ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 18АП-9715/2018
г. Челябинск
06 августа 2018 года
Дело № А07-6935/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 августа 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,
судей Карпачевой М.И., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Таранжиной А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа города Уфы Республики Башкортостан и Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа города Уфы Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.05.2018 по делу № А07-6935/2018 (судья Бобылёв М.П.).
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью «Комбинат строительных материалов» - ФИО1 (доверенность от 31.01.2018, паспорт).
Общество с ограниченной ответственностью «Комбинат строительных материалов» (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – ООО «Комбинат строительных материалов», истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа (далее – УЗИО г. Уфа) и к Администрации городского округа г. Уфа (далее – Администрация) о признании незаконным решения органа местного самоуправления и обязании его заключить договор купли-продажи.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.05.2018 (резолютивная часть объявлена 14.05.2018) заявление ООО «Комбинат строительных материалов» удовлетворено. Отказ Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан в предоставлении в собственность ООО «Комбинат строительных материалов» земельного участка с кадастровым номером 02:55:020416:656, выраженный в письме Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан № 41846 от 22.01.2018 признан незаконным. Суд обязал Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан в 30-дневный срок со дня вступления в законную силу решения направить в адрес ООО «Комбинат строительных материалов» проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Управление земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа и Администрация городского округа г. Уфа Республики Башкортостан обратились в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просят отменить решение арбитражного суда от 18.05.2018, принять по делу новый судебный акт.
В доводах апелляционной жалобы апеллянты указывают на то, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:020416:656, который заявитель просит предоставить в собственность за плату, относится ко второму поясу санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы и ограничивается в обороте.
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет («kad.arbitr.ru»).
Администрация и УЗИО г. Уфы явку своих представителей не обеспечили.
С учётом мнения представителя заявителя и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей иных участвующих в деле лиц.
Законность и обоснованность оспоренного судебного акта проверяются судом апелляционной инстанции в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО «Комбинат строительных материалов» является владельцем кирпичного завода – комплекса строений, расположенных по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Калининский район, ул. Трамвайная, д. 4/5, на земельном участке площадью 23885 кв.м. с кадастровым номером 02:55:020416:656 с видом разрешенного использования: занимаемый цехом №5.
20.12.2017 ООО «Комбинат строительных материалов» обратилось в Управление земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа РБ с заявлением вх. № 41846 от 20.12.2017 о предоставлении указанного земельного участка, на котором расположено недвижимое имущество заявителя, в собственность за плату.
Письмом исх. № 41846 от 22.01.2018г. Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан ответило отказом на указанное заявление, сообщив, что испрашиваемый земельный участок находится во втором поясе санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы.
Полагая, что указанный отказ не соответствуют закону и нарушает права и законные интересы заявителя, ООО «Комбинат строительных материалов» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заинтересованным лицом не представлено доказательств установления границ и режима зоны санитарной охраны источника питьевой воды в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ввиду чего доказательств вхождения испрашиваемого земельного участка в состав ограниченных в обороте земельных участков не имеется. Суд также отклонил доводы заинтересованных лиц относительно нахождения испрашиваемого земельного участка в границах красных линий и его резервирования для муниципальных нужд, а также относительно чрезмерности площади испрашиваемого земельного участка в силу недоказанности указанных обстоятельств.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке ст. 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выслушав пояснения участвующих лиц, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства не находит оснований для отмены (изменения) судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу названной нормы основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно подпункту 2 пункта 1статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (подпункт 6 пункт 2 статья 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации).
Заинтересованное в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, лицо должно представить в соответствующий орган власти заявление о предоставлении земельного участка без проведения торгов с указанием всех необходимых сведений (поименованы в пункте 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган, рассматривающий заявление, обязан в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи (подп. 1 п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст. 39.16 названного Кодекса, и направить принятое решение заявителю. В данном решении должны быть указаны все основания отказа (подп. 3 п. 5 ст. 39.17 названного Кодекса).
Поскольку ООО «Комбинат строительных материалов» является владельцем кирпичного завода – комплекса строений, расположенных по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Калининский район, ул. Трамвайная, д. 4/5, на земельном участке площадью 23885 кв.м. с кадастровым номером 02:55:020416:656 с видом разрешенного использования: занимаемый цехом №5, данное юридическое лицо имеет предусмотренное статьей 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приобретение в собственность за плату земельного участка, на котором расположены эти объекты недвижимого имущества и который необходим для их эксплуатации.
Вместе с тем, как указано выше, при рассмотрении заявления о выкупе земельного участка уполномоченный орган власти обязан проверить наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Так, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (подп. 6 ст. 39.16 ЗК РФ);
В соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесённые к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесённые к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Согласно подпункту 13 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 названного Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.
Согласно пункту 2 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации (пункт 4 статья 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как верно установлено судом первой инстанции, земельный участок с кадастровым номером 02:55:020416:656 в границах красных линий не расположен, для муниципальных нужд не зарезервирован и иной информации, связанной с каким-либо ограничениями по указанному земельному участку не имеется.
Податель апелляционной жалобы ссылается на то, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:020416:656, который заявитель просит предоставить в собственность за плату, относится ко второму поясу санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы и ограничивается в обороте.
В силу подпункта 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, ограничиваются в обороте земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при осуществлении территориального планирования установление зон с особыми условиями использования территорий, в том числе водоохранных зон, зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, иных зон, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий (пункты 6, 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Документом градостроительного зонирования, являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки, устанавливающие территориальные зоны, градостроительные регламенты, а также порядок применения данных правил и порядок внесения в них изменений (пункт 8 статья 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ) водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Зоны санитарной охраны устанавливаются в соответствии с требованиями СанПиН-2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (пункт 4 статья 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ).
Согласно пункту 5 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Таким образом, установление зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения при принятии правил землепользования и застройки может быть осуществлено согласно статье 18 вышеназванного Федерального закона на основании принятого органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения об утверждении проекта зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливающего границы и режим данной зоны.
Как верно установлено судом первой инстанции, указанная «Санитарная зона охраны водозаборов, II пояс», не является установленной в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ зоной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Установленная территориальная зона не является поименованной в подпункте 14 пункте 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации зоной, на которую распространяется установленный пунктом 2 статьи 27 Кодекса правовой режим земель ограниченных в обороте.
Доказательств принятия решения об установлении границ и режима такой зоны в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52- ФЗ органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации не представлено.
Указанные в кадастровом паспорте земельного участка сведения не позволяют сделать вывод о нахождении земельного участка в каком-либо поясе. Земельный участок с кадастровым номером 02:55:020416:656 в границах красных линий не расположен и не зарезервирован, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку документы позволяющие определить границы указанной зоны на местности, а также установить обстоятельство вхождения спорного земельного участка в состав данной зоны, в материалы дела в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены. Какие-либо иные доказательства обоснованности оспариваемого отказа также не представлены.
На основании части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Суд первой инстанции при правильном применении нормы пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложил на орган местного самоуправления обязанность подготовить и направить последнему проект договора купли-продажи. Указанное соответствует целям и задачам арбитражного судопроизводства (восстановление нарушенных прав).
Таким образом, решение суда первой инстанции отмене (изменению) не подлежит. Предусмотренных законом оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.05.2018 по делу № А07-6935/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа города Уфы Республики Башкортостан и Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа города Уфы Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья Л.П. Ермолаева
Судьи: М.И. Карпачева
Л.А. Суспицина