ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 18АП-7977/2018
г. Челябинск
10 июля 2018 года
Дело № А07-9129/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июля 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Арямова А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гариповой А.Ж., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Транс-лайн» на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.04.2018 по делу №А07-9129/2016 (судья Азаматов А.Д.).
В судебном заседании принял участие представитель:
общества с ограниченной ответственностью «Транс-лайн» – ФИО1 (доверенность б/н от 18.02.2017).
Общество с ограниченной ответственностью «Транс-лайн» (далее – заявитель, ООО «Транс-Лайн», общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского поселения город Белебей муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан (далее – заинтересованное лицо, Администрация) по невыдаче в установленный законом срок карт маршрутов и обязании Администрации выдать карты маршрутов в соответствии с заявлением ООО «Транс-лайн» от 11.03.2016 (с учетом принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнения заявленных требований).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 19.04.2018 (резолютивная часть решения объявлена 18.04.2018) в удовлетворении требований отказано.
ООО «Транс-Лайн» (далее также – податель жалобы) не согласилось с вынесенным решением и обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО «Транс-Лайн» не согласен с письмом №663 от 24.03.2016, согласно которому карты маршрутов не могут быть выданы, так как в размещенном в интернете на официальном сайте Администрации реестре маршрутов регулярных перевозок содержатся сведения о маршрутах регулярных перевозок, по которым заявитель осуществлял перевозку пассажиров после дня официального опубликования Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» и по которым в установленный срок письмом №15/04 от 10.08.2015 направлены предусмотренный законом сведения.
По мнению подателя жалобы только при неосуществлении перевозок по включенным в реестр муниципальным маршрутам регулярных перевозок, юридическим лицам и индивидуального предпринимателя может быть отказано в выдаче карт маршрутов.
Общество указывает, что суд первой инстанции неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела.
В апелляционной жалобе ООО «Транс-Лайн» заявило ходатайство об истребовании у Администрации копий документов:
- реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан;
- правоустанавливающих документов, подтверждающих установление муниципальных маршрутов регулярных перевозок, внесенных в муниципальный реестр маршрутов регулярных перевозок, с указанием даты их установления и перевозчиков, осуществляющих перевозки по указанным маршрутам;
-информацию о маршрутах перевозки пассажиров, по которым осуществлялась перевозка пассажиров по территории муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан до 01.01.2016, с указанием даты начала этих перевозок и перевозчиков осуществлявших эти перевозки;
-оформленные в соответствии с законом результаты проверки исполнения Заявителем требований законодательства по организации и осуществлению перевозок пассажиров по маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, которыми установлены несоответствия деятельности Заявителя требованиям закона и иных нормативных правовых актов.
Согласно части 4 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства.
В ходатайстве должно быть обозначено доказательства, указано, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этими доказательствами, указаны причины, препятствующие получению доказательств, и место их нахождения, а также доказана невозможность их самостоятельного получения.
Судом апелляционной инстанции данное ходатайство отклоняется, поскольку указанные сведения не имеют отношения к рассматриваемому спору.
Кроме того, часть 2 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ устанавливает обязательность опубликования реестров маршрутов регулярных перевозок на официальных сайтах уполномоченного федерального органа исполнительной власти, уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченных органов местного самоуправления, к полномочиям которых относится ведение данных реестров.
Таким образом, сведения, включенные в реестры маршрутов регулярных перевозок, являются открытыми и общедоступными.
Отзыв в материалы дела не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание заинтересованное лицо не явилось. С учетом мнения заявителя в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие заинтересованного лица.
В судебном заседании представитель заявителя, поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя заявителя, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, что ООО «Транс-лайн» зарегистрировано в качестве юридического лица 04.12.2012 за основным государственным регистрационным номером 1120280047370 и имеет лицензию от 26.02.2013 №АСС-02-01113516 на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если названная деятельность осуществляется по заказам или для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (л.д.5-8).
11.03.2015 в соответствии с ч. 6 ст. 39 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» ООО «Транс-Лайн» направило в Администрацию заявление о выдаче карт маршрутов (л.д.19-20).
Полагая, что Администрация допускает незаконное бездействие, выразившееся в невыдаче в установленный законом срок карт маршрутов ООО «Транс-Лайн» обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые действия Администрации соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Требования заявителя носят характер оспаривания действий (бездействий) уполномоченного органа местного самоуправления по невыдаче карт маршрутов регулярных перевозок. Порядок рассмотрения таких требований установлен главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организацию транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 и статьи 21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения и проводят мероприятия по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности и пропускной способности.
Статьей 7 Закона Республики Башкортостан от 17.12.2008 № 77-з «Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на территории Республики Башкортостан» установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют организацию транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам.
Таким образом, федеральным и республиканским законодательством организация транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам отнесена к исключительной компетенции органов местного самоуправления.
Решением Совета городского поселения г. Белебей муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан от 03.02.2006 №51 утверждено Положение об организации и осуществлении регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования юридическими лицами все форм собственности и индивидуальными предпринимателями в границах городского поселе6ния город Белебей муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан, в соответствии с которым, установлен единый в границах городского поселения город Белебей порядок организации и осуществления регулярных пассажирских автомобильных перевозок на маршрутах общего пользования (п.1.2). Открытие новых регулярных городских автобусных маршрутов осуществляется на основании разработанного паспорта маршрута (п.2.2) и решения об открытии и организации регулярного городского автобусного маршрута общего пользования, принимаемого заказчиком (п.2.8). Открытие регулярного городского автобусного маршрута общего пользования оформляется постановлением Главы Администрации (п.2.10). Правом организации и осуществления оператором (исполнителем транспортных услуг) пассажирских перевозок на регулярных городских автобусных маршрутах общего пользования является Договор, определяющий условия выполнения перевозок на регулярном городском автобусном маршруте общего пользования, заключенный с заказчиком (п.4.1). Основанием заключения договора с оператором является решение комиссии по организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования в границах городского поселения г. Белебей (п.4.2). Комиссия при распределении регулярных городских автобусных маршрутов общего пользования руководствуется Положением о конкурсе на право заключения договора на организацию и осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования в границах городского поселения город Белебей муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан (п.4.5).
Указанный нормативный правовой акт принят Советом городского поселения г. Белебей муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан в пределах представленных этому органу полномочий и не противоречит правовым нормам, имеющим большую юридическую силу.
При этом, согласование перевозчиком графика маршрута движения автобусов и его утверждение с уполномоченными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления вытекает из Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, включая легковое такси (Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года № 112), устанавливающих порядок организации различных видов перевозок пассажиров, в том числе требования к перевозчикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок.
Таким образом, порядок согласования и утверждения маршрута в рамках законодательно установленной компетенции органа местного самоуправления устанавливается органом местного самоуправления самостоятельно, в том числе посредством принятия муниципальными образования нормативных правовых актов.
14.07.2015 вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - Федеральный закон № 220-ФЗ), который регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок (пункт 1).
Как установлено в части 3 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ, до истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов. Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения одного года со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией до окончания срока действия указанных в части 3 настоящей статьи карт: выдают их владельцам свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по данному маршруту и новые карты данного маршрута. Юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям, которые совместно осуществляют регулярные перевозки по данному маршруту, свидетельство об осуществлении перевозок по данному маршруту и карты данного маршрута выдаются при условии заключения ими договора простого товарищества.
Согласно части 5 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ указанные в части 4 настоящей статьи свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок выдаются на срок не менее чем пять лет и начинают действовать по истечении срока, на который юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю были выданы карты маршрута регулярных перевозок, предусмотренные частью 3 настоящей статьи. Выдача свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок на меньший срок допускается в случае, если по истечении этого срока в соответствии с документом планирования регулярных перевозок предусматривается отмена данного маршрута или изменение вида регулярных перевозок по данному маршруту. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель должны быть уведомлены об отмене маршрута регулярных перевозок, изменении вида регулярных перевозок не позднее чем за сто восемьдесят дней до дня вступления соответствующего решения в силу.
Частью 6 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ определено, что указанные в части 4 настоящей статьи свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок выдаются на основании заявлений, поданных в письменной форме юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, уполномоченными участниками договоров простого товарищества в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что 11.03.2015 ООО «Транс-Лайн» обращалось в Администрацию с заявлением о выдаче карт маршрутов. К заявлению приложен список маршрутов, осуществляющих обществом.
При этом как установлено судом первой инстанции, между ООО «Транс-Лайн» и Администрацией договоров на выполнение пассажирских перевозок по регулярным маршрутам не заключалось, разрешение на осуществление перевозок не выдавалось.
Таким образом, заявителем не представлено доказательств того, что перевозки, по маршрутам №№ 4, 1А-5А, 2 производятся ООО «Транс-Лайн» на предусмотренных законодательством основаниях.
Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах городского поселения г. Белебей муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан утвержден постановлением Администрации от 28.08.2015 №672/1 и 28.08.2016 размещен на официальном сайте Администрации в сети Интернет.
С учетом изложенного у Администрации отсутствовали правовые основания для выдачи в установленный срок карт маршрутов, произвольно установленных ООО «Транс-Лайн».
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются верными, соответствуют фактическим обстоятельствам и оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не находит.
Учитывая, что судом первой инстанции принято верное и обоснованное решение, правильно применены нормы материального права, дана оценка фактическим обстоятельствам дела, неуказание судом мотивов принятия или отклонения всех доводов ответчика не привело и не могло привести к принятию неправильного решения.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению как не опровергающие законности принятого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба – удовлетворению.
Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1 500 руб. подлежит возврату апеллянту из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.04.2018 по делу №А07-9129/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Транс-лайн» – без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Транс-лайн» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению №36 от 11.05.2018.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Н.А. Иванова
Судьи:
Н.Г. Плаксина
А.А. Арямов