП). При этом при возникновении спора о праве положениями названного Закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них. Кроме того, необходимо также учитывать положения части 6 статьи 14 Закона № 172-ФЗ, предусматривающей исключения из общего правила о приоритете сведений ЕГРН при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель.

Податель жалобы считает,ответчик не мог не знать о том, что образуемый земельный участок полностью входит в границы земель лесного фонда и согласно земельного законодательства спорный земельный участок должен быть образован другим способом из обособленного земельного участка лесного фонда 02:47:110701:227, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 02:47:000000:368 и иметь категорию «земли лесного фонда» с последующим официальным переводом в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения через Правительство Российской Федерации, что в данном случае говорит о недобросовестности ответчика и Администрации сельского поселения Михайловский сельсовет при формировании земельного участка с кадастровым номером 02:47:110701:1589.

Также апеллянт считает, что у Соболя В.А., являвшегося представителем Министерства и подписавшего акт согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 02:47:110701:1589, отсутствовали указанные полномочия от имени собственника.

По мнению подателя жалобы, учитывая, что уполномоченным в сфере лесных отношений федеральным органом, решений о смене категории части земельного участка лесного фонда относящегося в соответствии со сведениями ГЛР к Красноярского участковому лесничеству Уфимского лесничества Республики Башкортостан не принималось, следовательно, и проведенные по инициативе ответчика работы по межеванию земельного участка с присвоенным ему в последующем кадастрового номера 02:47:110701:1589 так же следует считать незаконными, а результаты межевания не действительными.

Апеллянт указал на отнесение территории земельного участка с кадастровым номером 02:47:110701:1589 к землям лесного фонда. При этом, доказательств перевода спорного земельного участка из земель лесного фонда в иную категорию в установленном законом порядке, равно как и доказательств, свидетельствующих о прекращении права собственности Российской Федерации на данный участок, в том числе путем принятия собственником участка решения о его отчуждении, ответчиком в материалы дела не представлено.

От Департамента поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое в силу части 2 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворено апелляционным судом.

К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции Администрацией муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором она указала, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит (вх. № 38168 от 20.07.2022). Отзыв приобщен к материалам дела.

К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции Администрацией сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором она просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения (вх. № 40312 от 29.07.2022). Отзыв приобщен к материалам дела.

К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции ИП Вагаповым Р.Р. представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором она просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Отзыв приобщен к материалам дела.

В судебном заседании представители ответчика и Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзывах на нее.

Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 10.04.2019 за вх. № 2720 в адрес Департамента от Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан поступило обращение за исх. № 04/2538 от 22.03.2019 об осуществлении от имени Российской Федерации защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в отношении земельного участка с кадастровым номером: 02:47:000000:368 (Единое землепользование) относящегося к землям лесного фонда, на котором в выделе 23 квартала 42 Красноярского участкового лесничества Уфимского лесничества Республика Башкортостан, расположен земельный участок с кадастровыми номером: 02:47:110701:1589, имеющий следующие характеристики:

категория земель: «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения»,

разрешенное использование: «для размещения выставки надгробных сооружений», площадью – 77+/-15 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка,

ориентир расположен по почтовому адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, с/с Михайловский, юго-западнее села Михайловка, на кадастровый учет поставлен 01.10.2015,

правообладатель: Вагапов Ришат Рафкатович.

Государственная регистрация права от 08.04.2016 за № 02-04/101- 04/201/002/2016-7377/2.

Участок налагается на земельный участок с кадастровым номером: 02:47:000000:368 (Единое землепользование), относящийся к землям лесного фонда расположенный в квартале 42 Красноярского участкового лесничества Уфимского лесничества Республика Башкортостан.

Правообладатель: Российская Федерация.

Государственная регистрация права собственности от 06.07.2009 за № 02-04-01/122/2009- 515.

Истец указывает, что согласно выписке из ЕГРН от 04.02.2019 за №99/2019/242903105 земельный участок с кадастровым номером: 02:47:000000:368 (Единое землепользование) был сформирован и поставлен на кадастровый учет 15.02.2008, то есть гораздо раньше, чем был сформирован спорный земельный участок с кадастровым номером: 02:47:110701:1589.

Сведения о том, что в межевом деле на земельный участок с кадастровым номером: 02:47:110701:1589 имеется акт согласования границ, из которого бы усматривалось, что спора по границам при образовании данного земельного участка с землями Федерального агентства лесного хозяйства (далее – Рослесхоз) не имеется, у Департамента отсутствуют.

При этом право собственности ИП Валеева Р.Р. на земельный участок с кадастровым номером: 02:47:110701:1589 было зарегистрировано 08.04.2016.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2018 №1223 за Рослесхозом закреплены полномочия по осуществлению от имени Российской Федерации защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений.

Территориальным подразделением Рослесхоза в Приволжском федеральном округе является Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу (далее - Департамент), который в соответствии с ч. 2 п. 7 Положения о Департаменте лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, утвержденного приказом Рослесхоза от 19.06.2015 № 203 осуществляет контроль за осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области лесных отношений с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий, к дисциплинарной ответственности, в том числе к освобождению от занимаемой должности.

Приказом Рослесхоза от 23.01.2018 № 20 в Положение о Департаменте лесного хозяйства по Приволжскому округу (далее - Положение), утвержденного приказом от 19.06.2015 № 203, внесены изменения, а именно: п. 7 Положения дополнен п.п. 2.1. в соответствии с которым Департамент осуществляет от имени Российской Федерации защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений.

Истец полагает, что ответчиком необоснованно и незаконно произведены действия по отчуждению имущества, принадлежащего Российской Федерации на праве собственности. Тем самым были нарушены права Российской Федерации как его собственника и правовой режим федеральной собственности, которые должны быть, безусловно восстановлены в полном объеме.

В целях уточнения выявленного Министерством факта наложения земельного участка с кадастровым номером: 02:47:110701:1589 на земельный участок с кадастровым номером: 02:47:000000:368 (Единое землепользование) в выделе 23 квартала 42 Красноярского участкового лесничества Уфимского лесничества Республика Башкортостан Департаментом был направлен запрос в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Рослесинфорг» «Башкирский филиал» (далее - ФГБУ «Рослесинфорг» «Башкирский филиал») об установлении, посредством определения координат характерных точек, границ квартала 42 Красноярского участкового лесничества Уфимского лесничества Республика Башкортостан и факта наличия либо отсутствия в лесном квартале лесничества наложения земельного участка с кадастровым номером: 02:47:110701:1589 на земельный участок с кадастровым номером: 02:47:000000:368 (Единое землепользование) с предоставлением результатов в документальной форме.

Во исполнение запроса Департамента в соответствии с положениями п.п. 1-12 Требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения, утвержденных приказом Министерством экономического развития Российской Федерации от 01.03.2016 за № 90 (далее - Требования) ФГБУ «Рослесинфорг» «Башкирский филиал» были проведены изыскательские работы по определению координат характерных точек пересечения границ квартала 42 Красноярского участкового лесничества Уфимского лесничества Республика Башкортостан с границами спорного земельного участка.

В ходе проведенных работ ФГБУ «Рослесинфорг» «Башкирский филиал» установлено, что земельный участок с кадастровым номером: 02:47:110701:1589 расположен на территории выдела 23 квартала 42 Красноярского участкового лесничества Уфимского лесничества Республика Башкортостан, площадь наложения составила: 76,59 кв. м.

Истец указывает, что территория земельного участка с кадастровым номером: 02:47:110701:1589 покрыта лесом, что прямо относит его к землям лесного фонда. В связи с чем Департамент считает, что имеются основания для судебной защиты имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в отношении земельного участка с кадастровым номером: 02:47:000000:368 (Единое землепользование) относящегося к землям лесного фонда, на который, в выделе: 23 квартала 42 Красноярского участкового лесничества Уфимского лесничества Республика Башкортостан, налагается земельный участок с кадастровым номером: 02:47:110701:1589 и требовать восстановления границ и площади вышеуказанного квартала лесничества.

По мнению истца, результаты межевания по формированию и установлению границ спорного земельного участка на местности с присвоенным ему впоследствии кадастровым номером: 02:47:110701:1589 являются недействительными, в связи с чем, сведения о границах данного участка в силу вышеуказанных положений закона подлежат исключению из ЕГРН.

Истец полагает, что в рамках заявленного в суд иска требование о признании незаконными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером: 02:47:110701:1589 проведенного по заказу Администрации сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан подлежат удовлетворению, поскольку межевание спорного земельного участка и внесение сведений об их границах в ЕГРН привели к нарушению прав собственника - Российской Федерации. Границы и площадь квартала 42 Красноярского участкового лесничества Уфимского лесничества Республика Башкортостан подлежат восстановлению до состояния, существовавшего до нарушения прав собственника.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из их необоснованности.

Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (статья 7 Кодекса).

В силу статьи 8 названного Кодекса лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

В соответствии со статьями 67, 92 названного Кодекса лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса.

Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

На основании пункта 1 статьи 67 названного Кодекса лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, и землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.

Лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.

Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе, разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.

Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации).

Федеральным законом от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» внесены изменения в Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и в Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в новой редакции, в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 данной статьи.

Правила указанной части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.

В силу ч. 2 ст. 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», если при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на образуемый земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года и зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, было выявлено пересечение границ указанного земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на указанный земельный участок.

Как следует из материалов дела,право собственности на земельный участок с кадастровым номером 02:47:110701:1589, категория земель: «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», разрешенное использование: «для размещения выставки надгробных сооружений», общей площадью 77 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, Уфимский район, с/с Михайловский, юго-западнее села Михайловка возникло у ИП Вагапова Р.Р. 08.04.2016, что подтверждается представленными в материалы дела договором купли-продажи № 07-А-МИХ/2016 от 29.03.2016, выпиской из ЕГРН от 14.03.2019 № 99/2019/250472118 и свидетельством о государственной регистрации права от 08.04.2016, запись регистрации № 02-04/101-04/201/002/2016-7377/2 от 08.04.2016.

Таким образом, ИП Вагапов P.P., обладая в полном объеме титулом собственника, владеет и распоряжается данным ему земельным участком с кадастровым номером 02:47:110701:1589, непосредственно используя его в своей профильной производственной деятельности (изготовление и установка надгробных памятников. мемориальных комплексов и мемориальных досок) с 08.04.2016, а в рамках ранее заключенного с Администрацией муниципального района Уфимский района Республики Башкортостан договора № 6 на право размещения нестационарного передвижного торгового объекта (объекта по оказанию услуг) на территории MP Уфимский район Республики Башкортостан еще с 16.12.2014.

Право собственности предыдущего собственника - сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером 02:47:110701:1589 было зарегистрировано в регистрационных органах 30.12.2015, границы участка установлены, земельный участок был поставлен на кадастровый учет 01.10.2015, что подтверждается представленными в материалы дела кадастровой выпиской о земельном участке от 01.04.2016 № 02/16/1-60970 и выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРН) от 09.02.2016 за № 02/101/001/2016-6623.

Таким образом, с учетом вышеизложенных правовых норм и обстоятельств дела, поскольку постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 02:47:110701:1589, обшей площадью 77 кв. м и регистрация права собственности сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на указанный земельный участок произошла до 01.01.2016 на надлежащих правовых основаниях и не была оспорена в судебном порядке, следовательно, границы лесного участка подлежали изменению в соответствие с описанием местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 02:47:110701:1589, сведения о которых содержались в Едином государственном реестре недвижимости.

В соответствии с частью 8 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» положения части 4 настоящей статьи применяются в отношении земельных участков, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если в течение трех месяцев со дня выявления сведений, указанных в части 4 настоящей статьи, в орган регистрации прав не поступило уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок.

Согласно части 3 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее по тексту - Закон № 172-ФЗ), в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

При этом, частью 6 ст. 14 Закон № 172-ФЗ предусмотрены исключения, что положения части 3 ст. 14 Закона не распространяются на земельные участки:

1) расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;

2) земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;

3) земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

Закон № 280-ФЗ, которым были внесены изменения в часть 3 статьи 14 Закона № 172-ФЗ был принят в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров. установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель, для преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. если их права или права предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.

По смыслу правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 13.06.2019 № 307-ЭС19-2293 по делу № А05-1395/2018, единственным основанием для неприменения положений Закона № 280-ФЗ в ситуации, когда спорный участок не только учтен в ГЛР, но и права на него зарегистрированы за Российской Федерацией в ЕГРН, вопреки доводам подателя жалобы, является возникновение на него прав иных лиц после 01.01.2016.

Конституционный Суд Российской Федерации применительно к положениям статьи 4.6 Закона № 201-ФЗ и статьи 14 Закона № 172-ФЗ. также указывал, что, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, перед категорией земель, указанной в ГЛР и лесном плане субъекта Российской Федерации, федеральный законодатель исключил возможность изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании и были указаны как их собственники в ЕГРН. только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными ГЛР (пункт 17 Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2017 года, утвержденного решением Конституционного Суда Российской Федерации от 09.11.2017).

Согласно части 10 статьи 14 Закона № 172-ФЗ в случае наличия противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в Едином государственном реестре недвижимости, и данными, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, если такие документы получены до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, отнесение земельных участков к землям определенной категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, по заявлениям правообладателей земельных участков. Указанное правило не применяется, если в отношении земельного участка был принят акт о его переводе из одной категории в другую (решение об отнесении земельного участка к определенной категории).

В силу пункта 1 статьи 4.2. Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введение в действе Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственной лесной реестр до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектам недвижимости.

Таким образом, согласно части 6 статьи 14 Закона № 172-ФЗ общее правило о приоритете сведений ЕГРН при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель не распространится, в частности на земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы.

Между тем законодатель предусмотрел, что указанное изъятие не применяется, если в течение трех месяцев со дня выявления сведений, указанных в ч. 3 данной статьи, в т.ч., выявления расхождений в сведениях о земельном участке в ЕГРН и государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации в органы Росреестра не поступит уведомление уполномоченного органа исполнительной власти на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок (ч. 8 cт. 14 Закона № 172-ФЗ).

Как установлено выше, спорный земельный участок с кадастровым номером 02:47:110701:1589 находится в собственности ИП Вагапова P.P. с 08.04.2016, что подтверждается представленными в материалы дела договором купли-продажи № 07-А-МИХ/2016 от 29.03.2016, выпиской из ЕГРН от 14.03.2019 № 99/2019/250472118 и свидетельством о государственной регистрации права от 08.04.2016, запись регистрации № 02-04/101-04/201/002/2016-7377/2 от 08.04.2016.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, земельный участок с кадастровым номером 02:47:110701:1589, общей площадью 77 кв. м, отнесенный к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», разрешенное использование: «для размещения выставки надгробных сооружений» поставлен на кадастровый учет 01.10.2015, границы участка установлены, права предыдущего правообладателя сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на него возникли 30.12.2015, т.е., до 01.01.2016.

Судом первой инстанции было правильно установлено и подтверждается материалами дела, что Департамент лесного хозяйства как Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, был уведомлен Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан о том, что земельный участок с кадастровым номером 02:47:110701:1589, категории «земли промышленности...» входит в состав земель лесного фонда, расположенных в квартале 42 выдела 23 Красноярского участкового лесничества Уфимского лесничества Республики Башкортостан 10.04.2019 (вход № 2720), что подтверждается приобщенным к материалам данного гражданского дела письмом за подписью заместителя министра Минлесхоза Ахтямова А.З. (исх. № 04/2538 от 22.03.2019).

Кроме того, согласно предоставленной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Башкортостан информации Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) сопроводительными письмами (от 15.04.2018 за № АВ-03-44/7810, от 07.12.2018 за № АВ-03-31/20749, от 27.02.2019 за № АВ-03-44/3269) ранее уже обращалось в адрес данного филиала с заявлениями и сопроводительными документами на установление границ Уфимского лесничества.

В свою очередь, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Башкортостан сопроводительными письмами (от 07.06.2018 за № 04449, от 28.12.2018 за № 10966) уведомлял Рослесхоз о невозможности внесения таких сведений в ЕГРН в связи с выявлением пересечений с границами населённых пунктов и территориальных зон и лишь после поступления письма Рослесхоза от 27.02.2019 № АВ-03-44/3269, после проверки на наличие пересечений с границами земельных участков и территориальных зон, сведения о границах Уфимского лесничества были внесены в ЕГРН.

Таким образом, границы Уфимского лесничества, установленные приказом Рослесхоза от 12.04.2018 № 317, были внесены в ЕГРН только 05.04.2019.

При этом, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Башкортостан письмом от 09.04.2019 № 02874 уведомил Рослесхоз об исключении земельного участка с кадастровым номером 02:47:110701:1589 из границ Уфимского лесничества, т.е., границы Уфимского лесничества не пересекают границы населенных пунктов и иных территориальных зон.

Судом первой инстанции верно установлено, что при постановке на кадастровый учет принадлежащего ИП Вагапову P.P. земельного участка с кадастровым номером 02:47:110701:1589 произошло уточнение земельного участка с кадастровым номером 02:47:110701:227, который, как обособленный участок входит вместе с иными обособленными земельными участками в состав земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:368 (Вид разрешенного использования: Единое землепользование, категория земель: земли лесного фонда), адрес: Республика Башкортостан, р-н Уфимский, Уфимское лесничество, Красноярское, Нурлинское, Дмитриевское участковые лесничества.

При этом, сведения об участке лесного фонда с кадастровым номером 02:47:000000:368 (Вид разрешенного использования: Единое землепользование), внесены в ЕГРН 15.02.2008 без установления границ земельного участка в соответствие с требованиями земельного законодательства, следовательно, невозможно надлежащим образом его идентифицировать в качестве объекта недвижимости или объекта сделки.

Таким образом, как Росслесхоз, так и Департамент лесного хозяйства на момент обращения .с исковыми требованиями в суд более чем на протяжении трех месяцев обладали информацией об имеющихся противоречиях в государственных реестрах и наличии пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 02:47:110701:1589 с землями лесного фонда, расположенными в границах квартала 42, выдела 23 Красноярского участкового лесничества Уфимского лесничества Республики Башкортостан и с заявлением уведомительного характера в регистрационные органы об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на земельный участок с кадастровым номером 02:47:110701:1589 не обращались.

Обратного судом не установлено. Департаментом лесного хозяйства в материалы дела доказательств тому не представлено.

При этом судом первой инстанции правомерно принят во внимание факт согласования ИП Вагаповым P.P. границ земельного участка с кадастровым номером 02:47:110701:1589 с границами земель лесного фонда Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан в лице его представителя Соболь В.А., действовавшего на основании нотариальной доверенности № 2Д-563 от 27.05.2015, выданной за подписью Министра лесного хозяйства Ахмедьянова Д.А.

Данный акт согласования границ принадлежащего ИП Вагапову P.P. земельного участка, кроме вышеуказанного официального представителя Министерства, был также подписан и со стороны сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в лице Главы администрации Арсланова Д.Г., второго сособственника/правообладателя смежного земельного участка.

Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к вводу, что со стороны ИП Вагапова P.P. были выполнены требования статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», согласно которой местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности.

Письмом Минэкономразвития России от 15.09.2017 № 26268-ВА/Д23и «О применении положений федеральных законов в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», в пунктах 1,5, 15 так же разъяснено, что принятие Федерального закона № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра (далее - ГЛР) и Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР.

В силу установленных Федеральным законом № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (с началом действия с 11.08.2017), правил сведения ГЛР, не соответствующие сведениям ЕГРН, не являются препятствием территориальному планированию, градостроительному зонированию, кадастровому учету объектов недвижимости и регистрации прав на них, переводу земельного участка из одной категории в другую (отнесению земельного участка к определенной категории). ЕГРН и предшествующие ему публичные реестры создавались именно для целей обеспечения гражданского оборота недвижимости.

Кроме того, сведения ГЛР, исходя из положений статей 7 и 8 Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», не указывали и не указывают в настоящее время на принадлежность земельного участка к категории земель лесного фонда. Если в соответствии с ГЛР участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими (правоудостоверяющими) документами - к иной категории земель, принадлежность такого участка к категории земель устанавливается на основании сведений ЕГРН либо в соответствии со сведениями, указанными в документах, подтверждающих право гражданина или юридического лица на земельный участок. Эти правила применяются в тех случаях, когда права правообладателя на земельный участок возникли до 1 января 2016 года. Вне зависимости от указанной даты земельный участок относится к землям населенных пунктов (переводится в категорию земель населенного пункта) всегда, если в соответствии со сведениями ЕГРН о местоположении его границ земельный участок находится в границах населенного пункта (статья 14 Федерального закона № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»).

Перенос сведений о лесных участках из ГЛР в ЕГРН не осуществляется со дня вступления в силу Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».

Аналогичные разъяснения содержатся в п. 1 письма Росреестра от 28.11.2017 года 01-14004-ГЕ/17 «Об устранении противоречий в сведениях государственных реестров и установлении принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (вместе с «Письмом» Минэкономразвития России от 08.11.2017 № 31677-ВА/Д23 и «О рассмотрении обращения»), относительно порядка исключения земельных участков из состава земель лесного фонда: - согласно Федеральному закону № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» сведения о земельных участках, которые в соответствии с лесным законодательством являются лесными участками (далее - лесные участки), содержащиеся в ГЛР, приводятся в соответствие со сведениями, которые содержатся в ЕГРН. Если сведения о лесных участках, лесничествах, лесопарках содержатся только в ГЛР и противоречат сведениям об иных земельных участках, имеющимся в ЕГРН, то в этом случае границы лесного фонда должны соответствовать границам земельных участков, учтенных в ЕГРН, в силу прямого указания закона.

На момент вступления в силу Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», земельный участок с кадастровым номером 02:47:110701:1589 находился с момента его образования в границах сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, стоял на кадастровом учете с определением координат границ внесенных в ЕГРН, был зарегистрирован на праве собственности за ИП Вагапоцым P.P. и, следовательно, имеет приоритетные сведения над сведениями, содержащимися в ГЛР.

Таким образом, в силу прямого указания закона принадлежность спорного земельного участка с кадастровым номером 02:47:110701:1589 к определенной категории земель определяется в соответствие со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости (часть Зет. 14 Закона № 172-ФЗ).

Согласно выписке из ЕГРН от 14.03.2019 № 99/2019/250472118 земельный участок с кадастровым номером 02:47:110701:1589 относится к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения.

Как следует из положений статей 87 и 101 Земельного кодекса Российской Федерации земли промышленности и земли лесного фонда являются разными категориями земель. Земельный участок, относящийся к одной категории, не может одновременно являться и участком другой категории.

Исходя из вышеуказанных норм права, суд первой инстанции обоснованно пришел к правильному выводу о том, что приоритет сведений ЕГРН по отношению сведениям ГРЛ может быть распространен на подобный спор между Департаментом лесного хозяйства и ИП Вагаповым P.P. при соблюдении следующих условий: права ответчика либо предыдущего правообладателя на спорный земельный участок возникли до 01.01.2016; участок не расположен в границах земельных участков, перечисленных в пункте 6 статьи 14 Закона № 172-ФЗ; а в случае расположения земельного участка в данных границах сведения о выявленном наложении доведены Россреестром до Рослесхоза и течение трех месяцев от Рослесхоза не поступило уведомление в регистрационные органы об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права.

Данные выводы подтверждаются устоявшейся судебной практикой, в том числе определением Верховного суда Российской Федерации от 22.09.2021 года № 304-ЭС21-16024 по делу № А67-2381/2020, определением Верховного суда Российской Федерации от 21.05.2020 № 306-ЭС20-6832 по делу № А55-27378/2018.

Также суд апелляционной инстанции отмечает следующее.

Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.09.2021 было удовлетворено заявление Департамента лесного хозяйства об уточнении, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исковых требований к ИП Вагапову P.P. согласно которых Департамент лесного хозяйства просил суд первой инстанции: признать отсутствующим право собственности у ИП Вагапова P.P. на земельный участок с кадастровым номером 02:47:110701:1589.

В соответствии с пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством (статья 44 Земельного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, согласно приведенным правовым нормам прекращение права собственности допускается только по основаниям, предусмотренным законом.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 12 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.01.2013 № 153 «Обзор судебной практики по некоторым вопросам защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения», следует, что такой способ защиты нарушенного права, как признание права отсутствующим может быть реализован только в случае, если он заявлен владеющим лицом. Удовлетворение требований лица, не владеющего спорным имуществом, не способно повлечь реальное восстановление его прав, что является самостоятельным основанием для отказа в иске о признании права отсутствующим.

Возможность обращения с иском о признании права собственности на недвижимое имущество отсутствующим предоставлено только лицу, которое в соответствии с данными ЕГРН является собственником этого имущества и одновременно им владеет, в том случае, если по каким-либо причинам на данное имущество одновременно зарегистрировано право собственности за другим лицом.

Заявленные Департаментом лесного хозяйства уточненные исковые требования (в окончательной редакции) о признании отсутствующим право собственности ИП Вагапова P.P. на земельный участок с кадастровым номером 02:47:110701:1589 являются исключительным способом защиты, применение данного способа защиты возможно при условии исчерпания иных способов защиты (признание права, виндикация) и установления факта нарушения прав и законных интересов заинтересованного лица.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Таким образом, иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством.

Выбор способа защиты вещного права, квалификация спорного отношения судом и разрешение вещно-правового конфликта зависит от того, в чьем фактическом владении находится спорное имущество.

Возможность обращения с требованием о признании права собственности на недвижимое имущество отсутствующим предоставлена только лицу, которое является владеющим собственником этого имущества, право которого зарегистрировано в ЕГРП.

Когда спорное имущество отсутствует во владении истца, его право может быть защищено с помощью иска об истребовании имущества из чужого незаконного владения, удовлетворение которого влечет за собой не только восстановление владения спорной вещью, но и корректировку записей в ЕГРП о принадлежности имущества.

Как установлено выше, согласно содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости сведений, ИП Вагапов P.P. является собственником земельного участка с кадастровым номером 02:47:110701:1589 с 08.04.2016.

Денежные обязательства по оплате стоимости реализованного в его адрес земельного участка были выполнены со стороны ИП Вагапова P.P. в полном объеме.

Правомерно владел, пользовался и распоряжался, земельным участком с кадастровым номером 02:47:110701:1589 и правопредшественник, реализовавший данный земельный участок с аукциона по купле-продаже земельного участка в адрес ИП Вагапова P.P. - сельское поселение Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, по результатам которого ИП Вагапов P.P. был признан победителем аукциона/торгов из шести заявителей (материалы аукциона/торгов приложены к материалам дела).

Департамент лесного хозяйства, по сути, не является как лицом владеющим спорным земельным участком с кадастровым номером 02:47:110701:1589, так и лицом, за которым зарегистрировано право на данный земельный участок, в связи с чем иск заявлен не владеющим собственником спорного земельного участка, то, соответственно, отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленного истцом требования о признании отсутствующим право собственности ИП Вагапова P.P. на вышеуказанный земельный участок ввиду избрания истцом ненадлежащего способа защиты права, не способного повлечь восстановление нарушенных (предполагаемых) прав.

Таким образом, в отсутствие доказательств владения Департаментом лесного хозяйства спорным земельным участком с кадастровым номером 02:47:110701:1589, его право подлежит защите путем предъявления иска об оспаривании произведенных с участком сделок, в результате которых истец утратил право, либо об истребовании данного имущества из чужого незаконного владения.

Данная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2017 № 47-КГ17-18, от 10.10.2017 № 33-КГ17-17, от 17.10.2017 № 18-КГ17-169, от 13.06.2017 №33-КГ17-10, а также в пункте 2 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2018), утвержденного Президиумом ВС РФ 04.07.2018.

В постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 7214/10 от 20.10.2010, №3809/2012 от 04.09.2012, № 12576/11 от 24.01.2012 также сформулирована правовая позиция, согласно которой иск о признании отсутствующим права относится к числу исков об оспаривании права, ввиду чего полномочиями заявлять такой иск обладает лицо, которое с учетом положений ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации докажет факт восстановления его нарушенных прав в результате удовлетворения такого иска, то есть с учетом материально-правовых притязаний истца, настаивающем на возникновении права собственности на спорное имущество у него - лицо, которое докажет факт возникновения у него права собственности на недвижимое имущества

Кроме того, ИП Вагапов P.P. приобрел право собственности на земельный участок с кадастровым номером 02:47:110701:1589 на основании заключенного по результатам торгов с Администрацией сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (продавцом) договора купли-продажи № 07-А-МИХ/2016 от 29.03.2016, послужившим основанием для регистрации за ним права собственности на данный земельный участок в ЕГРП.

Данный договор купли-продажи не признан недействительным, Департамент лесного хозяйства от требования о признании заключенного между Администрацией СП Михайловский сельсовет (продавцом) и ИП Вагаповым P.P. (покупателем) договора купли-продажи № 07-А-МИХ/2016 от 29.03.2016 отказался и данный отказ был принят судом первой инстанции, в связи с чем право собственности ИП Вагапова P.P. на вышеуказанный земельный участок не может быть признано отсутствующим без разрешения вопроса о законности данного договора.

Результаты проведенного СП Михайловский сельсовет Уфимского района Республики Башкортостан аукциона (торгов) по продаже земельного участка с кадастровым номером 02:47:110701:1589 истцом также не были оспорены.

При изложенных обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали какие-либо должные правовые основания для удовлетворения заявленных Департаментом лесного хозяйства уточненных исковых требований.

Иные доводы апелляционной жалобы отклоняются как не повлиявшие на выводы суда первой инстанции по существу спора.

По изложенным мотивам, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в силу оставления апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.05.2022 по делу № А07-34547/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Ю.С. Колясникова

Судьи:

И.А. Аникин

В.А. Томилина