ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А07-9058/18 от 14.11.2018 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-14979/2018

г. Челябинск

21 ноября 2018 года

Дело № А07-9058/2018

Резолютивная часть постановления объявлена ноября 2018 года .

Постановление изготовлено в полном объеме ноября 2018 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Костина В.Ю.,

судей Арямова А.А., Ивановой Н.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Обвинцевой А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.08.2018 по делу № А07-9058/2018 (судья Ахметова Г.Ф.),

В заседании приняли участие представители:

Муниципального унитарного предприятия Инвестиционно-строительный комитет городского округа город Уфы Республики Башкортостан – ФИО1 (паспорт, доверенность №15/2018 от 09.01.2018).

Управления коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан – ФИО2 (удостоверение №102 от 30.08.2016, доверенность от 31.10.2016 № 86-04-5900).

Муниципальное унитарное предприятие Инвестиционно-строительный комитет городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – заявитель, МУП «ИСК г. Уфы») обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконным выраженного в письме от 31.01.2018 исх. №86-04-0542 отказа в согласовании строительства жилых домов, в выдаче разрешения на вырубку зеленых насаждений в кварталах №№ 21, 23, 34 жилого района «Затон-Восточный», а также о возложении обязанности устранить нарушение путем согласования строительства жилых домов, разрешения вырубку зеленых насаждений в кварталах №№ 21, 23, 34 жилого района «Затон-Восточный» в течение 15 дней с момента вынесения решения суда.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,привлечено Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.08.2018  (резолютивная часть решения объявлена 17.08.2018) требования удовлетворены.

Признан незаконным отказ Управления коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в согласовании строительства жилых домов, в выдаче разрешения на вырубку зеленых насаждений в кварталах №№ 21, 23, 34 жилого района «Затон-Восточный», выраженный в письме от 31.01.2018 исх. №86-04-0542.

На Управление коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан возложена обязанность рассмотреть вопрос о согласовании строительства жилых домов и выдаче разрешения на вырубку лесных насаждений в кварталах №№ 21, 23, 34 жилого района «Затон-Восточный».

С Управления коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан  в пользу Муниципального унитарного предприятия Инвестиционно-строительный комитет городского округа город Уфы Республики Башкортостан взысканы судебные расходы в размере 3000 рублей по уплате государственной пошлины.

Управление не согласилось с указанным решением, обжаловав его в апелляционном порядке.

В апелляционной жалобе просило решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

В качестве обоснования доводов апелляционной жалобы податель ссылается на правомерность отказа в выдаче разрешения на вырубку зеленых насаждений, в связи с тем, что они находятся на территории городских лесов.

До начала судебного заседания представитель заявителя представил в арбитражный апелляционный суд отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонил доводы апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда; в судебное заседание представитель от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан не явился.

С учетом мнения лиц участвующих в деле, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие третьего лица.

В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, в соответствии с условиями аукциона по продаже права на заключение договора о развитии застроенной территории южной части жилого района «Затон-Восточный», ограниченной улицами Шмидта, Ахметова, автодорогой «Уфа-Затон», рекой Белой в Ленинском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – район «Затон-Восточный»), утвержденными постановлениями Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – Администрация г. Уфы) от 21.11.2012 №4969, от 23.11.2012 №4970 между Администрацией г. Уфа и Обществом с ограниченной ответственностью трест «Башгражданстрой» 08.07.2013 был заключен договор № 37-РТ (далее - договор № 37-РТ) о развитии застроенной территории. В соответствии с договором №ИСК613 от 18.07.2016 права по договору №37-РТ были переданы Заявителю.

Постановлением главы Администрации г. Уфы от 30.06.2015 №2677 на основании Постановления Администрации г. Уфы от 17.12.2013 №6434 «О разработке проекта планировки и проекта межевания района «Затон-Восточный», заключения Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Уфы по проекту планировки района «Затон-Восточный» от 15.05.2015, с учетом протокола публичных слушаний от 20.04.2015 и заключения о результатах публичных слушаний от 27.04.2015 утвержден проект планировки района «Затон-Восточный».

На основании постановления Администрации г. Уфы от 14.12.2013 №6434 «О разработке проекта планировки и проекта межевания района «Затон-Восточный», заключения Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Уфа по проекту межевания территорий кварталов №№ 2, 21, 23, 34 в южной части жилого района «Затон-Восточный», ограниченной улицами Шмидта, Ахметова, автодорогой «Уфа-Затон», рекой Белой в Ленинском районе ГО г. Уфа РБ от 16.09.2015, с учетом протокола публичных слушаний от 13.08.2015 и заключения о результатах публичных слушаний от 17.08.2015 Администрацией г. Уфы утвержден проект межевания территории кварталов №2, 21, 23, 34.

09.03.2016 Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации г. Уфы выдан градостроительный план земельного участка №RU03308000-16-183.

14.09.2016 между Управлением земельных и имущественных отношений Администрации г. Уфы и МУП «ИСК г. Уфы» (договор №ИСК1086 от 30.11.2016) заключен договор №796-16 аренды земельного участка с кадастровым номером 02:55:050234:700, расположенного по адресу: Ленинский район ГО г. Уфа РБ (район «Затон-Восточный», квартал 23, участок 1) под многоэтажную жилую застройку (высотная застройка).

05.10.2016 Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации г. Уфы выдан градостроительный план земельного участка №RU03308000-16-1168.

27.04.2017 между Управлением земельных и имущественных отношений Администрации г. Уфы и МУП «ИСК г. Уфы» заключен договор №312-17 аренды земельного участка с кадастровым номером 02:55:050234:713, расположенного по адресу: Ленинский район ГО г. Уфа РБ (район «Затон-Восточный» квартал 23 участок 2) под многоквартирные многоэтажные жилые дома.

Письмами от 26.05.2017 №15112, от 24.04.2017 №10513 Управление земельных и имущественных отношений Администрации г. Уфы сообщало о том, что завершение работ по определению границ городских лесов, постановке на государственный кадастровый учет лесных участков и утверждение лесохозяйственного регламента городских лесов запланировано на четвертый квартал 2017 года.

Письмом от 22.01.2018 №07/100 МУП «ИСК г. Уфы» обратилось к Ответчику с просьбой согласовать строительство жилых домов и инженерной инфраструктуры в кварталах №№21, 23, 34 района «Затон-Восточный» и предоставить перечень зеленых насаждений под вырубку и расчет восстановительной стоимости для подготовки территории строительства.

Письмом №86-04-0542 от 31.01.2018 Ответчиком было отказало в согласовании строительства по причине наличия на испрашиваемом участке городских лесов.

МУП «ИСК г. Уфы», посчитав отказ, выраженный в письме №86-04-0542 от 31.01.2018 незаконным, нарушающим его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался выводом о том, что на застраиваемой территории расположены участки, которые не заняты городскими лесами.Земельные участки с кадастровыми номерами 02:55:050234:713, 02:55:050234:700 имеют вид разрешенного использования – многоквартирные многоэтажные жилые дома, какие-либо сведения о городских лесах, расположенных в пределах указанного земельного участка, в государственный кадастр недвижимости не внесены.

Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.

В соответствии с ч.2 ст. 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии со ст.7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст.ст. 67, 69 и 92 названного Кодекса.

В силу п.3 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Согласно ст. 67 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в п. 3 ст. 23 настоящего Кодекса (в том числе, на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (подп. 2). Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесоустроительная инструкция утверждена Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 № 516 «Об утверждении лесоустроительной инструкции».

Лесоустроительной инструкцией предусмотрена лесоустроительная документация, которая свидетельствует о проведении лесоустройства и на основании которой можно определить границы и площадь земель населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Проведение работ в настоящее время также подтверждает отсутствие документов, устанавливающих границы и площадь городских лесов ГО г. Уфа на момент отказа УКХиБ г. Уфы в выдаче разрешения на вырубку древесной растительности на земельных участках с кадастровыми номерами 02:55:050234:713, 02:55:050234:700 и позволяет сделать вывод, что, границы городских лесов до настоящего момента в установленном порядке не определены.

В соответствии с п. 53 Лесоустроительной инструкции закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков производится по квартальным просекам и границам лесных кварталов с учетом естественных рубежей.

В п. 55 Лесоустроительной инструкции также определено, что закрепление на местности местоположения границ эксплуатационных лесов, защитных лесов и резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков производится по квартальным просекам, границам лесных кварталов и лесотаксационных выделов с учетом естественных границ лесничеств, лесопарков.

Таким образом, границы лесных участков определяются по естественным границам лесного фонда картометрическим методом, в то время как кадастровые работы по установлению границ объектов кадастрового учета производятся методом геодезических измерений, в связи с чем, даже когда лесоустроительные работы были проведены, их проведение не подменяет собой проведение кадастровых работ в отношении лесного участка.

При этом подтверждение существования недвижимого имущества (лесного участка) с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи (в том числе местоположение границ), в силу положений ст.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» возможно только путем проведения государственного кадастрового учета такого имущества.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что заявителем не представлены доказательства того, что в отношении участков, которые указываются заинтересованным лицом в качестве лесных, осуществлялись кадастровые работы. Сведения о лесах, расположенных в пределах земельного участка, должны быть внесены в государственный кадастр недвижимости в качестве дополнительных сведений об объекте недвижимости (пп. 12 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

Земельные участки с кадастровыми номерами 02:55:050234:713, 02:55:050234:700 имеют вид разрешенного использования - «многоквартирные многоэтажные жилые дома», какие-либо сведения о городских лесах, расположенных в пределах указанного земельного участка в государственный кадастр недвижимости не внесены.

Согласно подп. 25 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района имеют право на утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

В соответствии с п. 4.8. Решения Совета городского округа г. Уфа РБ от 26.02.2010 № 23/19 «О Правилах охраны, защиты и воспроизводства лесов и содержания зеленых насаждений в городском округе город Уфа Республики Башкортостан и Положении о порядке оценки и возмещения ущерба, нанесенного лесам и зеленому фонду на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан» снос и пересадка зеленых насаждений, попадающих под зоны застройки или прокладку подземных коммуникаций, установку высоковольтных линий и других сооружений, допускается только с разрешения УКХиБ. Разрешение УКХиБ на снос и пересадку зеленых насаждений в случае строительства и реконструкции объектов капитального строительства, требующих получение разрешения на строительство, выдается УКХиБ одновременно с согласованием документов, необходимых для получения разрешения на строительство.

Согласно п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

На основании п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В пункте 5 приведенной статьи к земельным участкам, находящимся в государственной или муниципальной собственности и ограниченным в обороте, отнесены, в частности, земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий (за исключением государственных природных заповедников и национальных парков).

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных Федеральными законами.

Учитывая, что суду не представлено доказательств того, что спорные земельные участки входят в состав земель лесного фонда, а также на основании оценки собранных по делу доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отказ Управления коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан заявителю в согласовании строительства противоречит действующему законодательству, не содержит иных причин, доводов и правовых оснований для отказа, помимо принадлежности испрашиваемого земельного участка к землям лесного фонда, в связи с чем, требования заявителя удовлетворены обоснованно.

По мнению апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.

Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.08.2018 по делу № А07-9058/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан – без удовлетворения.  

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                   В.Ю. Костин

Судьи                                                                          А.А. Арямов

                                                                                    Н.А. Иванова