ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09
e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула Дело А09-14377/2017
(20АП-2193/2018)
Резолютивная часть постановления объявлена 04.07.2018
Постановление в полном объеме изготовлено 09.07.2018
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Сентюриной И.Г., судей Григорьевой М.А. и Афанасьевой Е.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Юрьевым Е.Ю., в отсутствии в судебном заседании лиц, участвующих в деле извещенных надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобуобщества с ограниченной ответственностью «ЁСтрой» на решение Арбитражного суда Брянской области от 21.02.2018 по делу № А09-14377/2017 (судья Терешин А.В.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью «Управление многоквартирными домами» к обществу с ограниченной ответственностью «ЁСтрой» об обязании передать техническую и иную документацию,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Управление многоквартирными домами» (далее – ООО «Управление МКД»), г.Клинцы Брянской области, обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «ЁСтрой» (далее – ООО «ЁСтрой»), г.Клинцы Брянской области, об обязании ответчика передать истцу по акту приема-передачи техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением дома документы, в случае неисполнения судебного акта взыскать с ответчика судебную неустойку в размере 500 руб. за каждый календарный день неисполнения решения суда, начиная с десятого дня после вступления решения суда в законную силу по день полного исполнения решения суда.
В ходе рассмотрения дела истец заявил ходатайство об уточнении исковых требований, просил в суд обязать ответчика передать истцу по акту приёма-передачи следующую техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы: кадастровый план (карта) земельного участка; проектную документацию на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство дома, протокол измерения шума и вибрации; разрешения на присоединение мощности к сетям энергоснабжающих организаций; паспорт на общедомовой узел учета холодного водоснабжения; техническую документацию на систему повышения давления воды (в том числе паспорта и инструкции по эксплуатации) за исключением руководства по эксплуатации агрегата бустерного Б2ВП-67РЭ; информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном приборе учета (технические характеристики, год установки); план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем; проектносметную документацию и исполнительные чертежи; паспорта на каждую квартиру; исполнительные чертежи контуров заземления; документы, подтверждающие факт подключения (технологического присоединения) многоквартирного дома в установленном порядке к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляется подача соответствующего вида коммунального ресурса (вода, газ) и водоотведение; заверенную копию акта приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда); заверенную копию документа, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора); заверенные копии документов, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии); заверенную копию схемы, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда); заверенную копию заключения органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; заверенную копию технического плана объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"; акт приёмки лифта ЛП-0610БШЭ1 заводской номер 213682 в эксплуатацию; акт приёмки лифта ЛП-0610БШЭ1 заводской номер 213681 в эксплуатацию; - в случае неисполнения ответчиком решения суда взыскать с ответчика в пользу истца судебную неустойку в размере 500 руб. за каждый календарный день просрочки неисполнения решения суда, начиная с одиннадцатого дня после вступления решения суда в законную силу по день полного исполнения решения суда.
Судом уточнения приняты в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 21.02.2018 суд области исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Управление многоквартирными домами», г.Клинцы Брянской области, удовлетворил частично. Суд обязал общество с ограниченной ответственностью «ЁСтрой», в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда, передать обществу с ограниченной ответственностью «Управление многоквартирными домами», по акту приёма-передачи следующую техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы:
- кадастровый план (карта) земельного участка;
- проектную документацию на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство дома, а именно: наружные сети связи (8/2015-НСС) в полном объёме, Наружное газоснабжение (8/2015-НГ) в полном объёме, Паспорт цветового решения здания (8/2015-01-АС) в полном объёме, Цветовое решение фасадов здания (8/2015-01-АС ) за исключением листов 7-9;
- техническую документацию на систему повышения давления воды (в том числе паспорта и инструкции по эксплуатации) за исключением руководства по эксплуатации агрегата бустерного Б2ВП-67РЭ;
- информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном приборе учета (технические характеристики, год установки);
- план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем;
- проектно-сметную документацию и исполнительные чертежи;
- паспорта на каждую квартиру;
- исполнительные чертежи контуров заземления;
- документы, подтверждающие факт подключения (технологического присоединения) многоквартирного дома в установленном порядке к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляется подача соответствующего вида коммунального ресурса (вода, газ) и водоотведение;
- заверенную копию акта приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда); - заверенную копию документа, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора);
- заверенные копии документов, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
- заверенную копию схемы, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда);
- заверенную копию заключения органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
- заверенную копию технического плана объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости";
- акт приёмки лифта ЛП-0610БШЭ1 заводской номер 213682 в эксплуатацию;
- акт приёмки лифта ЛП-0610БШЭ1 заводской номер 213681 в эксплуатацию.
Указанным решением суд , при отсутствии указанных документов обязал общество с ограниченной ответственностью «ЁСтрой», г.Клинцы Брянской области, в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу восстановить документацию и передать обществу с ограниченной ответственностью «Управление многоквартирными домами», г.Клинцы Брянской области. В случае неисполнения обществом с ограниченной ответственностью «ЁСтрой», г.Клинцы Брянской области, решения суда взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ЁСтрой», г.Клинцы Брянской области, в пользу общества с ограниченной ответственностью «Управление многоквартирными домами», г.Клинцы Брянской области, судебную неустойку в размере 100 руб. за каждый календарный день просрочки неисполнения решения суда, начиная с одиннадцатого дня после вступления решения суда в законную силу по день полного исполнения решения суда. Исковые требования в остальной части оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с судебным актом, от общества с ограниченной ответственностью «ЁСтрой» в Двадцатый арбитражный апелляционный суд поступила жалоба о его отмене. Жалоба мотивирована тем, что документы истребуемые судом, уже переданы ответчиком истцу.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили. В соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса, их представителей, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив доводы апелляционной жалобы и материалы дела, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что определение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, многоквартирный дом, расположенный по адресу <...>, введен в эксплуатацию 20.12.2016 на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 20.12.2016 № RU 32-30-3000-93, выданного застройщику. Застройщиком многоквартирного дома являлся ответчик.
В соответствии с протоколом от 19.05.2017 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом № 36А по ул.Дзержинского, г.Клинцы по извещению № 110417/3649661/01 от 11.04.2017 ООО «Управление МКД» является управляющей организацией указанного многоквартирного дома.
Письмами от 07.06.2017, от 18.07.2017 истец обратился к ответчику с требованием передать техническую и иную документацию на многоквартирный дом, в том числе необходимую для заключения договора на поставку электроэнергии.
Ответчик частично исполнил обязательства по передаче истцу необходимой документации, что подтверждается актами приема-передачи от 02.02.2018, от 30.11.2017, от 28.11.2017, от 17.07.2017.
Вместе с тем, документация в полном объеме предоставлена не была.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования правомерно руководствовался следующим.
В части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, указанный в ч. 2 ст. 161 ЖК РФ.
Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано (ч.4 ст. 161 ЖК РФ).
В течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса орган местного самоуправления уведомляет всех лиц, принявших от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, о результатах открытого конкурса и об условиях договора управления данным домом.
Указанные лица обязаны заключить договор управления данным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса. Если в течение двух месяцев со дня проведения открытого конкурса собственники не заключили договор управления с управляющей организацией, такой договор считается заключенным на условиях, определенных открытым конкурсом (ч.13 ст. 161 ЖК РФ).
В соответствии с п. 71 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным ломом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации многоквартирным домом», организатор конкурса - Клинцовская городская администрация передала ООО «Управление МКД» проект договора управления многоквартирным домом № 36А по ул. Дзержинского, входящий в состав конкурсной документации.
Нахождение в управлении ООО «Управление МКД» многоквартирного дома № 36А по ул.Дзержинского, г.Клинцы, подтверждается протоколом от 19.05.2017 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе по отбору управляющей организации для управления по извещению № 110417/3649661/01 от 11.04.2017, и не оспаривается сторонами.
Исходя из ч.10 ст. 162 ЖК РФ, в ведении управляющей организации должна находится техническая документация на многоквартирный дом, а так же иные связанные с управлением таким домом документы.
Обращаясь с исковым требованием в суд, истец просит обязать ответчика представить документацию (с учетом уточнения): кадастровый план (карта) земельного участка; проектную документацию на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство дома; протокол измерения шума и вибрации; разрешения на присоединение мощности к сетям энергоснабжающих организаций; паспорт на общедомовой узел учета холодного водоснабжения; техническую документацию на систему повышения давления воды (в том числе паспорта и инструкции по эксплуатации) за исключением руководства по эксплуатации агрегата бустерного Б2ВП-67РЭ; информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном приборе учета (технические характеристики, год установки); план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем; проектносметную документацию и исполнительные чертежи; паспорта на каждую квартиру; исполнительные чертежи контуров заземления; документы, подтверждающие факт подключения (технологического присоединения) многоквартирного дома в установленном порядке к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляется подача соответствующего вида коммунального ресурса (вода, газ) и водоотведение; заверенную копию акта приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда); заверенную копию документа, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора); заверенные копии документов, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии); заверенную копию схемы, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда);заверенную копию заключения органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; заверенную копию технического плана объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"; акт приёмки лифта ЛП-0610БШЭ1 заводской номер 213682 в эксплуатацию; акт приёмки лифта ЛП-0610БШЭ1 заводской номер 213681 в эксплуатацию.
В соответствии с п. 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 (далее Правила 491) техническая документация на многоквартирный дом включает в себя:
Сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом.
Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя: а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; а(1)) документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний; б) документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям; в(1)) акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду; г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.
В соответствии с п.26 Правил 491 в состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются: а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра; б) выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом; в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка); г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута); д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии); д(1)) списки собственников и нанимателей помещений в многоквартирном доме, а также лиц, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), составленные с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных; договоры об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; д(3)) оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме; е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
В соответствии с п, 1.5.1. Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (далее Постановление 170) в состав технической документации длительного хранения входит: -план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем; -проектно-сметная документация и исполнительные чертежи на каждый дом; -акты приемки жилых домов от строительных организаций; -акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику; -схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления. тепло-, газо-, электроснабжения и др. (схема внутридомовых сетей прилагается для сведения); -паспорта котельного хозяйства, котловые книги; паспорта лифтового хозяйства; -паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок; -исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление).
Подпунктами в, г п. 6 Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" (далее Правила 124) к заявке (оферте) на заключение договора ресурсоснабжения управляющая организация прилагает копии следующих документов:
-документы, подтверждающие факт подключения (технологического присоединения) многоквартирного дома (жилого дома) в установленном порядке к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляется подача соответствующего вида коммунального ресурса, предусмотренные нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, поставки газа (в случае, если ресурс, для снабжения которым направлена заявка (оферта), подается по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения);
- документы об установке и приеме в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (при наличии такого прибора учета).
Жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 4 ст. 19 ЖК РФ).
Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением: технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям) ( п. 5 ст. 19 ЖК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка, представленный для получения разрешения на строительство, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;
3) разрешение на строительство;
4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда);
5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;
6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;
7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженернотехнического обеспечения (при их наличии);
8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;
9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса;
10) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
11) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", при проведении реставрации, консервации, ремонта этого объекта и его приспособления для современного использования,
12) технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Проектная декларация включает в себя информацию о застройщике и информацию о проекте строительства и определяет объем прав застройщика на привлечение денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, указанных в такой проектной декларации.
Проектная декларация является официальным документом, удостоверяющим факты, влекущие за собой юридические последствия для застройщика (п. 1 ст. 19 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон 214)).
В соответствии со ст. 21 Закона 214 проектная декларация, в том числе содержит информацию : о лицах, выполнивших инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование, о результатах экспертизы проектной документации и результатах инженерных изысканий, о результатах государственной экологической экспертизы, если требование о проведении таких экспертиз установлено федеральным законом; - о разрешении на строительство (дата, номер, срок действия, наименование органа, выдавшего разрешение на строительство); - о правах застройщика на земельный участок, на котором осуществляется строительство (создание) многоквартирного дома либо многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе о реквизитах правоустанавливающего документа на земельный участок, о собственнике земельного участка (в случае, если застройщик не является собственником земельного участка), о кадастровом номере и площади земельного участка; - о планируемых элементах благоустройства территории; - о местоположении и основных характеристиках строящихся (создаваемых) в рамках проекта строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, сумме общей площади всех жилых и нежилых помещений; - о планируемом подключении (технологическом присоединении) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости к сетям инженерно-технического обеспечения, размере платы за такое подключение и планируемом подключении к сетям связи; -о количестве в составе строящихся (создаваемых) в рамках проекта строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости жилых помещений и нежилых помещений, а также об их основных характеристиках (за исключением площади комнат, помещений вспомогательного использования, лоджий, веранд, балконов, террас в жилом помещении), о наличии и площади частей нежилого помещения; - о составе общего имущества в строящемся (создаваемом) в рамках проекта строительства многоквартирном доме (перечень помещений общего пользования с указанием их назначения и площади, перечень технологического и инженерного оборудования, предназначенного для обслуживания более чем одного помещения в данном доме).
После окончания строительства объекта капитального строительства лицо, осуществляющее строительство, обязано передать застройщику такого объекта результаты инженерных изысканий, проектную документацию, акты освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения объекта капитального строительства, иную документацию, необходимую для эксплуатации такого объекта (п. 11.1 ст. 55 ГрК РФ).
С учетом изложенных указанных выше норм права, суд области пришел к выводу , что истец, выполняя функции управления многоквартирным домом, имеет право требовать передачи документации на дом, необходимой для осуществления деятельности по управлению и содержанию его общего имущества; состав документации, которую истец просит обязать предоставить ответчика, не противоречит положениям пунктов 24 и 26 Правил N 491 и направлен на возможность определить общий состав имущества дома и на надлежащее выполнение функции управления многоквартирным домом в соответствии с требованиями действующего на момент передачи документов законодательства Российской Федерации, предъявляемым к состоянию имущества.
В своей апелляционной жалобе общество указывает, что в решении суда содержатся требования предать истцу документы, которые уже были переданы ответчиком истцу по актам приема передачи в частности: кадастровый план (карта) земельного участка - передан по акту от 28.11.2017(п.3); проектная документация на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство дома, а именно: 8/2015-НГ Наружное газоснабжение- передано по акту от 28.11.2017, ( п. 6 акта);.8/2015-01-АС Паспорт цветового решения здания-передано по акту от 02.02.2018, (п.1 акта);8/2015-01-АС цветовое решение фасадов здания (за исключением листов 7-9- передано по акту от 02.02.2018, п.1 акта); -разрешения на присоединение мощности к сетям энергоснабжающих организаций – передано по акту от 02.02.2018, (п. 15 акта);информация об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными приборами учета, в том числе информация о каждом установленном индивидуальном приборе учета (технические характеристики, год установки) - передано по акту от 02.02.2018,( пункт 3 акта); паспорта на каждую квартиру- передано по акту от 28.11.2017, (пункт 1 акта).
Суд апелляционной инстанции, проанализировав в порядке ст. 71 АПК РФ требования истца и имеющиеся в материалах дела акты приема-передачи от 02.02.2018, от 30.11.2017, от 28.11.2017, от 17.07.2017 не может согласиться с тем, что данная документация передана ответчиком истцу в полном объеме.
Истребуемые истцом документы соответствуют указанным в приведенных нормах права перечням технической документации на многоквартирный жилой дом и иных документов, связанных с управлением домом. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" утверждены правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее Правила 416).
В соответствии с п. 21, 22 Правил 416 передача технической документации на многоквартирный дом осуществляется по акту приёма-передачи, который должен содержать сведения о дате и месте его составления и перечень переданных документов. Нормативными правовыми актами передача застройщиком управляющей организации технической документации и иных документов и информации не предусмотрена. Нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственное лицо, обязано в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию (п. 27 Правил N 491).
Вместе с тем, документация, которая необходима истцу для осуществления функции обслуживания не передана ответчиком.
Согласно акту от 28.11.2017 передан кадастровый паспорт, выписка о земельном участке на 8 листах. (л.д.72). Истцом же заявлено требование о передаче ему кадастрового плата (карты).
В соответствии с подп. «а» п. 26. Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 27.03.2018) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" в состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра.
Кроме того, данный документ должен был передан ответчиком истцу в соответствии с Приложением №15 к договору управления от 02.06.2017 (п. 6).
Доводы ответчика, о том, что форма кадастрового плана утверждена Приказом Минэкономразвития России от 28.12.2012 N 831 "Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка, кадастровых выписок о земельном участке, о здании, сооружении, объекте незавершенного строительства и кадастрового плана территории" и кадастровый план входит в состав кадастрового паспорта не состоятельна, в связи с тем, что данный приказ утратил силу в связи с изданием Приказа Минэкономразвития России от 20.06.2016 N 378 (ред. от 05.02.2018) "Об утверждении отдельных форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состава содержащихся в них сведений и порядка их заполнения, а также требований к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в электронном виде, определении видов предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и о внесении изменений в Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 23 декабря 2015 г. N 968" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.08.2016 N 43384) , которым Приложением №8 утверждена форма кадастрового плана территории, в котором в числе прочего отражаются сведения об учтенных объектах недвижимости, в том числе сведения ЕГРН об объектах недвижимости, которые до 1 марта 2022 г. носят временный характер. Сведения о прекративших существование объектах недвижимости, зонах, территориях и границах в КПТ не отражаются.
При подготовке КПТ на бумажном носителе план (чертеж, схема) земельных участков, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства отражается с использованием картографической основы ЕГРН с учетом приказа Минэкономразвития России от 13 ноября 2015 г. N 848 "Об утверждении требований к картам и планам, являющимся картографической основой Единого государственного реестра недвижимости, а также к периодичности их обновления" (зарегистрирован в Минюсте России 15 декабря 2015 г., регистрационный N 40095).
При необходимости и наличии соответствующих сведений на план (чертеж, схему) могут быть нанесены в качестве топографической основы объекты местности, необходимые для понимания местоположения границ земельных участков, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства и единиц кадастрового деления.
Согласно подп. «д» п. 26. Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 27.03.2018) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность"в состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии).
Согласно п. 11.1. ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации после окончания строительства объекта капитального строительства лицо, осуществляющее строительство, обязано передать застройщику такого объекта результаты инженерных изысканий, проектную документацию, акты освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения объекта капитального строительства, иную документацию, необходимую для эксплуатации такого объекта.
Проектная декларация включает в себя информацию о Застройщике, информацию о проекте строительства, а также ежеквартально обновляемые сведения о финансовом результате текущего года, дебиторской и кредиторской задолженностях Застройщика. По мере развития проекта, Девелопер может вносить изменения в свою Проектную декларацию. В этом случае, информация о внесенных изменениях должна быть опубликована на сайте строительного проекта.
В рабочую документацию (ГЕНПЛАН) входит рабочий чертеж 8/2015-НСС (наружные сети связи), однако он не передан, передано письмо о том, что присоединение к наружным сетям связи не предусмотрено. Вместе с тем, изменения в проектную документацию в части наружных сетей не вносились.
В состав ГЕНПЛАНА и ведомости основных рабочих чертежей основного комплекта рабочей документации (рабочих чертежей, лист 3) входит документация с обозначением -8/2015-ГН газоснабжение наружное, а по акту от 28.11.2017 передан документ - 011АО-03/2016 (рабочая документация - газификация многоквартирного жилого дома в районе жилого дома №36А по ул. Дзержинского г.Клинцы Брянской области, которая содержит технические условия на присоединение жилого дома к газораспределительной сети объекта газификации природным газом).
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, о том, что в данной части переданные документы и истребуемые - это разные документы. Рабочие чертежи наружных газопроводов выполняются в соответствии с требованиями ГОСТ 21.610-85. Межгосударственный стандарт. Система проектной документации для строительства. Газоснабжение. Наружные газопроводы. Рабочие чертежи" (утв. и введен в действие Постановлением Госстроя СССР от 14.11.1985 N 195) и других стандартов Системы проектной документации для строительства (СПДС), а также норм проектирования наружных газопроводов.
Согласно п. 1.1. Рабочие чертежи наружных газопроводов выполняют в соответствии с требованиями настоящего стандарта и других стандартов Системы проектной документации для строительства (СПДС), а также норм проектирования наружных газопроводов.
п. 1.2 ГОСТ 21.610-85 в состав рабочих чертежей наружных газопроводов (основной комплект рабочих чертежей марки ГСН) включают:
- общие данные по рабочим чертежам;
-чертежи (планы, продольные профили) газопроводов.
К основному комплекту рабочих чертежей марки ГСН составляют спецификацию оборудования по ГОСТ 21.110, ведомость потребности в материалах по ГОСТ 21.110.
Таким образом, документация с обозначением - 8/2015-ГН газоснабжение наружное не передана Истцу.
Довод ответчика о том, что паспорт цветового решения здания-передано по акту от 02.02.2018, (п.1 акта); а цветовое решение фасадов здания (за исключением листов 7-9- передано по акту от 02.02.2018, (п.1 акта) не принимается судом апелляционной инстанции.
В состав рабочей документации (архитектурно-строительные решения 0.000 8/2015-АС1 входит в соответствии с ведомостью рабочих чертежей основного комплекта (рабочих чертежей, лист 4) - Паспорт цветового решения здания 8/2015-01-АС и цветовое решение фасадов здания 8/2015-01-АС, а передан паспорт цветового решения фасадов на многоквартирный дом, что является разными документами, не имеющий обозначения в соответствии с документацией 8/2015-01-АС, в связи с чем требование суда области о предоставлении таких документов в полном объеме правомерно.
Довод заявителя о том, что разрешение на присоединение мощности к сетям энергоснабжающих организаций – передано по акту от 02.02.2018, (п. 15 акта) не принимается судом второй инстанции по следующим основаниям.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (пункт 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Разрешенная мощность - величина электрической мощности, которую энергоснабжающая организация разрешила абоненту (потребителю) на основании технических условий присоединить к своим сетям.
Согласно пункту 1.3.1 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 N 6, новые или реконструированные электроустановки и пусковые комплексы должны быть приняты в эксплуатацию в порядке, изложенном в этих Правилах и других нормативных документах. До начала монтажа или реконструкции электроустановок согласно пункту 1.3.2 указанных Правил необходимо получить технические условия в энергоснабжающей организации; выполнить проектную документацию; согласовать проектную документацию с энергоснабжающей организацией, выдавшей технические условия, и органом государственного энергетического надзора. Подача напряжения на электроустановки в соответствии с пунктом 1.3.11 данных Правил производится только после получения разрешения от органов госэнергонадзора и на основании договора на электроснабжение, заключенного между потребителем и энергоснабжающей организацией.
Кроме того, в соответствии с абзацем четвертым пункта 2 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, результатом исполнения договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя, в случае их присоединения и введения в эксплуатацию впервые, является постоянная схема электроснабжения энергопринимающих устройств объекта (в данном случае жилого дома). Процедура выполнения технологического присоединения также предусматривает обязательное получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации объектов заявителя (подпункт "г" пункта 7 названных Правил).
В соответствии с п.13 Приложением №15 к договору от 02.06.2017 и конкурсной документацией в перечень технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, входит разрешение на присоединение мощности к сетям энергоснабжающих организаций.
Ответчик ссылается, что актом от 02.02.2018 (п.15) передан данный документ, однако в акте только 12 пунктов. В акте от 28.11.2017 года есть п. 15 , однако по этому акту передан акт об осуществлении технологического присоединения объектов электроэнергетики, а не разрешение на присоединение мощности к сетям энергоснабжающих организаций.
Акт же выдается в соответствии с п. (е) Данных правил по форме согласно приложению N 1, и подписывается после осуществления сетевой организацией фактического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям.
В своей жалобе заявитель также ссылается на то, что информация об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными приборами учета, в том числе информация о каждом установленном индивидуальном приборе учета (технические характеристики, год установки) была передана по акту от 02.02.2018( пункт 3 акта).
Вместе с тем, суд не может согласиться с данным доводом, по следующим основаниям.
Как уже указывалось выше, пунктом 24. Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 27.03.2018) определено, что сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом, техническая документация на многоквартирный дом включает в себя:
а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
а(1)) документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний.
Актом от 02.02.2018 года (п.3) передано информационное письмо ООО «Ёстрой» об установленных счетчиках, однако из данного акта не следует от какой даты письмо и на какие счетчики. Имеется письмо, полученное от ответчика №7 от 31.01.2018 в котором также отсутствует информация о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, о факте замены или поверки), о дате последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний.
С учетом изложенного, решение области в части обязывающей ответчика представить истцу информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном приборе учета (технические характеристики, год установки) правомерно.
Довод заявителя жалобы о том, что ответчик передал технический паспорт на дом по акту от 28.11.2017, (пункт 1 акта), в связи с чем у него отсутствует обязанность по передаче паспорта на каждую квартиру не принимается судебной коллегией.
Из пункта 1.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, следует, что в состав технической документации, подлежащей длительному хранению, входят, в том числе и паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок.
Технический паспорт на многоквартирный дом является документом технического учета жилищного фонда (приложение 12 к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному от 04.08.1998 N 37)
Наличие у управляющей организации технического паспорта на многоквартирный дом предусмотрено пп. "а" п. 24 Правил N 491, а согласно п. 1.5.1 Правил N 170 в состав технической документации, подлежащей длительному хранению входят в том числе и паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок. Техническая документация длительного хранения должна корректироваться по мере изменения технического состояния, переоценки основных фондов, проведения капитального ремонта или реконструкции и т.п.
Довод заявителя о том, что суд области не вправе был принимать решение, обязывающее застройщика передать управляющей компании акт приёмки лифта ЛП-0610БШЭ1 заводской номер 213682 в эксплуатацию и акт приёмки лифта ЛП-0610БШЭ1 заводской номер 213681 в эксплуатацию, поскольку включить лифт может только истец, как организация, которая обслуживает многоквартирный дом, не принимается судом апелляционной инстанции.
В силу статьи 1.7 "Положения о порядке организации эксплуатации лифтов в Российской Федерации", утвержденного Приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 30.06.1999 N 158, застройщик, в соответствии с ПУБЭЛ (Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов) (раздел 10), приемка и ввод в эксплуатацию вновь установленного (замененного) реконструированного лифта производится в следующем порядке:
а) организация, смонтировавшая лифт или выполнившая его реконструкцию, совместно с генподрядной строительной организацией должна провести осмотр, проверку, статические и динамические испытания лифта. При положительных результатах осмотра, проверки и испытаний указанные организации, должны составить акт технической готовности лифта и передать его владельцу (Заказчику) лифта;
б) вместе с указанным актом монтажной организацией должны быть переданы владельцу лифта: протокол осмотра и проверки элементов заземления (зануления) оборудования; протокол проверки сопротивления изоляции силового электрооборудования, цепей управления и сигнализации, силовой и осветительной электропроводки;
в) на вновь установленный или реконструированный лифт генподрядная строительная организация должна передать владельцу (Заказчику) лифта акт на скрытые работы и протокол измерения полного сопротивления петли фаза-нуль (в сетях с глухозаземленной нейтралью).
В случае, когда строительная организация не принимает участие в реконструкции или замене лифта, указанные документы должна передать владельцу (Заказчику) лифта организация, выполнившая реконструкцию или замену.
С учетом изложенного, при строительстве объекта и сдаче его в эксплуатацию на застройщике (ответчике) лежит обязанность по проведению всех работ по пуску-наладке, освидетельствованию и диспетчеризации лифтового оборудования. После осуществления указанных мероприятий лифты вместе с необходимой документацией подлежат передаче вновь возникшему владельцу. Указанная позиция поддерживается судебной практикой, в т.ч. Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 15.12.2015 по делу N А57-3294/2015 (N Ф06-3858/2015).
Возражая относительно исковых требований, ответчик ссылается на отсутствие указанной документации и выполнение им обязательства по передачи документации истцу.
Вместе с тем, отсутствие или утрата технической и иной документации на многоквартирный жилой дом не является основанием для прекращения обязанности ее передачи (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 09.01.2018 №310-ЭС17-19934).
Судом области верно указано, что несовершение ответчиком действий по передаче технической документации, необходимой для осуществления управления многоквартирным домом, создает истцу препятствия в осуществлении данного права.
Жилищный кодекс Российской Федерации не регламентирует процедуру передачи технической документации управляющей компании (кто и в какой срок передает, а также перечень технической документации, подлежащей передаче). Поэтому в данном случае подлежат применению общие правила ответственности за нарушение обязательств (глава 25 ГК РФ).
В соответствии со 397 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства передать вещь кредитор вправе в разумный срок поручить выполнение обязательства третьим лицам за разумную цену либо выполнить его своими силами, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, договора или существа обязательства, и потребовать от должника возмещения понесенных необходимых расходов и других убытков.
Статьей 398 ГК РФ определено, что в случае неисполнения обязательства передать индивидуально-определенную вещь кредитору последний вправе требовать отобрания этой вещи у должника и передачи ее кредитору. Вместо требования передать ему вещь, являющуюся предметом обязательства, кредитор вправе потребовать возмещения убытков.
Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами и не следует из существа обязательства, выбор способа защиты нарушенного права осуществляется кредитором своей волей и в своем интересе (пункт 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Следовательно, в случае предъявления управляющей компанией (кредитором) требования о передаче технической документации должник (застройщик) обязан передать ее кредитору.
Аналогичная правовая позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2010 года № 17074/09.
С учетом вышеизложенного, суд области правомерно удовлетворил требование истца об обязании ответчика передать документацию, а в случае ее отсутствия — восстановить, с установлением в порядке части 1 статьи 174 АПК РФ десятидневного срока с момента вступления решения в законную силу для передачи (а в случае отсутствия - восстановления) ответчиком технической документации.
Размер судебной неустойки определяется судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения должником выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ).
Таким образом, действующее законодательство позволяет взыскателю требовать компенсации за ожидание исполнения судебного акта, при этом, ее размер и/или порядок определяет суд с учетом названных принципов.
Возможность определения указанного момента и взыскания судебной неустойки, определенной в твердой денежной сумме, с момента вступления решения в законную силу либо по истечении определенного судом срока, который необходим для добровольного исполнения судебного акта соответствует положениям части 2 статьи 174 АПК РФ.
Истцом заявлено требование о взыскании, в случае неисполнения ответчиком решения суда, с ответчика в пользу истца судебной неустойки в размере 500 руб. за каждый календарный день просрочки неисполнения решения суда, начиная с одиннадцатого дня после вступления решения суда в законную силу по день полного исполнения решения суда.
Установив несоразмерность последствиям неисполнения судебного акта, суд области в порядке ст. 333 ГК РФ правомерно уменьшил заявленную неустойку из расчета 100 руб. в день за каждый день просрочки исполнения судебного акта.
27.06.2018 ответчиком в суд второй инстанции направлено заявление об отказе истцу с иске, в связи с расторжением договора управления с собственниками с 30.06.2018. Суд апелляционной инстанции пересматривает законность и обоснованность судебного акта суда области на момент его принятия (21.02.2018). Последующее изменение обстоятельств, не может влиять на обоснованность судебного акта.
Кроме того, исходя из анализа положений статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, ответственные лица (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив и др.) обязаны осуществлять хранение и ведение технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением таким домом. Техническая документация принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме. Эксплуатация многоквартирного дома без указанной документации невозможна, поэтому вновь назначенная управляющая организация вправе потребовать техническую документацию для осуществления своих задач от прежней управляющей компании или иного ответственного лица, а последняя ответственна за сохранность технической документации и обязана передать ее вновь избранной управляющей организации в силу прямого указания закона.
Таким образом, заявление ответчика от 27.06.2018 удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, доводы жалобы суд апелляционной инстанции отклоняет, как не содержащие фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения судебного акта, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено, следовательно, не имеется и оснований для отмены определения суда.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 21.02.2018 по делу № А09-14377/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
И.Г. Сентюрина
Судьи
М.А. Григорьева
Е.И. Афанасьева