ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А07-38704/17 от 09.07.2019 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-5627/2019

г. Челябинск

11 июля 2019 года

Дело № А07-38704/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2019 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2019 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Скобелкина А.П.,

судей Арямова А.А., Бояршиновой Е.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Мелеузовский элеватор» на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.03.2019 по делу № А07-38704/2017 (судья Кулаев Р.Ф.).

В заседании приняли участие представители:

Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан – ФИО1 (доверенность №ОП-07/4 от 09.01.2019, паспорт);

государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан «Управление административными зданиями» - ФИО2 (доверенность №039 от 26.04.2019, паспорт);

Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан – ФИО3 (доверенность №64 от 18.06.2019, служебное удостоверение);

Прокуратуры Республики Башкортостан – ФИО4 (служебное удостоверение);

общества с ограниченной ответственностью «Строительные инвестиции» - ФИО2 (доверенность от 06.02.2019, паспорт).

В Арбитражный суд Республики Башкортостан обратилось общество с ограниченной ответственностью «Мелеузовский элеватор», Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, государственное унитарное предприятие Республики Башкортостан «Управление административными зданиями» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан о признании недействительным решения от 28.11.2017 по делу № А-127/16-17 и предписания от 28.11.2017 по делу № 55-А-127/16-17.

Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.02.2018 соединены в одно производство дела № А07-38704/17 и А07-38597/17 по заявления Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан «Управление административными зданиями».

Также, определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.03.2018 соединено в одно производство дело № А07-38524/17 по заявлению ООО «Мелеузовский элеватор».

Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Строительные инвестиции» (далее – ООО «Строительные инвестиции»), Прокуратура Республики Башкортостан (далее – Прокуратура РБ), Правительство Республики Башкортостан (далее – Правительство РБ).

Решением суда первой инстанции от 20.03.2019 отказано в удовлетворении заявленных требований. В части заявлений Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан «Управление административными зданиями» производство по делу прекращено в связи с отказом от заявления.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО «Мелеузовский элеватор» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, удовлетворить заявленные требования.

ООО «Мелеузовский элеватор» считает, что оспариваемый судебный акт принят о правах лиц, не привлеченных к участию в дело – Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан «Управление административными зданиями».

Податель жалобы полагает, что в рассматриваемом деле статья 16 Закона о защите конкуренции неприменима, поскольку отсутствуют условия для ее применения: - отсутствуют доказательства наличия между сторонами антиконкурентного соглашения; - в соглашении очевидно не участвовал орган государственной власти; - отсутствуют антиконкурентные последствия или риск их возникновения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в судебное заседание представители ООО «Мелеузовский элеватор», Правительства Республики Башкортостан не явились.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей ООО «Мелеузовский элеватор», Правительства Республики Башкортостан.

Как следует из материалов дела, в адрес Управления ФАС России по Республике Башкортостан поступила информация от Прокуратуры Республики Башкортостан, содержащая сведения о возможном нарушении антимонопольного законодательства.

На основании представленных документов и сведений, возбуждено дело в отношении ООО «Мелеузовский элеватор», Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан «Управление административными зданиями», ООО «Строительные инвестиции», ООО «Служба заказчиков СУ-10», ФИО5 по признакам нарушения п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе проверки антимонопольным органом, установлены следующие обстоятельства.

Приказом № 663 от 01.04.2013 ГУП РБ «УАЗ» передано на праве хозяйственного ведения государственное имущество Республики Башкортостан, в том числе:

- магазин, литера А, общей площадью 163,3 кв.м., расположенный по адресу: <...>;

- пристрой, литера А1, общей площадью 66,7 кв.м., расположенный по адресу: <...>;

- подвал, литера А2, общей площадью 36,4 кв.м., расположенный по адресу: <...>.

На основании договора от 21.08.2014 № 11770, заключенного между ГУП РБ «УАЗ», ООО «Мелеузовский элеватор» и Минземимущество РБ арендатором нежилых помещений № 1,2, 4, 5, 6 литер А этаж 1, №№ 7, 8, 9 литер А1 этаж 1, расположенных по адресу: <...>, было ООО «Мелеузовский элеватор». Срок аренды установлен до 07.07.2019.

На основании приказа Минземимущества РБ № 1464 от 16.10.2014 и договора аренды земельного участка №РБ 22-14 от 28.10.2014 земельный участок с кадастровым номером 02:55:010121:5, расположенный по адресу: 450000, г. Уфа, Кировский район, д. 1, площадью 285 кв .м, передан ГУП РБ «УАЗ». Срок аренды земельного участка, согласно пункту 3.1 договора установлен с 16.10.2014 по 15.10.2029.

На основании приказа Минземимущества РБ №1466 от 16.10.2014 и договора аренды земельного участка № РБ 22-14 от 28.11.2014 земельный участок с кадастровым номером 02:55:010121:4, расположенный по адресу: 450000, г. Уфа, Кировский район, д. 1, площадью 102 кв.м, передан ГУП РБ «УАЗ». Срок аренды земельного участка, согласно пункту 3.1 договора установлен с 16.10.2014 по 15.10.2029.

14.04.2015 директор ГУП РБ «УАЗ» ФИО6 обратилась в Минземимущество РБ с заявлением № 539 о создании общества с ограниченной ответственностью со 100 % долей участия Предприятия путем внесения в уставный капитал имущественного вклада в виде объектов недвижимости, расположенных по адресам: <...>, и просп. Октября, 50/3, с целью реализации инвестиционных проектов по освоению земельных участков по указанным адресам, в пределах которых расположены объекты недвижимости, закрепленные на праве хозяйственного ведения за ГУП РБ «УАЗ».

15.05.2015 Предприятие обратилось в Министерство с заявлением №726 о согласовании внесения в уставный капитал ООО дополнительно имущества, расположенного по адресу: <...>.

29.05.2015 ГУП РБ «УАЗ» обратилось в Минземимущество РБ с заявлением № 817 о принятии решения о внесении вклада Предприятия в уставный капитал в соответствии с технико-экономическим обоснованием целесообразности создания предприятия ООО «Строительные инвестиции», представленным в материалы антимонопольного дела, ГУП РБ «УАЗ» отметило целесообразность внесения в уставный капитал общества имущественного вклада в виде объекта недвижимости, расположенного по адресу: <...>, обосновав это тем, что в нежилых помещениях, расположенных по адресу: <...>, имеются добросовестные пользователи на основании заключенных договоров аренды, за счет поступлений арендной платы от арендаторов будет обеспечена нормальная хозяйственная деятельность ООО «Строительные инвестиции», компенсированы расходы общества, связанные с уплатой арендной платы за земельные участки. В результате создания нового предприятия ООО «Строительные инвестиции» по инвестиционно-строительной деятельности позволит значительно укрепить финансовое состояние ГУП РБ «УАЗ» за счет отчислений дивидендов от полученной прибыли.

Распоряжением Правительства РБ от 19.08.2015 № 879 Предприятию разрешено выступить учредителем ООО «Строительные инвестиции» с внесением в уставный капитал создаваемого общества по рыночной стоимости имущественного вклада в виде объектов недвижимости, закрепленных на праве хозяйственного ведения за ГУП РБ «УАЗ», в том числе нежилое здание, общая площадь - 386,9 кв.м, кадастровый номер 02:55:010121:425, по адресу: РБ, г.Уфа, Кировский район, ул. Дорофеева, 1.

Приказом Минземимущества РБ от 21.08.2015 № 1148 Предприятию разрешено выступить учредителем ООО «Строительные инвестиции» и внести в качестве вклада ГУП РБ «УАЗ» в уставный капитал создаваемого ООО «Строительные инвестиции» вышеуказанное государственное имущество.

На основании решения № 1 от 24.08.2015 ГУП РБ «УАЗ» учредило «Строительные инвестиции» с уставным капиталом в размере 45 012 258 рублей, который внесен вышеуказанным недвижимым имуществом по акту приема-передачи от 24.08.2015.

Директором Общества избран ФИО7, являющийся заместителем директора ГУП РБ «УАЗ».

Иные сотрудники, в том числе юристы, бухгалтеры в штате ООО "Строительные инвестиции" отсутствуют, что также подтверждается письмом ООО «Строительные инвестиции» от 28.08.2017 в адрес Управления.

23.10.2015 за ООО «Строительные инвестиции» зарегистрировано право собственности на предоставленные объекты недвижимости, в том числе на нежилое здание, по адресу: РБ, г. Уфа, Кировский район, ул.Дорофеева, 1.

На основании договора уступки прав и обязанностей арендатора по договору от 21.08.2014 № 11770, заключенного 26.10.2015 между ООО «Строительные инвестиции», ООО «Мелеузовский элеватор», ООО «Агроптица», права и обязанности арендатора здания с кадастровым номером 02:55:010121:425 перешли новому арендатору - ООО «Агроптица».

Письмом от 23.06.2016 № 976 ГУП РБ «УАЗ» обратилось в Минземимущество РБ о согласовании оценки рыночной стоимости объектов недвижимости, расположенных по адресу: <...>, проведенной ООО «Строительные инвестиции» по поручению ГУП РБ «УАЗ» в целях определения их инвестиционной привлекательности.

Письмом от 14.07.2016 № АГ-18 /10925 Минземимущество РБ согласовало результаты оценки нежилого здания магазина по указанному адресу в целях продажи на сумму 18 089 тыс. рублей.

20.07.2016 ГУП РБ «УАЗ» обратилось в Минземимущество РБ с просьбой согласовать продажу названного здания за 18 089 тыс. руб.

Письмом от 27.07.2016 № ЕГ-17/11089 Минземимущество РБ согласовало продажу указанного имущества.

Указанные действия Минземимущества РБ и ГУП РБ «УАЗ» прямо противоречат технико-экономическому обоснованию целесообразности создания ООО «Строительные инвестиции», в соответствии с которым внесение в его уставный капитал имущественного вклада в виде объекта недвижимости, расположенного по адресу: <...>, целесообразно в целях осуществления текущей хозяйственной деятельности и финансовой устойчивости планируемого к созданию общества с ограниченной ответственностью.

При этом в заявлении в Минземимущество РБ о согласовании продажи спорного здания ГУП РБ «УАЗ» (исх.1097 от 20.07.2016) сообщает, что денежные средства, вырученные от продажи, будут направлены на ремонт здания «дом офицеров Уфимского гарнизона», расположенного по адресу: РБ, <...>.

То есть в продаже здания было заинтересовано именно ГУП РБ «УАЗ», однако предприятие не преследовало цель - выручить как можно больше средств от продажи имущества, его целью была продажа здания конкретному субъекту. Однако в случае организации ГУП РБ «УАЗ» аукциона по продаже здания, как того требовало действующее законодательство, была вероятность выявления иных, потенциальных покупателей объекта и повышения его выкупной стоимости, что в планы договорившихся сторон (ГУП РБ «УАЗ», Минземимущества РБ и ООО «Мелеузовский элеватор») не входило, в связи с чем и было принято решение о создании ООО «Строительные инвестиции» посредством которого и был осуществлен вывод государственного имущества без осуществления аукционных процедур.

Решением от 01.08.2016 № 1 ГУП РБ «УАЗ» одобрено заключение ООО «Строительные инвестиции» договора купли-продажи нежилого здания площадью 386,9 кв.м с кадастровым номером 02:55:010121:425, расположенного по адресу: РБ, г. Уфа, Кировский район, ул. Дорофеева, 1, по цене 18 089 000 руб.

В этот же день между ООО «Строительные инвестиции» и ООО «Мелеузовский элеватор» заключен договор от 01.08.2016 купли-продажи нежилого здания площадью 386,9 кв.м с кадастровым номером 02:55:010121:425, расположенного по адресу: РБ, г. Уфа, Кировский район, ул. Дорофеева, 1, по цене 18 089 000 руб. (зарегистрирован в Управлении Росреестра по РБ 11.08.2016).

Комиссией также установлено, что фактически запланированный при создании ООО «Строительные инвестиции» инвестиционный проект не реализован: объекты недвижимости по адресам: <...>, и проспект Октября, 50/3, по договорам мены от 02.06.2016 и 29.07.2016 отчуждены ООО «Строительные инвестиции» в собственность ООО «Служба заказчика СУ-10».

Кроме того, учитывая тот факт, что в ООО «Строительные инвестиции» зарегистрирован единственный сотрудник, являющийся директором общества, а также то, что на осуществление инвестиционной деятельности требуется значительный трудовой и временной ресурс, можно сделать вывод об отсутствии реальных намерений осуществления обществом инвестиционной деятельности, юридический факт создания общества был организован для того, чтобы прикрыть реальные намерения Минземимущества и ГУП УАЗ по выводу государственного имущества без осуществления конкурентных процедур в собственность конкретного хозяйствующего субъекта.

Более того, сроки, в которые были последовательно совершены действия, направленные на отчуждение имущества, позволяют сделать вывод о том, что передача данного объекта была произведена не с целью использования его для уставной деятельности ООО «Строительные инвестиции», а с целью продажи государственного имущества в обход норм законодательства, регулирующего его продажу.

Отсутствие у ООО «Строительные инвестиции» цели использования здания по адресу: <...>, также подтверждается отсутствием у ООО «Строительные инвестиции» в период владения данным объектом недвижимости права аренды на расположенные под ними земельные участки с кадастровыми номерами 02:55:010121:4, 02:55:010121:5, не расторжением Минземимуществом РБ и ГУП РБ «УАЗ» действовавших в данный период договоров аренды земельных участков, что подтверждается последними в возражениях на заключение об обстоятельствах дела и заявлением ООО «Строительные инвестиции» о предоставлении в аренду указанных земельных участков письмом, направленным в Минземимущество РБ после продажи названного здания (от 02.08.2016 № 23).

Помимо изложенного, здание по адресу: <...>, ранее находившееся у ГУП РБ «УАЗ» на праве хозяйственного ведения, названным предприятием на торги по его продаже не выставлялось.

Таким образом, ГУП РБ «УАЗ» не воспользовалось предоставленным ему законом правом на продажу названного недвижимого имущества на конкурентной основе, что повлекло за собой лишение возможность выявить иных потенциальных покупателей в целях увеличения выкупной цены государственного имущества.

Также согласно информации ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском районе г. Уфы РБ до назначения на должность директора ГУП РБ «УАЗ» (приказ Минземимущества РБ от 11.03.2014 № 291) ФИО6 работала в ООО «Максат», учредителями которого являются ФИО8 и ФИО9, в ООО «Инвестиционная компания «Альянс», директором которого является ФИО8, а также в ООО «Мелеузовский элеватор».

Здание по адресу: <...>, первоначальным арендатором которого являлось ООО «Мелеузовский элеватор» по заключенному с ГУП РБ «УАЗ» договору от 21.08.2014 № 11770, передано по соглашению от 26.10.2015 в аренду ООО «Агроптица», где директором и учредителем также является ФИО9

Вышеуказанные обстоятельства позволяют сделать вывод, что Минземимущество и ГУП РБ «УАЗ» владели информацией, какому конкретно хозяйствующему субъекту ООО «Строительные инвестиции» будет отчуждено государственное имущество - здание по адресу: <...>, а также о наличии изначальной договоренности между ответчиками по передаче названного объекта из государственной собственности в частную, путем совершения последующих сделок, прикрывающих основную.

Вышеназванная совокупность взаимосвязанных действий свидетельствует о том, что указанные сделки совершены Минземимуществом РБ, ГУП РБ «УАЗ», ООО «Строительные инвестиции» и ООО «Мелеузовский элеватор» лишь для вида, без намерения создать соответствующие им правовые последствия, связанные с возможностью использование государственного имущества - здания по адресу: <...>, уставной деятельности ООО «Строительные инвестиции», и направлены на последующее его отчуждение в собственность «Мелеузовский элеватор» в обход указанных норм законодательства приватизации, в том числе применения п.п. 9 п. 2 ст. 3акона о приватизации, в соответствии с которой действие данного закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также аукционных процедур, предусмотренных п. 6 постановления Правительства РБ от 11.11.2003 № 279, согласно которому непосредственная продажа государственного имущества Республики Башкортостан, закрепленного за ГУП РБ «УАЗ» на праве хозяйственного ведения, производится на аукционе в порядке, определенном законодательством о приватизации государственного имущества.

Как было установлено Комиссией, дивиденды ООО «Строительные инвестиции» в пользу учредителей за весь период деятельности не начислялись и не выплачивались, что подтверждается письменными объяснениями директора ООО «Строительные инвестиции» ФИО7, полученными в рамках проведения Прокуратурой Республики Башкортостан проверки, а также реестром банковских документов данного общества за январь 2016 - июль 2017 года.

Внося государственное имущество в уставной капитал ООО «Строительные инвестиции», ГУП РБ «УАЗ» фактически не получило от данной передачи никакого дохода, денежные средства с продажи здания, расположенного по адресу, <...> ГУП РБ «УАЗ» не перечислены, а следовательно, не обеспечило поступление прибыли от реализации переданного государственного имущества.

Изложенные факты не могут не влиять на условие здоровой конкуренции на товарном рынке недвижимого имущества, по тем причинам, что реализация государственного имущества должна преследовать цели получения доходных средств в государственный бюджет и строиться на основах открытости и публичности процедур.

Факт заключения соглашения подтверждается совершением вышеназванных действий Минземимущества РБ, ГУП РБ «УАЗ», ООО «Строительные инвестиции» и ООО «Мелеузовский элеватор», направленных на отчуждение недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Республики Башкортостан, в собственность ООО «Мелеузовский элеватор».

Антиконкурентные последствия вышеназванных действий выражаются в том, что передача имущества в обход конкурентных процедур и правил, установленных действующим законодательством, привела к ограничению доступа других хозяйствующих субъектов на товарном рынке недвижимого имущества города Уфы.

На основании изложенного, комиссия квалифицировала действия Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Государственного унитарного предприятия «Управление административными зданиями», ООО «Строительные инвестиции», ООО «Мелеузовский элеватор» как нарушающие пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции».

ООО «Мелеузовский элеватор» не согласилось с решением Башкортостанского УФАС России, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности антимонопольным органом нарушения ООО «Мелеузовский элеватор», ГУП «УАЗ», Министерством, ООО «Строительные инвестиции пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Заслушав объяснения представителей лиц участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица (частью 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции).

Согласно пунктам 7, 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам.

Под признаками ограничения конкуренции понимаются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Таким образом, соглашением может быть признана договоренность хозяйствующих субъектов в любой форме, о которой свидетельствуют скоординированные и целенаправленные действия (бездействие) данных субъектов, сознательно ставящих свое поведение в зависимость от поведения других участников рынка, совершенные ими на конкретном товарном рынке, подпадающие под критерии ограничения конкуренции и способные привести к результатам, определенным Законом о защите конкуренции.

Перечень недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством соглашений содержится в статье 11 Закона о защите конкуренции.

Пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции предусмотрен запрет соглашений между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а именно: к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

По существу данный запрет преследует цель предотвращения негативного влияния органов власти на конкурентную среду с помощью властный полномочий, в том числе путем соглашений с хозяйствующими субъектами.

Доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между органами власти и хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципа разумности и обоснованности.

Антиконкурентное соглашение является моделью группового поведения, состоящего из повторяющихся (аналогичных) действий, не обусловленных внешними условиями функционирования соответствующего товарного рынка, которая замещает конкурентные отношения между ними сознательной кооперацией, наносящей ущерб гражданам и государству.

В пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» указано, что согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении.

Данный пункт Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации применим и к доказыванию соглашений, поскольку разъясняет возможность доказывания, как согласованных действий, так и соглашений через их результат в отсутствие документального подтверждения договоренности об их совершении.

Как следует из материалов дела, согласно распоряжению Правительства Республики Башкортостан от 19.08.2015 № 879-р предприятию ГУП «УАЗ» разрешено выступать в качестве учредителя вновь создаваемого общества «Строительные инвестиции».

31.08.2015 во исполнение распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 19.08.2015 № 879-р ООО «Строительные инвестиции» было создано и зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН <***>.

Единственным участником ООО «Строительные инвестиции» является ГУП «УАЗ» с долей в уставном капитале в размере 100%.

23.10.2015 за ООО «Строительные инвестиции» зарегистрировано право собственности на предоставленные объекты недвижимости, в том числе на нежилое здание по адресу: РБ, <...>.

В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31.01.2014 № 35, Министерство является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции права собственника земельных ресурсов и государственного имущества Республики Башкортостан.

В соответствии с пунктом 3.62 Положения Министерство в пределах компетенции, определенной Правительством Республики Башкортостан, осуществляет согласование внесения имущества государственными унитарными предприятиями в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ или товариществ, распоряжения вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ или товариществ, а также принадлежащими государственным унитарным предприятиям акциями, сделок государственных предприятий и государственных учреждений по отчуждению государственного имущества Республики Башкортостан.

Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 03.07.2000 № 193 Министерству предоставлены права самостоятельно согласовывать внесение государственными унитарными предприятиями Республики Башкортостан денежных вкладов и (или) имущественных вкладов, являющихся государственной собственностью, в уставные капиталы хозяйственных обществ при стоимости вклада на момент внесения не более 1 5 тысяч минимальных размеров оплаты труда.

23.06.2016 ГУП РБ «УАЗ» обратилось в Минземимущество по Республике Башкортостан с заявлением №976 о согласовании оценки недвижимого имущества, находящегося в собственности общества «Строительные инвестиции» - стоимость нежилого здания магазина (литеры А, А1, А2, АЗ, а, а1), общей площадью 386,9 кв.м, расположенного по адресу: <...>.

Письмом Минземимущества по Республике Башкортостан №АГ-18/11089 от 27.07.2016 была согласована рыночная стоимость нежилого здания магазина (литеры А, А1, А2, АЗ, а, а1), общей площадью 386,9 кв.м, расположенного по адресу: <...>, в размере 18 089 000 руб., определенной отчетом ООО «Ребус» №158-16 от 07.07.2016.

20.07.2016 ГУП РБ «УАЗ» обратилось в Минземимущество по Республике Башкортостан по вопросу согласования продажи нежилого здания площадью 386,9 кв.м, расположенного по адресу: <...>.

Письмом № ЕГ-17/11089 от 27.07.2016 Минземимущество по Республике Башкортостан одобрило распоряжение вкладом ГУП РБ «УАЗ» в уставном капитале ООО «Строительные инвестиции», участником которого является предприятие, путем реализации нежилого здания, общей площадью 386,9 кв.м, расположенного по адресу: <...>, по рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке рыночной стоимости №158-16/Н от 07.07.2016, выполненного оценщиком ООО «Ребус», в размере 18 089 000 руб.

Решением единственного участника общества «Строительные инвестиции» №1 от 01.08.2016 предприятием «Управление административными зданиями» было одобрено заключение договора купли-продажи нежилого здания, общей площадью 386,9 кв.м, расположенного по адресу: <...>, стоимостью 18 089 000 руб.

В этот же день, 01.08.2016 между ООО «Строительные инвестиции» и ООО «Мелеузовский элеватор» был заключен договор купли-продажи нежилого здания площадью 386,9 кв.м, кадастровый номер объекта: 02:55:010121:425, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, ул. Дорофеева, 1 по цене 18 089 000 руб., переход права собственности по договору зарегистрирован 11.08.2016.

Оплата по договору была произведена платежным поручением № 477 от 08.08.2016. Денежные средства, поступившие от продажи, за вычетом расходов на содержание имущества и уплаты налогов, имеются на расчетном счете ООО «Строительные инвестиции».

Антимонопольный орган сделал вывод о наличии в действиях Министерства, ГУП «УАЗ», ООО «Строительные инвестиции» и ООО «Мелеузовский элеватор» нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о конкуренции по осуществлению согласованных и последовательных действий, направленных на отчуждение недвижимого имущества в обход конкурентных процедур и правил, установленных действующим законодательством, что привело к ограничению доступа других хозяйствующих субъектов на товарном рынке недвижимости имущества Республики Башкортостан.

В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Согласно пункту 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016, факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан, в том числе с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов.

О наличии соглашения может свидетельствовать совокупность установленных антимонопольным органом обстоятельств, в том числе единообразное и синхронное поведение участников, и иных обстоятельств в их совокупности и взаимосвязи.

Таким образом, возможная связь того и другого соглашения имеет правовое значение при оценке не столько состава их участников, сколько при оценке существа соглашений, истинных целей их участников, ожидаемой результативности, прямых и косвенных доказательств наличия таких соглашений, взаимодействия одних субъектов с другими (влияния одних на других) ввиду хронологии (последовательности) значимых событий (фактов).

О наличии антиконкурентного соглашения свидетельствуют следующие обстоятельства, установленные антимонопольным органом.

При внесении рассматриваемых объектов недвижимости в качестве вклада в уставный капитал ООО «Строительные инвестиции» ГУП «УАЗ» в качестве обоснования было указано, что данные объекты необходимо внести в целях эффективной реализации ООО «Строительные инвестиции» инвестиционных проектов, с учетом необходимости обеспечения непрерывности деятельности общества, сохранения состава имущества и снижения издержек, увеличения оборотных средств.

Однако, реализация имущества ООО «Строительные инвестиции» обществу «Мелеузовский элеватор» прямо противоречат технико-экономическому обоснованию целесообразности создания ООО «Строительные инвестиции», а также обоснованию внесения объектов недвижимости в уставный капитал общества.

Кроме того, антимонопольным органом установлено, что фактически запланированный при создании ООО «Строительные инвестиции» инвестиционный проект не реализован.

Наличие в штате ООО «Строительные инвестиции» единственного сотрудника, являющегося директором общества, а также то, что на осуществление инвестиционной деятельности требуется значительные трудовые ресурсы и временной период, то суд приходит к выводу об отсутствии реальных намерений осуществления обществом инвестиционной деятельности.

О направленности действий по реализации государственного имущества без осуществления конкурентных процедур свидетельствуют сроки, в которые последовательно были совершены действия, направленные на отчуждение имущества.

24.08.2015 ГУП «УАЗ» учредило ООО «Строительные инвестиции».

23.10.2015 произведена регистрация права собственности на недвижимое имущество за ООО «Строительные инвестиции».

14.07.2016 Министерством согласованы результаты оценки недвижимого имущества на сумму 18 089 000 рублей.

27.07.2016 Министерством согласована реализация имущества.

01.08.2016 между ООО «Строительные инвестиции» и ООО «Мелеузовский элеватор» заключен договор купли-продажи недвижимого имущества на сумму 18 089 000 рублей.

11.08.2016 произведена регистрация права собственности ООО «Мелеузовский элеватор».

ГУП «УАЗ» не воспользовалось своим правом на продажу названного недвижимого имущества на конкурентной основе, что повлекло за собой лишение возможности выявить иных потенциальных покупателей в целях увеличения выкупной цены государственного имущества.

Прокуратура РБ и антимонопольный орган указывают на отсутствие у ООО «Строительные инвестиции» в период нахождения недвижимого имущества в собственности прав на земельные участки, на котором расположены объекты недвижимости, с кадастровыми номерами 02:55:010121:4, 02:55:010121:5.

Внося государственной имущество в уставный капитал ООО «Строительные инвестиции» ГУП «УАЗ» не получило от данной передачи никакого дохода.

На основании указанного антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу о том, что изложенные факты влияют на условия конкуренции на товарном рынке недвижимого имущества, по тем причинам, что реализация государственного имущества должна преследовать цели получения дохода в государственный бюджет и строиться на основах открытости и публичности конкурентных процедур.

Факт заключения соглашения подтверждается совершением вышеназванных действий направленных на отчуждение недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Республики Башкортостан, в собственность ООО «Мелеузовский элеватор».

Антиконкурентные последствия согласованных и последовательных действий Министерства, ГУП «УАЗ», ООО «Строительные инвестиции» и ООО «Мелеузовский элеватор» преследовали цель обойти конкурентные процедуры, что привело к ограничению доступа других хозяйствующих субъектов на товарном рынке недвижимого имущества Республики Башкортостан.

На основании изложенного, антимонопольный орган правомерно квалифицировал действия Министерства, ГУП «УАЗ», ООО «Строительные инвестиции» и ООО «Мелеузовский элеватор» как нарушение пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, поэтому решение антимонопольного органа от 28.11.2017 по делу № А-127/16-17 и предписание от 28.11.2017 № 55-А-127/16-17 являются законными и обоснованными, в удовлетворении заявления ООО «Мелеузовский элеватор» надлежит отказать.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Довод подателя жалобы, что вышеуказанное решение принято о правах и обязанностях, не привлеченных к участию в дело Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан «Управление административными зданиями», судебной коллегией рассмотрен.

Отказ от заявления Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан «Управление административными зданиями» принят арбитражным судом, производство по делу прекращено, на что указано в окончательном судебном акте.

При принятии отказа от заявления от указанных лиц судом не установлено, что данный отказ противоречит закону и нарушает права других лиц.

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, государственное унитарное предприятие Республики Башкортостан «Управление административными зданиями» не исключены из числа лиц, участвующих в деле. Следовательно, отсутствуют основания полагать, что вышеуказанное решение принято о правах и обязанностях, не привлеченных к участию в дело Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан «Управление административными зданиями».

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.03.2019 по делу № А07-38704/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Мелеузовский элеватор» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья А.П. Скобелкин

Судьи А.А. Арямов

Е.В. Бояршинова