ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А07-9086/18 от 09.10.2018 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-13896/2018

г. Челябинск

15 октября 2018 года

Дело № А07-9086/2018

Резолютивная часть постановления объявлена октября 2018 года .

Постановление изготовлено в полном объеме октября 2018 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Махровой Н.В.,

судей Баканова В.В., Карпусенко С.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ушаковой О.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Башкортостан» на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.07.2018 по делу № А07-9086/2018 (судья Проскурякова С.В.).

В судебном заседании приняли участие представители акционерного общества «Ремонтно-эксплуатационное управление» - Трегуб Павел Альфредович (паспорт, доверенность № 949 от 19.09.2018), Министерства обороны Российской Федерации – Иванчогло Вячеслав Иванович (паспорт, доверенность №212/1/248 от 19.12.2016).

Акционерное общество «Ремонтно-эксплуатационное управление» (далее - АО «РЭУ», истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Башкортостан» (далее – ФКУ «Военный комиссариат Республики Башкортостан», ответчик) об обязании принять объекты недвижимого имущества по актам приема-передачи недвижимого имущества.

Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.03.2018 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство обороны Российской Федерации (далее – Минобороны РФ, третье лицо).

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.07.2018 исковые требования удовлетворены (т. 2 л.д. 133-142).

Не согласившись с вынесенным судебным актом, ФКУ «Военный комиссариат Республики Башкортостан» обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, которой просил решение отменить и принять новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы, заявитель ссылается на то, что  ФКУ «Военный комиссариат Республики Башкортостан» является территориальным органом Министерства обороны Российской Федерации и входит в состав военных округов. Таким образом, по мнению заявителя, исковые требования должны быть предъявлены к Министерству обороны Российской Федерации.

Кроме того, ответчик указал, что с 01.04.2017 котельные переданы на обслуживание ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное хозяйство по ЦВО» Министерство обороны Российской Федерации.

Во исполнение приказов МО РФ от 14.04.2017 №385, от 28.04.2017 №439, от 23.06.2017 №611, от 26.10.2017 №1096 недвижимое имущество, находящееся по адресам: Аскинский район, с. Аскино, ул. М.Горького, д.3, Бураевский район, с. Бураево, ул. Октябрьская, д. 36, Давлекановский район, г. Давлеканово, ул. Интернациональная, д. 26; Нуримановский район, с. Красная Горка, ул. Альмухаметова, д. 1 – переданы в собственность соответствующих муниципальных районов.

До начала судебного заседания от истца и третьего лица поступили отзывы на апелляционную жалобу, приобщенные к материалам дела в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание ответчик  не явился.

С учетом мнения представителей истца, третьего лица  и в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие ответчика.

Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено удом первой инстанции, решением Арбитражного суда города Москвы от 23.09.2015 по делу № А40-55638/14 АО «РЭУ» признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника АО «РЭУ» открыто конкурсное производство (т.1 34-42).

Определением Арбитражного суда города Москвы от 20.10.2015 по делу№ А40-55638/14 Конкурсным управляющим утвержден Кацер Евгений Игоревич (т.1 л.д. 43-44).

Распоряжением Правительства РФ от 15.04.2011№643-р ОАО «РЭУ» определено единственным поставщиком тепловой энергии для нужд Минобороны России и подведомственным Минобороны России организаций (т. 1 л.д. 89).

Согласно распоряжения Правительства РФ от 29.06.2011 №1074-р Минобороны России было поручено обеспечить в установленном порядке передачу на праве безвозмездного пользования ОАО «РЭУ» объектов теплоснабжения, соответствующих сетей и иного имущества Минобороны России, необходимого для осуществления функций единственного поставщика тепловой энергии для нужд Минобороны России и организаций, подведомственных Минобороны России на срок действия государственных контрактов (т.1 л.д. 92).

Для осуществления поставки тепловой энергии для нужд Минобороны России и подведомственным Минобороны России организаций между АО «РЭУ» и Министерством обороны Российской Федерации был заключен государственный контракт №3-ТХ от 01.11.2012 на оказание услуг по поставке тепловой энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций со сроком действия - до полного исполнения сторонами своих обязательств по государственному контракту и со сроком оказания услуг теплоснабжения по 30.06.2015 (т.1 л.д. 53-72).

Дополнительным соглашением от 23.06.2015 №12 к Государственному контракту от 01.11.2012 № 3-ТХ на оказание услуг по поставке тепловой энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций установлено, что контракт действует до 28 февраля 2016, услуги теплоснабжения должны быть оказаны в срок с 01.01.2013 по 31.12.2015 (т.1 л.д. 74-82).

Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.06.2011  №1074-р Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.06.2012  №1657 «О предоставлении недвижимого и движимого имущества в безвозмездное пользование открытому акционерному обществу «Ремонтно-эксплуатационное управление», Приказом Министра обороны Российской Федерации от 31.08.2011 №1510 «О предоставлении недвижимого и движимого имущества в безвозмездное пользование открытому акционерному обществу «Ремонтно-эксплуатационное управление», Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.01.2012 № 144 «О предоставлении недвижимого и движимого имущества в безвозмездное пользование открытому акционерному обществу «Ремонтно-эксплуатационное управление» передано в безвозмездное пользование недвижимое имущество на срок действия государственного контракта. Руководителям организаций, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации по месту нахождения имущества предписано заключить договоры безвозмездного пользования и передать ОАО «РЭУ» имущество по актам приема-передачи (т.1 л.д. 82).

В соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.01.2012 №144, Приказом Министра обороны Российской Федерации от 12.10.2012 №3215 и заключенными между ФКУ «Военный комиссариат Республики Башкортостан» и АО «РЭУ» договором безвозмездного пользования № 4/БП-11 от 01,02.2012 и договором безвозмездного пользования №2/15 от 14.10.2012, истцу были переданы 15 объектов недвижимого имущества, балансодержателем которых является ФКУ «Военный комиссариат Республики Башкортостан» (т. 1 л.д. 85-86, 111-129).

Передача имущества истцу оформлена первичными актами приема-передачи объектов недвижимого имущества (т.1 л.д. 130-150). Имущество принято АО «РЭУ» к учету и отражено на забалансовом счете согласно требованиям, предъявляемым к ведению бухгалтерского учета, согласно федерального закона №402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете».

Срок действия безвозмездного пользования (эксплуатации) объектов недвижимого имущества АО «РЭУ» ограничен сроком действия Государственного контракта на оказание услуг по поставке тепловой энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций.

Распоряжением Правительства РФ от 11.06.2015 №1089-р единственным исполнителем работ и услуг, связанных с поставкой, передачей тепловой энергии для нужд Минобороны России и подведомственных ему государственных казарменных, бюджетных и автономных учреждений определено АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» (т.1 л.д. 90-91).

Согласно п.2 распоряжения Правительства РФ от 11.06.2015 №1089-р Минобороны России поручено обеспечить в установленном порядке передачу на праве безвозмездного пользования на срок действия государственных контрактов АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» объектов теплоснабжения и соответствующих сетей, а также иного имущества Минобороны России, необходимого для осуществления функций единственного исполнителя работ и услуг, связанных с поставкой, передачей тепловой энергии для нужд Минобороны России, указанных в распоряжении.

Во исполнение распоряжения Правительства РФ от 11.06.2015 №1089-р Приказом Директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 01.10.2015 №2251 «О предоставлении недвижимого имущества в безвозмездное пользование акционерному обществу «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» недвижимое имущество передано в безвозмездное пользование АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» на срок действия заключенного с ним государственного контракта от 21.09.2015 №5-ТХ (т.1 л.д. 87-88).

Руководителями организаций, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации и являющихся правообладателями и балансодержателями имущества заключены договоры безвозмездного пользования недвижимым имуществом с АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства».

Таким образом, на основании распоряжения Правительства РФ от 11.06.2015 №1089-р объекты теплоснабжения и соответствующих сетей, а также иного имущества Минобороны России, балансодержателем которых является ФКУ «Военный комиссариат Республики Башкортостан», фактически передано АО «ГУ ЖКХ».

На указанных объектах с 01.11.2015 АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» выполняет функцию единственного исполнителя по поставке, передаче тепловой энергии для нужд Минобороны России и подведомственных ему государственных казарменных, бюджетных и автономных учреждений.

Так как распоряжением Правительства РФ от 11.06.2015 №1089-р АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» определено единственным исполнителя по поставке, передаче тепловой энергии для нужд Минобороны России и подведомственных ему государственных казарменных, бюджетных и автономных учреждений, государственный контракт №3-ТХ от 01.11.2012 прекращен, в связи с чем имело место прекращение работ, проводимых в рамках указанного государственного контракта, а также прекращение отношений по владению имуществом, переданным АО "РЭУ" в безвозмездное пользование.

Имущество подлежало возврату Министерству обороны Российской Федерации. Однако возврат имущества Министерству обороны Российской Федерации актами приема-передачи со стороны ФКУ «Войсковая часть 40274» не оформлялся.

В целях возврата объектов недвижимого имущества в адрес ФКУ «Военный комиссариат Республики Башкортостан» были направлены с сопроводительными письмами акты приема-передачи объектов недвижимого имущества в количестве 15 шт. (т.1 л.д. 96-110), которые до настоящего времени балансодержателем не подписаны, соответственно объекты недвижимого имущества из безвозмездного пользования АО «РЭУ» приняты не были.

Истец 09.11.2017 в адрес ФКУ «Военный комиссариат Республики Башкортостан» направил претензию №1604/сп. об осуществлении приема-передачи 15 объектов недвижимого имущества и документальном оформлении возврата объектов недвижимости из безвозмездного пользования у АО «РЭУ» посредством подписания ранее направленных актов приема-передачи объектов недвижимого имущества, которая оставлена без ответа (т.1 л.д. 47-49).

Ссылаясь на то, что ответчик уклоняется от принятия у истца в добровольном порядке 15 объектов недвижимого имущества, являющихся федеральной собственностью, действий, направленных на прием указанного имущества ответчиком, не предпринято, АО «РЭУ» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Согласно пункту 1 статьи 689 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

Право передачи имущества в безвозмездное пользование принадлежит его собственнику и иным лицам, управомоченным на то законом или собственником (статья 690 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 699 Гражданского кодекса Российской Федерации, каждая из сторон вправе во всякое время отказаться от договора безвозмездного пользования, заключенного без указания срока, известив об этом другую сторону за один месяц, если договором не предусмотрен иной срок извещения.

Как правомерно указано судом первой инстанции, поскольку действующим законодательством не предусмотрена конкретная форма, в которой контрагент по договору должен заявлять об отказе от исполнения договора, претензия истца квалифицируется как уведомление о расторжении договора в одностороннем порядке на основании статьи 699 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 3.2.9 договоров безвозмездного пользования ссудополучатель обязался в течение пяти рабочих дней с даты прекращения правоотношений, регулируемых договором, вернуть ссудодателю имущество, переданное в безвозмездное пользование, по акту приема-передачи с составлением акта технического состояния в состоянии не хуже, чем в котором их получил, с учётом нормального износа.

Поскольку спорное имущество передавалось в безвозмездное пользование как федеральная собственность, в качестве лица, осуществляющего права собственности поименовано ФКУ «Военный комиссариат Республики Башкортостан», то судом первой инстанции сделал верный вывод, что полномочия по приемке возвращаемого из безвозмездного пользования имущества также принадлежат компетентному органу государственной власти, осуществляющему полномочия собственника по владению и пользованию федеральным имуществом.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, АО «РЭУ» признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство  (т.1 л.д. 31-44).

В соответствии с положениями Федерального закона №127-ФЗ от 26.10.2002 «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон №127-ФЗ), целью конкурсного производства является соразмерное удовлетворение требований кредиторов из средств, вырученных от реализации имущества должника. Расходы, связанные с обеспечением сохранности переданного в безвозмездное пользование имущества, законом не предусмотрены.

Согласно пункту 2 статьи 129 Закона №127-ФЗ конкурсный управляющий обязан принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества должника.

Во исполнение требований Закона №127-ФЗ конкурсным управляющим АО «РЭУ» проведены мероприятия по инвентаризации имущества и обязательств, по результатам которых установлено, что АО «РЭУ» было принято на забалансовый учет имущество, которое в соответствии с указанным законом подлежит возврату.

Как установлено материалами дела, до настоящего времени подписанные со стороны ФКУ «Военный комиссариат Республики Башкортостан» акты приема-передачи объектов недвижимого имущества в адрес АО «РЭУ» не поступали.

На основании изложенного, поскольку в настоящее время АО «РЭУ» не оказывает услуги, для осуществления которых ему было передано в безвозмездное пользование спорное имущество, что сторонами не оспорено, то суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что обязанность принять спорное имущество возникает у ФКУ «Военный комиссариат Республики Башкортостан».

Доводы и аргументы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции соглашается. Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.

Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ее подателя.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.07.2018 по делу №А07-9086/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Башкортостан» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                         Н.В. Махрова

Судьи:                                                                               В.В. Баканов

                                                                                          С.А. Карпусенко