г. Владимир
«10» июня 2022 года Дело № А11-10399/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 07.06.2022.
Полный текст постановления изготовлен 10.06.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Кастальской М.Н., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области на решение Арбитражного суда Владимирской области от 10.02.2022 по делу № А11-10399/2021,
принятое по заявлению Колхоза им. Кирова (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, оформленного уведомлением от 21.05.2021 № КУВД-001/2021-17476419/1,
при участии в деле третьих лиц: временного управляющего ФИО1, администрации Киржачского района Владимирской области, администрации Филипповского сельского поселения.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области – ФИО2 по доверенности от 30.12.2021 №335 сроком действия до 31.12.2022;
Колхоза им. Кирова – Борисичев В.Н. по доверенности от 28.12.2021 сроком действия 3 года;
администрации Киржачского района Владимирской области – ФИО3 по доверенности от 10.01.2022 №15-01-01.26 сроком действия до 31.12.2022.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Колхозу им. Кирова (далее – Колхоз) на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 33:02:021207:1748 площадью 556 825 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием «для сельскохозяйственного производства», местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Владимирская область, Киржачский район, МО Филипповское (сельское поселение), Центральная усадьба колхоз им. Кирова д. Филипповское.
Решением Совета народных депутатов муниципального образования Филипповское сельское поселение от 19.10.2012 № 8/16 утвержден генеральный план муниципального образования сельское поселение Филипповское Киржачского района Владимирской области (далее - генеральный план № 8/16).
В соответствии с генеральным планом № 8/16 земельный участок с кадастровым номером 33:02:021207:1748 находится в черте населенного пункта - село Филипповское.
С целью устранения противоречий в сведениях об объекте недвижимости, принадлежащем Колхозу на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка сельскохозяйственного назначения, Колхоз обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области (далее – Управление) с заявлением от 29.04.2021 № КУВД-001/2021-17476419 о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) в отношении объекта недвижимости в порядке статьи 33 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». К указанному заявлению Колхоз приложил решение Совета народных депутатов муниципального образования Филипповское сельское поселение от 19.10.2012 № 8/16.
Уведомлением от 21.05.2021 Управление отказало Колхозу во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица, со ссылкой на то, что ответ на межведомственный запрос о предоставлении документа, подтверждающего изменение категории земельного участка, направленный Главе администрации Киржачского района Владимирской области, не поступил.
Колхоз обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления, оформленного уведомлением от 21.05.2021 № КУВД-001/2021-17476419/1.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены временный управляющий ФИО1, администрация Киржачского района Владимирской области, администрация Филипповского сельского поселения.
Решением от 10.02.2022 Арбитражный суд Владимирской области признал незаконным оспоренный отказ и обязал Управление внести изменения в ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 33:02:021207:1748 на основании заявления Колхоза от 29.04.2021 № КУВД-001/2021-17476419.
Управление обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы утверждает, что Колхоз не обращался в соответствии с требованиями, установленными статьями 2, 3Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Федеральный закон № 172-ФЗ), с ходатайством в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение ходатайства о переводе земель из одной категории в другую.
Управление обратило внимание на то, что земельный участок с кадастровым номером 33:02:021207:1748 с категорией земель «земли сельскохозяйственного назначения» и разрешенным использованием «для сельскохозяйственного производства» поставлен на кадастровый учет по волеизъявлению Колхоза по представленному им межевому плану.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель администрации в судебном заседании поддержал позицию Управления.
Колхоз в отзыве на апелляционную жалобу просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Представитель Колхоза в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Частью 2 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ предусмотрено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; решения третейских судов, по которым выданы исполнительные листы в соответствии с вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции или арбитражных судов, вместе с такими исполнительными листами; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; межевой план (при государственном кадастровом учете образуемых земельных участков, государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка (за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 44 настоящего Федерального закона), государственном кадастровом учете в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 настоящего Федерального закона); утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; утвержденная карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); технический план (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав либо при государственном кадастровом учете в связи с созданием в результате строительства или изменением в результате реконструкции зданий, сооружений, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объектов незавершенного строительства; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении помещений или машино-мест в здании, сооружении; при государственном кадастровом учете помещений или машино-мест в здании, сооружении); акт обследования (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прекращения прав либо при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения или машино-места); иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В силу положений пункта 8 части 1 статьи 32 Федерального закона № 218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Реестр в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ населенного пункта.
В случае, если указанные в частях 1, 5, 7 - 9, 12, 13, 15.1 статьи 32 настоящего Федерального закона сведения не внесены в Единый государственный реестр недвижимости в сроки, установленные статьей 34 настоящего Федерального закона, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, форма, требования к заполнению и к формату в электронной форме которого устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (часть 1 статьи 33 Федерального закона № 218-ФЗ).
Порядок направления документов (содержащихся в них сведений) и внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, установлен статьями 32, 34 Федерального закона № 218-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 33 Федерального закона №218-ФЗ в случае, если органы государственной власти или органы местного самоуправления уведомляют об отсутствии документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия, либо если ответ на запрос органа регистрации прав не поступил в течение установленного срока, орган регистрации прав отказывает во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению, указанному в части 1 настоящей статьи. Уведомление о таком отказе направляется заявителю в течение трех рабочих дней со дня получения соответствующего уведомления органа государственной власти или органа местного самоуправления либо до истечения срока, указанного в части 3 настоящей статьи, в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.
Статьей 8 Федерального закона № 218-ФЗ определено, что в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости (часть 1). К дополнительным сведениям относятся, в том числе, вид или виды разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения (пункт 4 части 5).
Из материалов дела усматривается, что спорный земельный участок с кадастровым номером 33:02:021207:1748 образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 33:02:000000:482 с категорией - земли сельскохозяйственного назначения и разрешенным видом использования «для сельскохозяйственного производства» и поставлен на кадастровый учет 14.04.2021 с категорией - земли сельскохозяйственного назначения и разрешенным видом использования «для сельскохозяйственного производства», что строго регламентировано статьей 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации и не зависит от волеизъявления пользователя земельного участка.
Спорный земельный участок принадлежит Колхозу на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Как следует из уведомления Управления от 21.05.2021 № КУВД-001/2021-17476419/1, основанием для отказа во внесении сведений в ЕГРН послужило отсутствие документа органа государственной власти или органа местного самоуправления о переводе земельного участка из одной категории в другую. Управление сообщило, что ответ на запрос о предоставлении документа, подтверждающего изменение (отнесение) земельного участка с кадастровым номером 33:02:021207:1748 к землям населенного пункта, от Главы администрации Киржачского района не поступил.
Между тем, из материалов дела следует, что одновременно с заявлением в порядке статьи 33 Федерального закона №218-ФЗ Колхоз 29.04.2021 представил решение Совета депутатов муниципального образования сельское поселение Филипповское Киржачского района Владимирской области от 19.10.2012 № 8/16 об утверждении генерального плана муниципального образования сельское поселение Филипповское Киржачского района Владимирской области, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 33:02:021207:1748, образованный путем раздела, полностью входит в границы населенного пункта - село Филипповское Киржачского района Владимирской области.
Согласно статье 8 Федерального закона № 172-ФЗ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Пунктом 3 части 1 статьи 7 Федерального закона № 172-ФЗ установлено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в случаях, связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Статьей 83 ЗК РФ предусмотрено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
В силу положений пункта 1 статьи 84 ЗК РФ (в редакции, действующей на дату вынесения оспариваемого отказа) установлением или изменением границ населенных пунктов является:
- утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;
- утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
Генеральные планы поселений, городских округов являются документами территориального планирования, под которым понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий (пункт 2 статьи 1, пункты 2, 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ)).
Согласно пункту 3 части 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план поселения содержит карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа.
Таким образом, генеральный план поселения является достаточным основанием для изменения категории земельного участка, если данный земельный участок включен в границы населенного пункта.
Указанный вывод соответствует выводам, изложенным в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.08.2015 № 309-КГ15-8555 по делу № А60-22933/14, определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 20.07.2017 № 341-АПГ17-5, согласно которому принятие отдельного акта о переводе земельных участков из одной категории в другую не требовалось, поскольку имело место установление границ муниципального образования и утверждение генерального плана.
Генеральный план муниципального образования сельское поселение Филипповское Киржачского района Владимирской области утвержден и опубликован в установленном порядке. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
То обстоятельство, что генеральный план, утвержденный решением Совета депутатов муниципального образования сельское поселение Филипповское Киржачского района Владимирской области от 19.10.2012 № 8/16, воспроизводит границы населенного пункта, сложившиеся задолго до названной даты, не изменяет статус данного документа, как акта, устанавливающего границы населенного пункта.
В данном случае Колхоз просил не изменить категорию земельного участка, а уточнить её путем приведение в соответствие с генеральным планом поселения. Глава администрации Киржачского района не мог сообщить иные сведения, противоречащие генеральному плану поселения, в случае направления Управлением межведомственного запроса.
В этой связи подлежит отклонению ссылка Управления на то, что Федеральным законом №218-ФЗ не предусмотрены полномочия регистрирующего органа по изменению категории земельного участка по заявлению заинтересованного лица без обращения последнего в уполномоченный орган в порядке статей статьями 2, 3Федерального закона № 172-ФЗ.
Кроме того, в материалы настоящего дела Управлением не представлены доказательства направления соответствующего запроса до отказа, оформленного уведомлением от 21.05.2021 № КУВД-001/2021-17476419/1. Глава администрации Киржачского района не уведомлял Управление об отсутствии документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в ЕГРН по заявлению Колхоза.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что у Управления не имелось оснований для принятия решения об отказе во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица.
Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленное Колхозом требование.
В качестве способа восстановления нарушенного права Колхоза в силу пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исходя из заявленных Колхозом требований, суд первой инстанции правильно обязал Управление внести изменения в ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 33:02:021207:1748 на основании заявления Колхоза от 29.04.2021 № КУВД-001/2021-17476419.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам.
Арбитражный суд Владимирской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Управление от уплаты государственной пошлины освобождено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 10.02.2022 по делу № А11-10399/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья А.М. Гущина
Судьи М.Н. Кастальская
Т.В. Москвичева