Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017
http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Владимир
«14» сентября 2023 года Дело № А11-1344/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2023 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 сентября 2023 года
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Гущиной А.М., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу потребительского кооператива «Дубки» на решение Арбитражного суда Владимирской области от 12.07.2023 по делу № А11-1344/2023, принятое по заявлению потребительского кооператива «Дубки» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным разрешения администрации Киржачского района Владимирской области в лице муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры и строительства Киржачского района» (ОГРН <***>, ИНН <***>) от 28.10.2022 № 30 на осуществление земляных работ; об обязании администрации Киржачского района Владимирской области в лице муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры и строительства Киржачского района» отменить разрешение от 28.10.2022 № 30 на осуществление земляных работ, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: акционерное общество «Газпром газораспределение Владимир» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
при участии:
от заявителя – ФИО1 председатель совета кооператива на основании выписки ЕГРЮЛ; ФИО2 по доверенности от 06.02.2023 №2/2023 сроком действия до 31.12.2023, представлен диплом о высшем юридическом образовании от 29.05.2004 № ВСБ 0353134;
от ответчика – не явились, извещены;
от третьего лица – не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Владимирской области обратился потребительский кооператив "Дубки" (далее по тексту – заявитель, ПК «Дубки») с заявлением о признании незаконным разрешения администрации Киржачского района Владимирской области в лице муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры и строительства Киржачского района" (далее – ответчик, Администрация в лице МКУ "УЖКХАИСКР") от 28.10.2022 № 30 на осуществление земляных работ и обязании Администрацию в лице МКУ "УЖКХАИСКР" отменить разрешение от 28.10.2022 № 30 на осуществление земляных работ.
Определением от 21.03.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Газпром газораспределение Владимир" (далее – третье лицо, АО "Газпром газораспределение Владимир").
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 12.07.2023 года в удовлетворении требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ПК «Дубки» обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение АС Владимирской области об отказе удовлетворении заявления ПК «Дубки» о признании незаконным разрешения на осуществление земляных работ № 30 от 28.10.2022, выданного администрацией Киржачского района Владимирской области и об обязании администрацию Киржачского района Владимирской области отменить разрешение на осуществление земляных работ № 30 от 28.10.2022 отменить, принять новое решение об удовлетворении заявления в полном объеме.
ПК «Дубки» считает, что решение суда первой инстанции незаконно и подлежит отмене полностью, полагает выводы суда несоответствующими фактическим обстоятельствам дела, сделанными на основании материального права, не подлежащих применению к возникшим между сторонами правоотношений.
АО "Газпром газораспределение Владимир" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором третье лицо просит апелляционную жалобу ПК «Дубки» о признании незаконным разрешения на осуществление земляных работ №30 от 28.10.2022 г.и обязании администрации Киржачского района Владимирской области в лице муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства архитектуры и строительства Киржачского района» отменить разрешение на осуществление земляных работ №30 от 28.10.2022 г. оставить без удовлетворения в полном объеме, решение Арбитражного суда Владимирской области №А11-1344/2023 от 05.07.2023 г. без изменения.
Представитель ПК «Дубки» в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, считал решение суда незаконным и необоснованным, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебное заседание представители ответчика и третьего лица не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Как следует из обстоятельств дела, ПК «Дубки» на праве собственности принадлежат распределительные газопроводы низкого давления для газоснабжения жилых домов по ул. Сосновая, ул. Дубовая, ул. Кедровая, Лесному проезду, ул. Радужная и ул. Строителей, в д. Дубки Киржачского района, расположенных по адресу: Российская Федерация, Владимирская область, Киржачский район, с.п. Филипповское, Киржачское лесничество квартал 77, <...> в 10 м восточнее <...> с кадастровым номером 33:02:021258:754.
Принадлежащий заявителю газопровод спроектирован в 2014 году, проект газопровода высокого давления до ШРП, ШРП, распределительный газопровод и газопроводы-вводы низкого давления для газоснабжения жилых домов по ул. Сосновая, Дубовая, ул. Кедровая, Лесному проезду, ул. Радужная и ул. Строителей в д. Дубки Киржачского района, прошел государственную экспертизу, о чем 28.10.2014 выдано положительное заключение. Пропускная способность объекта по проекту: 222 жилых дома (в том числе 127 существующих домов, 95 домов планируемых на перспективное строительство и подключение к сети газораспределения).
АО "Газпром газораспределение Владимир" является газораспределительной организацией, оказывающей услуги по транспортировке газа, обязанной осуществлять деятельность по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям газораспределения на территории Владимирской области.
11 марта 2022 АО "Газпром газораспределение Владимир" в связи с поступившей в его адрес заявки о подключении объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 33:02:021258:367 по адресу: Владимирская область, Киржачский район, л. Дубки, ул. Дубовая, д.37, обратилось к председателю совета ПК «Дубки» ФИО1 с запросом о предоставлении согласия на подключение к принадлежащей ПК «Дубки» сети газораспределения и (или) газопотребления.
Письмом от 06.04.2022 в выдаче такого согласия ПК «Дубки» было отказано с указанием на то, что ПК «Дубки» является не единственным основным абонентом, к чьим сетям газораспределения возможно подключить вышеуказанный объект.
АО "Газпром газораспределение Владимир" обратилось в Администрацию в лице МКУ "УЖКХАИСКР" с заявлением о выдаче разрешения на право производства земляных (буровых) работ по строительству газопровода–ввода низкого давления, приложив к заявлению технические условия № 110 на подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации.
28 октября 2022 Администрацией в лице МКУ "УЖКХАИСКР" выдан ордер (разрешение на право производства земляных работ) № 30 РЭГС в г.Киржач филиала АО "Газпром Газораспределение Владимир", согласно которому производство земляных работ осуществляется на земельном участке, находящимся в муниципальной собственности и предоставленным АО "Газпром газораспределение Владимир" для использования на основании постановления администрации муниципального образования Филипповское Киржачского района от 09.09.2022 № 184 и разрешения от 13.09.2022 № 1359 на использование части земельного участка с кадастровым номером 33:02:021258:1319.
Полагая указанное разрешение незаконным, ПК «Дубки» обратился в Арбитражный суд Владимирской области с рассматриваемыми требованиями.
В обоснование заявленного требования ПК «Дубки» указал, что оспариваемое разрешение выдано в отсутствие документального правомочия АО "Газпром газораспределение Владимир" на проведение работ с месте нахождения газопровода, принадлежащего на праве собственности ПК «Дубки». Также ПК «Дубки» отметил, что в нарушение пункта 2.7.1 Административного регламента предоставления муниципальным образованием Киржачский район муниципальной услуги "Предоставление разрешения на осуществление земляных работ", утвержденного постановлением администрации Киржачского района от 30.11.2021 № 1746, Администрация в лице МКУ "УЖКХАИСКР" выдала обжалуемое разрешение в отсутствие предусмотренных указанным пунктом документов, а именно: документа о правах на газопровод, в который производится врезка; проекта производства земляных работ; договора подряда на выполнение земляных работ; приказа о назначении ответственного лица за выполнение работ; гарантийного письма о восстановлении покрытия; договора на выполнение работ по восстановлению покрытия; гарантийного письма о восстановлении зеленых насаждений; договора на выполнение работ по восстановлению зеленых насаждений; заключения о техническом состоянии конструкций объекта капитального строительства и возможности производства планируемых работ. ПК «Дубки» обратило внимание суда на то, что неполный перечень документов, необходимых для предоставления услуги, в силу подпункта "в" пункта 2.9 Регламента является основанием для отказа в приеме документов. По мнению заявителя, оспариваемым разрешением нарушаются права ПК «Дубки» как собственника газопровода, создаются условия к использованию имущества без его согласия. Кроме того, при оформлении оспариваемого разрешения заинтересованным лицом не учтены положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, в частности, статьи 52.1 данного Кодекса, которой установлен порядок технологического подключения объектов капитального строительства.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что разрешение испрашивалось для проведения земляных работ на муниципальной земле, следовательно, правоустанавливающих документов на земельный участок не требовалось; в заявлении о выдаче разрешения на право производства земляных (буровых) работ по строительству газопровода-ввода низкого давления отражено, что АО "Газпром газораспределение Владимир" обязуется выполнить комплексное восстановление нарушенного благоустройства территории после проведения земляных работ по адресу: <...>; АО "Газпром газораспределение Владимир" выдана гарантия на отсутствие просадок грунта и покрытия в пользу организаций, эксплуатирующих данный участок территории, в связи с чем, оснований для признания оспариваемого акта незаконным не имеется. Кроме того, суд отметил, что оспариваемое разрешение на осуществление земляных работ от 22.10.2022 № 30 выдано 28.10.2022. Срок производства работ с 09.11.2022 по 23.11.2022. На момент рассмотрения спора в суде срок действия данного разрешения истек. Какие-либо земельные работы по адресу, указанному в ордере, газораспределительной организацией не производятся, продление действия разрешения не осуществлялось.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
В соответствии с пунктом 8 Перечня поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21.04.2021, газораспределительным организациям совместно с иными уполномоченными органами и организациями поручено обеспечить до 2023 года в газифицированных населенных пунктах без привлечения средств населения подводку газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от внутрипоселковых газопроводов в случае наличия соответствующей заявки, определив критерии и условия такого подключения (технологического присоединения).
Выполнение мероприятий по догазификации предусмотрено Программой газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Владимирской области на 2021-2025 годы, утвержденной распоряжениями губернатора Владимирской области № 33-рг, № 169-рг от 20.03.2017 и от 01.07.2022, соответственно (далее – Программа догазификации).
АО "Газпром газораспределение Владимир" является исполнителем Программы догазификации, осуществляет подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к своей сети газораспределения или к сети основных абонентов на территории Владимирской области, в том числе в д. Дубки Киржачского района Владимирской области.
Частью 3 статьи 27 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее – Закон № 69-ФЗ) определено, что юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании газораспределительными сетями и их объектами и (или) сетями газопотребления и их объектами, не вправе препятствовать транспортировке и подаче газа по указанным сетям и их объектам потребителям, а также технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей.
В силу толкования понятий, установленных Правилами подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 № 1547 (далее – Правила № 1547), под догазификацией понимается осуществление подключения (технологического присоединения), в том числе фактического присоединения к газораспределительным сетям газоиспользующего оборудования, расположенного в домовладениях, принадлежащих физическим лицам на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве, намеревающимся использовать газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности, с учетом выполнения мероприятий в рамках такого подключения (технологического присоединения) до границ земельных участков, принадлежащих указанным физическим лицам на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве, без взимания платы с физических лиц при условии, что в населенном пункте, в котором располагаются домовладения физических лиц, проложены газораспределительные сети и осуществляется транспортировка газа.
На основании пункта 2 Правил № 1547 основной абонент – это юридическое или физическое лицо, которое не оказывает услуги по транспортировке газа, владеющее на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения и (или) газопотребления.
В силу пункта 48 Правил № 1547 в случае, если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащим основному абоненту, исполнитель обращается к такому основному абоненту в целях осуществления подключения заявителя. Исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения заявки на подключение направляет соответствующий запрос основному абоненту и одновременно уведомляет заявителя о направлении указанного запроса. Основной абонент в течение 3 рабочих дней после получения соответствующего запроса от исполнителя направляет согласие на подключение объекта через принадлежащие ему сети газораспределения и (или) газопотребления заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим подтвердить его получение исполнителем. Основной абонент (юридическое лицо) не вправе препятствовать подключению (технологическому присоединению) к принадлежащим ему сетям газораспределения и (или) газопотребления при наличии пропускной способности таких сетей.
В рассматриваемом случае, в адрес АО "Газпром газораспределение Владимир" поступила заявка о подключении объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 33:02:021258:367, в связи с чем, третье лицо обратилось к председателю совета ПК «Дубки» ФИО1 с запросом о предоставлении согласия на подключение к принадлежащей ПК «Дубки» сети газораспределения и (или) газопотребления, однако письмом от 06.04.2022 в выдаче такого согласия ПК «Дубки» было отказано.
Таким образом, положения Правил № 1547 АО "Газпром газораспределение Владимир" соблюдены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, в ряде случаев может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута. Одним из таких случаев является размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации (подпункт 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Пункт 6 названного Перечня содержит такой вид объектов как газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 Мпа, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Из материалов дела следует, что на основании постановления администрации муниципального образования Филипповское Киржачского района от 09.09.2022 № 184 АО "Газпром газораспределение Владимир" выдано разрешение от 13.09.2022 № 1359 на использование части земельного участка с кадастровым номером 33:02:021258:1319, категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: жилая застройка, для инженерной и транспортной инфраструктуры, расположенного по адресу: Российская Федерация, Владимирская область, район Киржачский, МО Филипповское (сельское поселение), <...> Дубовая, ул. Сосновая, проезд Лесной, находящегося в муниципальной собственности, для размещения объекта – "Газопровод-ввод низкого давления для газификации жилого дома, расположенного по адресу: <...>", вид размещаемого объекта – подземные линейные сооружения, а также их наземные части сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, в границах, указанных в прилагаемой схеме расположения земельных участков на кадастровом плане территории площадью 118 кв.м, сроком на 24 месяца.
Срок использования с 09.09.2022 по 08.09.2024.
АО "Газпром газораспределение Владимир" обратилось в Администрацию в лице МКУ "УЖКХАИСКР" с заявлением о выдаче разрешения на право производства земляных (буровых) работ по строительству газопровода–ввода низкого давления, приложив к заявлению технические условия № 110 на подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации.
Постановлением администрации Киржачского района от 30.11.2021 № 1746 утвержден Административный регламент предоставления муниципальным образованием Киржачский район муниципальной услуги "Предоставление разрешения на осуществление земляных работ" (далее – Регламент).
Согласно пункту 1.2 Регламента заявителями при предоставлении муниципальной услуги являются физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, 11 юридические лица, имеющие право пользования объектом недвижимости, расположенным на муниципальной территории, или уполномоченные от имени собственника объекта недвижимости заключать договора на проведение строительства, реконструкции, объектов капитального строительства, работ по благоустройству и иных земляных работ на территории муниципального образования.
В силу пункта 1.3 Регламента муниципальную услугу оказывает администрация Киржачского района Владимирской области в лице муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры и строительства Киржачского района" (далее – учреждение).
В соответствии с пунктом 2.3 Регламента результатами предоставления муниципальной услуги являются: 2.3.1 предоставление разрешения на осуществление земляных работ (приложение № 1 к административному регламенту); 2.3.2 принятие решения об отказе в: "Предоставлении разрешения на осуществление земляных работ" (приложение № 2 к административному регламенту).
Пунктом 2.7 Регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги. 2.7.1 Перечень документов, представляемых заявителем: 1) запрос о предоставлении услуги; 2) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя действовать от имени заявителя; 3) правоустанавливающие документы на объект недвижимости (в случае, если необходимые документы и сведения о правах на земельный участок отсутствуют в ЕГРН, а также в случае отсутствия указанных документов и сведений в органах исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органах местного самоуправления, уполномоченных на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной, муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена); 4) решение собственника (правообладателя) объекта капитального строительства о сносе; 5) договор на осуществление технологического присоединения к инженерным сетям; 6) проект производства земляных работ; 7) договор подряда на выполнение земляных работ; 8) приказ о назначении ответственного лица за выполнение работ; 9) схема движения транспорта и пешеходов; 10) гарантийное письмо о восстановлении покрытия; 11) договор на выполнение работ по восстановлению покрытия; 12) гарантийное письмо о восстановлении зеленых насаждений; 13) договор на выполнение работ по восстановлению зеленых насаждений; 14) заключение о техническом состоянии конструкций объекта капитального строительства и возможности производства планируемых работ; 15) согласование эксплуатирующей организации (в случае обращения за разрешением на проведение аварийных работ); 16) гарантийное письмо о восстановлении покрытия и благоустройства (в случае обращения за разрешением на проведение аварийных работ); 17) исполнительная документация (схема) коммуникаций (в случае обращения за закрытием разрешения на осуществление земляных работ); 18) календарный график выполнения работ; 19) уведомление единой дежурной диспетчерской службы (в случае обращения за разрешением при проведении аварийного ремонта). Указанные документы могут быть поданы заявителем или его представителем в учреждении с использованием Единого портала (при наличии технической возможности) и подписаны с использованием ключа простой электронной подписи без необходимости их подачи в иной форме. Учреждение информирует заявителей о возможности подачи документов с использованием Единого портала в соответствии с пунктом 1.4.7 настоящего административного регламента.
Пунктом 2.7.2 Регламента предусмотрен перечень документов, получаемых в ходе межведомственного взаимодействия: а) сведения из Единого государственного реестра юридических лиц (в случае подачи заявления юридическим лицом); б) сведения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (в случае подачи заявления индивидуальным предпринимателем); в) сведения из Единого государственного реестра недвижимости; г) разрешение на строительство; д) разрешение на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия; е) уведомление о планируемом сносе объекта капитального строительства; ж) разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции; з) разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности; и) разрешение на размещение объекта; к) разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции; л) уведомление единой дежурной диспетчерской службы; м) технические условия для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения; н) уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке; о) разрешение на право проведения земляных работ. Документы, предусмотренные пунктом 2.7.2, заявитель вправе представить по собственной инициативе. В случае непредставления их заявителем сотрудник учреждения не позднее следующего дня после приема документов у заявителя запрашивает указанные документы (сведения, содержащиеся в них) с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
В пункте 2.9 Регламента содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги: а) заявление подано в орган местного самоуправления или организацию, в полномочия которых не входит предоставление услуги; б) неполное заполнение полей в форме заявления, в том числе в интерактивной форме заявления на ЕПГУ, РПГУ; в) представление неполного комплекта документов, необходимых для предоставления услуги; г) представленные документы утратили силу на момент обращения за услугой (документ, удостоверяющий личность; документ, удостоверяющий полномочия представителя Заявителя, в случае обращения за предоставлением услуги указанным лицом); д) представленные на бумажном носителе документы содержат подчистки и исправления текста, не заверенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; е) представленные в электронном виде документы содержат повреждения, наличие которых не позволяет в полном объеме использовать информацию и сведения, содержащиеся в документах для предоставления услуги; ж) заявление и документы, необходимые для предоставления услуги, поданы в электронной форме с нарушением требований, установленных нормативными правовыми актами; з) выявлено несоблюдение установленных статьей 11 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" условий признания действительности усиленной квалифицированной электронной подписи.
Основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги в соответствии с пунктом 2.10 Регламента являются: а) поступление ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для предоставления услуги; б) несоответствие проекта производства работ требованиям, установленным нормативными правовыми актами; в) невозможность выполнения работ в заявленные сроки; г) наличие у Заявителя незакрытых ранее выданных двух и более разрешений, срок действия которых истек; д) установлены факты нарушений при проведении земляных работ в соответствии с выданным разрешением на осуществление земляных работ; е) наличие противоречивых сведений в заявлении о предоставлении государственной услуги и приложенных к нему документах.
В силу пункта 3.4.3 Регламента руководитель (заместитель руководителя) учреждения исходя из результатов проверки документов и проекта разрешения, на основании пунктов 2.9, 2.10 настоящего административного регламента принимает решение о выдаче разрешения на право производства земляных работ либо об отказе в предоставлении права производства земляных работ.
Согласно оспариваемому разрешению, производство земляных работ осуществляется на земельном участке, находящимся в муниципальной собственности и предоставленным АО "Газпром газораспределение Владимир" для использования на основании постановления администрации муниципального образования Филипповское Киржачского района от 09.09.2022 № 184 и разрешения от 13.09.2022 № 1359 на использование части земельного участка с кадастровым номером 33:02:021258:1319, которые не были оспорены в установленном действующим законодательством порядке.
Согласно статье 2 Закона № 69-ФЗ, система газоснабжения – имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа; газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям.
В статье 6 указанного Закона определено, что единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статьей 27 Закона № 69-ФЗ прямо предусмотрена обязанность организаций - собственников систем газоснабжения обеспечить, если иное не предусмотрено настоящим Законом, недискриминационный доступ любым организациям, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, к свободным мощностям принадлежащих им газотранспортных и газораспределительных сетей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги в соответствии с пунктом 2.10 Регламента арбитражный суд не установил.
Довод ПК «Дубки» о представлении АО "Газпром газораспределение Владимир" неполного пакета документов, что должно было явиться основанием для отказа в приеме документов на основании пункта 2.9 Регламента, судом первой инстанции рассмотрен и правомерно отклонен, поскольку разрешение испрашивалось АО "Газпром газораспределение Владимир" для проведения земляных работ на муниципальной земле, следовательно, правоустанавливающих документов на земельный участок не требовалось; в заявлении о выдаче разрешения на право производства земляных (буровых) работ по строительству газопровода-ввода низкого давления отражено, что АО "Газпром газораспределение Владимир" обязуется выполнить комплексное восстановление нарушенного благоустройства территории после проведения земляных работ по адресу: <...>; АО "Газпром газораспределение Владимир" выдана гарантия на отсутствие просадок грунта и покрытия в пользу организаций, эксплуатирующих данный участок территории.
Довод заявителя об отсутствии согласования оспариваемого разрешения организациями – владельцами подземных коммуникаций позднее даты самого разрешения от 28.10.2022 № 30, также правомерно отклонен судом, поскольку действующее законодательство не содержит такого основания для признания обжалуемого разрешения незаконным, кроме того, производство земляных работ разрешено с 09.11.2022 по 23.11.2022, то есть после состоявшихся согласований.
Ссылка ПК «Дубки» на наличие иного газопровода, к которому возможно подключение жителей д. Дубки, судом первой инстанции правомерно признана несостоятельной, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие возможность, исходя из пропускной способности и мощности, протяженности, расстояния до границ негазифицированных домовладений, подключать новых абонентов.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое разрешение выдано уполномоченным органом в целях обеспечения до 2023 года в газифицированных населенных пунктах без привлечения средств населения подводку газа до границ негазифицированных домовладений, соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы ПК "Дубки".
Кроме того, как верно отметил суд первой инстанции, оспариваемое разрешение на осуществление земляных работ от 22.10.2022 № 30 выдано 28.10.2022 и имеет срок производства работ с 09.11.2022 по 23.11.2022.
На момент рассмотрения спора в суде срок действия данного разрешения истек, при этом, какие-либо земельные работы по адресу, указанному в ордере, газораспределительной организацией не производятся, продление действия разрешения не осуществлялось, доказательств обратного заявителем не представлено.
Учитывая изложенное, повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения требований не имеется.
Все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
По мнению заявителя, решение об отказе в предоставлении земельного участка не соответствует действующему законодательству и нарушает исключительное право заявителя на приватизацию земельного участка, находящегося под принадлежащими ему на праве собственности объектами недвижимости.
По мнению заявителя, решение об отказе в предоставлении земельного участка не соответствует действующему законодательству и нарушает исключительное право заявителя на приватизацию земельного участка, находящегося под принадлежащими ему на праве собственности объектами недвижимости.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Владимирской области принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 12.07.2023 по делу № А11-1344/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу потребительского кооператива «Дубки» – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья
М.Н. Кастальская
Судьи
А.М. Гущина
Т.А. Захарова