ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А09-11575/2022 от 25.07.2023 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

Дело № А09-11575/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 25.07.2023

Постановление изготовлено в полном объеме 01.08.2023

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Тимашковой Е.Н. и Холодковой Ю.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акуловой О.Д., при участии в судебном заседании от истца – государственного казенного учреждения Брянской области «Безопасный регион» (г. Брянск, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО1 (доверенность от 09.01.2023), в отсутствие ответчика – индивидуального предпринимателя ФИО2 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием системы веб-конференции, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО2 на решение Арбитражного суда Брянской области от 16.03.2023 по делу № А09-11575/2022 (судья Халепо В.В.),

УСТАНОВИЛ:

государственное казенное учреждение Брянской области «Безопасный регион» (далее – ГКУ БО «Безопасный регион», учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО2 (далее – ИП ФИО2, предприниматель) о взыскании 25 000 руб. штрафа.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 16.03. исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с состоявшимся судебным актом, предприниматель обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение суда, уменьшив сумму штрафных санкций. Полагает, что в ходе проверочного мероприятия выявлено одно нарушение контракта, состоящее из однородных фактических обстоятельств – отсутствие знаков дорожного движения 6.22 «Фотовидеофиксация», что, по мнению ответчика, предполагает начисление единого штрафа в размере 5000 руб. Считает размер штрафа несоразмерным указанному в иске нарушению контракта, подлежащим снижению на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). Отмечает, что сумма штрафа за выявленные нарушения контракта должна составлять не более 15 000 руб.

Учреждение возражало против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

Предприниматель представителя в судебное заседание не направил, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, 22.12.2021 между ГКУ БО «Безопасный регион» (заказчик) и ИП ФИО2 (исполнитель) заключен государственный контракт № 0127200000221006014_317048, согласно пункту 1.1 которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя оказание услуг по обеспечению работы передвижных комплексов фотовидеофиксации административных правонарушений в области дорожного движения (услуги) с целью выявления административных правонарушений в области соблюдения Правил дорожного движения Российской Федерации на рубежах контроля согласно дислокации мест установки специальных технических средств фотовидеофиксации административных правонарушений в области дорожного движения по городу Брянску и Брянской области с указанием даты и времени продолжительности работы, утвержденной УГИБДД УМВД России по Брянской области (дислокация).

Оказываемые услуги должны соответствовать требованиям контракта, технического задания (приложение № 1 к государственному контракту), являющееся неотъемлемой частью данного контракта, и действующему законодательству Российской Федерации (пункт 1.2 контракта).

В соответствии с пунктом 5.1.1 контракта заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством оказываемых услуг, соблюдением срока их производства, не вмешиваясь при этом в деятельность исполнителя (в том числе выездные проверки работниками ГКУ БО «Безопасный регион», сотрудниками ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Брянской области, а также посредством поисковых маяков ГЛОНАСС/GPS, предназначенных для определения местоположения и времени включения/выключения комплексов).

Пунктом 5.4 контракта предусмотрено, что исполнитель обязан оказывать услуги в строгом соответствии с условиями контракта, технического задания, дислокации (пункт 5.4.1), задействовать все исправные комплексы каждый день согласно дислокации и обеспечить их ежедневное бесперебойное функционирование независимо от внешних факторов (пункт 5.4.3), обеспечить установку, настройку, ориентирование и точность работы Комплексов в соответствии с руководством завода-изготовителя по эксплуатации Комплексов и Дислокацией, а также с учетом дорожной обстановки в месте установки Комплексов, невыполнение данного пункта влечет ответственность согласно пункту 7.5, контракта (пункт 5.4.6), устанавливать знаки 6.22 «Фотовидеофиксация» для информирования водителей о работе комплексов по выявлению нарушений Правил дорожного движения на контролируемом участке дороги или улицы вне населенных пунктов, перед каждым из комплексов во время их функционирования ежедневно в течение всей рабочей смены согласно дислокации (пункт 5.4.7), проводить проверку не реже чем один раз в час точности выставленных параметров фиксации (пункт 5.4.9), сообщать о каждом случае прекращения или некорректной работы комплекса, не позволяющем организовать работу комплекса согласно дислокации, а также в случае возникновении обстоятельств, делающих дальнейшую работу комплекса невозможной или нецелесообразной (выход из строя фоторадарного блока, дорожно-транспортное происшествие, отсутствие дорожного знака, дорожные работы) (пункт 5.4.27).

В силу пункта 5.5.14 контракта исполнитель обязан исключить некорректную установку или настройку комплекса согласно организации дорожного движения на рубеже контроля, в результате которой зафиксированные транспортные средства могут быть незаконно привлеченными к административной ответственности.

Согласно пункту 7.5 контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается в размере 5000 руб., если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).

Согласно разделу 8 Технического задания к контракту фактами неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств, предусмотренных договором, которые не имеют стоимостного выражения являются, в том числе, невыполнение требований об обеспечении контроля за функционированием комплекса и его компонентов (оборудования, входящего в состав комплексов); несоблюдение исполнителем требований к настройке комплексов; невыполнение исполнителем ежедневной обязанности в направлении информации о незадействованных комплексах с указанием причины; невыполнение исполнителем обязанности информировать заказчика о происшествиях, чрезвычайных ситуациях, и иных обстоятельствах, влияющих на качество и результат оказываемых услуг.

В ходе исполнения вышеуказанного контракта учреждением установлены факты неисполнения или ненадлежащего исполнения ИП ФИО2 обязательств, предусмотренных контрактом:

– 07.08.2022 на трех рубежах контроля: А/д А-240 км 53 + 150 км, А/д А-240 72 км, А/д А-240 80 км отсутствовали информационные знаки 6.22 «Фотовидеофиксации»;

– 28.04.2022 оператором неправильно настроен комплекс фотовидеофиксации, а именно в настройках комплекса была установлена фиксация ограничения скорости на 40 км/ч при установленном ограничении скоростного режима на 90 км/ч и отсутствии дорожных знаков ограничения скоростного режима на рубеже контроля 26 км 470 м автодороги Брянск-Дятьково граница с Калужской областью;

– 05.08.2022 оператором неправильно настроен комплекс фотовидеофиксации, а именно с 09 час. 39 мин. в настройках комплекса была установлена фиксация ограничения скорости как в попутном, так и во встречном направлениях на 60 км/ч, а с 12 час. 12 мин. настройка скоростного режима в попутном направлении изменена на 70 км/ч, во встречном – на 90 км/ч, при установленном ограничении скоростного режима на 90 км/ч на рубеже контроля: 61 км 300 м а/д А-240 «Брянск-Новозыбков-граница с Республикой Беларусь».

Требования учреждения об уплате штрафа от 01.09.2022, 06.09.2022, 14.10.2022 оставлены предпринимателем без удовлетворения, в связи с чем ГКУ БО «Безопасный регион» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Положениями статей 309, 310 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Согласно пункту 7.5 контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается в размере 5000 руб., если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).

Как следует из материалов дела, в ходе проверки исполнения ответчиком условий контракта от 22.12.2021 учреждением установлено, что 07.08.2022 в нарушение пункта 5.4.7 контракта на месте дислокации А/д А-240 км 53 + 150 отсутствуют знаки 6.22 «Фотовидеофиксация» в двух направлениях; на месте дислокации А/д А-240 72 км отсутствуют знаки 6.22 «Фотовидеофиксация» в направлении г. Новозыбков; на месте дислокации А/д А-240 80 км отсутствуют знаки 6.22 «Фотовидеофиксация» в двух направлениях.

Довод ответчика о том, что на момент проверки временные дорожные знаки 6.22 «Фотовидеофиксация» отсутствовали на рубежах контроля в связи с большой рабочей нагрузкой, а также в связи с тем, что истец несвоевременно направил в адрес ответчика дислокацию мест установки технических средств фотовидеофиксации, правомерно отклонен судом первой инстанции на основании следующего.

Согласно пункту 5.2.3 контракта заказчик обязан в срок не позднее 24 часов до начала действия дислокации или изменений к действующей дислокации предоставить исполнителю дислокацию мест установки комплекса.

Из материалов дела усматривается, что дислокация мест установки передвижных технических средств фотовидеофиксации на 07.08.2022 направлена в адрес ответчика 04.08.2022 в 12 час. 12 мин., то есть с соблюдением срока, установленного пунктом 5.2.3 контракта.

На получение вышеуказанной дислокации 04.04.2022 в 12 час. 12 мин. сам ответчик указывал в письме от 19.08.2022 (т. 1 л.д. 57-58). При этом факт отсутствия временных дорожных знаков 6.22 «Фотовидеофиксация» на вышеуказанных местах дислокации 07.08.2022 ответчиком не оспаривается.

Согласно заказу-наряду от 28.04.2022 № 15 на рубеже контроля – Брянская область, 26 км 470 м а/д «Брянск-Дятьково» граница с Калужской областью оператор ФИО3, осуществляя работу передвижного комплекса автоматической фиксации административных правонарушений в области дорожного движения, установил неверные параметры разрешенной скорости движения: при установленном ограничении скоростного режима 90 км/ч в настройках комплекса была установлена фиксация ограничения скорости 40 км/ч.

Довод ответчика о том, что на рубеже контроля Брянская область, 26 км 470 м а/д «Брянск-Дятьково» граница с Калужской областью комплекс фотовидеофиксации был настроен согласно дорожной обстановке в соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации в условиях проводимых на данном рубеже контроля дорожных работ на скоростной режим 40 км/ч, обоснованно не принят судом в силу следующего.

Факт установки фиксации ограничения скорости на 40 км/ч установлен вступившими в законную силу решениями Дятьковского городского суда от 09.08.2022 по делу № 12-35/2022, от 10.08.2022 по делу № 12-36/2020, ответчиком не оспаривается

Согласно указанным решениям Дятьковского городского суда на участке автомобильной дороги «Брянск – Дятьково» 26 км + 000 м в попутном направлении в г. Дятьково дорожных знаков, ограничивающих скорость движения автомобилей, до участка дороги 27 км + 000 м, не установлено; автомобильная дорога обслуживается АО «Брянскавтодор» разрешенная скорость на участке дороги 26 км Брянск - Дятьково - Калужская область – 90 км/ч, дорожных знаков, ограничивающей скоростной режим не установлено, по состоянию на 28.04.2022 года на данном участке автомобильной дороги ремонтные работы не производились.

В ходе рассмотрения настоящего дела данные обстоятельства ответчиком не опровергнуты.

На представленных в материалы дела фотографиях автомобильной дороги отсутствуют какие-либо сведения, позволяющие идентифицировать место фотосъемки: участок дороги, направление движения, координаты.

При этом дата, указанная на фотографиях (25.04.2022), не соответствует дате нарушения условий контракта, вменяемого ответчику (28.04.2022).

Согласно заказу-наряду от 05.08.2022 № 5 на рубеже контроля - Брянская область, 61 км 300 м а/д А-240 «Брянск-Новозыбков» граница с Республикой Беларусь, оператор ФИО2, осуществляя работу передвижного комплекса автоматической фиксации административных правонарушений в области дорожного движения, установил неверные параметры разрешенной скорости движения: при установленном ограничении скоростного режима 90 км/ч в настройках комплекса с 09 час. 39 мин. была установлена фиксация ограничения скорости как в попутном, так и во встречном направлениях на 60 км/ч, а с 12 час. 12 мин. настройка скоростного режима в попутном направлении изменена на 70 км/ч, во встречном на 90 км/ч.

Аргумент ответчика о том, что в начале смены им в настройках комплекса был установлен скоростной режим как в попутном, так и во встречном направлениях на 70 км/ч, через час была произведена корректировка работы комплекса, а в 12 час. 00 мин. был зафиксирован технический сбор работы комплекса, по праву отклонен судом, поскольку доказательств, подтверждающих указанную настройку комплекса, ответчиком в материалы дела не представлено.

В то же время согласно данным ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Брянской области, основанным на показаниях комплекса автоматической фиксации административных правонарушений и направленным истцу письмом от 02.09.2022 № 13/12031, оператором передвижное техническое средство автоматической фиксации административных правонарушений в области дорожного движения было установлено на рубеже контроля: 61 км 300 м а/д А-240 «Брянск- Новозыбков-граница с Республикой Беларусь», с ориентированием в направлении Почепского района.

С 09 час. 39 мин. оператор настроил на вышеуказанном ТСАФ ограничение максимального скоростного режима как в попутном, так и во встречном направлениях на 60 км/ч, а с 12 час. 12 мин. настройку скоростного режима в попутном направлении изменил на 70 км/ч, во встречном на 90 км/ч, при этом местоположение (координаты: 52.9433600 33.6660970) данного прибора не изменялись.

В соответствии со схемой организации дорожного движения на вышеуказанном участке федеральной автодороги предусмотрен максимальный скоростной режим 90 км/ч, соответственно 406 административных правонарушений в области дорожного движения зафиксированы незаконно.

Таким образом, как верно отметил суд, даже указание в настройках комплекса ограничения максимального скоростного режима в 70 км/ч, на что ссылается ответчик, не соответствует дорожной обстановке в месте установки комплекса. Кроме того, согласно данным ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Брянской области первоначальная настройка комплекса произведена в 09 час. 39 мин., изменение настройки произведено в 12 час. 12 мин., то есть с нарушением требований пункта 5.4.9 контракта о проведении проверки точности выставленных параметров фиксации не реже чем один раз в час.

Утверждение ответчика о том, что в ходе проверочного мероприятия, по сути, выявлено одно нарушение контракта, состоящее из однородных фактических обстоятельств – отсутствие знаков дорожного движения 6.22 «Фотовидеофиксация», в связи с чем начислению подлежит единый штраф в размере 5000 руб., суд апелляционной инстанции находит несостоятельным.

В соответствии с пунктом 5.4.7 контракта исполнитель обязан устанавливать знаки 6.22 «Фотовидеофиксация» для информирования водителей о работе комплексов по выявлению нарушений Правил дорожного движения на контролируемом участке дороги или улицы вне населенных пунктов, перед каждым из комплексов во время их функционирования ежедневно в течение всей рабочей смены согласно дислокации.

Все нарушения произошли в разных местах автомобильной дороги, на разных рубежах контроля (А/д А-240 км 53 + 150 км, А/д А240 72 км, А/д А-240 80 км) согласно дислокации, утвержденной УГИБДД УМВД России по Брянской области.

В этой связи каждый факт отсутствия знака дорожного движения вопреки доводам предпринимателя является самостоятельным нарушением условий контракта, влекущим начисление штрафа в соответствии с пунктом 7.5 контракта.

Учитывая, что факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств, предусмотренных контрактом, подтверждается материалами дела, расчет штрафных санкций произведен в соответствии с условиями контракта, требования истца о взыскании штрафа по праву признаны судом обоснованными и удовлетворены в заявленном размере.

Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что размер штрафа является несоразмерным указанному в иске нарушению контракта и подлежащим снижению на основании статьи 333 ГК РФ, отклоняется судебной коллегией на основании следующего.

В соответствии со статьей 333 ГК РФ суд вправе уменьшить неустойку, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.

Как разъяснено в пункте 72 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», заявление ответчика о применении положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть сделано исключительно при рассмотрении дела судом первой инстанции или судом апелляционной инстанции в случае, если он перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции (часть 5 статьи 330, статья 387 ГПК РФ, часть 6.1 статьи 268, часть 1 статьи 286 АПК РФ).

В данном случае ответчиком в суд первой инстанции не подано заявления о снижении неустойки и не представлено обоснования и доказательств ее несоразмерности.

При этом декларативное заявление о несоразмерности предъявленной ко взысканию неустойки последствиям нарушения обязательства не является основанием для ее уменьшения.

Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Нормы материального права применены правильно.

Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Брянской области от 16.03.2023 по делу № А09-11575/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Д.В. Большаков

Судьи

Е.Н. Тимашкова

Ю.Е. Холодкова