ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А08-6080/16 от 26.12.2018 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

26 декабря 2018 года

город Воронеж

Дело № А08-6080/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2018 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 26 декабря 2018 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи

судей

ФИО1,

ФИО2,

ФИО3

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Насоновым В.А.,

при участии:

от Администрации города Белгорода в лице Комитета имущественных и земельных отношений (ОГРН <***>, ИНН <***>, город Белгород, далее –заинтересованное лицо):

от индивидуального предпринимателя ФИО4 (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – ФИО4 или заявитель):

Администрация Белгородского района Белгородской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, поселок Майский Белгородского района Белгородской области, далее – Администрация Белгородского района или третье лицо):

ФИО5, представитель по доверенности от 02.10.2018,

ФИО6, представитель по доверенности от 30.05.2016,

представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Белгорода на решение Арбитражного суда Белгородской области от 17.08.2018 по делу № А08-6080/2016 (судья Мироненко К.В.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО4 к Администрации города Белгорода о признании недействительным решения органа местного самоуправления,

третьи лица: Администрация Белгородского района,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель ФИО4 обратился в Арбитражный суд Белгородской области с к Администрации города Белгорода о признании незаконным отказ от 19.05.2016 N 5748 Комитета имущественных и земельных отношений администрации города Белгорода в предоставлении в собственность за плату индивидуальному предпринимателю ФИО4 земельного участка площадью 6759 кв. м, земли поселений, расположенного по адресу: <...>, с кадастровым N 31:16:0102001:1; а также просит устранить допущенные нарушения закона, обязать комитет имущественных и земельных отношений администрации города Белгорода в течение 10 дней с момента получения решения суда подготовить и направить ФИО4 проект договора купли-продажи земельного участка площадью 6759 кв. метра, земли поселений, расположенного по адресу: <...>, c кадастровым N 31:16:0102001:1, c ценой выкупа земельного участка в размере 507693,84 руб.

Дело рассматривалось с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Белгородского района.

Решением Арбитражного суда Белгородской области от 17.08.2018 по делу № А08-6080/2016 требования заявителя удовлетворены в полном объеме.

Признан незаконным отказ Комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Белгорода от 19 мая 2016 года N 5748 в предоставлении в собственность за плату индивидуальному предпринимателю ФИО4 земельного участка площадью 6759 кв. метра, земли поселений, расположенного по адресу: <...>, с кадастровым номером 31:16:0102001:1.

На Администрацию города Белгорода в лице Комитета имущественных и земельных отношений возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя ФИО4, направив в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу проект договора купли-продажи земельного участка площадью 6759 кв. метра, земли поселений, расположенного по адресу: <...>, с кадастровым номером 31:16:0102001:1, с ценой выкупа земельного участка в размере 2,5% от кадастровой стоимости.

Также с с Администрация города Белгорода в лице Комитета имущественных и земельных отношений в пользу индивидуального предпринимателя ФИО4 взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация города Белгорода обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.

Податель жалобы ссылается на то, что отсутствуют правовые основания для передачи земельного участка.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Администрации города Белгорода поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.

Представитель заявителя индивидуального предпринимателя ФИО4 возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, полагал решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Представитель заинтересованного лица Администрации Белгородского района в судебное заседание не явился.

В судебном заседании был объявлен перерыв до 26.12.2018.

В продолженное судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.

Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что индивидуальный предприниматель ФИО4 является собственником объектов недвижимости:

- нежилого здания, площадью 406,4 кв. метра, инвентарный N 24698/3. Литер Б, расположенное по адресу: РФ, <...>, с кадастровым N 31:16:0102001:43, о чем в ЕГРП 08.02.2011 г., сделана запись регистрации N 31-31-31-01/038/2011-143;

- нежилого здания, площадью 355,4 кв. метра, инвентарный N 24698/3. Литер А, расположенное по адресу: РФ, <...>, с кадастровым N 31:16:0102001:44, о чем в ЕГРП 18.02.2011 г., сделана запись регистрации N 31-31-31-01/039/2011-114.

Названные объекты расположены на земельном участке площадью 6 759 кв. метра, земли поселений, расположенного по адресу: РФ, <...>, с кадастровым номером 31:16:0102001:1 и приобретены заявителем по договору купли-продажи у ЗАО "Белпроммел", которое в свою очередь приобрело их у ООО "Мелиндустрия", которое в свою очередь приобрело их у СПК "Новая жизнь" (ранее АО "Новая жизнь"), что подтверждается Решением от 19.09.2001 г. Арбитражного суда Белгородской области по делу А08-4102/01-1.

Спорный земельный участок с кадастровым N 31:16:0102001:1, раннее входил в состав земельного участка площадью 4 850 га (состав земельного участка: 3758га - коллективно-долевая собственность; 296га - коллективно-совместная собственность, бессрочное пользование - 796га, в т.ч. 172 прочие угодья), переданному, в том числе в бессрочное пользование АО "Новая жизнь", о выдано свидетельство N 355 от 25.03.1993 г.

Вместе с правом собственности на объекты недвижимости к ООО "Мелиндустрия" перешло и право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым N 31:16:0102001:1, который находился пользовании первоначального собственника (АО "Новая жизнь") на основании Свидетельства N 335 от 25.03.1993 г.

В последующем право постоянного (бессрочного) пользование переоформлено ООО "Мелиндустрия" на аренду земельного участка - Договор аренды земельного участка N 243 от 01.07.2004 г., права по которому перешли заявителю.

20 апреля 2016 года заявитель обратился в Комитет имущественных и земельных отношений администрации города Белгорода с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 6759 кв. м, земли поселений, расположенного по адресу: РФ, <...>, с кадастровым N 31:16:0102001:1; при этом просил установить его выкупную стоимость в размере 2,5% от его кадастровой стоимости, со ссылкой на положения п. 2 ст. 1, п..2.2 ст. 3 Федерального Закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 года (в редакции от 08.06.2015 г. действовавшей на момент обращения) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".

Комитетом решения о выкупе земельного участка не принималось, проект договора купли-продажи не направлялся.

Письмом N 5748 от 19.05.2016 года отказано в предоставлении земельного участка по льготной цене, со ссылкой на отсутствие оснований установления льготной цены.

Не согласившись с названным отказом, полагая, что он противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы предпринимателя ФИО4 в сфере экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд за судебной защитой.

Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу, что заявитель является лицом, имеющим исключительное право на приватизацию земельного участка, установленные законом препятствия для приватизации отсутствуют.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что земельное законодательство основывается на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.

В силу пункта 1 статьи 273 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при отчуждении здания, сооружения или другой недвижимости приобретателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права и на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования Пунктом 4 статьи 35 ЗК РФ также императивно установлено, что отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, по общему правилу проводится вместе с земельным участком.

Исключительное право на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").

До внесения изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, земельные участки, занятые объектами недвижимого имущества, могли быть предоставлены в собственность по основанию, установленному пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

С 01 марта 2015 года особенности предоставления находящегося в государственной (муниципальной) собственности земельного участка, на котором расположены здание, сооружение, урегулированы в статье 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Этот порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.

В пункте 5 названной статьи закреплена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и направить принятое решение заявителю. В этом решении должны быть указаны все основания отказа (подпункт 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 3 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.

Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон), содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.

Согласно пункту 1 статьи 2 Вводного закона до 01.07.2012 осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.

При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: 20% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 3 Вводного закона с 01.07.2012 собственники зданий, строений, сооружений приобретают в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки по цене, установленной по правилам и в порядке, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 2 данного Закона, в случаях, если: в период со дня вступления в силу названного Закона до 01.07.2012 в отношении таких земельных участков осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды; такие земельные участки образованы из земельных участков указанных в абзаце 3 настоящего пункта.

Исходя из положений пункта 2.2 статьи 3 Вводного закона такое право предоставлено не только первым собственникам приватизированных зданий, строений, сооружений, но и всем последующим.

В соответствии со ст. 5 Закона РСФСР "О земельной реформе" от 23.11.1990 N 374-1, колхозам, другим кооперативным сельскохозяйственным предприятиям, акционерным обществам, в том числе созданным на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, а также гражданам для ведения коллективного садоводства и огородничества земельные участки могут передаваться в коллективную (совместную или долевую) собственность.

Согласно Указу Президента РФ "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" от 27.12.1991 N 323, колхозам и совхозам было предписано провести реорганизацию, привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и перерегистрироваться в соответствующих органах: коллективам совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, колхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного (постоянного) пользования, принять решение о переходе к частной, коллективно-долевой и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР (пункты 3. 6 Указа).

На основании вышеназванного Указа было издано Постановление от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", в силу которого Министерство сельского хозяйства РФ, Госкомитет РФ по управлению государственным имуществом и их органы на местах, администрации краев, областей и автономных образований были обязаны сформировать до 01.02.1992 областные и совместные районные комиссии по приватизации земель, находящихся в пользовании колхозов и совхозов, и провести реорганизацию этих хозяйств.

При этом пунктом 4 указанного Постановления установлено, что земли колхозов подлежат разграничению на государственную собственность, а также передаче гражданам (членам колхоза) в частную, индивидуальную и коллективно-долевую собственность.

Постановлением Правительства РФ от 04.09.1992 N 708 "О порядке приватизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса" утверждено Положение о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, определяющее пути, особенности и порядок их реорганизации и приватизации.

В соответствии с пунктом 9 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, трудовые коллективы реорганизуемых колхозов, совхозов и приватизируемых государственных сельскохозяйственных предприятий принимают решение о выборе формы собственности на землю, предусмотренной Земельным кодексом РСФСР.

В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса РСФСР земельные участки могли быть предоставлены юридическим лицам лишь в бессрочное (постоянное) пользование.

Права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 N 122-ФЗ (с изменениями), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной указанным Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей (пункт 1 статьи 6 Федерального закона N 1221-ФЗ).

Согласно пункту 9 статьи 3 Закона РФ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 137-ФЗ, государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) в редакции Федерального, действовавшего на момент обращения ФИО4 с заявлением о выкупе, собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации. Выкупная цены арендуемого земельного участка устанавливается в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка.

С 1 июля 2012 года собственники зданий, строений, сооружений приобретают в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки по цене, установленной по правилам и в порядке, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 2 Вводного закона, в случаях, если: в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 1 июля 2012 года в отношении таких земельных участков осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды; такие земельные участки образованы из земельных участков, указанных в абзаце третьем настоящего пункта.

Согласно пункту 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору продажи объектов недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования, а покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на такой земельный участок на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.

Покупатель здания, находящегося на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве аренды, с момента регистрации перехода права собственности на недвижимость приобретает право пользования земельным участком, занятым зданием и необходимым для его использования на праве аренды, независимо от того, оформлен ли в установленном порядке договор аренды между покупателем недвижимости и собственником земельного участка (второй абзац пункта 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").

Установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, исходя из предмета и оснований заявленных требований, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу, что отказ органа местного самоуправления не соответствует закону.

В ходе проведенной по делу судебной землеустроительной экспертизы установлено, что спорный земельный участок на 1993 г. входил в состав земельного участка находившегося в пользовании АО "Новая жизнь на праве бессрочного пользования. Допрошенный в судебном заседании эксперт показал, что спорный земельный участок, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю, раннее входили в состав земель Белгородского района и на основании Решения тринадцатой сессии Совета народных депутатов Белгородской области от 11.02.1993 г. N 204 "О частичном изменении городской черты г. Белгорода в связи с развитием индивидуального жилищного строительства", принят ответчиком в состав земель г. Белгорода на основании Постановления главы администрации г. Белгорода от 18.11.1994 г. N 1957 "О передаче в состав земель запаса города участков, ранее используемых акционерными обществами "Новая жизнь", "Разуменский", "Комсомолец", "Дубовое". При этом переданные в запас г. Белгорода земли относительно АО "Новая жизнь" составляют 796 га (включая спорный земельный участок), которые находились в пользовании последнего на праве бессрочного пользования, согласно выданного свидетельства N 355 от 25.03.1993 г.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что предприниматель имеет исключительное право на предоставление в собственность земельного участка с кадастровым номером 31:16:0102001:1, на котором расположены принадлежащие ему объекты недвижимости.

Поскольку ФИО4 в полном объеме предоставлен пакет документов, соответствующий требованиям приложения к приказу Минэкономразвития России от 13.09.2011 г. No475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок", заявитель является лицом, имеющим исключительное право на приватизацию земельного участка, установленные законом препятствия для приватизации отсутствуют, отказ в предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 6 759 кв. метра, земли поселений, расположенного по адресу: РФ, <...>, с кадастровым номером 31:16:0102001:1 является незаконным.

Доводы апелляционной жалобы отклоняются судом, поскольку Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Довод Комитета о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования АО "Новая жизнь" в том числе и в отношении спорного земельного участка, со ссылкой на Решение тринадцатой сессии Совета народных депутатов Белгородской области от 11.02.1993 г. N 204 "О частичном изменении городской черты г. Белгорода в связи с развитием индивидуального жилищного строительства", статью 7 Закона РСФСР "О Земельной реформе" N 374-1 от 27.11.1990 г. в редакции Закона N 3936-1 от 20.11.1992 г. начиная с 01.02.1993 г., суд полагает несостоятельными по следующим причинам.

В соответствии со ст. 72 Земельного кодекса РСФСР от 25 апреля 1991 года, действовавшего в спорный период, городская, поселковая черта, черта сельского населенного пункта - внешняя граница земель города, поселка, сельского населенного пункта, которая отделяет их от других категорий земель, устанавливается и изменяется органами, утверждающими генеральные планы, проекты планировки и застройки городов, поселков и сельских населенных пунктов.

Согласно временному положению о порядке изменения городской, поселковой черты в связи с развитием индивидуального жилищного строительства, утвержденному Председателем Государственного комитета РСФСР по жилищно-коммунальному хозяйству от 09.04.1991 г., Председателем Государственного комитета РСФСР по архитектуре и строительству N БФ-299/3 от 09.04.1991 г., Председателем Государственного комитета по земельной реформе N 1-12/550 от 09.04.1991 г., решение об изменении городской, поселковой черты принимается Советами народных депутатов краев, областей, автономных округов и административных районов по городам и поселкам соответствующего подчинения, по согласованию с землевладельцами, землепользователями.

Включение земельных участков в черту города, поселка, сельского населенного пункта не влечет прекращения права собственности на землю, права землевладения, землепользования и аренды на эти участки (п. 2.3 Временного положения).

Статьей 84 ЗК РФ также указывает на то, что включение земельных участков в черту поселений не прекращает прав собственников на эти участки.

Кроме того, в силу ст. 69 ЗК РСФСР колхозы, сельскохозяйственные кооперативы, акционерные общества получают землю в собственность. Совхозы и другие государственные сельскохозяйственные предприятия, учреждения и организации получают землю в бессрочное (постоянное) пользование для ведения общественного сельскохозяйственного производства.

В соответствии с ст. 39 ЗК РСФСР право коллективной собственности на землю, пожизненного наследуемого владения и пользования земельными участками и их аренды у местных Советов народных депутатов прекращается полностью или частично в случаях:

1) добровольного отказа от земельного участка или его части, отчуждения (продажи) Совету народных депутатов;

2) истечения срока, на который был предоставлен земельный участок;

3) прекращения деятельности предприятия, учреждения, организации, крестьянского (фермерского) хозяйства;

4) использования земли не по целевому назначению;

5) прекращения трудовых отношений, в связи с которыми был предоставлен служебный надел, за исключением случаев, указанных в статье 87 настоящего Кодекса;

6) нерационального использования земельного участка, выражающегося для земель сельскохозяйственного назначения в уровне фактической урожайности в течение последних пяти лет более чем на 20 процентов ниже нормативного, установленного по кадастровой оценке земель, а также в изменении состава сельскохозяйственных угодий путем перевода более ценных сельскохозяйственных угодий в менее ценные земельные угодья;

7) использования земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, ухудшению экологической обстановки;

8) систематической неуплаты земельного налога в течение двух лет и непогашения задолженности в течение последующего одного года, а также арендной платы в сроки, установленные договором аренды;

9) неиспользования в течение одного года земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства, за исключением случаев, вызванных стихийными бедствиями, периода мелиоративного строительства, и двух лет для несельскохозяйственного производства на всех землях, указанных в статье 4 настоящего Кодекса;

10) выделения из земель сельскохозяйственных предприятий земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, выходящим из состава этих предприятий;

11) перехода права собственности на строение, сооружение в соответствии со статьей 37 настоящего Кодекса;

12) изъятия (выкупа) земель для государственных, общественных и иных нужд, а также с целью их представления гражданам;

13) смерти землевладельца, арендатора.

Решение о прекращении права собственности, пожизненного наследуемого владения, пользования, аренды земельным участком у местных Советов народных депутатов независимо от площади и видов угодий в случаях, предусмотренных настоящей статьей (кроме пункта 5), принимают Советы народных депутатов, обладающие в соответствии со статьей 23 ЗК РСФСР правом изъятия земельных участков.

Статьей 23 ЗК РСФСР установлено, что изъятие (включая выкуп, в том числе и принудительный) земельных участков в целях предоставления их гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям производится по решению соответствующего Совета народных депутатов:

1. Сельские, поселковые Советы народных депутатов изымают, предоставляют в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передают в собственность и аренду земельные участки в пределах черты сельских населенных пунктов, поселков, а также из фонда других земель, переданных в их ведение, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 этой статьи и статьями 58 и 59 настоящего Кодекса.

2. Городские Советы народных депутатов изымают на основании статьи 39 настоящего Кодекса, предоставляют в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передают в собственность и аренду земельные участки в пределах городской черты, а также из других земель, переданных в их ведение решением районного Совета народных депутатов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 4 настоящей статьи.

3. Районные (городские, в административном подчинении которых находится район) Советы народных депутатов изымают на основании статьи 39 настоящего Кодекса, предоставляют в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передают в собственность и аренду земельные участки из всех земель в границах района, за исключением случаев, указанных в пунктах 1, 2 и 4 настоящей статьи.

4. Краевые, областные, автономных областей, автономных округов Советы народных депутатов предоставляют по согласованию с сельскими, поселковыми, городскими, районными Советами народных депутатов земельные участки для строительства объектов, имеющих союзное, республиканское и межрегиональное значение, для строительства новых и расширения действующих промышленных предприятий краевого, областного и окружного (автономного округа) значения, не связанных с сельскохозяйственным производством, а также предоставляют земельные участки, предназначенные для садоводства, огородничества и животноводства жителям городов республиканского, краевого, областного и окружного (автономного округа) подчинения из специального фонда земель, образуемого в соответствии со статьей 39 настоящего Кодекса и частично передаваемого в их ведение районными Советами народных депутатов по согласованию с сельскими, поселковыми, городскими Советами народных депутатов.

Местные Советы народных депутатов могут передавать свои полномочия по изъятию, предоставлению и передаче земель их исполнительным и распорядительным органам или президиумам.

Из Решения тринадцатой сессии Совета народных депутатов Белгородской области от 11.02.1992 г. N 204 "О частичном изменении городской черты г. Белгорода в связи с развитием индивидуального жилищного строительства", не следует, что право бессрочного пользования АО "Новая жизнь" в отношении земельного участка 796га (в т.ч спорного земельного участка в его составе) прекращены в связи с включением его в городскую черту.

Упоминания об основаниях утраты АО "Новая жизнь" права на земельный участок площадью 796 га в Постановление главы администрации г. Белгорода от 18.11.1994 г. N 1957 "О передаче в состав земель запаса города участков, ранее используемых акционерными обществами "Новая жизнь", "Разуменский", "Комсомолец", "Дубовое" не содержит, АО "Новая жизнь" продолжало пользоваться спорным земельным участком на праве бессрочного пользования с расположенными на них объектами, до момента перехода права собственности на здания к ООО "Мелиндустрия", права на которые перешло ООО "Белпроммел", а в конечном итоге заявителю.

Комитетом доказательств прекращения права постоянного бессрочного пользования АО "Новая жизнь" в установленном законе порядке не представлено.

В силу ст. 7 Закона РСФСР "О Земельной реформе" N 374-1 от 27.11.1990 г. в редакции Закона N 3936-1 от 20.11.1992 г. до юридического оформления земельных участков в собственность, пожизненное наследуемое владение, пользование, в том числе аренду, в соответствии с действующим законодательством, за гражданами, которым земельные участки были предоставлены для индивидуального жилищного строительства, индивидуальных жилых домов, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дач и гаражей, для предпринимательской деятельности и иных не запрещенных законом целей, сохраняется установленное ранее право пользования земельными участками.

За предприятиями, учреждениями и организациями, ранее установленное право пользования земельными участками сохраняется до 1 февраля 1993 года.

Указанное временное ограничение не влечет автоматического прекращения права пользования земельными участками. Кроме того свидетельство N 355 подтверждающие право АО "Новая жизнь" в том числе и на спорный земельный участок выдано 25.03.1993 г.

Подлежат отклонению и возражения Комитета об отнесении спорного земельного участка в запас земель города Белгорода на основании Постановления главы администрации г. Белгорода от 18.11.1994 г. N 1957 "О передаче в состав земель запаса города участков, ранее используемых акционерными обществами "Новая жизнь", "Разуменский", "Комсомолец", "Дубовое".

Статьей 96 ЗК РСФСР установлено, что землями запаса являются все земли, не предоставленные в собственность, владение, пользование и аренду. К ним также относятся земли, право собственности, владения и пользования которыми прекращено в соответствии со статьями 39 - 44 настоящего Кодекса. Земли запаса находятся в ведении сельских, поселковых, городских, районных Советов народных депутатов.

Спорный земельный участок с кадастровым N 31:16:0102001:1, раннее входил в состав земельного участка площадью 4 850 га (состав земельного участка: 3758га - коллективно-долевая собственность; 296га - коллективно-совместная собственность, бессрочное пользование - 796га. в т.ч. 172 прочие угодья), переданному, в том числе в бессрочное пользование АО "Новая жизнь", о чем Администрацией Белгородского района вынесено Постановление от 25.01.1993 г. N 49 и выдано свидетельство N 355 от 25.03.1993 г. Доказательства прекращение права бессрочное пользование АО "Новая жизнь" в отношении спорного земельного участка из материалов не следует.

При таких обстоятельствах требования заявителя подлежали удовлетворению.

Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию заявителя при рассмотрении дела судом первой инстанции, нашли свое отражение в решении суда первой инстанции. Они были подробно исследованы судом, и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка.

Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, непосредственно исследовал представленные доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.

Учитывая, что в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не разрешается.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Белгородской области от 17.08.2018 по делу № А08-6080/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Белгорода – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья

ФИО1

Судьи

ФИО2

ФИО3