ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А11-11510/2021 от 07.09.2022 Первого арбитражного апелляционного суда

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир

«12» сентября 2022 года Дело № А11-11510/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 07.09.2022.

Постановление в полном объеме изготовлено 12.09.2022.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,

судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининой Ю.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Владимирской области на решение Арбитражного суда Владимирской области от 23.05.2022 по делу № А11-11510/2021, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Нерудная компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным отказа Департамента лесного хозяйства Владимирской области от 19.08.2021 № ДЛХ-6586-04-14.

В судебном заседании приняли участие представители:

Департамента лесного хозяйства Владимирской области – ФИО1 по доверенности от 11.03.2022 № ДЯХ-1097/02/01 сроком действия 1 год (представлен диплом о высшем юридическом образовании), ФИО2 директор (представлено удостоверение АВО № 1476);

общества с ограниченной ответственностью «Нерудная компания» – ФИО3 по доверенности от 10.09.2021 сроком действия до 31.12.2022 (представлен диплом о высшем юридическом образовании);

Владимирская природоохранная прокуратура, Федеральное агентство лесного хозяйства – надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили.

Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Нерудная компания» (далее по тексту – Общество) 12.08.2021 обратилось в Департамент лесного хозяйства Владимирской области с заявлением о получении согласия на образование земельного участка лесного фонда площадью 85,53 га на территории ГКУ ВО «Заречное лесничество» в целях разведки и добычи строительных песков на участке недр местного значения «Омутище-2» в Петушинском районе Владимирской области (осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых). Согласно пункту 5 указанного заявления, местоположение испрашиваемого лесного участка - квартал № 14 Заречного участкового лесничества, часть лесотаксационного выдела 4, часть лесотаксационного выдела 5, часть лесотаксационного выдела 6, часть лесотаксационного выдела 7, часть лесотаксационного выдела 8, часть лесотаксационного выдела 9, лесотаксационный выдел 10, лесотаксационный выдел 11, лесотаксационный выдел 12, лесотаксационный выдел 13, лесотаксационный выдел 14, лесотаксационный выдел 15, лесотаксационный выдел 16, лесотаксационный выдел 18, лесотаксационный выдел 19, часть лесотаксационного выдела 21, часть лесотаксационного выдела 22, лесотаксационный выдел 23, часть лесотаксационного выдела 24, часть лесотаксационного выдела 32, лесотаксационный выдел 34; кварта № 13, часть лесотаксационного выдела 11; Клязьменское участковое лесничество, <...> часть лесотаксационного выдела 8; квартал № 40, часть лесотаксационного выдела 27, часть лесотаксационного выдела 28.

Департамент письмом от 19.08.2021 № ДЛХ-6586-04-14 отказал Обществу, указав на нецелесообразность подготовки данной проектной документации в связи с тем, что часть испрашиваемого лесного участка относится к особо защитным участкам лесов, что подтверждается выпиской из государственного лесного реестра. Также указал, что на основании распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 № 849-р «Об утверждении Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов» размещение карьеров на особо защитных участках лесов запрещено.

Не согласившись с отказом Департамента, Общество обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании его незаконным.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Владимирская природоохранная прокурора, Федеральное агентство лесного хозяйства.

Решением от 23.05.2022 заявленное требование удовлетворено.

В апелляционной жалобе и дополнении к ней Департамент ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение и норм материального права и процессуального права.

Указывает, что между Департаментом и ФГБУ «Рослесинфорг» 03.12.2018 заключен государственный контракт № 20-Т на оказание услуг по изготовлению материалов лесоустройства на территории Александровского, Владимирского, Вязниковского и Заречного лесничеств (далее контракт). По результатам проведения лесоустроительных мероприятий заказчиком работ уточнены количественные и качественные характеристики лесных участков, а также определены особо защитные зоны лесов. Департаментом 15.02.2022 с учетом доработки ФГБУ «Рослесинфорг» замечаний Рослесхоза по выделению особо защитных зоы лесов вновь направлены в ФАЛХ. До настоящего времени окончательное решение Рослесхозом не принято. Полагает, что при отсутствии окончательного решения Рослесхоза по представленным материалам, у Департамента отсутствовала возможность и правовые основания для подготовки проектной документации по обращению Общества. Кроме того, Департамент обращает внимание суда на то, что в случае принятия Рослесхозом решения об установлении особо защитных участков леса на территории Заречного лесничества, разработка и добыча полезных ископаемых будет невозможна.

Представители Департамента в судебном заседании поддержали апелляционную жалобу.

Представитель Общества в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.

Иные лица, участвующие в деле, отзыв на апелляционную жалобу в установленном законом порядке не представили.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

В соответствии с частью 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании, в том числе, договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.

В силу статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса (часть 1). Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет (часть 2).

На основании статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации, договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 этой статьи и частью 1 статьи 74 кодекса (часть 1). Без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются, в том числе, для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых (часть 2 статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации).

Порядок заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе порядок подготовки, организации и проведения аукциона на право заключения такого договора, устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным кодексом (часть 6).

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации процедура предоставления земельного участка без проведения торгов включает обеспечение заинтересованным лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии, в том числе, с проектной документацией лесных участков.

В статье 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого отказа) предусмотрено, что при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков в соответствии с настоящей статьей, за исключением случаев проектирования лесных участков в целях размещения линейных объектов (часть 1).

В проектной документации лесных участков указываются площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесных участков (часть 2). Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов (часть 3). Целевое назначение и вид разрешенного использования лесов указываются в проектной документации лесного участка в соответствии со статьями 87 и 91 этого кодекса и земельным законодательством (часть 4).

При предоставлении лесных участков в аренду (в случае заключения договора аренды лесного участка в соответствии с частью 3 статьи 73.1 этого кодекса) выполнение работ по подготовке проектной документации лесных участков может быть обеспечено заинтересованным лицом (часть 6). Проектная документация лесного участка утверждается решением органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющих полномочия по предоставлению в пользование лесного участка в соответствии со статьями 81 - 84 названного кодекса (часть 7).

В статье 81 Лесного кодекса Российской Федерации установлены полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации осуществление в числе прочих полномочий в области лесных отношений полномочий по проектированию лесных участков на землях лесного фонда Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 19 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия федеральных органов исполнительной власти в области лесных отношений, предусмотренные настоящим Кодексом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании постановлений Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Согласно постановлению Губернатора Владимирской области от 20.12.2006 № 898 «Об утверждении Положения о Департаменте лесного хозяйства Владимирской области» (далее - Положение), Департамент является органом исполнительной власти области, проводящим государственную политику в сфере управления лесами и осуществляющим полномочия в области лесных отношений, возложенные на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, и исполнительно-распорядительные функции в данной сфере деятельности на всей территории области (пункт 1.1. Положения).

К полномочиям Департамента относится решение, в том числе, следующих вопросов: владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности Владимирской области (пункт 2.1); разработка лесных планов Владимирской области, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов; проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов (пункт 2.2); предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда; подготовка, организация и проведение торгов на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, аукционов на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений; установление сервитутов, публичных сервитутов в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда (пункт 2.3); проектирование лесных участков на землях лесного фонда (пункт 2.15) и иные.

Таким образом, за Департаментом закреплены полномочия по подготовке проектной документации лесных участков на землях лесного фонда.

Как следует из материалов дела, Обществу 30.10.2020 выдана лицензия на пользование недрами серии ВЛМ № 80292 с целевым назначением и видами работ – разведка и добыча строительных песков на участке недр местного значения «Омутище-2». Участок недр имеет статус горного отвода. Лицензия выдана на срок до 17.09.2040.

Земельный участок, необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода (абзац 3 статьи 25.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»).

Статьей 25.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для осуществления пользования недрами, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Таким образом, наличие горноотводного акта и лицензии на право пользования участком недр наделило Общество исключительным правом на получение земельного участка без проведения торгов. Однако наличие поименованных документов безусловно не влечет возникновение обязанности предоставить такой участок в нарушение условий и ограничений, предусмотренных лесным законодательством.

Департамент, отказывая Обществу в подготовке проектной документации лесного участка, в своем письме сослался на наличие таких ограничений, а именно на отнесение части испрашиваемого лесного участка к особо защитным участкам лесов, согласно сведениям государственного лесного реестра. При этом, согласно пояснениям Департамента, данным в ходе судебных заседаний, отнесение части испрашиваемого лесного участка к особо защитным участкам лесов явилось единственным основанием для отказа в подготовке проектной документации лесного участка, иных не установлено.

Однако, в силу статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации допускаются для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 № 849-р (утратил силу с 23.03.2022) утвержден Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов (далее - Перечень).

Согласно пункту 2 Перечня разрешается возведение таких не относящихся к объектам лесной инфраструктуры строений и сооружений, как карьер, лишь на лесных участках в защитных лесах, относящихся к категории защитных полос лесов, расположенных вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, в эксплуатационных лесах и в резервных лесах. В отношении особо защитных участков лесов устройство карьеров запрещено.

Частью 2 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.

Статьей 10 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса, расположенные на землях лесного фонда, делятся на следующие виды: 1)1 защитные леса; 2) эксплуатационные леса; 3) резервные леса.

Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 110 - 119 настоящего Кодекса.

В силу статьи 68.2 Лесного кодекса Российской Федерации по результатам проектирования эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, которое осуществляется в целях, предусмотренных статьей 12 настоящего Кодекса, органы государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 и 82 настоящего Кодекса, принимают решения об отнесении лесов к эксплуатационным лесам, защитным лесам, резервным лесам, о выделении особо защитных участков лесов, а также об установлении или изменении границ земель, на которых располагаются эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов.

Границы земель, на которых располагаются эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов в эксплуатационных лесах, защитных лесах, резервных лесах, устанавливаются с учетом квартальной сети, определяемой в соответствии с частью 3 статьи 68.1 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 2 и частью 3 статьи 110 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей на момент оспариваемого отказа, отнесение лесов к защитным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам и исключение их из состава защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, установление и изменение границ земель, на которых располагаются такие леса, осуществляются решениями органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 и 82 настоящего Кодекса, в порядке, установленном лесоустроительной инструкцией, утвержденной в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Кодекса.

Обязательным приложением к решению об отнесении лесов к защитным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам является текстовое и графическое описание местоположения границ земель, на которых располагаются защитные леса, эксплуатационные леса, резервные леса, включающее в себя перечень географических координат характерных точек границ таких земель или перечень координат этих точек в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с подпунктом 5.4.12 (утратил силу с 01.01.2022) постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» полномочия по лесоустройству - проектирование лесничеств (в том числе установление границ лесничеств), эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов осуществляет Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).

В силу подпункта 5.4.4 указанного постановления Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) принимает решения об отнесении лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации), решения о выделении особо защитных участков лесов, об установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, особо защитные участки лесов, решения об отнесении лесов к эксплуатационным лесам, резервным лесам, установление и изменение границ земель, на которых располагаются эксплуатационные леса, резервные леса.

Принятие таких решений осуществляется Рослесхозом по результатам проектирования, осуществляемого на основании лесоустроительной документации, изготовленной при проведении работ по таксации лесов.

Согласно заключению Прокуратуры от 14.01.2022 № 2-2022, по результатам проведенной проверки установлено, что особо защитные участки лесов на территории Заречного лесничества не утверждены Рослехозом. Как установлено Прокуратурой, на момент проверки Рослесхозом не определены особо защитные участки лесов после проведения лесоустройства, Департаментом в декабре 2020 года утверждены новые лесохозяйственные регламенты, в том числе, ГКУ Владимирской области "Заречное лесничество", с включением данных об особо защитных участках лесов, не соответствующих результатам проведенных работ по лесоустройству. Проверкой также установлено, что 13.11.2020, 18.11.2020 Департаментом утверждены акты о внесении документированной информации в государственный лесной реестр. Вместе с тем данные по особо защитным участкам лесов не менялись, поскольку на момент проверки не были утверждены Рослесхозом.

Как следует из ответа Рослесхоза от 24.03.2022 № ВС-02-28/6819, приказ Рослесхоза о выделении особо защитных участков лесов на территории Заречного лесничества и установлении их границ не издавался.

В силу пункта 39 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции на момент вынесения оспариваемого отказа) в полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений входит отнесение лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 настоящего Кодекса), выделение особо защитных участков лесов и установление их границ.

Таким образом, учитывая положения пункта 39 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 5.4.4. Постановления № 736, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что полномочиями по отнесению лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации) наделен орган государственной власти Российской Федерации, в данном случае Федеральное агентство лесного хозяйства.

Поскольку особо защитные участки лесов на территории Заречного лесничества не утверждены соответствующим решением (приказом) Рослесхоза, ссылка Департамента в оспариваемом отказе на отнесение части испрашиваемого лесного участка к особо защитным участкам лесов не основана на нормах законодательства и противоречит установленным по делу обстоятельствам.

Иных оснований для отказа в подготовке проектной документации лесного участка Департамент не привел.

На основании изложенного, оценив представленные в материалы дела документы в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемый отказ является не обоснованным и нарушающим права Общества.

При этих условиях суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Общества.

Доводы апелляционной жалобы данный вывод не опровергают.

Таким образом, Арбитражный суд Владимирской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда Владимирской области от 23.05.2022 по делу № А11-11510/2021 оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Владимирской области оставить без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

Председательствующий судья Т.В. Москвичева

Судьи А.М. Гущина

М.Н. Кастальская