ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А10-5560/2022 от 24.10.2023 АС Восточно-Сибирского округа

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru

тел./факс (3952) 210-170, 210-172

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Иркутск

27 октября 2023 года

Дело № А10-5560/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2023 года.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Кушнаревой Н.П.,

судей: Качукова С.Б., Ламанского В.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Норбоевой Д.А.,

при участии в судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия представителя управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия – ФИО1 (доверенность от 09.01.2023
№ 0002/23, диплом, паспорт),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 12 апреля 2023 года по делу № А10-5560/2022 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06 июля 2023 года по тому же делу,

установил:

федеральное государственное казенное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношении?» Министерства обороны Российской Федерации (далее –учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (далее –Управление) о признании незаконным решения о приостановлении государственного кадастрового учета, оформленного уведомлением
от 06.07.2022 № КУВД-001/2022-2748507/1, возложении обязанности устранить нарушение прав и законных интересов путем внесения сведении? о границах земельного участка с кадастровым номером 03:01:260104:9, расположенного по адресу: Республика Бурятия, Баргузинский район, пгт Усть-Баргузин.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России), Республиканское агентство лесного хозяйства (далее – агентство), ФИО2, Западно-Сибирский филиал ФГБУ «Рослесинфорг».

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 12 апреля 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06 июля 2023 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, учреждение обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.

В кассационной жалобе приведены доводы о несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильном применении норм материального права. Представленный на государственную регистрацию межевой план соответствует требованиям действующего законодательства. При выполнении кадастровых работ выявлена кадастровая ошибка в местоположении зоны с особыми условиями использования территории 03:01-15.1, границы которой пересекают границу населенного пункта и границу земельного участка с кадастровым номером 03:01:260104:9, принадлежащего заявителю. При этом пересечение границы земельного участка и территориальной зоны не является основанием для отказа в кадастровом учете, если оно выявлено в ходе уточнения границ земельного участка. Для регистрации был представлен государственный акт на право пользования землей, выданный в 1975 году, к которому приложен план земельного участка с описанием его границ. Сведения о данном участке внесены в Единый государственный реестр недвижимости в 2005 году. Нахождение земельного участка в границах Байкальской природной территории не является препятствием для уточнения границ существующих земельных участков.

В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

Определением от 03 октября 2023 года Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе председательствующего Кушнаревой Н.П., судей Качукова С.Б., Ламанского В.А. отложил на основании части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы на 14 часов 30 минут 24.10.2023.

Присутствующий в судебном заседании представитель управления поддержал доводы отзыва.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение о принятии кассационной жалобы к производству выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и информационной системе «Картотека арбитражных дел» - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Как следует из материалов дела, на основании государственного акта от 21.08.1975, выданного Баргузинским районным Советом депутатов трудящихся, в пользование войсковой части 71191 предоставлен земельный участок площадью 7,37 га, состоящий из нескольких контуров, находящийся в пгт Усть-Баргузин Баргузинского района Республики Бурятия.

01.11.2005 один из контуров указанного земельного участка, площадью 46661 кв.м, относящийся к категории земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – под военными объектами, поставлен на государственный кадастровый учет как ранее учтенный с присвоением кадастрового номера 03:01:260104:9. Границы данного земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.

На основании приказа Министерства обороны Российской Федерации от 28.12.2018 № 3269 данный земельный участок передан учреждению в постоянное (бессрочное) пользование.

С целью уточнения границ указанного земельного участка 01.07.2022 учреждение обратилось в управление с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета, приложив к нему межевой план, составленный 30.06.2022.

Принимая оспариваемое решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, управление со ссылкой на пункт 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» указало, что конфигурация границ земельного участка согласно акту на право пользования землей не соответствует конфигурации уточняемого земельного участка, описанной кадастровым инженером в межевом плане; уточняемый земельный участок расположен на территории защитных лесов в зоне с особыми условиями использования территории – «Центральная экологическая зона Байкальской природной территории» в связи с чем применение к возникшей ситуации положений статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» невозможно.

Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении заявления, суды руководствовались статьями 14, 22, 26, 29, 43, 60.2 Федерального закона от 13.07.2015
№ 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», статьей 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», Федеральным законом от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», приказом Росреестра от 14.12.2021 № П/0592 и исходили из законности и обоснованности обжалуемого решения.

В силу статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Осуществление государственного кадастрового учета приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015
№ 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

В соответствии со статьей 43 данного Федерального закона (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, сведения о котором, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков или в содержащемся в Едином государственном реестре недвижимости описании местоположения границ которого выявлена ошибка, указанная в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более. В этом случае допускается изменение площади такого земельного участка в соответствии с условиями, указанными в пунктах 32, 32.1 и 45 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона. В указанном случае в межевом плане приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка. При проведении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, проверка обоснованности местоположения уточненных границ земельного участка, в том числе изменения площади уточненного земельного участка, если такое уточнение местоположения границ земельного участка не приводит к нарушению условий, указанных в пунктах 32 и 32.1 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона, государственным регистратором прав не осуществляется.

Уточнение границ земельных участков в случае выявления ошибки в описании местоположения границ смежных и (или) несмежных земельных участков, в том числе при выполнении кадастровых работ в отношении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, осуществляется на основании заявления лица, являющегося правообладателем одного из земельных участков, в отношении которых осуществляется уточнение границ, либо указанного в статье 15 настоящего Федерального закона лица, заинтересованного в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации права на здание, сооружение, объект незавершенного строительства, а также необходимых для таких государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов. В указанном случае в межевой план включается обоснование наличия ошибки в описании местоположения границ смежных и (или) несмежных земельных участков, а местоположение границ указанных земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

Согласно статье 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ
«О государственной регистрации недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Границы земельного участка также не должны пересекать границы территориальных зон, лесничеств, за исключением случая образования земельного участка для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов, случая, предусмотренного статьей 60.2 настоящего Федерального закона, или случая выявления воспроизведенной в Едином государственном реестре недвижимости ошибки в определении местоположения границ территориальной зоны.

Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

Пунктом 24 Требований к подготовке межевого плана и состав содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Росреестра от 14.12.2021 № П/0592 (вступившим в силу 19.06.2022), установлено, чтопри выполнении кадастровых работ в связи с уточнением описания местоположения границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок (за исключением выписки из ЕГРН), или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия таких документов или при отсутствии в таких документах сведений, необходимых для уточнения описания местоположения границ земельного участка, уточненное описание местоположения границ земельного участка устанавливается в соответствии с границами, существующими на местности пятнадцать и более лет и закрепленными с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В качестве документов, подтверждающих существование границ земельных участков на местности пятнадцать лет и более, допускается использование: карт (планов), фотокарт (фотопланов), содержащихся в государственных фондах пространственных данных или в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, на которых отображены природные объекты или объекты искусственного происхождения, с помощью которых закреплены уточняемые границы земельного участка в интересующий период времени; планово-картографических материалов, имеющихся в органах местного самоуправления, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации; землеустроительной документации, содержащейся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства; ситуационных планов, содержащихся в технических паспортах расположенных на земельных участках объектов недвижимости, хранившихся по состоянию на 1 января 2013 г. в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации; иных документов, содержащих сведения о местоположении границ земельных участков.

Как следует из материалов дела и установлено судами, для государственного кадастрового учета представлен межевой план от 30.06.2022, к которому приложены акт согласования местоположения границ, государственный акт на право пользования землей.

В государственном акте от 21.08.1975 приведено описание границ земельного участка, предоставленного в пользование войсковой части, в соответствии с румбами и линиями.

При составлении межевого плана кадастровый инженер использовал метод спутниковых геодезических измерений, инструментальный метод и определил границу спорного земельного участка, существующую на местности более пятнадцати лет, с использованием искусственного объекта (ограждения).

В этой связи в силу пункта 24 Требований к подготовке межевого плана и состав содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Росреестра от 14.12.2021
№ П/0592, к межевому плану должен быть приложен документ, подтверждающий существование данного ограждения на местности в течение более пятнадцати лет, а также приведено обоснование уточняемых границ.

Между тем межевой план от 30.06.2022 не содержит документов, подтверждающих существование границ земельного участка на местности пятнадцать лет и более, а также обоснования уточняемых границ.

С учетом этого суды пришли к правильному выводу о том, что межевой план не соответствует положениям статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ
«О государственной регистрации недвижимости» и пункту 24 Требований к подготовке межевого плана и состав содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Росреестра от 14.12.2021 № П/0592.

При этом суды обоснованно отметили, что содержащееся в государственном акте от 21.08.1975 описание границ земельного участка не содержит достаточных сведений, необходимых для уточнения описания местоположения границ земельного участка.

Ввиду того, что для государственного кадастрового учета представлен межевой план не соответствующий требованиям закона, доводы кассационной жалобы о том, что нахождение земельного участка в границах Байкальской природной территории не является препятствием для уточнения границ существующих земельных участков, значения для настоящего дела не имеет.

Приведенные в кассационной жалобе доводы фактически повторяют доводы, изложенные в судах первой и апелляционной инстанций, и по существу выражают несогласие с результатами оценки судами доказательств, направлены на их переоценку и установление иных фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в круг полномочий суда кассационной инстанции.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 12 апреля 2023 года по делу № А10-5560/2022 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда
от 06 июля 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок,
не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи

Н.П. Кушнарева

С.Б. Качуков

В.А. Ламанский