ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09
e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула Дело № А09-8814/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 07.12.2017
Постановление изготовлено в полном объеме 13.12.2017
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тучковой О.Г., судей Дайнеко М.М., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Фишер Ю.В., при участии от истца – ФИО1 (доверенность от 25.08.2017 № 2/16-5964), от ответчика – общества с ограниченной ответственностью «ДорЭлит» – ФИО2 (доверенность от 10.01.2017 № 1), в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Брянской области апелляционную жалобу комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации на решение Арбитражного суда Брянской области от 04.10.2017 по делу № А09-8814/2017 (судья Матвеева Н.И.), установил следующее.
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации (далее – истец, Комитет по ЖКХ) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «ДорЭлит» (далее – ответчик, общество) о взыскании 945 506 руб. 92 коп. пени за нарушение сроков выполнения работ по муниципальному контракту от 30.08.2016 № 0127300013116000542_123266 на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту.
Определением арбитражного суда от 01 августа 2017 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное казенное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Брянска» (далее – МКУ «УЖКХ) (т. 1, л. д. 148-149).
Истец заявил ходатайство об уменьшении размера исковых требований до 775 533 руб. 83 коп. пени за период с 01.11.2016 по 09.12.2016 нарушения сроков выполнения работ по муниципальному контракту от 30.08.2016 № 0127300013116000542_123266 на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту.
Ходатайство истца об уменьшении размера исковых требований судом удовлетворено в порядке части 1 статьи 49 АПК РФ.
Решением арбитражного суда исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, дополнения к отзыву, заслушав пояснения представителей сторон, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Судом установлено, что между Комитетом по ЖКХ (муниципальный заказчик) ООО «ДорЭлит» (подрядчик) с соблюдением требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на основании протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 18.08.2016 № ПРЕ0127300013116000542 заключен муниципальный контракт от 30.08.2016 № 0127300013116000542_123266.
Согласно пункту 1.1 контракта подрядчик обязуется выполнить по заданию муниципального заказчика работу, указанную в пункте 1.2 контракта, и сдать ее результат представителю муниципального заказчика в установленные контрактом сроки.
В соответствии с пунктом 1.2 контракта подрядчик обязуется выполнить следующую работу по капитальному ремонту объекта: «Капитальный ремонт кольцевого пересечения по ул. Флотской и Бежицкой в Бежицком районе г. Брянска (2 этап)» в соответствии с проектной документацией, утвержденной приказом МКУ «УЖКХ» г. Брянска от 25.07.2016 № 1/03-253, именуемую в дальнейшем «работа».
Срок выполнения работы: в течение 60 календарных дней с момента заключения муниципального контракта (пункт 2.1 контракта).
Работа считается выполненной после подписания представителем и подрядчиком акта о приемке выполненных работ (унифицированная форма КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (унифицированная форма КС-3), подписанной муниципальным заказчиком и подрядчиком на дату приемки работ и акта приемочной комиссии, подписанного всеми членами комиссии и утвержденного муниципальным заказчиком.
Для удобства осуществления расчетов сторонами составляются промежуточные акты о приемке выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ и затрат с актами приемочной комиссии (пункт 5.3 контракта).
При возникновении необходимости внесения изменений в проектную документацию в процессе производства работ данный вопрос решается по согласованию сторон в рамках действующего законодательства в установленном порядке (пункт 5.6 контракта).
Цена контракта солгано пункту 6.1 является твердой и составляет 15 944 000 руб., из них НДС (18 %) - 2 432 136 руб.
Текущая стоимость работ по контракту определена в соответствии с утвержденной проектной документацией на объект и путем применения к базовой стоимости (2001) работ договорного индекса, определенного протоколом согласования (Приложение № 1 к контракту), действующего на весь период производства работ (пункт 6.3 контракта).
Согласно пункту 8.3 контракта по завершению работ подрядчик передает представителю акты о приемке выполненных работ, оформленные по унифицированной форме КС-2 и справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, а также все документы, подтверждающие фактическое выполнение и необходимые для оплаты другие документы.
В соответствии с пунктом 11.6 контракта в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, муниципальный заказчик направляет подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в п. 6 порядка, установленного Правительством Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063, но не менее чем 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком и определяется по формуле: П=(Ц-В)*С, (где Ц – цена контракта; В – стоимость фактически исполненного в установленный срок подрядчиком обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке результатов выполнения работ, в том числе отдельных этапов исполнения контракта; С – размер ставки). Размер ставки определяется по формуле: С=СЦБ*ДП, (где СЦБ – размер ставки рефинансирования, установленной Центральным Банком Российской Федерации на дату уплаты пеней, определяемый с учетом коэффициента К; ДП – количество дней просрочки). Коэффициент К определяется по формуле: К=ДП/ДК*100%, (где ДП – количество дней просрочки; ДК – срок исполнения обязательства по контракту (количество дней). При К, равном 0 – 50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным Банком Российской Федерации на дату уплаты пеней. При К, равном 50 – 100 процентам, размер ставки применяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным Банком Российской Федерации на дату уплаты пеней. При К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным Банком Российской Федерации на дату уплаты пеней.
Согласно пункту 13.1 расторжение контракта возможно: по взаимному соглашению сторон; по решению арбитражного суда; в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (с учетом норм части 8-24 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
В силу пункта 15.1 контракта он вступает в силу с момента его подписания и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств.
Любые изменения и дополнения к контракту, осуществленные в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ действительны лишь при условии, что они совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными представителями сторон (пункт 15.3 контракта).
Комиссией в составе представителей муниципального заказчика, проектной организации и подрядной организации (ООО «ДорЭлит») 01.11.2016 составлен акт о необходимости внесения изменений в проектную документацию по объекту «Капитальный ремонт кольцевого пересечения по ул. Флотской и Бежицкой в Бежицком районе г. Брянска (2 этап)», которым установлено, что в ходе реализации муниципального контракта от 30.08.2016 № 0127300013116000542_123266 возникла необходимость внесения изменений в проектную документацию, не меняющих характер работ, предусмотренных муниципальным контрактом. В процессе производства работ отпала необходимость выполнения отдельных видов работ и возникла необходимость выполнения других видов работ (т. 1, л. д.124-128).
Комиссия в составе представителей муниципального заказчика, проектной организации и подрядной организации (ООО «ДорЭлит») 08.12.2016 произвела детальное обследование объекта «Капитальный ремонт кольцевого пересечения по ул. Флотской и Бежицкой в Бежицком районе г. Брянска (2 этап)», отремонтированного в рамках заключенного муниципального контракта от 30.08.2016№ 0127300013116000542_123266. По итогам обследования установлено, что в процессе реализации муниципального контракта в связи с плохими погодными условиями отпала необходимость в выполнении определенных видов работ, не влияющих на полученный в конечном итоге результат, о чем составлен акт. Комиссия посчитала необходимым принять фактически выполненный объем работ и в соответствии с пунктом 13.1 расторгнуть контракт по взаимному соглашению сторон (т. 1, л. д.129-130).
Во исполнение условий муниципального контракта ООО «ДорЭлит» частично выполнило работы на общую сумму 15 533 736 руб., что подтверждается представленными в материалы дела справкой о стоимости выполненных работ и затрат КС-3 от 28.11.2016 № 1 и актами о приемке выполненных работ КС-2 от 28.11.2016 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5 на сумму 13 644 154 руб. (т. 1, л. <...>); справкой о стоимости выполненных работ и затрат КС-3 от 09.12.2016 № 2 и актом о приемке выполненных работ КС-2 от 09.12.2016 № 6 на сумму 1 889 582 руб. (т. 1, л. <...>); подписанными подрядчиком и муниципальным заказчиком без претензий и замечаний.
Комитетом по ЖКХ (муниципальный заказчик) и ООО «ДорЭлит» (подрядчик) 09.12.2016 заключено соглашение о расторжении муниципального контракта от 30.08.2016 № 0127300013116000542_123266 (т. 1, л. д. 79).
В пункте 2 соглашения стороны установили, что на момент расторжения контракта фактически выполнены работы на сумму 15 533 736 руб.
Актами экспертной комиссии результатов выполненных работ отдельных этапов по муниципальному контракту от 30.08.2016 № 0127300013116000542_123266 установлены сроки фактического выполнения работ и стоимость фактически выполненных работ (т. 1, л. <...>). В актах указано, что выполненные работ соответствуют условиям контракта; объемы и виды отдельных этапов выполненных работ соответствуют актам приемки выполненных работ (форма КС-2).
Ссылаясь на выполнение работ по муниципальному контракту с нарушением сроков, Комитет по ЖКХ письмом от 19.05.2017 направил ООО «ДорЭлит» претензию с требованием уплатить 1 093 086 руб. 40 коп. пени за период с 29.10.2016 по 09.12.2016 (т. 1, л. д. 7-9).
Полученная ответчиком претензия оставлена без ответа и удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Вынося обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Муниципальный контракт от 30.08.2016 № 0127300013116000542_123266 заключен между сторонами с соблюдением требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), в связи с этим правоотношения сторон по контракту подлежат регулированию нормами Закона № 44-ФЗ, толкуемыми во взаимосвязи с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), а при отсутствии специальных норм – непосредственно нормами ГК РФ, в частности главой 37 ГК РФ.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ он регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе, приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 данного Федерального закона (далее – контракт).
В соответствии с п. 8 ст. 3 Закона № 44-ФЗ государственный контракт, муниципальный контракт – договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Согласно статье 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 2 статьи 702 ГК РФ к подрядным работам для государственных нужд применяются общие положения о подряде.
В соответствии с пунктом 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работ. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Пунктом 4 ст. 753 ГК РФ установлено, что сдача результата работ подрядчиком и его приемка заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованным.
В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Факт выполнения ответчиком работ, предусмотренных муниципальным контрактом, подтверждается актами о приемке выполненных работ КС-2 и справками о стоимости выполненных работ и затрат КС-3 и истцом не оспаривается.
Контрактом, заключенным между сторонами, установлен срок выполнения работ 60 календарных дней с момента подписания сторонами контракта, т.е. с 31.08.2016 по 31.10.2016.
Из представленных актов экспертной комиссии результатов выполненных работ отдельных этапов по муниципальному контракту от 30.08.2016 № 0127300013116000542_123266 усматривается, что фактически работы выполнялись в периоды с 30.08.2016 по 28.11.2016 (на сумму 13 644 154 руб.), с 29.11.2016 по 09.12.2016 (на сумму 1 889 582 руб.).
Истец считает, что ответчиком работы выполнены с нарушением срока, установленного контрактом.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно частям 6, 7 статьи 34 Закона № 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Порядок начисления пеней утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (далее – Правила № 1063).
Согласно пункту 6 Правил № 1063 пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в данных Правилах.
В пункте 11.6 контракта, заключенного между сторонами, предусмотрен аналогичный порядок начисления пеней.
Истцом заявлено ко взысканию с ответчика 775 533 руб. 83 коп. пени за период просрочки выполнения работ с 01.11.2016 по 09.12.2016, рассчитанной в порядке, определенном Правилами № 1063, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ 8,5 %.
В силу пункта 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ)
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик пояснил, что сроки выполнения работ были нарушены по объективным причинам. Между сторонами 01.11.2016 был составлен акт о необходимости внесения изменений в проектную документацию, в соответствии с которым стороны определили новый объем работ на объекте. Подрядчику 09.11.2016 был передан сводный сметный расчет стоимости строительства, скорректированный заказчиком. Поскольку ООО «ДорЭлит» выполняло второй этап по капитальному ремонту объекта, сроки начала работ зависели от завершения работ по первому этапу капитального ремонта объекта. Первый этап капитального ремонта выполняло ООО «Дорстрой 32» по муниципальному контракту от 15.08.2016 № 0127300013116000475_123266. В процессе производства работ по данному контракту сторонами были обнаружены недостатки проектно-сметной документации, в связи с этим стороны подписали акт об увеличении объемов работ и сроков по объекту, в котором стороны согласовали фактические объемы дополнительных работ и увеличение сроков исполнения контракта до 20.12.2016. Учитывая, что срок выполнения работ по первому этапу был продлен, ответчик не имел возможности выполнить работы на объекте по второму этапу в срок, определенный контрактом. В связи с этим контракт был расторгнут. При этом расторжение контракта не было связано с виновным поведением ответчика.
Как установлено арбитражным судом в рамках рассмотрения дела № А09-8806/2017 по иску Комитета по ЖКХ к ООО «Дорстрой 32» (подрядчик, выполнявший 1 этап работ на спорном объекте), работы по 1 этапу капитального ремонта ООО «Дорстрой 32» были выполнены 19.12.2016. Нарушение срока выполнения работ было допущено в связи с тем, что в ходе выполнения работ по контракту в сентябре, ноябре и декабре 2016 года вносились изменения в проектную документацию, вместо одних видов работ было определено выполнение других видов работ, а также выполнение дополнительных работ (локальные сметы № 6-3, № 6-4), что повлекло увеличение цены контракта до 35 751 244 руб. (на 10 %) дополнительным соглашением от 13.12.2016. Учитывая данные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что нарушение ООО «Дорстрой 32» сроков выполнения работ произошло в отсутствие его вины в связи с заменой одних видов работ другими, выполнением дополнительных работ, внесением изменений в проектную документацию, что привело к увеличению объемов работ. В связи с отсутствием вины ООО «Дорстрой 32» (ответчика) в нарушении сроков выполнения работ оснований для взыскания с него 81 082 руб. 83 коп. пени не усматривается.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что нарушение сроков выполнения ООО «Дорстрой 32» работ по 1 этапу капитального ремонта на спорном объекте, привело к нарушению сроков выполнения ООО «ДорЭлит» работ по 2 этапу ремонта.
Кроме того, пунктом 1.2 контракта предусмотрено выполнение работ подрядчиком (ответчиком) в соответствии с проектной документацией, утвержденной приказом МКУ «УЖКХ» г. Брянска от 25.07.2016 № 1/03-253.
Однако, как пояснил ответчик, к середине сентября 2016 года было установлено, что проектная документация от 25.07.2016 на 2 этап капитального ремонта не могла быть использована в связи с внесением существенных изменений в проектную документацию по выполнению работ 1 этапа. В ноябре 2016 года вносились изменения в проектную документацию, вместо одних видов работ было определено выполнение других видов работ, а также выполнение дополнительных работ (локальные сметы № 1-1, № 3-1, № 6-1, № 6-3, № 6-4, № 6-5) (т. 3, л. д. 1-55).
Как установлено арбитражным судом в рамках рассмотрения дела № А09-8806/2017, в ходе выполнения работ по контракту в сентябре, ноябре и декабре 2016 года вносились изменения в проектную документацию, вместо одних видов работ было определено выполнение других видов работ, а также выполнение дополнительных работ (локальные сметы № 6-3, № 6-4), что повлекло увеличение цены контракта до 35 751 244 руб. (на 10 %) дополнительным соглашением от 13.12.2016.
Учитывая данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что нарушение ООО «ДорЭлит» сроков выполнения работ по муниципальному контракту № 0127300013116000542_123266 произошло в отсутствие его вины в связи с внесением изменений в проектную документацию и нарушением сроков выполнения ООО «Дорстрой 32» работ по 1 этапу капитального ремонта на спорном объекте.
В силу вышеизложенного апелляционный суд отклоняет ссылки заявителя в жалобе на то, что объект капитального ремонта был передан ответчику 30.08.2016, что акт от 01.11.2016 о необходимости внесения изменений в проектную документацию был составлен уже после просрочки исполнения обязательств подрядчика, что ответчиком при заключении контракта были известны сроки выполнения работ, что он не приостановил выполнение работ, уведомив об этом заказчика в соответствии с п. 7.4.11 контракта, что ответчиком не доказана невозможность выполнения работ с учетом изменений в проектно-сметной документации.
Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации был уведомлен о неблагоприятных последствиях выполнения работ по II этапу работ, без внесения соответствующих изменений в проектно-сметную документацию по II этапу, исходя из внесенных изменений по 1 этапу работ.
Согласно пояснениям ответчика к началу ноября 2016 года, исходя из складывающегося положения по выполнению работ по I этапу на кольцевой развязке и с целью выполнения требований ГОСТ 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», Комитет совместно с МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» г. Брянска определили основные изменения в проектно-сметную документацию по подрядным работам I этапа, выполнявшим ООО «Дорстрой 32», с выдачей ему измененной проектно-сметной документации. Впоследствии актом о необходимости внесения изменений в проектную документацию по объекту «Капитальный ремонт кольцевого пересечения по ул. Флотской и Бежиц-кой в Бежицком районе г. Брянска (2 этап)» от 01.11.2016 были сформулированы основные изменения проектно-сметной документации по II этапу выполнения подрядных работ и 09.11.2016 были выданы ООО «ДорЭлит» измененные проектные решения и уточненные сметы на подрядные работы, которые в последующем вновь также корректировались.
Согласно части 9 статьи 34 Закона № 44-ФЗ сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
В силу пункта 3 статьи 405 ГК РФ должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.
Оценив в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ доказательства и пояснения сторон, суд области пришел к верному выводу об отсутствии вины ответчика в несвоевременном выполнении работ по муниципальному контракту.
Претензий к качеству выполненных ответчиком работ по капитальному ремонту спорного объекта истцом не заявлено, объект капитального ремонта комиссионно сдан в эксплуатацию для дальнейшего текущего содержания и ремонта МБУ «Дорожное управление Советского района» г. Брянска.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для привлечения ответчика к ответственности в виде взыскания с него пени за нарушение сроков выполнения работ, в связи с этим оставил без удовлетворения исковые требования.
Доводы жалобы не опровергают выводы суда, не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 04.10.2017 по делу № А09-8814/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий О.Г. Тучкова
Судьи М.М. Дайнеко
Е.Н. Тимашкова