ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 18АП-17675/2023
г. Челябинск
26 января 2024 года
Дело № А07-38331/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Камаева А.Х.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дюмеевым Э.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан на определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.11.2023 по делу № А07-38331/2023.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации в сети Интернет, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан (далее – истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее – ответчик, Администрация) о взыскании в доход бюджета Республики Башкортостан денежные средства в размере 17 446 718 руб. 23 коп., предоставленные из бюджета Республики Башкортостан в 2019-2021 году бюджету муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в качестве субсидии «Проектирование и строительство водозабора и сетей водоснабжения с. Кумлекуль, д. Якшиваново, с. Горново, с. Красный Яр, д. Карюгино, д. Опытное хозяйство МР Уфимский район Республики Башкортостан, мощностью (протяженностью) 46306 м» по соглашению от 07.11.2019 № 80652000-1-2019-016, от 26.02.2021 № 80652000-1-2021-006.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.11.2023 судом отказано в принятии заявления Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан.
Не согласившись с указанным определением суда, Министерство (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило определение суда отменить.
В апелляционной жалобе ее податель указывает, что в обжалуемом определении суда в обоснование отказа в принятии искового заявления указано на установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации порядок применения бюджетных мер понуждения, который применяется при бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации (ст. 306.2 Бюджетного кодекса РФ).
Вместе с тем, исковые требования Министерства направлены на применение санкции за недостижение результата предоставленной субсидии, в виде возврата субсидии рассчитанной Управлением федерального казначейства по Республике Башкортостан по формуле, установленной в Порядке № 450, которая является мерой ответственности, и не может взыскиваться в безакцептной порядке по ст. 306.2 Бюджетного кодекса РФ.
Соответствующий требованиям части 2 статьи 262 АПК РФ отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
От апеллянта поступили дополнительные письменные пояснения, которые приобщены к материалам дела.
Согласно части 2 статьи 272 АПК РФ апелляционные жалобы на определения арбитражного суда первой инстанции, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются судьей арбитражного суда апелляционной инстанции единолично.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из заявления и приложенных к нему документов, между Министерством строительства Российской Федерации и Министерством жилищно - коммунального хозяйства Республики Башкортостан заключено два соглашения о предоставлении субсидии, предметом которых является предоставление из федерального бюджета в 2019 - 2022 годах бюджету Республики Башкортостан субсидии на строительство и реконструкцию (модернизацию) объектов питьевого водоснабжения в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств федерального бюджета в рамках федерального проекта «Чистая вода» подпрограммы «Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан Российской Федерации» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1710, а именно соглашение:
- от 12 февраля 2019 года № 069-09-2019-272 (в редакции дополнительных соглашений от 30.10.2019, 18.12.2019, 24.12.2019, 18.09.2020, 25.02.2021) (далее – Соглашение № 272);
- от 25 декабря 2020 года № 069-09-2021-408 (в редакции дополнительных соглашений от 15.03.2021, 16.07.2021, 19.07.2021, 30.07.2021,03.09.2021, 06.10.2021, 02.12.2021, 30.12.2021) (далее – Соглашение № 408).
В рамках указанных соглашений осуществлялось финансирование объекта из федерального бюджета и бюджета Республики Башкортостан объекта «Проектирование и строительство водозабора и сетей водоснабжения с. Кумлекуль, д. Якшиваново, с. Горново, с. Красный Яр, д. Карюгино, д. Опытное хозяйство MP Уфимский район Республики Башкортостан, мощностью (протяженностью) 46306 м».
Согласно Приложению № 3 «График выполнения мероприятий по проектированию и (или строительству (реконструкции в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства» к Соглашению-408 (в редакции дополнительного соглашения № 8 от 30.12.2020) установлен «Срок ввода объекта в эксплуатацию в соответствии с заключенным контрактом» до 31.12.2021, сметная (предполагаемая (предельная) стоимость - 198 134 190,00 руб.
Соглашением № 272 и соглашением № 408 установлены значения результатов регионального проекта «Завершено строительство и реконструкция (модернизации) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки, предусмотренных региональными программами, нарастающим итогом» в количестве «5» (приложение № 2 к Соглашению № 272 в редакции дополнительного соглашения от 24.12.2019), приложение № 3 к Соглашению № 408 в редакции дополнительного соглашения от 30.12.2021).
Значение результата на каждый год установлено по количеству построенных объектов, в том числе с учетом окончания в 2021 году строительства объекта «Проектирование и строительство водозабора и сетей водоснабжения с. Кумлекуль, д. Якшиваново, с. Горново, с. Красный Яр, д. Карюгино, д. Опытное хозяйство MP Уфимский район Республики Башкортостан, мощностью (протяженностью) 46306 м».
В целях обеспечения проектирования и строительства объекта «Проектирование и строительство водозабора и сетей водоснабжения с. Кумлекуль, д. Якшиваново, с. Горново, с. Красный Яр, д. Карюгино, д. Опытное хозяйство MP Уфимский район Республики Башкортостан, мощностью (протяженностью) 46306 м» между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан и Администрацией муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан заключено два соглашения:
- от 07.11.2019 № 80652000-1-2019-016 о предоставлении субсидии из бюджета Республики Башкортостан бюджету муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности (в редакции дополнительного соглашения от 14 ноября 2019, 9 декабря 2019, 25 декабря 2019, 28 декабря 2019, 3 марта 2020, 3 апреля 2020) (далее – соглашение № 016);
- от 02.02.2021 № 80652000-1-2021-006 (в редакции дополнительного соглашения от 11.03.2021, 23.03.2021, от 10.08.2021) (далее – соглашение № 006).
Предметом указанных соглашений является предоставление из бюджета Республики Башкортостан в 2020-2021 годах бюджету муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан субсидии «Проектирование и строительство водозабора и сетей водоснабжения с. Кумлекуль, д. Якшиваново, с. Горново, с. Красный Яр, д. Карюгино, д. Опытное хозяйство MP Уфимский район Республики Башкортостан, мощностью (протяженностью) 46306 м» в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации в рамках регионального проекта «Чистая вода» подпрограммы «Модернизация систем коммунальной инфраструктуры» Государственной программы «Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан» (далее - Субсидия).
Как следует из соглашений №№ 016, 006 на объект: «Проектирование и строительство водозабора и сетей водоснабжения с. Кумлекуль, д. Якшиваново, с. Горново, с. Красный Яр, д. Карюгино, д. Опытное хозяйство MP Уфимский район Республики Башкортостан, мощностью (протяженностью) 46306 м» из федерального и республиканского бюджетов выделено в 2019 году - 52 954 778,81 руб., в 2020 год - 88 769 999,99 руб., в 2021 году - 36 303 022,10 руб.
Общий размер бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете муниципального района Уфимский район РБ на финансовое обеспечение расходных обязательств, в том числе направленных на достижение результатов регионального проекта, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидии составляет: в 2019 году 806 417,95 руб., в 2020 году - 1 351 827,42 руб., в 2021 году 552 837,90 руб.
Согласно приложению № 3 «Значения результатов использования субсидии» к соглашению № 006 результатом установлено: «Завершено строительство и реконструкция (модернизация) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки, предусмотренные региональными программами значение «1», дата достижения результата «31.12.2021».
Согласно приложению № 2 «График выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства» к соглашению № 006, срок ввода объекта в эксплуатацию в соответствии с заключенным контрактом установлен - декабрь 2021 года.
Согласно пункту 4.3.3 соглашения № 006 Администрация обязалась обеспечивать достижение значений результатов использования Субсидии, установленных в соответствии с приложением № 3 и выполнение мероприятий согласно графику в соответствии с приложением № 2 к соглашению № 006.
Администрация свои обязательства по соглашению № 016 и соглашению № 006 о достижении проекта по Объекту в срок до 31.12.2021 не выполнила.
Объект введен в эксплуатацию в октябре 2022 года.
В этой связи, министерством в адрес администрации направлено требование о возврате средств в бюджет Республики Башкортостан по не достижению показателя результативности и эффективности использования субсидии на реализацию мероприятий Регионального проекта «Чистая вода» от 19.10.2023 № М02-09-9723, согласно которому предложено в тридцатидневный срок добровольно возвратить в бюджет Республики Башкортостан денежные средства в размере 17 446 718,23 руб.
Поскольку ответчиком вышеуказанные требования в добровольном порядке не удовлетворены, возврат бюджетных средств не осуществлен, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в принятии данного заявления, суд первой инстанции руководствовался положениями пункта 1 части 1 статьи 127.1 АПК РФ и исходил из того, что механизм взыскания денежных средств по указанному заявлению установлен статьей 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ).
Повторно рассмотрев вопрос в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Пунктом 1 части 1 статьи 127.1 АПК РФ предусмотрено, что суд отказывает в принятии искового заявления, если исковое заявление, заявление не подлежит рассмотрению в судах.
В силу части 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 2 статьи 27 АПК РФ предусмотрено, что арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Статьей 306.2 БК РФ к бюджетным мерам принуждения отнесено бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. При этом, бюджетная мера принуждения применяется за совершение бюджетного нарушения, предусмотренного главой 30 настоящего Кодекса, на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.
Из положений статьи 152 БК РФ следует, что органы государственного (муниципального) финансового контроля, главные распорядители (распорядители) бюджетных средств и получатели бюджетных средств являются самостоятельными участниками бюджетного процесса.
В силу статьи 157 БК РФ органами государственного (муниципального) финансового контроля являются Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, Федеральное казначейство, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся исполнительными органами субъектов Российской Федерации (органами местных администраций), по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля.
В рассматриваемом случае уведомления о применении бюджетных мер принуждения органом государственного (муниципального) финансового контроля не выносилось. Переданные на рассмотрение суда спорные отношения возникли между распорядителем бюджетных средств и получателем бюджетных средств.
Возможность применения мер бюджетного принуждения Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан и распространение порядка, предусмотренного статьей 306.2 БК РФ на отношения, непосредственным участником которых органы государственного (муниципального) финансового контроля не являются, из вышеприведенных правовых норм не следует.
Исходя из того, что бюджетная мера принуждения применяется за совершение бюджетного нарушения, предусмотренного главой 30 настоящего Кодекса (к которым относится нецелевое использование бюджетных средств, невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита, неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом, нарушение условий предоставления бюджетного кредита), возможность распространения установленный статьей 306.2 БК РФ порядка на иные, нарушения, непоименованные в главе 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не установлена. Между тем, по доводам Министерства заявленное в арбитражный суд требование относится к санкции за недостижение результата предоставленной субсидии, рассчитанной по формуле, установленной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30.07.2019 № 450.
Кроме того, из представленных суду материалов досудебного урегулирования усматривается наличие возражений Администрации относительно возврата бюджетных средств в связи с фактическим устранением нарушений и вводом объекта в эксплуатацию. Очевидность возникновения спора, требующего правовой оценки правомерности требования о возврате субсидии при таких обстоятельствах, исключает процессуальную целесообразность возврата искового заявления для применения мер специальной административной юрисдикции.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции не имелось оснований для возврата искового заявления, как не подлежащего рассмотрению судом.
С учетом изложенного, определение суда первой инстанции об отказе в принятии заявления Министерства, подлежит отмене как принятое при неправильном применении норм процессуального права (пункт 4 части 1 статьи 270 АПК РФ). Вопрос о принятии указанного заявления следует направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции (пункт 2 части 4 статьи 272 названного Кодекса).
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
При подаче апелляционных жалоб на определения, не перечисленные в подпункте 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
П О С Т А Н О В И Л:
определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.11.2023 по делу № А07-38331/2023 об отказе в принятии заявления Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан отменить.
Направить вопрос на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья А.Х. Камаев