ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А09-4044/2021 от 30.08.2023 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

Дело № А09-4044/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 30.08.2023

Постановление изготовлено в полном объеме 06.09.2023

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Волковой Ю.А. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания судьи Акуловой О.Д., в отсутствие истца – департамента сельского хозяйства Брянской области (г. Брянск, ОГРН <***>, ИНН <***>), ответчика – сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего кооператива «Заречье» (Брянская область, Жирятинский м.р-н, с.п. Жирятинское, д. Заречная, ОГРН <***>, ИНН <***>), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – администрации Губернатора Брянской области и правительства Брянской области (г. Брянск, ОГРН <***>, ИНН <***>), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего кооператива «Заречье» на решение Арбитражного суда Брянской области от 24.03.2023 по делу № А09-4044/2021 (судья Черняков А.А.),

УСТАНОВИЛ:

департамент сельского хозяйства Брянской области (далее – департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к сельскохозяйственному потребительскому перерабатывающему кооперативу «Заречье» (далее – СППК «Заречье», кооператив, ответчик) о взыскании 17 083 232 руб. 58 коп. бюджетных средств, представленных в качестве субсидии (гранта) на развитие материально – технической базы сельскохозяйственного потребительского кооператива.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Губернатора Брянской области и правительства Брянской области (далее – администрация).

Решением Арбитражного суда Брянской области от 24.03.2023 исковые требования удовлетворены, с СППК «Заречье в пользу департамента взыскано 17 083 232 руб. 58 коп.

Не согласившись с принятым судебным актом в части взыскания с кооператива в пользу департамента 8 838 090 руб. 56 коп., СППК «Заречье» обжаловало его в апелляционном порядке.

Кооператив не согласен с решением суда в части взыскания с СППК «Заречье» денежных средств в размере 3 165 732 руб. 18 коп. в связи с несоблюдением ответчиком целей предоставления гранта при приобретении недвижимости в виде нежилых помещений по адресу: <...>. Указывает, что ответчик намерен использовать указанную недвижимость в соответствии с бизнес-планом в качестве помещений по заготовке, хранению, переработке, сортировке, убою, первичной переработке и подготовке к реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, что подтверждается, в том числе, договором от 15.07.2020 № 67/2020 на разработку проектно-сметной документации по реконструкции указанных помещений. Отмечает, что на момент проверки данные помещения не использовались СППК «Заречье» в полном объеме для указанных выше целей в связи с недопоставкой необходимого для этого оборудования. При этом акт проверки содержит сведения о наличии части необходимого оборудования в помещениях. Ссылается на то, что осмотр помещений осуществлен 22.01.2021, то есть до поставки необходимого оборудования, а срок использования гранта предусмотрен до 26.12.2021 (пункт 4.5.10 соглашения). Полагает, что специалисты КРУ, проводившие осмотр, не обладают специальными познаниями для вывода о том, что материально-техническое оснащение помещений не позволяет квалифицировать их как объекты по заготовке, хранению, подработке, переработке, сортировке, убою, первичной переработке и подготовке к реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, приобретение, строительство, ремонт, реконструкция или модернизация которых допустима в соответствии с целями (направлениями) предоставления субсидий (грантов) в соответствии с пунктом 1.3 подраздела 5.3.10 Порядка предоставления субсидий кооперативам на развитие материально-технической базы в 2019 году. Считает недоказанным то обстоятельство, что в указанных помещениях осуществляли деятельность третьи лица. Ответчик не отрицает факт нахождения на территории помещений имущества бывших арендаторов, однако, это не является нарушением условий соглашения, влекущим обязанность по возмещению средств гранта.

В отношении взыскания денежных средств гранта в размере 4 238 058 руб. 20 коп. поясняет, что все договорные обязательства с ИП главой КФХ ФИО1 на указанную сумму выполнены; оборудование поставлено в полном объеме и имеется на балансе СППК «Заречье». Отмечает, что, несмотря на неоднократные обращения ответчика в адрес истца о поставке вышеуказанного оборудования и необходимости его проверки, истец уклонился от исполнения своих обязанностей по осуществлению контроля за соблюдением порядка, целей и условий предоставления гранта, ссылаясь на акт проверки КРУ, который, однако, составлен до окончания срока использования гранта.

Также кооператив не согласен с выводами суда в части взыскания денежных средств в размере 1 434 300 руб. 18 коп. в связи с несоблюдением ответчиком пунктов 3.13, 4.5.4 соглашения.

Так, в соответствии с пунктами 3.13, 4.5.4 соглашения ответчик обязался оплачивать за счет собственных средств не менее 40% стоимости приобретений, указанных в плане расходов, в том числе непосредственно за счет собственных средств не менее 10%. При этом порядок предоставления субсидий кооперативам на развитие материально-технической базы и соглашение не запрещает производить оплату приобретений в рассрочку и не регулирует очередность оплаты за счет собственных средств и средств гранта. ФИО2 ОВС-25Ц, транспортер шнековый для погрузки зерна ТСШ-200, 8 м, и линия для производства рассыпчатого комбикорма ЛК-500, протравливатель семян камерный ПСК-15 с системой аспирации приобретены ответчиком у ООО «АгроСнабжение» в рассрочку. Ответчиком произведена оплата первой части платежа за счет средств гранта в размере 60% от стоимости. Неоплата 40% стоимости названой сельскохозяйственной техники из собственных средств вызвана неисполнением ООО «АгроСнабжение» своих обязательств по договорам купли-продажи на общую сумму 8 429 930 руб. и последующим инициированием в отношении данного контрагента процедуры банкротства. Вышеуказанная сельскохозяйственная техника приобретена в соответствии с соглашением, бизнес-планом и планом расходов. По мнению кооператива, при их приобретении каких-либо нарушений, влекущих возврат средств гранта, не допущено.

Департамент и администрация возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах.

Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Поскольку в порядке апелляционного производства ответчиком обжалована только часть решения суда, а истцом не заявлено соответствующих возражений, апелляционный суд проверяет законность и обоснованность судебного акта в обжалуемой ответчиком части на основании части 5 статьи 268 АПК РФ и в порядке статей 266 и 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.

Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, законность судебного акта в обжалуемой части, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.

Федеральным законом от 29.11.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (далее – Закон № 459-ФЗ) утверждено распределение субсидий на оказание содействия достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса бюджетам субъектов Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.

Постановлением правительства Брянской области от 30.01.2019 № 18-п утверждена государственной программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области» (далее – Программа), в рамках которой предусмотрено предоставление грантов в форме субсидий за счет средств областного бюджета, включая целевой межбюджетный трансферт (субсидию) из федерального бюджета сельскохозяйственным потребительским кооперативам Брянской области в целях развития материально-технической базы.

В составе Программы предусмотрена реализация мероприятия «Развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов», в рамках которой Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и правительством Брянской области в лице департамента сельского хозяйства Брянской области 11.02.2019 заключено соглашение № 082-09-2019-115 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса, в том числе по приросту объема сельскохозяйственной продукции, реализованной сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, получившими грантовую поддержку.

Департаментом финансов Брянской области 14.12.2016 издан приказ № 196 «Об утверждении типовых форм (договоров) между получателем средств областного бюджета и юридическим лицом (за исключением областных государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателем, физическим лицом – производителем товаров, работ, услуг о предоставлении субсидии из областного бюджета», действующий в редакции приказа от 09.03.2017 № 36.

Приложением № 1 к названному Приказу утверждена типовая форма соглашения (договора) между получателем средств областного бюджета и юридическим лицом (за исключением областных государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателем, физическим лицом – производителем товаров, работ, услуг о предоставлении субсидии из областного бюджета в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Между департаментом, ГКУ Брянской области «Жирятинское районное управление сельского хозяйства» и СППК «Заречье» заключено соглашение от 25.12.2019 № 3 о предоставлении субсидии (гранта) из областного бюджета в 2019 году на развитие материально-технической базы сельскохозяйственного потребительского кооператива (пункт 1.1 соглашения) в размере 25 000 000 руб. (пункт 2.1).

Соглашение от 25.12.2019 № 3 от лица СППК «Заречье» подписано председателем кооператива ФИО3 без возражений.

В соответствии с приказом департамента от 26.12.2019 № 435 ответчику 26.12.2019 на лицевой счет неучастника бюджетного процесса № 41276007620, открытый кооперативу в управлении Федерального казначейства Брянской области, перечислены денежные средства в качестве субсидии в сумме 25 000 000 руб. (федеральный бюджет – 23 000 000 руб., областной бюджет – 2 000 000 руб.).

Согласно выписке из вышеуказанного лицевого счета неучастника бюджетного процесса по состоянию на 16.09.2020 предоставленный грант использован СППК «Заречье» в полном объеме.

По поручению Губернатора Брянской области от 30.11.2020 № 13803-28 и на основании приказа администрации от 01.12.2020 № 518-пр контрольно-ревизионным управлением администрации в период с 03.12.2020 по 28.01.2021 проведена внеплановая выездная проверка департамента по теме «Проверка осуществления расходов бюджета Брянской области на реализацию мероприятия «Развитие сельскохозяйственных производственных кооперативов» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области» (2017-2020 годы) и мероприятия «Развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов» ведомственного проекта «Развитие отраслей агропромышленного комплекса, обеспечивающих ускоренное импортозамещение основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области» (2017-2020 годы).

В рамках вышеназванной проверки департамента на основании приказов администрации от 11.12.2020 № 543-пр «О проведении встречной выездной проверки», от 17.12.2020 № 554-пр «О приостановлении проведения встречной выездной проверки» и от 14.01.2021 № 9-пр «О возобновлении проведения встречной выездной проверки» в период с 15.01.2021 по 27.01.2021 проведена встречная выездная проверка использования бюджетных средств в СПСК «Заречье» за 2018 год - истекший период 2020 года.

В ходе встречной выездной проверки, проведенной органом внутреннего государственного финансового контроля – контрольно-ревизионным управлением администрации в СПСК «Заречье», установлены факты нарушения ответчиком условий, порядка и целей предоставления гранта, предусмотренных соглашением от 25.12.2019 № 3, в виде нецелевого использования средств гранта в сумме 17 083 232 руб. 58 коп., в том числе:

– нецелевое использование средств гранта в сумме 3 165 732 руб. 18 коп., выразившееся в приобретении за счет средств гранта двух нежилых помещений площадью 83,5 кв.м и 107,5 кв.м, расположенных в многоквартирном жилом доме по адресу: <...>, не являющихся фактически производственными объектами по заготовке, хранению, подработке, переработке, сортировке, убою, первичной переработке и подготовке к реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, в которых расположены действующие объекты торговли и услуг общественного питания, а именно магазин «Продукты» и кафе «Zima». Кроме того, в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, требованиями пожарной безопасности указанные помещения фактически не могут использоваться кооперативом по целевому назначению как производственные объекты ввиду того, что расположены в многоквартирном жилом доме. Одновременно фактическое предоставление в аренду указанных помещений является нарушением пункта 3.14 соглашения от 25.12.2019 № 3, отсутствие разрешения на реконструкцию производственных объектов является нарушением пункта 3.21 соглашения, отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок под реконструкцию производственных объектов является нарушением пункта 3.22 соглашения;

– нарушение условий и порядка предоставления субсидии, выразившееся в неправомерном перечислении средств гранта за фактически непоставленный товар (трактор «Беларус-1221.3» стоимостью 2 789 900 руб. 40 коп. по договору купли-продажи от 25.12.2019 № 992/19; автомобиль Газель 3302 (Бизнес) на сумму 1 326 000 руб. по договору купли-продажи от 23.03.2020 № 228/20; автомобиль грузовой ГA3-A21R25-1010 на сумму 1 857 000 руб. по договору купли-продажи от 27.03.2020 № 234/20; автомобиль ГАЗ 33086 «Земляк» 4x4 на базе Газель Next, самосвал на сумму 2 457 000 руб. по договору купли-продажи от 27.03.2020 № 235/20; камеры холодильные 4.5х2.8х2.4х0.8 и 4.0x2.5х2.2х0.8, стеллаж производственный 0.5х0.5х2.0 на общую сумму 1 636 800 руб. по договору купли-продажи от 16.06.2020 № 16.06.20; сыроварня, пастеризатор, маслобойка, комплект фильтров грубой, тонкой очистки для сырого молока – 3 шт., стол-ванна производственная для фасовки – 2 шт., стеллаж сырно-творожный – 3 шт. на общую сумму 1 143 900 руб. по договору купли-продажи от 14.07.2020 № 14.07.20; холодильник двухстворчатый на сумму 64 200 руб. по договору купли-продажи от 02.09.2020 № 02.09; мини линия экструдированных кормов автоматическая на сумму 1 048 800 руб. по договору купли-продажи от 04.08.2020 № 16.06.20; оборудование для производства плавленого сыра УМТИ-150 на сумму 159 600 руб. по договору поставки от 04.09.2020 № 04.09) на общую сумму 12 483 200 руб. 40 коп., для оплаты которого СПСК «Заречье» в управление Федерального казначейства по Брянской области предоставлены заведомо недостоверные универсальные передаточные документы о получении вышеуказанного оборудования и транспортных средств, что является нарушением пункта 3.4.4.2 соглашения;

– нарушение порядка предоставления и перечисления субсидии, выразившееся в несоблюдении уровня софинансирования, определенного пунктом 3.13 соглашения от 25.12.2019 № 3, а именно оплата за поставленное оборудование (машина ОВС-25Ц, транспортер шнековый для погрузки зерна ТСШ-200, 8 м, линия для производства рассыпчатого комбикорма ЛК-500, протравливатель семян камерный ПСК-15 с системой аспирации) произведена только за счет средств гранта в размере 60% стоимости приобретений в сумме 1 434 300 руб., оплата за поставленное оборудование в размере 40% собственных средств в сумме 956 200 руб. не производилась.

Полагая не исполненными условия предоставления субсидий, претензионным письмом от 17.03.2021 № 8-1574 департамент обратился к СППК «Заречье» с требованием о возврате выданных в качестве субсидий денежных средств в сумме 17 083 232 руб. 60 коп., однако претензия ответчиком в добровольном порядке не исполнена.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с соответствующим иском.

Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался следующим.

В силу пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о департаменте сельского хозяйства Брянской области, утвержденного указом губернатора Брянской области от 29.01.2013 № 67, департамент сельского хозяйства Брянской области является исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим государственное регулирование в агропромышленном комплексе области, обеспечивающим проведение на территории области единой государственной аграрной политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий.

Департамент осуществляет функции главного распорядителя средств областного бюджета, направляемых на финансирование программ и мероприятий подведомственной сферы деятельности в соответствии с законом Брянской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год, утверждает и доводит до распорядителей и получателей бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств (пункты 2.1.11, 2.1.12 Положения).

В соответствии со статьей 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. К безвозмездным поступлениям относятся дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии); субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации; иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования. (пункт 4 статьи 41 БК РФ)

Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.

В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 указанной статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов – в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

На основании пункта 3 части 3 статьи 78 БК РФ порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении должны определять нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.

Постановлением правительства Брянской области от 30.01.2019 № 18-п утверждена государственной программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области».

В составе государственной программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области», утвержденной постановлением правительства Брянской области от 30.01.2019 № 18-п, предусмотрена реализация мероприятия «Развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов».

Между министерством сельского хозяйства Российской Федерации и правительством Брянской области в лице департамента сельского хозяйства Брянской области 11.02.2019 заключено соглашение № 082-09-2019-115 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса, в том числе по приросту объема сельскохозяйственной продукции, реализованной сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, получившими грантовую поддержку.

В соответствии с пунктом 7 статьи 78 БК РФ департаментом проведен конкурсный отбор по предоставлению грантов в рамках реализации мероприятия реализации мероприятия «Развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области», утвержденной постановлением правительства Брянской области от 30.01.2019 № 18-п, по результатам которого одним из победителей определен СППК «Заречье».

Постановлением Правительства Брянской области от 18.12.2019 № 616-п «О внесении изменений в государственную программу «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области» (подраздел 5.3.10. Мероприятие «Развитие материально- технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов») определены условия предоставления гранта в форме субсидии из областного бюджета сельскохозяйственным потребительским кооперативам, являющимся сельскохозяйственными товаропроизводителями, осуществляющими виды деятельности в сфере сельского хозяйства на территории Брянской области, на развитие материально - технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, которые нашли свое отражение в заключенном с получателем субсидии (ответчиком) соглашении от 25.12.2019 № 3.

Соглашение № 3 подписано ответчиком без разногласий.

Пунктом 3.4.4 соглашения № 3 предусмотрено согласие получателя на соблюдение установленных его условиями ограничений (запретов).

Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано обязательными для сторон правилами, установленными законом или иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения (статья 422 ГК РФ). В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.

Таким образом, подписав соглашение о предоставлении субсидии, ответчик выразил согласие с его условиями. При этом основанием для получения субсидии явилось волеизъявление (заявление) заинтересованного лица.

Кооператив не согласен с решением суда в части взыскания с СППК «Заречье» денежных средств в размере 3 165 732 руб. 18 коп. в связи с несоблюдением ответчиком целей предоставления гранта при приобретении недвижимости в виде нежилых помещений по адресу: <...>. Указывает, что ответчик намерен использовать указанную недвижимость в соответствии с бизнес-планом в качестве помещений по заготовке, хранению, переработке, сортировке, убою, первичной переработке и подготовке к реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, что подтверждается, в том числе, договором от 15.07.2020 № 67/2020 на разработку проектно-сметной документации по реконструкции указанных помещений. Отмечает, что на момент проверки данные помещения не использовались СППК «Заречье» в полном объеме для указанных выше целей в связи с недопоставкой необходимого для этого оборудования. При этом акт проверки содержит сведения о наличии части необходимого оборудования в помещениях. Ссылается на то, что осмотр помещений осуществлен 22.01.2021, то есть до поставки необходимого оборудования, а срок использования гранта предусмотрен до 26.12.2021 (пункт 4.5.10 соглашения). Полагает, что специалисты КРУ, проводившие осмотр, не обладают специальными познаниями для вывода о том, что материально-техническое оснащение помещений не позволяет квалифицировать их как объекты по заготовке, хранению, подработке, переработке, сортировке, убою, первичной переработке и подготовке к реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, приобретение, строительство, ремонт, реконструкция или модернизация которых допустима в соответствии с целями (направлениями) предоставления субсидий (грантов) в соответствии с пунктом 1.3 подраздела 5.3.10 Порядка предоставления субсидий кооперативам на развитие материально-технической базы в 2019 году. Считает недоказанным то обстоятельство, что в указанных помещениях осуществляли деятельность третьи лица. Ответчик не отрицает факт нахождения на территории помещений имущества бывших арендаторов, однако, это не является нарушением условий соглашения, влекущим обязанность по возмещению средств гранта.

Изложенные доводы ответчика подлежат отклонению на основании следующего.

Как следует из материалов дела, между СППК «Заречье» (покупатель) и ООО «Белобережье» (продавец) заключен договор купли-продажи недвижимого имущества от 04.02.2020, на основании которого приобретены нежилые помещения общей площадью 420,6 кв.м, расположенные на 1 этаже многоквартирного жилого дома по адресу: <...>, в том числе нежилое помещение общей площадью 83,5 кв.м, по цене 2 306 619 руб. 87 коп.; нежилое помещение общей площадью 107,5 кв.м по цене 2 969 600 руб. 43 коп.

В соответствии с условиями договора от 04.02.2020 расчеты за приобретенную ответчиком недвижимость осуществлялись в части 40% стоимости – за счет собственных средств кооператива, 60% стоимости – за счет средств с лицевого счета неучастника бюджетного процесса № 41276007620 (субсидия).

Между ООО «Белобережье» и СППК «Заречье» 20.05.2020 заключено дополнительное соглашение к договору купли-продажи имущества от 04.02.2020, согласно которому нежилое помещение площадью 83,5 кв.м, обременено договором аренды б/н сроком на 5 лет, о чем в Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии по Брянской области 15.07.2019 сделана запись регистрации.

На момент проверки обременение по нежилому помещению снято.

В ходе проверки установлено, что нежилое помещение площадью 83,5 кв.м фактически используется для торговли продовольственными товарами магазином «Продукты».

В нежилом помещении площадью 107,5 кв.м предоставляются услуги общественного питания кафе «Zima». Также на территории данного помещения представлено оборудование кооператива – ванна для мытья оборудования 2-х секционная в количестве 2 штук.

Как верно заключил суд, указанные виды деятельности, а также материально-техническое оснащение помещений не позволяет квалифицировать их как объекты по заготовке, хранению, подработке, переработке, сортировке, убою, первичной переработке и подготовке к реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, приобретение, строительство, ремонт, реконструкция или модернизация которых допустима в соответствии с целями (направлениями) предоставления субсидий (грантов) в соответствии с пунктом 1.3 подраздела 5.3.10 Порядка предоставления субсидий кооперативам на развитие материально- технической базы в 2019 году.

Кооперативом не представлено достоверных доказательств, подтверждающих планируемое использование в качестве производственного цеха для переработки молока и производства сыра и склада для хранения сельскохозяйственной продукции и размещения подсобных помещений, поскольку целевое назначение приобретенных объектов должно соответствовать направлению расходов на момент заключения соглашения и использования средств гранта.

В апелляционной жалобе ответчик указывает на отсутствие достоверных доказательств деятельности третьих лиц в спорных помещениях.

При этом доказательств осуществления ответчиком общественного питания посредством организации кафе «Zima», а также реализации пищевой продукции в помещениях магазина «Продукты» по указанному адресу суду не предоставлено, что, как верно заключил суд, свидетельствует об осуществлении выявленной в спорных помещениях деятельности иными лицами.

Из материалов дела усматривается, что в ходе контрольного мероприятия исполняющей обязанности председателя СПСК «Заречье» ФИО4 представлен протокол внеочередного собрания членов кооператива от 22.06.2020, а также даны пояснения от 22.01.2021 № 097 и № 099 по фактам использования вышеуказанных приобретенных помещений, согласно которым на площади 83,5 кв.м и 107,5 кв.м находятся представители предыдущего собственника, которые осуществляют торговую деятельность. Согласно информации кооператива, договорные отношения по аренде нежилых помещений площадью 83,5 кв.м и 107,5 кв.м отсутствуют, нахождение сторонних юридических лиц обусловлено тем, что ООО «Белобережье» предоставило рассрочку уплаты 30% взноса по договору купли-продажи от 04.02.2020 до 31.12.2021 без взимания каких-либо процентов, а также необходимостью оплачивать коммунальные услуги. В целях получения экономического результата на общем собрании 22.06.2020 принято решение оставить предыдущего собственника, который согласился возмещать все коммунальные платежи.

Однако в соответствии с пунктом 3.14 соглашения от 25.12.2019 № 3 имущество, приобретаемое получателем с участием средств гранта, не подлежит продаже, дарению, передаче в аренду, обмену или взносу в виде пая, вклада или отчуждению иным образом в соответствии с законодательством в течение 5 лет со дня получения гранта.

Таким образом, при отсутствии надлежаще оформленного договора аренды между СППК «Заречье» и владельцами кафе «Zima», магазина «Продукты» фактическое предоставление нежилых помещений с возмещением указанными лицами затрат на уплату коммунальных платежей (доход СППК «Заречье») является, по своей сути, арендой, что является нарушением условий и порядка предоставления субсидий, установленных пунктом 3.14 соглашения от 25.12.2019 № 3.

Изложенное образует нарушение требований пункта 3.14 соглашения от 25.12.2019 № 3 и, как следствие, ведет к возврату субсидии в областной бюджет в соответствии с пунктом 4.1.8 указанного соглашения.

Пунктом 3.21 соглашения от 25.12.2019 № 3 установлено, что получатель имеет разрешение на строительство, реконструкцию или модернизацию производственных объектов (в случае строительства, реконструкции или модернизации производственных объектов).

Между тем, следует учитывать, что приобретенные жилые помещения, зарегистрированные по адресу: <...>, расположены в пятиэтажном жилом многоквартирном доме.

Частями 1, 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) определено общее имущество, находящееся у собственников помещений в многоквартирном доме.

Частью 2 статьи 40 ЖК РФ указано на то, что уменьшение размера общего имущества в многоквартирном жилом доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном случае путем его реконструкции.

Из приведенных положений ЖК РФ следует, что обязательным условием проведения СППК «Заречье» реконструкции и размещения в нежилых помещениях, расположенных в жилом многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>, производственного объекта – сыроварни, является наличие согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме, поскольку данная реконструкция невозможна без затрагивания общего имущества в многоквартирном доме. Такое согласие кооперативом не представлено.

Ссылки ответчика на то, что осмотр помещений осуществлен 22.01.2021, то есть до поставки необходимого оборудования, в то время как срок использования гранта – до 26.12.2021, и на то, что намерение использовать приобретенные помещения по целевому назначению подтверждается договором от 15.07.2020 № 67/2020 на разработку проектно-сметной документации по реконструкции указанных помещений, не принимается апелляционным судом ввиду следующего.

Грант в размере 25 000 000 руб. был предоставлен СППК «Заречье» 27.12.2019, что подтверждается платежным поручением от 26.12.2019 № 2553761 и был полностью использован 16.09.2020, что подтверждается выпиской из лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса от 16.09.2020 № 412760007620 управления Федерального казначейства по Брянской области.

В августе 2021 года кооперативом департаменту представлен договор от 15.07.2020 № 67/2020, заключенный между СППК «Заречье» и ООО «Энергостройинжинеринг» предметом которого является разработка проектно-сметной документации по объекту «Реконструкция нежилого помещения, расположенного по адресу: <...>».

Между тем, результаты работ по указанному договору в материалы дела не представлены, равно как не представлено правоустанавливающих документов на земельный участок под подлежащим реконструкции объектом недвижимости вопреки требованиям пункта 3.22 Соглашения.

Ни на 26.12.2021, ни на дату вынесения судом решения доказательств реконструкции и использования нежилых помещений, расположенных в МКД по адресу: <...>, для размещения сыроваренного производства не представлено.

Таким образом, приведение помещений в состояние, отвечающее требованиям и характеристикам целевого использовании, кооператив не осуществил.

При таких обстоятельствах довод ответчика о приобретении указанных нежилых помещений для размещения в многоквартирном жилом доме сыроваренного производства, включающего в себя производственные цеха для переработки молока и производства сыра, склада для хранения сельскохозяйственной продукции, подсобные помещения, представленными в материалы дела доказательствами не подтвержден.

На основании изложенного суд первой инстанции по праву признал обоснованным довод истца о несоблюдении ответчиком целей предоставления гранта при приобретении недвижимости в виде нежилых помещений по адресу: <...>, площадью 83,5 кв.м. и 107,5 кв.м., совокупной стоимостью 5 276 220 руб. 30 коп., 60% которой (3 165 732 руб. 18 коп.) представляют собой средства субсидии.

В соответствии с пунктом 3.4.4.2 соглашения № 3 установлен запрет на перечисление целевых средств на счета, открытые в банке юридическому лицу, за исключением, оплаты фактически поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и при условии предоставления документов-оснований.

В соответствии с пунктами 3.4.5, 3.4.7 соглашения № 3 получатель обязан открыть лицевой счет для учета операций неучастника бюджетного процесса в территориальном органе Федерального казначейства в целях осуществления операций с целевыми средствами; получатель обязан предоставлять в территориальные органы Федерального казначейства документы, предусмотренные порядком санкционирования.

В соответствии с пунктами 10, 11 приказа Минфина России от 11.12.2018 № 259н «Об утверждении Порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, при казначейском сопровождении целевых средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» для санкционирования целевых расходов, связанных с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, юридическое лицо вместе с платежным поручением на оплату целевых расходов представляет в соответствии с настоящим пунктом в территориальный орган Федерального казначейства государственный контракт, государственный (муниципальный) контракт, указанный в абзаце четвертом пункта 1 данного Порядка, контракт учреждения, договор о проведении капитального ремонта, договор и документы-основания.

При санкционировании целевых расходов территориальный орган Федерального казначейства не принимает к исполнению платежные поручения юридического лица на перечисление целевых средств: на счета, открытые в банке юридическому лицу, за исключением: оплаты фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, в случае, если юридическое лицо не привлекает для поставки таких товаров, выполнения таких работ, оказания таких услуг иных юридических лиц, а также при условии представления документов, подтверждающих факт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, определенных Министерством финансов Российской Федерации для получателя средств федерального бюджета при установлении порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, и (или) иных документов, предусмотренных соглашениями, нормативными правовыми актами о предоставлении субсидии, государственными контрактами, договорами о капитальных вложениях, договорами о проведении капитального ремонта, контрактами учреждений, договорами или реестра документов-оснований.

В соответствии с перечнем документов, являющимся приложением к Порядку учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2015 № 221н, предусмотрено предоставление универсального передаточного документа.

Суд признал обоснованными исковые требования в этой части взыскания с ответчика в пользу истца 12 483 200 руб. 40 коп.

Кооператив выражает несогласие с выводами суда в этой части относительно взыскания денежных средств гранта в размере 4 238 058 руб. 20 коп. Поясняет, что все договорные обязательства с ИП глава КФХ ФИО1 на указанную сумму выполнены; оборудование поставлено в полном объеме и имеется на балансе СППК «Заречье». Отмечает, что, несмотря на неоднократные обращения ответчика в адрес истца о поставке вышеуказанного оборудования и необходимости его проверки, истец уклонился от своих обязанностей по осуществлению контроля за соблюдением порядка, целей и условий предоставления гранта, ссылаясь на акт проверки КРУ, который, как ранее указано ответчиком, был составлен до окончания срока использования гранта.

Суд апелляционной инстанции полагает такую позицию заявителя необоснованной в силу следующего.

Как следует из материалов дела, между СППК «Заречье» и ИП глава КФХ ФИО1 заключены договоры на поставку оборудования от 16.06.2020 № 16.06.20, от 14.07.2020 № 14.07.20, от 04.08.2020 № 16.06, от 02.09.2020 № 02.09, от 04.09.2020 № 04.09: камеры холодильных 4.5х2.8х2.4х0.8 и 4.0х2.5х2.2х0.8, стеллажа производственный 0.5x0.5x2.0, сыроварни, пастеризатора, маслобойки, комплектов фильтров грубой, тонкой очистки для сырого молока – 3 шт., стола-ванны производственная для фасовки – 2 шт., стеллажа сырно-творожный – 3 шт., холодильника двухстворчатого на сумму 64 200 руб., мини-линии экструдированных кормов автоматическая, оборудование для производства плавленого сыра УМТИ-150.

С целью подтверждения наличия у СППК «Заречье» техники и оборудования, представителями контрольно-ревизионного управления администрации, департамента в присутствии представителя СППК «Заречье» в лице исполняющей обязанности председателя ФИО4 проведены осмотры на территории кооператива: <...>, а также по адресу: <...>, в том числе, в отношении оборудования, приобретенного по указанным договорам.

В ходе осмотров установлено отсутствие приобретенных за счет средств гранта, выделенного по соглашению № 3, оборудования. По итогам вышеуказанного контрольного действия составлены акты осмотра от 15.01.2021, от 20.01.2021 и от 22.01.2021, которые подписаны всеми присутствующими лицами без разногласий.

Установлено, что при фактическом отсутствии оборудования по договорам, заключенным СППК «Заречье» с ИП ФИО5 КФХ ФИО1 от 16.06.2020 № 16.06.20, от 14.07.2020 № 14.07.20, от 04.08.2020 № 16.06, от 02.09.2020 № 02.09, от 04.09.2020 № 04.09, кооперативом произведена оплата 60% за счет бюджетных средств.

Для оплаты заключенных договоров с ИП ФИО5 КФХ ФИО1 от 16.06.2020 № 16.06.20, от 14.07.2020 № 14.07.20, от 04.08.2020 № 16.06, от 02.09.2020 № 02.09, от 04.09.2020 № 04.09 на поставку оборудования за счет средств гранта, представленного в 2019 году по соглашению № 3, СППК «Заречье» в управление Федерального казначейства по Брянской области предоставлены заведомо недостоверные универсальные передаточные документы от 16.06.2020 № 677, от 14.07.2020 № 678, от 04.08.2020 № 679, от 02.09.2020 № 689, от 04.09.2020 № 690 о получении вышеуказанного оборудования.

Таким образом, в нарушение пункта 3.4.4.2 соглашения № 3, пункта 10 Приказа Минфина России от 11.12.2018 № 259н «Об утверждении Порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, при казначейском сопровождении целевых средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» кооперативом осуществлено неправомерное перечисление средств гранта ИП ФИО5 КФХ ФИО1 в размере 4 053 300 руб.: камеры холодильные 4.5х2.8х2.4х0.8 и 4.0х2.5х2.2х0.8, стеллаж производственный 0.5x0.5x2.0 на общую сумму 1 636 800 руб. по договору купли-продажи от 16.06.2020 № 16.06.20; сыроварня, пастеризатор, маслобойка, комплект фильтров грубой, тонкой очистки для сырого молока – 3 шт., стол-ванна производственная для фасовки – 2 шт., стеллаж сырно-творожный – 3 шт. на общую сумму 1 143 900 руб. по договору купли-продажи от 14.07.2020 № 14.07.20; холодильник двухстворчатый на сумму 64 200 руб. по договору купли-продажи от 02.09.2020 № 02.09; мини линия экструдированных кормов автоматическая на сумму 1 048 800 руб. по договору купли-продажи от 04.08.2020 № 16.06.20; оборудование для производства плавленого сыра УМТИ-150 на сумму 159 600 руб. по договору поставки от 04.09.2020 № 04.09.

В апелляционной жалобе СППК «Заречье» указывает, что оборудование по договорам с ИП глава КФХ ФИО1 поставлено в полном объеме и имеется на балансе СППК «Заречье».

Между тем, как уже было указано выше, в ходе осмотров на территории кооператива установлено отсутствие приобретенных за счет средств гранта, выделенного по соглашению № 3, оборудования. Составленные по итогам вышеуказанного контрольного действия акты осмотра от 15.01.2021, 20.01.2021 и 22.01.2021 подписаны всеми присутствующими лицами без разногласий.

В дополнительных пояснениях, поступивших в суд апелляционной инстанции, кооператив указывает, что судом не принято во внимание, что в ходе осмотров 20.01.2021 и 22.01.2021, проведенных контрольно-ревизионным управлением, установлено наличие оборудования: стол производственный 1,5х0,9 с бортиком – 2 шт., холодильник однодверный – 1 шт., холодильник двухстворчатый – 1 шт., ванная для мытья посуды 2-х секционная – 2 шт., всего на сумму 342 930 руб.

Однако из вышеизложенного следует, что факт наличия указанного имущества департаментом не оспаривается; стоимость данного оборудования в сумму иска не включена и предметом спора не является.

Ссылка ответчика на то, что он обращался в адрес истца с уведомлением о поставке вышеуказанного оборудования и необходимости его проверки, однако, истец уклонился от своих обязанностей по осуществлению контроля за соблюдением порядка, целей и условий предоставления гранта, указывая на акт проверки, признается апелляционной коллегией несостоятельным.

Учитывая, что на момент осмотра территории ответчика в ходе проверки, факт наличия спорного оборудования не установлен, а по состоянию на 16.09.2020 средства гранта израсходованы в полном объеме, поставка оборудования после проведения проверки не может свидетельствовать о соблюдении ответчиком условий соглашения в данной части.

Кроме того, как обоснованно отметил суд, в ходе рассмотрения дела надлежащие доказательства наличия основных средств, а именно данные регистров бухгалтерского учета, технические паспорта, гарантийные талоны, товарно-транспортные документы и иная документация, свидетельствующая о датах фактического производства и поставки оборудования и техники, СППК «Заречье» не представил.

В соответствии с пунктами 3.13, 4.5.4 соглашения № 3 кооператив обязан оплачивать за счет собственных средств не менее 40% стоимости приобретений, указанных в плане расходов, в том числе непосредственно за счет собственных средств не менее 10 процентов.

Вместе с тем, несмотря на перечисление с лицевого счета неучастника бюджетного процесса № 41276007620 денежных средств в сумме 1 434 300 руб. за приобретенное оборудование (машина ОВС-25Ц, транспортер шнековый для погрузки зерна ТСШ-200, 8 м, линия для производства рассыпчатого комбикорма ЛК-500, протравливатель семян камерный ПСК-15 с системой аспирации), доказательств перечисления кооперативом собственных средств в размере 40% стоимости (956 200 руб.) в материалы дела не представлено.

Кооператив в апелляционной жалобе указывает, что машина ОВС-25Ц, транспортер шнековый для погрузки зерна ТСШ-200, 8 м и линия для производства рассыпчатого комбикорма ЛК-500, протравливатель семян камерный ПСК-15 с системой аспирации приобретены у ООО «АгроСнабжение» в рассрочку. При этом порядок предоставления субсидий кооперативам на развитие материально-технической базы и соглашение не запрещает производить оплату приобретений в рассрочку и не регулирует очередность оплаты за счет собственных средств и средств гранта. Ответчиком произведена оплата первой части платежа за счет средств гранта в размере 60% от стоимости. Неоплата 40% стоимости названой сельскохозяйственной техники из собственных средств вызвана неисполнением ООО «АгроСнабжение» своих обязательств по договорам купли-продажи на общую сумму 8 429 930 руб. и последующим инициированием в отношении данного контрагента процедуры банкротства.

Между тем, согласно условиям заключенных СППК «Заречье» с ООО «Агроснабжение» договоров от 27.03.2020 № 229/20 и от 08.05.2020 № 264/20, по которым приобретено указанное оборудование, предусмотрен следующий порядок оплаты (пунктом 2.1): 60% – оплата осуществляется в течение 5 банковских дней с л/сч № <***> на основании о договора и получения товара на складе ответственного хранения поставщика на основании универсального передаточного документа, подписанного обеими сторонами в течение 3 дней с момента поступления денежных средств на расчетный счет поставщика; 30% – собственные средства покупателя. Оплата осуществляется покупателем на расчетный счет поставщика, указанный в договоре в течение 10 банковских дней с момента подписания сторонами настоящего договора с р/сч № <***>; 10% – собственные средства покупателя. Оплата осуществляется покупателем на расчетный счет поставщика, указанный в договоре, в течение 10 банковских дней с момента подписания сторонами договора с р/сч № <***>.

Иных договоров, соглашений о рассрочке, заимствованию у поставщика по данному оборудованию ответчиком не представлено.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о несоблюдении кооперативом условий и порядка использования субсидии и наличии оснований для применения положений пункта 4.1.8 соглашения и мер к возврату гранта в изложенной части.

На основании изложенного требования истца в указанной части о взыскании с СППК «Заречье» бюджетных средств, предоставленных в качестве субсидии (гранта), в размере 8 838 090 руб. 56 коп. удовлетворены судом правомерно.

Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции и не могут повлиять на законность и обоснованность решения в обжалуемой части, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.

При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения суда в обжалуемой части у суда апелляционной инстанции отсутствуют.

Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Брянской области от 24.03.2023 по делу № А09-4044/2021 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Д.В. Большаков

Судьи

Ю.А. Волкова

Е.Н. Тимашкова