ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А08-10353/2021 от 24.10.2022 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда


ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

31 октября 2022 годаДело №А08-10353/2021

город Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2022 года

Постановление в полном объеме изготовлено 31 октября 2022 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Аришонковой Е.А.,

судей Капишниковой Т.И.,

Пороника А.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривченко М.А.,

при участии в судебном заседании:

от Управления Федеральной налоговой службы по Белгородской области – представители не явились, надлежаще извещено;

от общества с ограниченной ответственностью «ПЗЦМ-ВТОРМЕТ» в лице конкурсного управляющего В.Я. Крючкова – представители не явились, надлежаще извещено;

от общества с ограниченной ответственностью «Газпром нефтехим Салават» – представители не явились, надлежаще извещено;

от общества с ограниченной ответственностью «Нефтегаз» – исключено из ЕГРЮЛ 14.01.2020;

от автономной некоммерческая организация «Культурный центр «Карусель» – исключена из ЕГРЮЛ 15.01.2020;

от общества с ограниченной ответственностью «СОЮЗ» – исключено из ЕГРЮЛ 19.02.2019,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 07.04.2022 по делу №А08-10353/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ПЗЦМ-ВТОРМЕТ» (ИНН 7728192565, ОГРН 1027700137783) в лице конкурсного управляющего В.Я. Крючкова к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Белгороду об отмене решения №3784 от 29.10.2018 об исключении общества с ограниченной ответственностью «СОЮЗ» и обязании восстановить в Едином государственном реестре юридических лиц записи об указанном обществе как действующем юридическом лице,

третьи лица: ООО «Газпром нефтехим Салават» (ИНН 0266048970, ОГРН 1160280116138); общество с ограниченной ответственностью «СОЮЗ» (ОГРН 1063667280808, ИНН 3663062085, дата прекращения деятельности 19.02.2019); автономная некоммерческая организация «Культурный центр «Карусель» (ИНН 3666142966; ОГРН 1073600002629; дата прекращения деятельности – 15.01.2020); общество с ограниченной ответственностью «Нефтегаз» (ИНН 3128093438, ОГРН 1133128002292 дата прекращения деятельности 14.01.2020),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «ПЗЦМ-ВТОРМЕТ» в лице конкурсного управляющего Крючкова В.Я. (далее – ООО «ПЗЦМ-ВТОРМЕТ», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Белгороду об отмене решения №3784 от 29.10.2018 о предстоящем исключении общества с ограниченной ответственностью «СОЮЗ» из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) и обязании восстановить запись об ООО «СОЮЗ» как о действующем юридическом лице.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены общество с ограниченной ответственностью «Газпром нефтехим Салават» (далее – ООО «Газпром нефтехим Салават»), общество с ограниченной ответственностью «СОЮЗ» (далее – ООО «СОЮЗ»); автономная некоммерческая организация «Культурный центр «Карусель» (далее – АНО «Культурный центр «Карусель») и общество с ограниченной ответственностью «Нефтегаз» (далее – ООО «Нефтегаз»).

При этом согласно сведениям ЕГРЮЛ, ООО «СОЮЗ» прекратило свою деятельность и исключено из реестра 19.02.2019; АНО «Культурный центр «Карусель» прекратило свою деятельность и исключено из реестра 15.01.2020; ООО «Нефтегаз» прекратило свою деятельность и исключено из реестра 14.01.2020.

Решением Арбитражного суда Белгородской области от 07.04.2022 заявленные требования удовлетворены, решение Инспекции №3784 от 29.10.2018 отменено. При этом суд в качестве способа восстановления прав и законных интересов заявителя обязал Инспекцию Федеральной налоговой службы по г.Белгороду восстановить в ЕГРЮЛ записи об ООО «СОЮЗ» как действующем юридическом лице.

Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, УФНС России по Белгородской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов апелляционной жалобы Управление ссылается на то, что обжалуемое решение №3784 от 29.10.2018 о предстоящем исключении ООО «СОЮЗ» из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица было принято регистрирующим органом в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности сведений о месте нахождения данного юридического лица. Так, в ходе проведенного осмотра объекта недвижимости по указанному в ЕГРЮЛ адресу (Белгородская обл., г. Старый Оскол, ст. Котёл промузел, Транспортная проезд ш-3, к.4) установлено, что ООО «Союз» по данному адресу не располагается.

Поскольку ООО «Союз» на уведомления, направленные обществу, а также в адрес его учредителя (АНО «Культурный центр «Карусель») и лица, имеющего право действовать от имени Общества без доверенности (ООО «Нефтегаз»), не ответило и никаких данных, подтверждающих достоверность сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ в отношении места нахождения не предоставило, Инспекция внесла запись от 26.01.2018 о недостоверности сведений. По истечении срока, предусмотренного пп. «б» п.5 ст. 21.1 Закона №129-ФЗ, Инспекцией принято оспариваемое решение о предстоящем исключении ООО «Союз» из ЕГРЮЛ в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности, которое опубликовано в установленном порядке в журнале «Вестник государственной регистрации».

Управление указывает, что оспариваемое решение является промежуточным актом, при этом решение №3784П об исключении юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность из ЕГРЮЛ, было принято регистрирующим органом 18.02.2019 и не оспаривалось.

По мнению Управления, решения №3784 и №3784П были подписаны действующей электронной подписью, автоматически внесены в ЕГРЮЛ и опубликованы в установленном порядке, их направление в адрес заинтересованных лиц законом не предусмотрено. Отражение недействительной цифровой подписи произошло из-за сбоя при формировании данных из электронного архива для представления в суд.

Одновременно регистрирующий орган настаивает на отсутствии оснований для восстановления пропущенного срока на обжалование решения №3784 от 29.10.2018, в том числе с учетом утверждения Крючкова В.Я. конкурсным управляющим Общества 16.02.2021.

В представленных письменных пояснениях ООО «ПЗЦМ-ВТОРМЕТ» в лице конкурсного управляющего Крючкова В.Я. возражает против доводов апелляционной жалобы, полагая, что исключение из ЕГРЮЛ ООО «Союз» как недействующего юридического лица затрагивает права заявителя как кредитора, при этом срок на обращение в суд за защитой нарушенных прав следует исчислять не раньше даты утверждения Крючкова В.Я. конкурсным управляющим, то есть с 09.02.2021.

Также заявитель настаивает на правомерности выбранного способа защиты своих прав, поскольку в соответствии со сведениями ЕГРЮЛ иных решений в отношении Общества не выносилось, им было обжаловано решение №3784 от 29.10.2918.

При этом указанное решение, равно как и решение №3784П от 18.02.2019, подписаны квалифицированной электронной подписью, срок действия сертификата ключа которой истек 17.08.2018.

Рассмотрение дела откладывалось.

Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2022 произведена замена Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Белгороду на ее правопреемника – Управление Федеральной налоговой службы по Белгородской области (далее – УФНС России по Белгородской области, Управление).

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. От УФНС России по Белгородской области поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя.

На основании статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассматривалось в отсутствие не явившихся участников процесса.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных пояснений сторон по делу, арбитражный суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

Как следует из материалов дела, ООО «СОЮЗ» (ОГРН 1063667280808) было зарегистрировано в качестве юридического лица 17.10.2006, по адресу регистрации 309500, Белгородская область, г. Старый Оскол, станция Котел Промузел, площадка Транспортный проезд Ш-3, корпус 4. Сведения об адресе внесены в ЕГРЮЛ 14.09.2015.

Единственным учредителем Общества с 23.03.2015 являлось АНО «Культурный центр «Карусель», в отношении которого 17.07.2017 в ЕГРЮЛ внесены сведения о недостоверности сведений по результатам проверки достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице. При этом 15.01.2020 АНО «Культурный центр «Карусель» исключено из ЕГРЮЛ.

Лицом, имеющим право действовать от имени ООО «Союз» без доверенности, являлось ООО «Нефтегаз», которое исключено из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо 14.01.2020.

07.12.2017 МИФНС России №4 по Белгородской области был проведен осмотр объекта недвижимости по адресу, указанному в качестве места нахождения ООО «Союз», в ходе которого было установлено, что исполнительный орган Общества по данному адресу не располагается.

На основании указанной информации 26.01.2018 в ЕГРЮЛ была внесена запись о недостоверности сведений по результатам проверки достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.

При этом регистрирующим органом в адрес общества с ограниченной ответственностью ООО «СОЮЗ» были направлены уведомления о необходимости представления достоверных сведений об адресе юридического лица от 29.05.2017 № 05-17/4048 и от 13.12.2017 №05-17/38439.

Аналогичные уведомления были направлены в адрес ООО «Нефтегаз» (от 15.12.2017 №05-17/38439 и от 29.05.2017 №05-17/4048), а также АНО «Культурный центр «Карусель» (от 29.05.2017 №05-17/14048).

Из указанных уведомлений следует, что Обществу и заинтересованным лицам разъяснена их обязанность в течение 30 дней с момента направления уведомления сообщить запрошенные сведения либо представить документы, подтверждающие достоверность отраженных в ЕГРЮЛ сведений.

В связи с тем, что юридическое лицо не актуализировало сведения об адресе (месте нахождения), на основании подпункта б пункта 5 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации 29.10.2018 ИФНС России по г.Белгороду в отношении ООО «Союз» было принято решение №3784 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, о чем о чем в государственный реестр внесена запись от 31.10.2018 за ГРН 2183123893236.

В соответствии с пунктом 3 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации информация о принятом Инспекцией решении о предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц общества с ограниченной ответственностью «Союз» опубликована в журнале «Вестник государственной регистрации» (часть 2 №43(708) от 31.10.2018 / 5741).

Пунктом 4 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации предусмотрено право лица, в отношении которого принято решение о предстоящем исключении его из ЕГРЮЛ, его кредиторов и иных заинтересованных лиц направить в регистрирующий орган мотивированное заявление по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В таком случае решение об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается.

Поскольку от заинтересованных лиц в установленном порядке не поступило возражений относительно исключения ООО «Союз» из ЕГРЮЛ, ИФНС России по г.Белгороду 18.02.2019 было принято решение №3784П о государственной регистрации прекращения юридического лица (исключении из ЕГРЮЛ юридического лица в связи с наличием сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности).

В результате чего, в ЕГРЮЛ внесена запись №2193123098429 от 19.02.2019 об исключении из ЕГРЮЛ юридического лица в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности.

Арбитражным судом города Москвы от 16.02.2021 по делу №А40-145780/2016 ООО «ПЗЦМ-Втормет» признано несостоятельным (банкротом); в отношении должника открыто конкурсное производство; конкурсным управляющим утвержден Крючков Владимир Яковлевич.

Как усматривается из приложенной к заявлению ООО «ПЗЦМ-Втормет» справки по лицевому счету №40702810800000001505 в АКБ «ПромИнвестБанк» (ПАО), отражено перечисление денежных средств в адрес ООО «Союз» за период с 31.12.2014 по 31.08.2015 в общей сумме 5886275, 20 руб. с назначением «по договору процентного займа от 31.12.2014» (том 1 л.д. 31-32).

В Арбитражный суд города Москвы 30.07.2021 поступило заявление конкурсного кредитора ООО "ГАЗПРОМ НЕФТЕХИМ САЛАВАТ" о признании сделок (перечислений на общую сумму 56 650 658,76 руб.) недействительными и применении последствий их недействительности

Определением Арбитражного суда г.Москвы от 09.11.2021 по делу №А40-145780/16-4-165Б прекращено производство по заявлению конкурсного кредитора ООО "ГАЗПРОМ НЕФТЕХИМ САЛАВАТ" о признании сделок недействительными и применении последствий их недействительности в связи с тем, что заинтересованное лицо, в отношении которого подано рассматриваемое заявление – ООО "СОЮЗ" (ИНН: 3663062085) 19.02.2019 прекратило деятельность юридического лица, о чем налоговым органом внесена запись в ЕГРЮЛ № 2193123098420.

Полагая, что решение регистрирующего органа от 29.10.2018 №3784 о предстоящем исключении ООО «Союз» из ЕГРЮЛ нарушает права и законные интересы ООО «ПЗЦМ-ВТОРМЕТ», конкурсный управляющий Крючков В.Я. обжаловал его в УФНС России по Белгородской области.

Письмом от 12.08.2021 №06-3-18/10397 жалоба конкурсного управляющего была оставлена без рассмотрения.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения 16.10.2021 ООО «ПЗЦМ-ВТОРМЕТ» в лице конкурсного управляющего Крючкова В.Я. в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия оснований для восстановления пропущенного срока на подачу заявления, полагая, что данный срок следует исчислять с даты утверждения конкурсного управляющего, то есть с 09.02.2021.

Кроме того, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для исключения ООО «СОЮЗ» из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица, а также о том, что исключение из ЕГРЮЛ указанного юридического лица, препятствует взысканию денежных средств в конкурсную массу ООО «ПЗЦМ-ВТОРМЕТ», что нарушает права должника и конкурсных кредиторов в рамках дела №А40-145780/2016.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда области о наличии оснований для восстановления срока на обжалование, установленного также п.8 ст.22 Закона №129-ФЗ.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ от 02.12.2013 № 1908-О при буквальном толковании смысла ч. 4 ст. 198 АПК РФ для исчисления процессуального срока нужно исходить из того, что начало течения этого срока определяется в каждом конкретном случае судом на основе установления момента, когда заинтересованное лицо реально узнало о соответствующем нарушении.

Указанные гарантии в части возможности предъявления регистрирующему органу возражений относительно предстоящего исключения юридического лица (как фактически недействующего) из ЕГРЮЛ направлены на выявление лиц, заинтересованных в сохранении правоспособности должника и в защите своих прав и законных интересов в судебном порядке, а в части судебного обжалования исключения - на обеспечение возможности восстановления регистрационного учета по обращению этих лиц на основании решения суда.

Право на судебную защиту включает в себя не только право на обращение в суд, но и гарантированную государством возможность получения реальной судебной защиты, предполагает конкретные гарантии, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме, обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости; одним из важных факторов, определяющих эффективность восстановления нарушенных прав, является своевременность защиты прав участвующих в деле лиц (постановления Конституционного Суда РФ от 02.02.1996 № 4-П, от 03.02.1998 № 5-П, от 28.05.1999 №9-П, от 11.05.2005 №5-П, от 20.02.2006 № 1-П, от 05.02.2007 № 2-П, от 19.07.2011 № 17-П, от 22.04.2013 № 8-П и от 27.06.2013 № 15-П).

Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, ООО «ПЗЦМ-ВТОРМЕТ», являясь заинтересованным лицом, в установленный срок с возражениями относительно предстоящего исключения ООО «СОЮЗ» из ЕГРЮЛ не обращалось; настоящее заявление подано в арбитражный суд 19.10.2021, т.е. спустя почти 3 года после вынесения регистрирующим органом оспариваемого решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ.

При этом ссылка на то, что Крючков В.Я. узнал о вынесении такого решения только после утверждения его конкурсным управляющим ООО «ПЗЦМ-ВТОРМЕТ», то есть 09.02.2021, подлежит отклонению с учетом даты истечения годичного срока на обжалование решения – 29.10.2019.

Вместе с тем, учитывая, что судом первой инстанции дана оценка законности оспариваемого решения регистрирующего органа, апелляционная коллегия обращает внимание также на следующее.

Согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо установить наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением государственных реестров, включая единый государственный реестр юридических лиц, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации, Закон №129-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона №129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах и соответствующие документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.

Согласно пункту 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация, содержащаяся в государственных информационных ресурсах, является официальной; государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность такой информации.

В силу подпункта «в» пункта 1 статьи 5 Закона №129-ФЗ в едином государственном реестре юридических лиц содержится адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

В случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в указанном реестре сведений, предусмотренных подпунктами «в», «д», «л» пункта 1 статьи 5 Закона №129-ФЗ, регистрирующий орган в порядке, установленном пунктом 6 статьи 11 Закона №129-ФЗ, направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица, уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений. В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности.

В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 статьи 21.1 Закона №129-ФЗ наличие в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи является одним из случаев применения порядка исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, установленного указанной статьей.

Порядок исключения регистрирующим органом юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа установлен статьей 21.1 Закона о государственной регистрации.

Пунктом 3 названной статьи предусмотрено, что решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Согласно пункту 4 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 названного Федерального закона. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.

Из содержания изложенных норм следует, что при представлении заинтересованным лицом мотивированных возражений относительно предстоящего исключения юридического лица из ЕГРЮЛ такое решение регистрирующим органом не принимается.

Если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 Закона №129-ФЗ (не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении), заявления не направлены, регистрирующий орган исключает юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи (пункт 7 статьи 22 Закона № 129-ФЗ).

Таким образом, в силу действующего правового регулирования юридическое лицо, в отношении которого в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений, фактически ликвидируется как недействующее юридическое лицо.

Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные Гражданским кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (пункт 2 статьи 64.2 названного Кодекса).

Одновременно, в силу п. 8 ст. 22 Закона № 129-ФЗ исключение юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются этим актом, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

Исходя из правовых позиций, содержащихся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.05.2015 №10-П, установленная частью 8 статьи 22 Федерального закона N 129-ФЗ процедура судебного обжалования исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ направлена на обеспечение возможности восстановления регистрационного учета юридического лица по обращению лиц, заинтересованных в сохранении правоспособности должника и защите своих прав и законных интересов, является специальной гарантией, направленной на восстановление нарушения прав и законных интересов кредиторов и иных лиц, вызванных упрощенной ликвидацией юридического лица.

Таким образом, законодателем предусмотрены два способа защиты своих прав и законных интересов лицами, считающими нарушенными свои права и охраняемые законом интересы исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ - путем подачи соответствующего заявления в регистрирующий орган в течение установленного срока с момента опубликования решения о предстоящем исключении, либо путем обжалования такого исключения в установленном законом порядке.

Применительно к настоящему делу судом установлено, что основанием для принятия Инспекцией решения об исключении ООО «Союз» из ЕГРЮЛ послужили установленные налоговым органом сведения о том, что данная организация по юридическому адресу не располагается, сведений об изменении адреса регистрирующему органу не представило, что повлекло за собой последующее внесение записи о недостоверности указанных сведений о месте нахождения Общества, при отсутствие возражений заинтересованных лиц в течение установленного Законом №129-ФЗ срока.

Достоверность сведений о юридическом адресе ООО «СОЮЗ» не подтверждена.

С учетом изложенного, ИФНС России по г.Белгороду было принято оспариваемое решение о предстоящем исключении Общества из ЕГРЮЛ.

Доводы заявителя о нарушении регистрирующим органом установленного порядка опубликования данного решения ввиду отсутствия в публикации сведений о порядке и сроках направления заявлений самим недействующим юридическим лицом, его кредиторами и иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением лица из ЕГРЮЛ, подлежат отклонению как противоречащие материалам дела.

Так, судом установлено, что соответствующая публикация содержит разъяснения положений ст. 21.1 Закона №129-ФЗ, применительно к правам юридического лица, в отношении которого принято решение о предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, кредиторов или иных заинтересованных лиц, чьи права и законные интересы затрагивает исключение юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, в течение 3 месяцев со дня настоящей публикации направить или представить в регистрирующий орган мотивированное заявление с учётом требований, установленных пунктом 4 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В случае направления или представления вышеуказанного мотивированного заявления решение об исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц не принимается.

Также в сообщении указан регистрирующий орган (на момент публикации сообщения – это Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Белгороду) и его адрес (308007, Белгородская область, г. Белгород, ул. Садовая, 7).

Данные сведения позволяли заявителю и другим заинтересованным лицам заявить в установленный срок возражения относительно предстоящего исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, вместе с тем, соответствующих возражений не поступило.

При этом апелляционный суд приходит к выводу о соблюдении регистрирующим органом установленного Законом N 129-ФЗ порядка принятия решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, что заявителем не опровергнуто.

Ссылка на истечение срока действия квалифицированной электронной подписи, которой подписано оспариваемое решение, судом апелляционной инстанции отклоняется с учетом следующего.

Как следует из пояснений регистрирующего органа, отражение некорректных сведений об электронной подписи на документах, представленных в суд, произошло из-за сбоя при формировании данных документов из электронного архива для представления в суд.

В соответствии с положениями статьи 21.1 Закона №129-ФЗ регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Согласно пп.8-11 письма ФНС России от 21.05.2018 №ГД14/1162дсп@ «Разъяснения по организации работы налоговых органов при исключении юридических лиц из ЕГРЮЛ» решение о предстоящем исключении формируется в автоматическом режиме, сформированное решение подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица налогового органа, осуществляющего функции по государственной регистрации юридических лиц.

Сведения о принятых решениях в автоматическом режиме передаются для публикации в журнале «Вестник государственной регистрации».

В день опубликования в журнале «Вестник государственной регистрации» сведений о принятом решении в автоматическом режиме в ЕГРЮЛ вносится запись, содержащая сведения о дате и номере решения о предстоящем исключении, дате опубликования данных сведений в журнале «Вестник государственной регистрации» и номере такого журнала.

Факт публикации спорного решения сторонами не оспаривается.

Таким образом, ИФНС России по г.Белгороду был соблюден порядок принятия оспариваемого решения, при этом регистрирующий орган действовал в пределах предоставленных законом полномочий при наличии к тому необходимых правовых и фактических оснований.

Кроме того, применительно к выбранному заявителем способу защиты своих прав апелляционный суд учитывает следующее.

Из совокупности приведенных норм права следует, что, лица, чьи права могут быть затронуты исключением из ЕГРЮЛ юридических лиц, при отсутствии со стороны регистрирующего органа нарушений пунктов 1 и 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ реализуют право на защиту своих прав и законных интересов в сфере экономической деятельности путем подачи в регистрирующий орган заявлений в порядке, установленном пунктом 4 статьи 21.1 указанного Закона, либо путем обжалования исключения юридического лица из ЕГРЮЛ в сроки, установленные пунктом 8 статьи 22 данного закона.

Следовательно, принятие регистрирующим органом в пределах его компетенции и с соблюдением положений статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ решения о предстоящей ликвидации организации само по себе не может нарушать права заинтересованных лиц, поскольку данные лица реализуют защиту своих прав подачей заявления о наличии препятствий для исключения организации из ЕГРЮЛ, либо путем обжалования в суд уже состоявшегося исключения юридического лица из государственного реестра.

В рамках настоящего дела ООО «ПЗЦМ-ВТОРМЕТ» оспаривает решение №3784 от 29.10.2018 о предстоящем исключении общества с ограниченной ответственностью «СОЮЗ» из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). Хотя в выписке из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Союз», приложенной к поданному в суд заявлению, отражены сведения о прекращении юридического лица 19.02.2019, соответствующие обстоятельства также изложены в отзыве УФНС России по Белгородской области от 24.11.2021 №05-2-11/10353-1 (том 1 л.д. 53, второй абзац снизу), что позволяло заявителю уточнить предмет заявленных требований и реализовать способ защиты своих прав, соотносимый с последствиями, направленными восстановление правоспособности лица.

Более того, из материалов дела не усматривается, что исключение общества с ограниченной ответственностью «Союз» из ЕГРЮЛ каким-либо образом затрагивает права и законные интересы ООО «ПЗЦМ-ВТОРМЕТ». Наличие договора займа и фактов перечислений в адрес общества с ограниченной ответственностью «Союз» денежных средств сами по себе не свидетельствуют о наличии у последнего задолженности перед заявителем.

При этом суд апелляционной инстанции учитывает также и то, что в единственный учредитель ООО «Союз» - АНО «Культурный центр «Карусель» также исключено из ЕГРЮЛ 15.01.2020 в связи с недостоверностью сведений о данном юридическом лице, так же как и лицо, имеющее право действовать от имени ООО «Союз» без доверенности - ООО «Нефтегаз», которое прекратило свою деятельность и исключено из реестра 14.01.2020.

Указанные обстоятельства не позволяют сделать вывод о том, что ООО «Союз», а равно и его единственный учредитель и управляющая организация, имеют признаки действующего юридического лица. Сам по себе факт перечисления заявителем денежных средств на расчетный счет ООО «СОЮЗ» указанные обстоятельства не опровергает и не является основанием для вывода о ведении Обществом финансово-хозяйственной деятельности.

Также указанные обстоятельства не позволяют сделать вывод о том, что признание решения №3784 недействительным позволит восстановить нарушение прав и законных интересов кредиторов и иных лиц, вызванных упрощенной ликвидацией юридического лица.

Соответственно, в рассматриваемом случае не подлежит применению правовая позиция определения Верховного Суда РФ от 23.03.2021 №305-ЭС-20-16189 о том, что прекращение правоспособности юридического лица в административном порядке нарушает права кредитора, поскольку не позволяет взыскать дебиторскую задолженность, возвратить денежные средства в конкурсную массу, а также применить в должной мере альтернативные механизмы удовлетворения требований кредиторов, установленные ст. 53.1, п. 5.2 ст. 64 ГК РФ.

Таким образом, общество с ограниченной ответственностью «ПЗЦМ-ВТОРМЕТ» не подтвердило наличие нарушенного права, за защитой которого оно обратилось в арбитражный суд, а также не обосновало избранный способ его защиты (оспаривание решения №3784 от 29.10.2018 о предстоящем исключении ООО «Союз» из ЕГРЮЛ, с учетом состоявшегося 19.02.2019 исключения юридического лица из ЕГРЮЛ)

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При указанных обстоятельствах апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба Управления Федеральной налоговой службы по Белгородской области подлежит удовлетворению.

Решение Арбитражного суда Белгородской области от 07.04.2022 следует отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

При этом нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

Исходя из результатов рассмотрения апелляционной жалобы, а также учитывая, что в силу ст.333.37 НК РФ налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу распределению не подлежат.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Белгородской области удовлетворить.

Решение Арбитражного суда Белгородской области от 07.04.2022 по делу №А08-10353/2021 - отменить.

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячныйсрок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судьяЕ.А. Аришонкова

Судьи Т.И. Капишникова

А.А. Пороник