ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А10-5752/20 от 10.03.2022 АС Восточно-Сибирского округа

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru

тел./факс (3952) 210-170, 210-172; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Иркутск

14 марта 2022 года

Дело № А10-5752/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 14 марта 2022 года.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Кушнаревой Н.П.,

судей: Качукова С.Б., Яцкевич Ю.С.,

при ведении протокола судебного заседания в Арбитражном суде Восточно-Сибирского округа помощником судьи Норбоевой Д.А.,

при участии посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
по Республике Бурятия – Эрдынеевой Э.Л. (доверенность от 10.01.2022 № 0010/22, служебное удостоверение, диплом), директора общества с ограниченной ответственностью «Агромелиоратор» – Устюжина Н.Л. (приказ № 1 от 17.02.2020, паспорт),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью «Агромелиоратор» и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 июня 2021 года по делу № А10-5752/2020
и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07 декабря 2021 года
по тому же делу,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Агромелиоратор» (далее – общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (далее – управление) о признании незаконным отказа в осуществлении кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 03:19:000000:125, оформленного уведомлением от 13.11.2020 № КУВД-001/2020-9029677; возложении обязанности устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственного кадастрового учета уточнения местоположения границ данного земельного участка.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственный регистратор Намжилова Бутит Дылыковна, администрация Тарбагатайского района Республики Бурятия, кадастровый инженер Жамбалдагбаева Туяна Цыреновна, Республиканское агентство лесного хозяйства, администрация муниципального образования сельского поселения «Тарбагатайское», администрация муниципального образования сельского поселения «Куйтунское», администрация муниципального образования сельского поселения «Большекуналейское», администрация муниципального образования сельского поселения «Шалутское», глава крестьянского (фермерского) хозяйства Безызвестных Виталий Михайлович.

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 июня 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07 декабря 2021 года, в иске отказано.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество и управление обратились с кассационными жалобами.

В кассационной жалобе общество просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить заявленные требования. В обоснование своих доводов общество ссылается на то, что государственным регистратором неправомерно поставлено под сомнение право собственности заявителя на земельный участок с кадастровым номером 03:19:000000:125. Судами сделаны ошибочные выводы о том, что в состав межевого планы необоснованно включены земли третьих лиц, местоположение границ согласовано с собственником земель запаса – органом местного самоуправления. При рассмотрении настоящего дела судами не учтено, что постановление Администрации Тарбагатайского района от 19.07.1994 № 178 отменено. Представленный межевой план по форме и по содержанию соответствует действующему законодательству.

Управление в кассационной жалобе просит изменить судебные акты по мотиву противоречия фактическим обстоятельствам и действующему законодательству выводов судов о незаконности отказа в государственном кадастровом учете в связи с пересечением границ спорного земельного участка с границами муниципальных образований и землями лесного фонда.

В отзыве общество, не соглашаясь с приведенными в кассационной жалобе управления доводами, просит в ее удовлетворении отказать.

Присутствующие в судебном заседании представители истца и ответчика поддержали свои доводы.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определения о принятии кассационных жалоб к производству выполнены в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлены лицам, участвующим в деле, посредством их размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и информационной системе «Картотека арбитражных дел» - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Как установлено судами и следует из материалов дела, 22.09.2006 на кадастровый учет в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 03:19:000000:1 поставлен земельный участок с кадастровым номером 03:19:000000:125, площадью
80 946 947 кв.м, расположенный по адресу: Республика Бурятия, Тарбагатайский район,
с. Пестерево, с видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного использования.

С 07.09.2007 по 26.05.2014 собственником земельного участка с кадастровым номером 03:19:000000:125 являлась Российская Федерация.

В период с 26.05.2014 по 04.03.2020 названный земельный участок находился в собственности ОАО «Сосновоборский».

04.03.2020 право собственности на указанный земельный участок перешло к Жалсанову Д.В.

26.03.2020 на основании договора купли-продажи зарегистрировано право собственности истца на земельный участок.

20.07.2020 общество обратилось в управление с заявлением о проведении государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 03:19:000000:125 в части уточнения местоположения границ и площади, представив межевой план, подготовленный кадастровым инженером Жамбалдагбаевой Т.Ц.

Проведение государственного кадастрового учета было приостановлено государственным регистратором по следующим основаниям: 1) форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации; 2) лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости; 3) границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление пересекают границы муниципального образования, населенного пункта.

13.11.2020 в связи с не устранением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления регистрационных действий, управление отказало обществу в государственном кадастровом учете земельного участка.

Не согласившись с решением управления об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, руководствуясь Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», посчитали, что представленный обществом межевой план не соответствует предъявляемым требованиям и не может служить основанием для осуществления государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельного участка. При этом суды указали на необоснованность отказа управления в осуществлении государственного кадастрового учета в связи с пересечением границ спорного земельного участка и границ муниципальных образований и земель лесного фонда.

Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобах, правильность применения судом первой инстанции и апелляционным судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

По смыслу части 2 статьи 8 Закона № 218-ФЗ границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка.

Согласно части 1 статьи 43 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.

В силу пункта 5 части 1 статьи 26 названного Федерального закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Статьей 27 Закона № 218-ФЗ определено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Частями 1 и 10 статьи 22 Закона № 218-ФЗ установлено, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Обращаясь в управление с заявлением об уточнении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 03:19:000000:125, общество представило межевой план, составленный кадастровым инженером Жамбалдагбаевой Т.Ц.

Государственный регистратор при проведении правовой экспертизы представленных документов посчитал, что указанный межевой план не соответствует предъявляемым к нему требованиям, поскольку в нем отсутствуют сведения о местоположении границ земельного участка, существовавших на местности более 15 лет.

В этой связи он отказал в осуществлении государственного кадастрового учета уточнения местоположения границ земельного участка, с чем согласились суды нижестоящих инстанций.

Оснований не согласиться с названными выводами не имеется.

В соответствии с пунктом 21 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921
«Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» (далее – Требования № 921), для подготовки межевого плана допускается использование картографических материалов, в том числе картографо-геодезического фонда, и (или) землеустроительной документации, хранящейся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Пунктом 70 Требований № 921 предусмотрено, что выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона № 218-ФЗ.

В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории. При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.

В свою очередь наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе «Исходные данные».

Сведений о наличии таких документов или сведений о них в заключении кадастрового инженера не содержится, что послужило законным основанием для приостановления регистрационных действий и последующего отказа в осуществлении государственного кадастрового учета.

Как установлено судами, к межевому плану общество приложило дело по вычислению площадей контуров угодий землепользования ГУСП «Сосновоборский» Тарбагатайского района Республики Бурятия 1999 года, согласно которому территория ГУСП «Сосновоборский» общей площадью 9580,3 га состоит из:

- земель крестьянских хозяйств площадью 58,5 га;

- земель запаса, в том числе работников социальной сферы площадью 274,1 га;

- земель, подлежащих перераспределению площадью 3405,3 га (в коллективно-долевую собственность 2891 га; людей, не определившихся с паями 514,3 га; земли общего пользования 5243,1 га; участки постороннего пользования 599,3 га).

Постановлением администрации Тарбагатайского района от 27.12.1995 № 280 в связи с закрытием ОКХ «Нива» военному совхозу № 21 предоставлены земельный участок с кадастровым номером 03:19:000000:1 в пользование площадью 8248 га, а также в аренду земли из земель запаса площадью 275 га и из невостребованных земельных долей (паев) площадью 446 га.

Вместе с тем, на основании постановления администрации Тарбагатайского района от 01.04.2004 № 133 «Об изъятии земель» ранее предоставленные военному совхозу № 21 в аренду земли общей площадью 721 га изъяты по добровольному отказу
ГУСП «Сосновоборский».

В этой связи, оценив представленные документы по правилам, определенным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, сопоставив схемы расположения земельного участка межевого плана и плана земель
ГУСП «Сосновоборский», суды пришли к правильному выводу о включении в границы земельного участка с кадастровым номером 03:19:000000:125 земель, предоставленных военному совхозу № 21 в пользование по договору аренды и изъятых на основании постановления администрации Тарбагатайского района от 01.04.2004 № 133.

С учетом изложенного суды, установив, что представленный управлению межевой план не соответствует положениям статьи 22 Закона № 218-ФЗ и Требованиям № 921, поскольку содержит в себе неподтвержденные сведения относительно уточняемой обществом конфигурации и площади земельного участка с кадастровым номером 03:19:000000:125, обоснованно указали на наличие правовых оснований для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета.

Довод общества о необходимости уточнения границ земельного участка на основании первичных правоустанавливающих документов, в том числе дела по вычислению площадей контуров угодий землепользования ГУСП «Сосновоборский», схемы переопределения земель колхоза «Дружба» являлся предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получил надлежащую правовую оценку.

Суды, отклоняя данный довод, правомерно указали на то, что правоустанавливающими документами в рассматриваемом случае являются постановление администрации Тарбагатайского района от 27.12.1995 № 280 и государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей № 92.

Вопреки доводам кассационной жалобы общества, суды правильно посчитали, что представленные заявителем документы не содержат сведений о координатах характерных точек границ исходного земельного участка с кадастровым номером 03:19:000000:1, и соответственно, уточняемого земельного участка с кадастровым номером 03:19:000000:125.

Возражения общества о том, что при проведении правовой экспертизы государственный регистратор не уполномочен давать оценку ранее зарегистрированному праву истца на земельный участок, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм права к установленным по настоящему делу обстоятельствам.

В данном случае проведение государственным регистратором правовой экспертизы представленных обществом документов обусловлено изменением характеристик объекта недвижимости, на который зарегистрировано право общества и при этом право собственности заявителя на земельный участок под сомнение им не ставилось.

Иные приведенные в кассационной жалобе общества доводы являлись предметом исследования судов двух инстанций и были обоснованно отвергнуты как несостоятельные.

Вопреки утверждениям, содержащимся в кассационной жалобе управления, суды правомерно сослались на необоснованность его выводов в части, касающейся пересечения границ спорного участка с границами муниципальных образований и землями лесного фонда.

В соответствии с пунктом 43 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: границы земельного участка пересекают границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости.

Как установлено судами, сведения о спорном земельном участке с кадастровым номером 03:19:000000:125 внесены в государственный кадастр 22.09.2006.

В период с 07.12.2012 по 10.12.2012 на основании Закона Республики Бурятия от 31.12.2004 № 985-III «Об установлении границ, образовании и наделении статусом муниципальных образований в Республике Бурятия» в Единый государственный реестр недвижимости внесены границы муниципальных образований СП «Тарбагатайское», СП «Куйтунское», СП «Большекуналейское», СП «Шалутское» Тарбагатайского района.

Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 141-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений» Земельный кодекс Российской Федерации дополнен в числе прочего статьей 11.9, положения которой вступили в силу с 24.10.2008.

Согласно пункту 3 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

Как верно указано судами, акты гражданского и земельного законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Федеральный закон от 22.07.2008 № 141-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений» не содержит положений о придании новой редакции Земельного кодекса Российской Федерации в части применения статьи 11.9 обратной силы.

В этой связи положения статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, вступившей в действие после внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке как ранее учтенном, в рассматриваемом случае применению не подлежат.

С учетом вышеизложенного, правомерным является вывод судов об отсутствии у управления основания, предусмотренного пунктом 43 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ, для приостановления и в последующем для отказа в государственном кадастровом учете земельного участка 03:19:000000:125 в связи с проведением уточнения местоположения границ земельных участков, поскольку сведения о нем как ранее учтенном содержались в государственном кадастре недвижимости.

В силу части 1 статьи 60.2 Закона № 218-ФЗ, если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 1 января 2016 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка.

По смыслу положений части 3 статьи 14 Закона № 172-ФЗ в редакции Закона № 280-ФЗ, статьи 10 Закона № 280-ФЗ, правообладатель земельного участка, границы которого установлены в соответствии с земельным законодательством и сведения о котором содержатся в ЕГРН, в случае наложения границ принадлежащего ему участка на участок лесного фонда, границы и площадь которого не установлены в силу требований кадастрового законодательства (ранее учтенные), вправе предъявлять требования о внесении изменений в государственный лесной реестр на основании положений Закона № 280-ФЗ и иных законодательных актов в редакции указанного Закона с учетом того, что ими установлен приоритет сведений, содержащихся в ЕГРН.

Поскольку земельный участок с кадастровым номером 03:19:000000:125 поставлен на кадастровый учет до 01.01.2016, а земельный участок лесного фонда на кадастровый учет не поставлен и границы его не определены, суды правомерно пришли к выводу, что отказ в государственном кадастровом учете местоположения границ земельного участка по указанному основанию неправомерен и противоречит части 1 статьи 60.2 Закона
№ 218-ФЗ. При этом достоверные доказательства того, что спорный земельный участок используется не для целей сельскохозяйственного назначения (акты государственного земельного надзора), управлением представлены не были.

Иные приведенные в кассационных жалобах доводы не свидетельствуют о наличии достаточных оснований для отмены принятых по делу судебных актов, направлены на переоценку и установление иных фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в круг полномочий суда кассационной инстанции.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

По результатам рассмотрения кассационных жалоб Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 июня 2021 года по делу
№ А10-5752/2020 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда
от 07 декабря 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи

Н.П. Кушнарева

С.Б. Качуков

Ю.С. Яцкевич