ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А07-6408/2021 от 29.09.2021 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-10093/2021

г. Челябинск

06 октября 2021 года

Дело № А07-6408/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2021 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2021 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.А.,

судей Арямова А.А., Бояршиновой Е.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.06.2021 по делу № А07-6408/2021.

В судебном заседании принял участие представитель:

Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Янгирова Э.И. (паспорт, доверенность от 05.02.2021, диплом).

Администрация городского округа город Кумертау Республики Башкортостан (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - УФАС по РБ, антимонопольный орган) о признании недействительным предупреждения N ТО002/01/15-198/2021 от 12.02.2021.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечено: муниципальное бюджетное учреждение дорожно-озеленительных работ городского округа город Кумертау Республики Башкортостан (далее - третье лицо, МБУ ДОР, учреждение).

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.06.2021 (резолютивная часть решения объявлена 02.06.2021) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с вынесенным решением суда, Администрация обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что необоснованное предупреждение влечет исключение МБУ ДОР из субъектов, которые могут принять участие в определении поставщика, ограничивая предприятие и устанавливая тем самым преимущество остальным участникам рынка таких услуг.

Отмечает, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок деятельности кладбищ. Для решения вопросов по организации ритуальны услуг и содержанию мест захоронения орган местного самоуправления вправе применить два предусмотренных законом способа: создать муниципальное предприятие или учреждение, либо осуществить закупки соответствующих работ, слуг в целях обеспечения муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ. Поэтому в действиях Администрации г.о.г.Кумертау РБ отсутствуют признаки нарушений частей 1 и 3 ст. 15 Федерального закона №44-ФЗ

Ссылается на то, что МБУ ДОР не занимает доминирующее положение при оказании ритуальных услуг.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда; в судебное заседание представители заявителя – Администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан; представители третьих лиц – муниципального бюджетного учреждения дорожно-озеленительных работ городского округа город Кумертау Республики Башкортостан – не явились.

С учетом мнения представителя заинтересованного лица в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие иных лиц участвующих в деле.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя заинтересованного лица, находит основания для изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, 27.03.2018 постановлением N 438 Администрации городского округа г. Кумертау Республики Башкортостан определена специализированная служба по вопросам похоронного дела на территории городского округа город Кумертау Республики Башкортостан муниципальное унитарное предприятие дорожно-озеленительных работ городского округа город Кумертау Республики Башкортостан.

01.08.2018 постановлением N 1143 Администрации утвержден порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории городского округа город Кумертау Республики Башкортостан.

Согласно пункту 2.1 супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законных представителей или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего (пункт 2.3).

20.12.2018 постановлением N 1858 Администрации внесены изменения в Порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории городского округа город Кумертау Республики Башкортостан, утвержденный постановлением от 01.08.2018 N 1143.

30.09.2019 Постановлением N 1288 Администрация реорганизовала муниципальное унитарное предприятие дорожно-озеленительных работ городского округа город Кумертау республики Башкортостан в форме преобразования его в МБУ ДОР. Основная цель деятельности бюджетного учреждения является содержание автомобильных дорог и объектов внешнего благоустройства, санитарное содержание и благоустройство территории города, содержание и обслуживание мест захоронения, оказание ритуальных услуг.

Согласно пункту 2.6 Устава МБУ ДОР утвержденного Постановлением Администрации городского округа г. Кумертау Республики Башкортостан от 30.12.2019 N 1800, Учреждение осуществляет приносящую доход деятельность для достижения целей его создания и в соответствии с этими целями при условии указания такой деятельности в уставе.

Согласно пункту 2.4 и пункту 2.7 Устава МБУ ДОР, данное учреждение, наряду с иными видами деятельности, указаны виды деятельности на рынке ритуальных услуг: организация похорон и предоставление связанных с ними услуг и услуги по содержанию и обслуживанию кладбищ, уходу за могилами и местами захоронения.

Согласно Разделу 3 Муниципального задания на 2020 и плановый 2021 и 2022 годы, утвержденного главой администрации городского округа г. Кумертау Республики Башкортостан О.Ю. Фроловым, Учреждение осуществляет, в том числе работу по содержанию и уходу за местами захоронений, могилами и надгробиями.

Согласно Разделу 4 Муниципального задания, Учреждение осуществляет, транспортировку трупов людей.

Антимонопольным органом в действиях органа местного самоуправления городского округа установлены признаки нарушения части 1 статьи 15, части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в:

- утверждении пункта 2.4 и пункта 2.7 устава Муниципального бюджетного учреждения дорожно-озеленительных работ городского округа город Кумертау Республики Башкортостан видов деятельности по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг, услуг по содержанию и обслуживанию кладбищ, уходу за могилами и местами захоронений;

- утверждении Раздела 3 Муниципального задания на 2020 и плановый 2021 и 2022 годы, работ по содержанию и уходу за местами захоронений, могилами и надгробиями, Раздела 4 Муниципального задания на 2020 и плановый период 2021 и 2022 годы, работ по транспортировке трупов людей.

Учитывая, что в действиях Администрации по утверждению указанных выше пунктов Устава и Муниципального задания содержатся признаки нарушения частей 1 и 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции УФАС по РБ в адрес Администрации направлено предупреждение N ТО002/01/15-198/2021 от 12.02.2021 согласно которому предложено прекратить действия (бездействие) путем - исключения из пунктов 2.4 и 2.7 Устава Муниципального бюджетного учреждения дорожно-озеленительных работ городского округа город Кумертау Республики Башкортостан видов деятельности по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг, услуг по содержанию и обслуживанию кладбищ, уходу за могилами и местами захоронений;? исключения из Раздела 3 Муниципального задания на 2020 и плановый 2021 и 2022 годы, работ по содержанию и уходу за местами захоронений, могилами и надгробиями; из Раздела 4 Муниципального задания на 2020 и плановый период 2021 и 2022 годы, работ по транспортировке трупов людей; принять меры по организации выполнения работ по содержанию кладбищ, в соответствии с требованиями Закона о защите конкуренции и Закона о контрактной системе.

Полагая, что создание специализированной службы МБУ ДОР не противоречит действующему законодательству, исключение из Муниципального задания на 2020 и плановый 2021 и 2022 годы раздела 3 и 4 противоречит Приказу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан от 27.11.2020 N 09/06-421, заявитель обратился в суд с требованием о признании недействительным предупреждение N ТО002/01/15-198/2021 от 12.02.2021.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что для признания недействительным предупреждения N ТО002/01/15-198/2021 от 12.02.2021оснований не имеется.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции с учетом положений статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, недействительными является их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

То есть для признания недействительными ненормативных правовых актов необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими актами прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.

При этом обязанность по доказыванию соответствия оспариваемого ненормативного акта закону, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которое приняли акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

Оспариваемое заявителем предупреждение вынесено антимонопольным органом в пределах полномочий, предоставленных Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции, Закон № 135-ФЗ) и Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331.

Статьей 23 Закона о защите конкуренции определены полномочия антимонопольного органа, согласно которой антимонопольный орган выдает предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе.

В силу части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции определено, что предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения статьи 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении статьи 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

Согласно части 4 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение должно содержать: 1) выводы о наличии оснований для его выдачи; 2) нормы антимонопольного законодательства, которые нарушены действиями (бездействием) лица, которому выдается предупреждение; 3) перечень действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения, а также разумный срок их выполнения.

Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. Срок выполнения предупреждения должен составлять не менее чем десять дней. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом (часть 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Сура Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 15.04.2014 № 18403/13 по делу № А43-26473/2012, судебный контроль при обжаловании предупреждения как при проверке его соответствия закону, так и при оценке нарушения им прав и законных интересов должен быть ограничен особенностями вынесения такого акта, целями, достигаемыми этим актом, соразмерностью предписанных мер и их исполнимостью.

Поскольку предупреждение выносится при обнаружении лишь признаков правонарушения, а не его факта, то судебной проверке подлежит факт наличия таких признаков по поступившим в антимонопольный орган информации и документам как основаниям вынесения предупреждения.

В настоящем деле предупреждение выдано заявителю при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частями 1, 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 30 октября 2007 года № 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта», Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Федеральным законом «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».

В силу названной нормы нарушающими требования антимонопольного законодательства признается, в том числе, совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (пункты 1,2 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Абзацем 2 пункта 4 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрено, что бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Как следует из материалов дела, Муниципальное бюджетное учреждение дорожно-озеленительных работ городского округа город Кумертау Республики Башкортостан, наряду с иными видами деятельности, осуществляет деятельность на рынке ритуальных услуг: организация похорон и предоставление связанных с ними услуг и услуги по содержанию и обслуживанию кладбищ, уходу за могилами и местами захоронения (пункт 2.4 и пункт 2.7 Устава МБУ ДОР).

Кроме того, согласно Разделу 3 Муниципального задания на 2020 и плановый 2021 и 2022 годы, утвержденного главой администрации городского округа г. Кумертау Республики Башкортостан О.Ю. Фроловым, Учреждение осуществляет, в том числе работу по содержанию и уходу за местами захоронений, могилами и надгробиями.

Согласно Разделу 4 Муниципального задания, Учреждение осуществляет, транспортировку трупов людей.

При вынесении оспариваемого предупреждения антимонопольный орган исходил из того, что оказание учреждением указанных услуг является нарушением части 1 статьи 15, части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Антимонопольный орган пришел к выводу о том, что в действиях Администрации, выразившихся в предоставлении МБУ ДОР возможности оказания всего комплекса ритуальных услуг, может создать дискриминационные условия деятельности иных хозяйствующих субъектов на рынке ритуальных услуг, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на данном рынке.

Указанные обстоятельства явились основанием для вынесения предупреждение N ТО002/01/15-198/2021 от 12.02.2021, которым на Администрация предупреждена о необходимости:

1) Исключения из пунктов 2.4 и 2.7 Устава Муниципального бюджетного учреждения дорожно-озеленительных работ городского округа город Кумертау Республики Башкортостан видов деятельности по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг, услуг по содержанию и обслуживанию кладбищ, уходу за могилами и местами захоронений

2) исключения из Раздела 3 Муниципального задания на 2020 и плановый 2021 и 2022 годы, работ по содержанию и уходу за местами захоронений, могилами и надгробиями; из Раздела 4 Муниципального задания на 2020 и плановый период 2021 и 2022 годы, работ по транспортировке трупов людей;

3) принять меры по организации выполнения работ по содержанию кладбищ, в соответствии с требованиями Закона о защите конкуренции и Закона о контрактной системе.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что указанное предупреждение является законным и обоснованным в полном объеме.

Между тем, апелляционный суд не может согласиться с указанным выводом на основании следующего.

Так, пунктами 2.4 и 2.7 Устава Муниципального бюджетного учреждения дорожно-озеленительных работ городского округа город Кумертау Республики Башкортостан установлено, Учреждение осуществляет и вправе осуществлять деятельность по организации похорон и предоставлении связанных с ними услуг; услуги по содержанию и обслуживанию кладбищ, уходу за могилами и местами захоронения.

В соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов создают муниципальные предприятия и учреждения, осуществляют финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществляют закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Согласно положениям статей 25 и 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон N 8-ФЗ) гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с данным Законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности; организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления; погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Пунктом 1 статьи 9 Закона N 8-ФЗ предусмотрено, что супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.

Пунктом 2 статьи 9 Закона N 8-ФЗ предусмотрено, что услуги по погребению, указанные в пункте 1, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Из положений статей 9 и 10 Закона N 8-ФЗ в их системном единстве следует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, федеральный законодатель не конкретизирует способ и порядок их реализации.

Согласно пункту 1 статьи 10 Закона о погребении в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. Следовательно, лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, предоставлено право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению.

Статьей 6 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» также предусмотрено, что в случае отсутствия в волеизъявлении умершего указания на исполнителей волеизъявления либо в случае их отказа от исполнения волеизъявления умершего, а также отказа супруга, близких родственников, иных родственников от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Таким образом, специализированная служба по вопросам похоронного дела, создаваемая органом местного самоуправления, является хозяйствующим субъектом, в полномочия которого входит исключительно погребение умерших – совершение обрядовых действий по захоронению тела останков человека после его смерти, предоставление в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона о погребении услуг по погребению, в состав которых входит оформление документов, необходимых для погребения (справки о смерти, свидетельства о смерти); предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

В связи с чем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что действия Администрации по включению в Устав МБУ ДОР в пункт 2.4 видов деятельности по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг, является правомерным.

Между тем, из анализа Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» следует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специальные службы, названный Закон в статьях 9 и 10 не исключает возможности выполнения деятельности любыми хозяйствующими субъектами. Иные нормативные акты также не имеют ограничений по субъектам, которые вправе оказывать такие услуги. Оказание таких услуг образует рынок свободного обращения, на который не может быть ограничен доступ хозяйствующим субъектам.

Кроме того, оказание услуг по содержанию и обслуживанию кладбищ, уходу за могилами, местами захоронения не отнесено Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» к гарантированным услугам по погребению. Поэтому, правоспособность учреждения по оказанию таких услуг также не может быть ограничена.

Согласно пункту 2.6 Устава МБУ ДОР утвержденного Постановлением Администрации городского округа г. Кумертау Республики Башкортостан от 30.12.2019 N 1800, Учреждение осуществляет приносящую доход деятельность для достижения целей его создания и в соответствии с этими целями при условии указания такой деятельности в уставе.

Согласно пункту 2.7 Устава МБУ ДОР, данное учреждение, наряду с иными видами деятельности, указаны виды деятельности на рынке ритуальных услуг: организация похорон и предоставление связанных с ними услуг и услуги по содержанию и обслуживанию кладбищ, уходу за могилами и местами захоронения.

В связи с вышеизложенным, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что предусмотренные пунктом 2.7 Устава виды деятельности по оказанию учреждением услуг по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг и содержанию и обслуживанию кладбищ, уходу за могилами и местами захоронений, приносящие доход, направлены на достижение целей учреждения, закрепленных в Уставе, что соответствует положениям пункта 4 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Установив указанные обстоятельства, судебная коллегия признает правомерными действия Администрации по включению в Устав МБУ ДОР пунктов 2.4 и 2.7 видов деятельности по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг, а также в пункт 2.7 видов деятельности по оказанию услуг по содержанию и обслуживанию кладбищ, уходу за могилами и местами захоронений.

Указанные виды деятельности не приводят к совмещению функций органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и хозяйствующего субъекта, что свидетельствует об отсутствии в рассматриваемом случае признаков нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, и, как следствие, оснований для выдачи антимонопольным органом предупреждения в порядке статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции».

Между тем, включение именно в пункт 2.4 услуги по содержанию и обслуживанию кладбищ, уходу за могилами и местами захоронений является необоснованным.

Так, в силу Закона N 8-ФЗ гарантированные услуги по погребению должны быть прописаны в отдельных пунктах данного нормативного акта.

Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения являются разными по своей сути и характеру. Под организацией ритуальных услуг понимается процесс налаживания оказания ритуальных услуг, под содержанием мест захоронения понимается комплекс мероприятий по уходу за территорией кладбища, включая уборку, очистку территории и расположенных на ней объектов. Федеральным законом предусмотрено право органа местного самоуправления создать специализированную службу, при этом закон прямо возлагает на такую службу только обязанность по погребению умерших.

Оказание ритуальных услуг, связанных с погребением, может быть возложено только на орган местного самоуправления или на специализированную организацию, созданную органом местного самоуправления в соответствии с законодательством, при этом на такую службу может быть возложена только обязанность по погребению умерших.

С учетом данных обстоятельств, возложение на единственную определенную организацию гарантированных Законом N 8-ФЗ по содержанию и обслуживанию кладбищ, уходу за могилами и местами захоронений приводит (может привести) к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке.

По аналогичным обстоятельствам полежат исключению из Раздела 3 Муниципального задания на 2020 и плановый 2021 и 2022 годы, работы по содержанию и уходу за местами захоронений, могилами и надгробиями.

Установив безальтернативный порядок осуществления содержания кладбищ на территории городского округа город Кумертау посредством выдачи Муниципального задания на 2020 и плановый 2021 и 2022 годы администрация создала учреждению необоснованные преимущества в осуществлении деятельности, а также необоснованные препятствия о осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, способным конкурировать за получение бюджетных средств в случае проведения публичных торгов, и в случае признания победителем торгов - выполнить соответствующие возмездные работы (оказать услуги).

Таким образом, как следует из положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона о контрактной системе, Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» работы по содержанию кладбищ являются конкурентным видом деятельности. Следовательно, такие работы могут выполняться любым хозяйствующим субъектом независимо от форм собственности. Действующее законодательство каких-либо специальных требований к указанным работам не содержит, равно как и требований к субъектам, которые должны их осуществлять. Выполнение работ по содержанию кладбищ должно осуществляться в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, например, посредством проведения конкурентных процедур и заключения муниципального контракта.

На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об исключении из Раздела 3 Муниципального задания на 2020 и плановый 2021 и 2022 годы, выполнение работ по содержанию и уходу за местами захоронений, могилами и надгробиями.

Кроме того, антимонопольный орган обязал Администрацию исключить из Раздела 4 Муниципального задания на 2020 и плановый период 2021 и 2022 годы, выполнение работ по транспортировке трупов людей.

Между тем, судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом ввиду того, что такая услуга, как перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий) входит в гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемых специализированной службой по вопросам похоронного дела (пп. 3 п. 1 ст. 9 Федерального закона N 8-ФЗ).

Судебная коллегия отмечает, что указанный Закон возлагает на специализированную организацию обязанности по выполнению определенных видов работ, поименованных в части 1 статьи 9, следовательно, все иные виды услуг могут быть оказаны любым хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность в указанной сфере, на конкурентной основе.

При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба Администрации подлежит частичному удовлетворению, решение суда первой инстанции подлежит изменению, на основании пункта 4 части 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду неправильного применения норм материального права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.06.2021 по делу № А07-6408/2021 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:

«Заявленные требования удовлетворить частично.

Признать недействительным предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 12.02.2021 № ТО002/01/15-198/2021 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства в части обязания Администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан исключить: из пунктов 2.4 и 2.7 Устава Муниципального бюджетного учреждения дорожно-озеленительных работ городского округа город Кумертау Республики Башкортостан видов деятельности по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг, а также из пункта 2.7 видов деятельности по оказанию услуг по содержанию и обслуживанию кладбищ, уходу за могилами и местами захоронений; из Раздела 4 Муниципального задания на 2020 и плановый период 2021 и 2022 годы, работ по транспортировке трупов людей.

В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.».

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Н.А. Иванова

Судьи:

А.А. Арямов

Е.В. Бояршинова