ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А10-1664/2021 от 07.02.2022 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

Четвертый арбитражный апелляционный суд

улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело № А10-1664/2021

«11» февраля 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2022 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ломако Н.В.,

судей Никифорюк Е.О., Басаева Д.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Республиканского агентства лесного хозяйства на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 01 декабря 2021 года по делу № А10-1664/2021 по иску Республиканского агентства лесного хозяйства (ОГРН <***>, ИНН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «ТД «Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о понуждении осуществить мероприятия,

в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,

установил:

Республиканское агентство лесного хозяйства (далее – агентство) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью «ТД «Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат» (далее – общество, ООО «ТД «Селенгинский ЦКК») о понуждении в срок до 31.12.2021 осуществить рубки ухода на площади 106,23 га.

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 01 декабря 2021 года суд обязал общество с ограниченной ответственностью «ТД «Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат» в срок до 01.09.2022 произвести рубки ухода на площади 49,33 га за 2020 год. Взыскано с общества с ограниченной ответственностью «ТД «Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат» в доход федерального бюджета 6 000 рублей – государственной пошлины.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 01 декабря 2021 года по делу № А10-1664/2021 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Как следует из апелляционной жалобы, агентство несогласно с выводом суда первой инстанции, полагает, что рубки ухода, фактически выполненные обществом в 2021 году, не могут быть учтены в счет исполнения однородных обязательств за 2020 год до полного выполнения обязательств по рубкам ухода непосредственно за 2021 год.

Агентство указывает, что судом в нарушение действующего законодательства не применены положения п.9 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Минприроды России от 01.12.2020г. № 993, и напротив необоснованно применены, неподлежащие применению, положения ст. 319.1 Гражданского кодекса РФ.

Агентство, ссылаясь на положения пунктов 2, 4, 5, 6 Порядка исчисления расчетной лесосеки, утвержденного приказом Рослесхоза от 27.05.2011 № 191 и п. 9 Правил заготовки древесины, указывает на то, что выполнение мероприятий по уходу за лесами, связанных с заготовкой древесины, может осуществляться исключительно в рамках расчетной лесосеки установленной на текущий год и не может учитываться как исполнение мероприятий предыдущего периода. Использование объемов предыдущих лет может быть осуществлено только при полном выполнении мероприятий по уходу за лесами, связанных с заготовкой древесины текущего периода.

В материалы дела поступил письменный отзыв, в котором ответчик выводы суда первой инстанции поддержал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 31.12.2021.

Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между агентством (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды лесного участка для заготовки древесины № 17-19 от 01.03.2019, по условиям которого на основании распоряжения агентства от 25.02.2019 № 53-рл «О предоставлении в аренду лесного участка» арендодатель обязуется предоставить, а арендатор принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 254 775 га, местоположением: Республика Бурятия, МО «Прибайкальский район», Байкальское лесничество, Голондинское участковое лесничество, кв. 190-208, 285-297, 300-315, 334-341, 343, 379-415, 419-440, 446, 447, 450, 463-510, Туркинское участковое лесничество<...>, 27-55, 107-118, 120-133, 3 135-144, 161, 162, 164-169, 174-188, 203-228, 230-240, 242-265, 272-287, 309-312, 317-323, 333-341, 344-346, 372-376, 407-415, 427-432, 447-452, Котокельское участковое лесничество, кварталы: 72, 73, 75-83, 105-110, 114-117, 120, 121, 133-135, 140-145, 160 - 167, 175, 176, 217, 218, 253 - 255.

Границы лесного участка указаны в схеме расположения лесного участка, предусмотренной приложением № 1 к договору. Характеристики лесного участка на день заключения договора в соответствии с данными государственного лесного реестра приведены в приложении № 2 к договору (пункт 1.3 договора).

Арендатору передается лесной участок с целью заготовки древесины. Ежегодный объем заготовки древесины приведен в приложении № 3 к договору (пункт 1.4 договора).

Согласно пункту 2.1, 2.4 договора арендная плата по договору составляет 9 063 417 рублей 64 копейки в год. Расчет арендной платы приводится в приложении № 4 к договору. Арендатор вносит арендную плату в сроки, предусмотренные приложением № 5 к договору.

Подпунктами «к», «м», «н» пункта 3.4 договора установлена обязанность арендатора: осуществлять меры по предупреждению лесных пожаров в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов и приложением № 7 к договору, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия на переданному в аренду лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов и приложением № 7 к договору, осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов.

Срок действия договора установлен с даты государственной регистрации и составляет 49 лет (пункт 6.1 договора с учетом протокола разногласий).

Договор аренды зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Бурятия 25.06.2019, что подтверждается регистрационной записью № 03:16:000000:11075-03/048/2019-3.

В соответствии с требованиями лесного законодательства обществом был разработан проект освоения лесов сроком действия на 10 лет, утвержденный приказом агентства № 1486 от 22.11.2019.

В соответствии с проектом освоения лесов, утвержденным в установленном порядке в 2019 году, предусмотрено выполнение обществом мероприятий по уходу за лесами (рубки ухода) в объеме 1 109, 3 га за 10 лет, в объеме 110,93 га (приложение № 23 «Ведомость лесотакционных выделов, в которых проектируется мероприятия по уходу за лесами» (Таблица 15)).

Претензией № исх.20-5386 от 03.11.2020 истец предложил ответчику в срок до 20.01.2021 выполнить указанные мероприятия по уходу за лесом.

В связи с неисполнением требований в добровольном порядке истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия заявленные требования удовлетворены частично.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился в суд апелляционной инстанции.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.

Суд первой инстанции, проанализировав условия договора № 17-19 от 01.03.2019, обоснованно пришел к выводу, что по своей правовой природе указанный договор является договором аренды участка лесного фонда.

Следовательно, правоотношения сторон в рассматриваемом случае регулируются положениями параграфа 1 главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, главой 6 Лесного кодекса Российской Федерации.

Исследовав условия договора № 17-19 от 01.03.2019, суд первой инстанции установил, что сторонами согласованы существенные условия в соответствии со статьей 607 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации, учитывая факт государственной регистрации договора в установленном законом порядке, суд на основании статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации пришел к выводу о заключенности указанного договора.

Судом первой инстанции правильно применены следующие нормы права.

Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В соответствии с частью 8 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.

В силу статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов лесного законодательства является обеспечение охраны и защиты лесов.

На основании части 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.

В соответствии со статьей 64 Лесного кодекса Российской Федерации уход за лесами представляет собой осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности, сохранение их полезных функций (вырубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия). Осуществляется лицами, использующими леса, на основании проекта освоения лесов. Правила ухода за лесами устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со статьей 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 названного Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Частью 3 статьи 62, частью 2 статьи 64 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что проект освоения лесов определяет объем соответствующих мероприятий по воспроизводству лесов и утверждается на основании материалов лесоустройства.

Пунктом 2 Правил ухода за лесом, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22.11.2017 № 626 (действующие в спорный период) (далее – Правила ухода за лесами) в соответствии со статьей 64 Лесного кодекса Российской Федерации уход за лесами представляет собой осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций (рубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия).

К мероприятиям по уходу за лесами относятся рубки, проводимые в целях ухода за лесными насаждениями; агролесомелиоративные мероприятия; иные мероприятия, в том числе обновление лесных насаждений; переформирование лесных насаждений; реконструкция лесных насаждений; лесоводственно-лесозащитный уход за лесами; уход за лесовозобновлением, подростом и другими ценными компонентами насаждений (объектами ухода); рекреационно-ландшафтный уход за лесами; вспомогательные виды ухода за лесами; особые виды ухода за лесами (пункт 6 Правил ухода за лесом).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании договора аренды лесного участка № 17-19 от 01.03.2019 разработан и утвержден арендодателем Проект освоения лесов, согласно которому ежегодный размер рубок при уходе за лесами составляет 110,93 га ежегодно.

Таким образом, обязанность провести мероприятия по уходу за лесами вытекает как из требований лесного законодательства Российской Федерации, так и из условий договора аренды № 17-19 от 01.03.2019, объем и виды которых предусмотрены проектом освоения лесов.

Вместе с тем, согласно пояснениям истца за 2020 год ответчиком выполнены рубки ухода на площади 4,7 га за 2020 год. Таким образом, объем невыполненных обществом мероприятий по рубкам ухода за 2020 год определен истцом в размере 106,23 га (110,93 га (ежегодный объем) – 4,7 га).

Ответчик, не соглашаясь с исковыми требованиями, указал, что обязательства арендатора по выполнению мероприятий по рубкам ухода являются однородными, в связи с чем, на основании статьи 319.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, при определении неисполненных им обязательств за 2020 год должны быть учтены мероприятия по рубкам ухода, выполненные в 2021 году в объеме 56,9 га.

Суд первой инстанции счел обоснованными возражения общества и на основании статьи 319.1 Гражданского кодекса Российской Федерации установил объем невыполненных обществом обязательств по рубкам ухода с учетом объема рубок ухода, произведенных обществом в 2021 году.

В апелляционной жалобе агентство, не соглашаясь с выводом суда первой инстанции, указало, что в соответствии с п.9 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Минприроды России от 01.12.2020г. № 993 (далее – Правила) заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки лесничества, по видам целевого назначения лесов, хозяйствам и преобладающим породам. Лица, использующие леса для заготовки древесины на основании договора аренды лесного участка, используют дополнительный объем древесины в текущем году за счет недоиспользованного установленного объема изъятия древесины по лесному участку за предыдущие три года по видам рубок и хозяйствам (хвойному, мягколиственному, твердолиственному) при условий использования не менее 80 процентов установленного на текущий год объема изъятия древесины, по соответствующему виду рубок.

Пункт 2 Порядка исчисления расчетной лесосеки, утвержденного Приказом Рослесхоза от 27.05.2011 № 191 (далее – Порядок) устанавливает, что расчетная лесосека определяет допустимый ежегодный объем изъятия древесины в эксплуатационных и защитных лесах.

Согласно п. 4 Порядка расчетная лесосека исчисляется по каждому лесничеству и лесопарку отдельно для эксплуатационных и защитных лесов по хозяйствам, (хвойному. твердолиственному и мягколиственному) с распределением общего объема допустимого ежегодного изъятия древесины для каждою хозяйства по преобладающим породам.

Исчисление расчетной лесосеки осуществляется отдельно для осуществления сплошных, рубок, выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений, средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений, уходе за лесом, (за исключением молодняков Первого класса возраста), рубке лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры, и объектов, не связанных с лесной инфраструктурой, на основании данных лесоустройства, государственного лесного реестра или специальных обследований лесов.

В соответствии с пунктом 5 Порядка расчетная лесосека устанавливается на срок действия лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка и вводится в действие с начата календарного года.

Согласно пункту 6 Порядка изменение расчетной лесосеки не допускается без внесения соответствующих изменений в установленном порядке в лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.

С учетом изложенных положений Правил и Порядка, агентство указывает, что выполнение мероприятий по уходу за лесами, связанных с заготовкой древесины, может осуществляться исключительно в рамках расчетной лесосеки установленной на текущий год и не может учитываться как исполнение мероприятий предыдущего периода. Использование объемов предыдущих лет может быть осуществлено только при полном выполнении мероприятий по уходу за лесами, связанных с заготовкой древесины текущего периода.

В связи с чем, агентство полагает невозможным применение нормы статьи 319.1 Гражданского кодекса РФ.

Аналогичные доводы заявлялись истцом и суду первой инстанции.

Оценив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к следующему.

Из доводов апелляционной жалобы следует, что рубки ухода, фактически выполненные обществом в 2021 году, не могут быть учтены в счет исполнения однородных обязательств за 2020 год до полного выполнения обязательств по рубкам ухода за 2021 год. По мнению агентства, выполнив в полном объеме рубки 2021 года, и исчерпав расчетную лесосеку 2021 года, арендатор должен обратиться за предоставлением дополнительного объема древесины в текущем году за счет недоиспользованного установленного объёма изъятия древесины по лесному участку за предыдущий период.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции и не опровергаются истцом, объемы рубок ухода, которые были фактически выполнены ответчиком в 2020 и 2021 годах, не превышали предусмотренной расчетной лесосеки, то есть необходимость обращения к агентству за предоставлением дополнительного объема древесины, на основании п. 9 Правил, отсутствовала.

В материалы дела представлено Приложение № 3 к договору аренды, согласно которого ежегодный объем заготовки древесины при уходе за лесами установлен в объеме 83,700 тыс. куб. м. (расчетная лесосека).

ООО «ТД «Селенгинский ЦКК» в 2021 году из этого допустимого объема заготовило всего 2,013 тыс. куб. м. (отчет об использовании лесов за январь-октябрь 2021 года, форма № 1-ИЛ). Объем заготовки в 2021 году не превысил установленный предел расчетной лесосеки.

В 2020 году ответчик также не обращался за предоставлением дополнительного объема древесины, т.к. не был выработан установленный ежегодный объем заготовки древесины.

Соответственно, заготовка древесины произведена обществом без нарушения Правил, а обращение к арендодателю за предоставлением дополнительных объемов древесины в соответствии с п. 9 Правил, с одной стороны, нецелесообразно, а с другой - невозможно, так как основанием для обращения за предоставлением дополнительного объема древесины является полное использование расчетной лесосеки текущего периода (в рассматриваемом случае расчетной лесосеки 2021г.)

С учетом изложенного, апелляционный суд, отклоняя доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о то, что в рассматриваемом споре положения п. 9 Правил заготовки древесины и п.п. 2, 4, 5, 6 Порядка исчисления расчетной лесосеки применению не подлежат.

При этом апелляционный суд отмечает, что предметом регулирования Правил и Порядка является, в частности, такие параметры лесопользования как ежегодная расчетная лесосека, а также возможные (по желанию лесопользователя) действия по получению дополнительного объема древесины за счет недоиспользованного установленного объема изъятия древесины по лесному участку за предыдущие три года. При этом пункт 9 Правил не регулирует порядок учета выполненных мероприятий, в том числе, порядок их отнесения к исполнению обязательств какого-то конкретного периода.

Вместе с тем, статья 319.1 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает порядок принятия кредитором от должника исполненного по однородным обязательствам.

С учетом изложенного, апелляционный суд полагает обоснованными выводы суда первой инстанции, который исходил из следующего.

В соответствии со статьей 319.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если исполненного должником недостаточно для погашения всех однородных обязательств должника перед кредитором, исполненное засчитывается в счет обязательства, указанного должником при исполнении или без промедления после исполнения. Если иное не предусмотрено законом или соглашением сторон, в случаях, когда должник не указал, в счет какого из однородных обязательств осуществлено исполнение, преимущество имеет то обязательство, срок исполнения которого наступил или наступит раньше, либо, когда обязательство не имеет срока исполнения, то обязательство, которое возникло раньше.

Исходя из статей 309, 319.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу, что при разрешении настоящего спора подлежит установлению объем обязательств, принятых на себя арендатором в соответствии с проектом освоения лесов, а также объем фактически выполненных ответчиком мероприятий по охране и воспроизводству лесов за весь период действия проекта освоения лесов.

Как следует из искового заявления и пояснений истца претензии по невыполнению мероприятий за периоды, предшествующие 2020 году у истца к ответчику отсутствуют. Как следует из отчета об использовании лесов формы № 1-ИЛ. за период январь-октябрь 2021 года ответчиком выполнены мероприятия по рубкам ухода за указанный период в объеме 56,9 га.

Указанное обстоятельство истцом не оспаривается.

В связи с чем, суд первой инстанции пришел к выводу о невыполнении ответчиком мероприятий по рубкам ухода за 2020 год в объеме 49,33 га (110,93 га (ежегодный объем) – 4,7 га (выполненные в 2020 году) – 56,9 га (выполненные в 2021 году).

С учетом того, что ответчик доказательств выполнения требуемых мероприятий в указанном объеме не представил, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности требования истца об обязании ответчика выполнить мероприятия по уходу за лесом, а именно за 2020 год произвести рубки ухода на площади 49,33 га, установив на основании части 1 статьи 174 АПК РФ, срок для выполнения мероприятий -до 01.09.2022.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 01 декабря 2021 года по делу № А10-1664/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий Н.В. Ломако

Судьи Е.О.Никифорюк

Д.В.Басаев