ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А10-6392/20 от 16.11.2021 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина, 100б

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело № А10-6392/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2021 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 18 ноября 2021 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Басаева Д.В.,

судей: Сидоренко В.А., Ломако Н.В,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 августа 2021 года по делу № А10-6392/2020,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Солидарность» (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – заявитель, общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Республиканской службе государственного строительного и жилищного надзора (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - административный орган, служба) о признании незаконным решения по внесению изменений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Республики Бурятия, повлекшие исключение из реестра сведений об управлении многоквартирным домом по адресу: <...>, управляющей организацией ООО «УК Солидарность» и включении сведений об управлении указанным домом ООО «Паритет-Плюс», оформленного приказами от 18.12.2020 № 183/2-РЛ и от 23.12.2020 № 183-1/2-РЛ; об исключении из реестра лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Республики Бурятия недействительных записей, о восстановлении сведений об управлении многоквартирным домом по адресу: <...>, управляющей организацией ООО «УК Солидарность».

К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ФИО1, ФИО2, ФИО3, общество с ограниченной ответственностью «Паритет Плюс».

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 августа 2021 года по делу № А10-6392/2020 заявление удовлетворено.

Республиканская служба государственного строительного и жилищного надзора обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.

Апеллянт полагал, что у службы отсутствовали основания для отказа во внесении изменений в реестр лицензий. Установить подлинность представленных обществом документов (протокола общего собрания собственников многоквартирного дома, бланков решений собственников) не представлялось возможным. Протокол общего собрания собственников, договор управления, реестр собственников, принимавших участие в голосовании были размещены обществом в системе своевременно.

Общество в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось.

Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 16.10.2021.

Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.

Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 210, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 11 ноября 2020 года в Госстройжилнадзор поступило заявление ООО «ПаритетПлюс» о внесении изменений в реестр лицензий Республики Бурятия в отношении МКД по адресу: <...> (т. 1 л.д. 125). Заявление мотивировано принятием общим собранием собственников помещений МКД, проводимого в форме очно-заочного голосования с 29.09.2020 по 20.10.2020, оформленного протоколом от 25.10.2020 решения о расторжении ранее заключенного с ООО «УК Солидарность договора управления МКД с 01.11.2020 и о выборе в качестве управляющей организации ООО «Паритет-Плюс», заключении с последним договора управления с 01.11.2020 (т. 2 л.д. 56-123).

12 ноября 2020 года Госстройжилнадзором по итогам проверки заявления ООО «Паритет-Плюс» принято решение о приостановлении рассмотрения (т. 1 л.д. 128- 129).

В адрес ООО «Паритет-Плюс» направлено письмо от 12.11.2020 № 44-01-23- И3451/20 о необходимости представления уведомления о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения ООО «УК Солидарность», в реестре лицензий которого на момент поступления заявления находится МКД по адресу: <...> (т. 1 л.д. 130-131).

В адрес ООО «УК Солидарность» направлено письмо от 12.11.2020 № 44-01-23- И3450/20 о представлении сведений о расторжении договора управления с собственниками помещений МКД по адресу: <...> (т. 1 л.д. 132-133).

13 ноября 2020 года в Госстройжилнадзор от ООО «Паритет-Плюс» поступили сведения о направлении в адрес ООО «УК Солидарность» уведомления о принятом на общем собрании решения о выборе новой управляющей компании (т. 1 л.д. 134-135).

На основании приказа от 23.11.2020 № 093-п (т. 1 л.д. 136-138) проведена внеплановая документарная проверка по лицензионному контролю в отношении ООО «УК Солидарность». По результатам проверки составлен акт от 17.12.2020 № 093/20-А, согласно которому принято решение в отношении МКД по адресу: г. УланУдэ, ул. Юного Коммунара, д. 2, об исключении указанного дома из реестра лицензий ООО «УК Солидарность» с 30.12.2020 и включении в реестр лицензий ООО «ПаритетПлюс» с 01.01.2021 (т. 1 л.д. 144-147, т. 2 л.д. 6).

18 декабря 2020 года Госстройжилнадзором подготовлено заключение № 183/2 по итогам проверки заявления ООО «Паритет-Плюс» о внесении изменений в реестр лицензий Республики Бурятия (т. 2 л.д. 7-8).

Приказами от 18.12.2020 № 183/2-РЛ и от 23.12.2020 № 183-1/2-РЛ многоквартирный дом по адресу: <...>, включен с 01.01.2021 в реестр лицензий Республики Бурятия ООО «Паритет-Плюс».

Не согласившись с вынесенными приказами от 18.12.2020 №183/2-РЛ и от 23.12.2020 № 183-1/2-РЛ общество обратилось в суд с заявлением.

Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).

В соответствии со статьей 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно части 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий.

Частью 1 статьи 198 ЖК РФ определено, что сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Из части 2 указанной статьи следует, что в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом, лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (Кодекса).

В соответствии с частью 3 той же статьи орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 этой статьи, вносит изменения в реестр лицензий в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно¬коммунального хозяйства.

Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок № 938/пр) утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 № 938/пр.

Названный Порядок определяет условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации. Согласно пункту 2 Порядка № 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частью 17 статьи 161, частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации или при непоступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - заявитель), заявления о внесении изменений в реестр, а в случаях, предусмотренных частями 6 и 7 статьи 110, частями 7 и 8 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации, - уведомления о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом или сведений о прекращении управления многоквартирным домом.

Пункт 5 Порядка № 938/пр устанавливает, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:

а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;

б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;

в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;

г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;

д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно пунктам 6 и 7 Порядка № 938/пр по итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.

По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:

а) о внесении изменений в реестр;

б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;

в) о приостановлении рассмотрения заявления.

По правилам пункта 8 Порядка № 938/пр решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка.

В соответствии с пунктом 9 Порядка № 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются:

а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами «а», «г» - «е» пункта 5 настоящего Порядка;

б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами «б» и «в» пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.

В соответствии с подпунктами «б, в» пункта 10 Порядка № 938/пр, основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления являются:

а) несоответствие заявления и документов условиям, установленным подпунктами «б», «в» пункта 5 настоящего Порядка;

б) поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 настоящего Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома;

в) поступление в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя или сведений о прекращении управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

Как установлено судом, до 01.01.2021, управление многоквартирными домами (далее - МКД) по адресу <...>, осуществляло ООО «УК Солидарность».

Согласно протоколу внеочередного общего собрания собственников МКД №1 от 25 октября 2020 года, собственниками МКД № 2 по ул. Юного Коммунара, г. Улан-Удэ, принято решение о расторжении договора управления с ООО «УК «Солидарность» и выборе новой управляющей организации ООО «Паритет-Плюс» (л.д. 56-58, т.2).

В связи с принятым решением, 11 ноября 2020 года ООО «Паритет-Плюс» обратилось в Госстройжилнадзор с заявлением о внесении сведений в реестр лицензий Республики Бурятия о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами по адресу: <...> (л.д. 125, т.1). ООО «Паритет-Плюс» направлены в адрес Службы: протокол общего собрания с приложениями, реестр собственников помещений, сообщение о проведении собраний, регистрационный протокол, бланки решений собственников, договор на управление (л.д.55-123, т.2).

12 ноября 2020 года по итогам проверки заявления о внесении изменений в реестр лицензий главным специалистом Госстройжилнадзора вынесено заключение о приостановлении рассмотрения заявления ввиду несоответствия заявления и документов условиям установленным подпунктами «б», «в» пункта 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минстроя России от 25.12.2015 №938/пр (л.д.128-129, т.1).

12ноября 2020 года Госстройжилнадзор направил запросы в адрес ООО «Паритет-Плюс», ООО «УК Солидарность».

26ноября 2020 года службой направлен запрос в адрес ФИО4 (л.д. 140, т.1)

18 декабря 2020 года Госстройжилнадзором вынесено заключение №183/2 по итогам проверки заявления о внесении изменений в реестр лицензий Республики Бурятия согласно которому на основании заявления о внесении изменений в реестр лицензий, поступившего в службу от ООО «Паритет-Плюс», проведена проверка заявления о внесении изменений в реестр лицензий и иных представленных лицензиатом документов на предмет соблюдения условий, предусмотренных пунктом 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий, в ходе проверки не установлено несоблюдение условий, предусмотренных пунктом 5 Порядка от 25.12.2015 №938/пр и принято решение о внесении изменений (включении) в реестра лицензий Республики Бурятия МКД №2 по ул. Юного Коммунара (л.д. 7-8, т.2).

18 декабря 2020 года руководителем Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора вынесен приказ о включении многоквартирного дома по ул. Юного Коммунара, 2 в реестр лицензий Республики Бурятия ООО «Паритет- Плюс», с 01.01.2020 (л.д.10,.т. 2).

23 декабря 2020 года руководителем службы вынесен приказ № 183-1/2-РЛ о внесении изменений в приказ № 183/2-РЛ от 18.12.2020. Многоквартирный дом по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, уд. Юного Коммунара, д. 2 включен в реестр лицензий Республики Бурятия ООО «Паритет-Плюс» с 01.01.2021 (л.д. 9. т.2).

В силу части 1 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

В силу пункта 1 статьи 181.3 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания недействительно по основаниям, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) либо независимо от такого признания (ничтожное решение).

Основания для признания решения собрания недействительным установлены частью 1 статьи 181.4 ГК РФ, основания ничтожности - частью 1 статьи 181.5 ГК РФ.

По смыслу положения, установленного пунктом 9 Порядка № 938/пр достаточным основанием для отказа во внесении изменений в реестр является несоответствие заявления и документов требованиям, установленным пунктом 2 Порядка, а также наличие признаков ничтожности, усмотренных проверяющим лицом. О таких признаках может свидетельствовать отсутствие обязательных для представления документов, несоответствие представленных документов друг другу, их ненадлежащее оформление (неполное заполнение).

Частью 1.1 статьи 46 ЖК РФ установлено, что управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива в течение пяти дней с момента получения указанных в части 1 настоящей статьи подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений обязаны в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направить подлинники указанных решений и протокола, в том числе с использованием системы, в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет. Орган государственного жилищного надзора в случае поступления в его адрес в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня, обязан провести внеплановую проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания.

В соответствии с пунктом 20 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных приказом Минстроя России от 28.01.2019 № 44/пр обязательным приложением к протоколу общего собрания являются:

- письменные решения (бюллетени) собственников помещений и их представителей, принявших участие в проведенном общем собрании, которые должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать лиц, заполнивших их (для физических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом «а» пункта 13 настоящих Требований, для юридических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом «б» пункта 13 настоящих Требований), дату их заполнения, а также сведения о волеизъявлении собственников помещений и их представителей (подпункт «ж»).

Приказом № 44/пр также утвержден Порядок направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный контроль, в соответствии с которым (пункт 2) управляющая организация обязана направить подлинники решений и протоколов в орган государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации, на территории которого находится многоквартирный дом, собственники помещений в котором провели общее собрание.

Согласно пункта 4 Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор, подлинники решений и протоколов подлежат обязательному направлению лицом, инициировавшим общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом - в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять календарных дней со дня проведения общего собрания, а в случае, если оно продолжалось несколько дней, - не позднее чем через десять календарных дней со дня окончания общего собрания.

Между тем судом установлено и следует из материалов дела, ООО «Паритет-Плюс» в Госстройжилнадзор подлинники бланков решений собственников в соответствии с частью 1.1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации не представило, а направило цветные копии указанных документов (л.д. 55-123, т.2).

При этом в сопроводительном письме указано о направлении подлинников документов.

Представитель службы в судебном заседании 04.08.2021 пояснил, что оригиналы бланков в службу не поступали.

Кроме того, в судебном заседании 06.04.2021 ФИО1, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, пояснил, что во внеочередном собрании собственников по вопросу смены управляющей организации не участвовал, членом счетной комиссии не являлся. Протокол № 1 от 25 октября 2020 года не подписывал, подпись, содержащаяся в протоколе, ему не принадлежит.

В этой связи суд первой инстанции правильно исходил из того, что данное обстоятельство в совокупности с отсутствием оригиналов бланков решений собственников позволяет усомниться в оформлении бюллетеней собственниками помещений многоквартирного дома.

Опровержение вышеперечисленных обстоятельств в материалах дела отсутствует.

При таких обстоятельствах судом правомерно установлено несоответствие представленных ООО «Паритет-Плюс» документов условиям, предусмотренным п. 2, пп. «а», «е» п. 5 Порядка № 938/пр: оригиналы бланков решений собственников, которые являются неотъемлемой частью протокола общего собрания МКД от 25.10.2020, в Госстройжилнадзор не поступали. В связи с отсутствием в распоряжении службы бюллетеней голосования, установить признаки ничтожности решения общего собрания не представляется возможным.

Довод службы о том, что Порядком № 938/пр не предусмотрено представление подлинников документов, обоснованно отклонен судом с приведением соответствующих мотивов со ссылкой на пп. «ж» п. 2 Порядка № 938/пр.

Согласно пп. «в», «ж» п. 2 Порядка № 938/пр предусмотрено, что заявление о внесении изменений в реестр лицензий должно содержать: сведения о размещении в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - система) электронного образа договора управления многоквартирным домом.

В силу пункта 5 Порядка № 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ (подпункт «г»).

При этом невыполнение указанного требования является основанием для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления (подпункт «а» пункта 9 названного Порядка).

В соответствии с частью 1 статьи 198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (далее - система) - единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.

Указанный Федеральный закон № 209-ФЗ регулирует отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в том числе сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении.

Адресом официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определенным приказом Минкомсвязи России № 504, Минстроя России № 934/пр от 30.12.2014, в соответствии с пунктом 11 части 3 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» является https://www.dom.gosuslugi.ru.

Состав сведений о многоквартирных домах, размещаемых в системе организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, в соответствии с частями 1 и 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусмотрен Приказом Минкомсвязи России и Минстроя России от 29.09.2015 № 368/691/пр.

Согласно указанного Приказа от 29.09.2015 № 368/691/пр размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства подлежит электронный образ договора управления многоквартирным домом либо договор управления многоквартирным домом, заключенный в электронной форме, в том числе с использованием системы. В случае заключения договора управления многоквартирным домом с каждым собственником помещения в таком доме, в системе также размещается электронный образ решения (протокола) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которым собственники помещений в многоквартирном доме утвердили условия договора управления многоквартирным домом (пункт 2.2 Состава сведений).

Таким образом, выполняя требования части 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, ООО «Паритет-Плюс» должно было разместить сведения об изменении перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в том числе протокол общего собрания и договор управления, на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно представленным в материалы дела скриншотам страниц сайта www.dom.gosuslugi.ru (поступили через систему подачи документов «Мой арбитр» 04.08.2021) протокол общего собрания от 25.10.2020 и договор управления МКД размещены в системе только 06.04.2021.

При этом, вопреки утверждению апеллянта, из материалов дела следует, что в судебном заседании 05.08.2021 представитель службы пояснил, что протокол действительно размещен в системе 06.04.2021.

Доводы апеллянта об обратном опровергаются материалами дела. При этом ссылка службы на новые доказательства, представленные с апелляционной жалобой, отклоняется судебной коллегией, поскольку такие документы в материалы дела не приобщены, службой соответствующего части 2 статьи 268 АПК РФ ходатайства о приобщении дополнительных доказательств заявлено не было.

На основании изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что ООО «Паритет-Плюс» не выполнило требования подпункта «в» пункта 2, подпункта «г» пункта 5 Порядка № 938/пр и информация, указанная в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации не размещена обществом на дату подачи заявления о внесении изменений в реестр, что в свою очередь, в соответствии с пунктом 9 порядка № 938/пр, является самостоятельным основанием для отказа во внесении изменений в реестр лицензий.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.

При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» по адресу www.kad.arbitr.ru.

По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 августа 2021 года по делу № А10-6392/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.

Председательствующий Д.В. Басаев

Судьи В.А. Сидоренко

Н.В. Ломако