г. Владимир
«06» октября 2022 года Дело № А11-2674/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 04.10.2022.
Полный текст постановления изготовлен 06.10.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» на решение Арбитражного суда Владимирской области от 12.07.2022 по делу № А11–2674/2022,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным предписания Инспекции государственного жилищного надзора Владимирской области от 18.02.2022 № 53-01-02,
при участии в деле третьего лица – общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальная служба «Алдега».
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» – ФИО1 по доверенности от 10.01.2022 №1/22 сроком действия до 31.12.2022.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя общества с ограниченной ответственностью «Перспектива», Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В Инспекцию государственного жилищного надзора Владимирской области (далее – Инспекция) поступили обращения жителя многоквартирного дома № 6 корп. 4а по ул. Октябрьская г. Александрова по факту незаконного начисления/выставления обществом с ограниченной ответственностью «Перспектива» (далее – Общество) платежных документов по плате за содержание жилого помещения за ноябрь 2021 года, на основании которого в соответствии с приказом Инспекции от 11.02.2022 № 41-01-02 в отношении Общества проведена проверка соблюдения им лицензионных требований в части порядка начала управления указанным многоквартирным домом.
В рамках проверки Инспекцией выявлено, что Обществом допущены нарушения лицензионных требований, установленных частью 7 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), а именно неправомерное начало управления многоквартирным домом № 6 корп. 4а по ул. Октябрьская г. Александрова.
При этом, согласно сведениям реестра лицензий Владимирской области на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в ноябре 2021 года деятельность по управлению многоквартирным домом № 6 корп. 4а по ул. Октябрьская г. Александрова осуществляло общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальная служба «Алдега» (далее - ООО «ЖКС «Алдега»).
В перечень многоквартирных домов (в реестр лицензий), деятельность по управлению которыми осуществляет Общество, спорный дом в указанный период не включался.
Согласно решению органа государственного жилищного надзора от 16.11.2021 № 837 вышеназванный дом включен в реестр лицензий Общества только с 01.12.2021.
Выявленное нарушение зафиксировано в акте проверки от 18.02.2022 № 88-01-02.
По результатам проверки Обществу выдано предписание от 18.02.2022 № 53-01-02, в котором предложено в срок до 15.04.2022 принять меры по устранению нарушений требований законодательства, а именно: прекратить в период ноябрь 2021 года осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом № 6 корп. 4а по ул. Октябрьская в г. Александров; прекратить с 01.11.2021 по 30.11.2021 начисление платы за содержание жилого помещения собственникам (нанимателям) помещений вышеуказанного дома; произвести возврат оплаченных собственниками (нанимателями) помещений названного дома денежных средств по платежным документам за ноябрь 2021 года.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным предписания Инспекции от 18.02.2022 № 53-01-02.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительного предмета спора, привлечено ООО «ЖКС «Алдега».
Решением от 12.07.2022 Арбитражный суд Владимирской области отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы настаивает на том, что на общем собрании собственников данного многоквартирного дома (протокол внеочередного общего собственников помещений от 18.10.2021 № 1/21) приняты решения о расторжении с 01.11.2021 ранее заключенного договора сООО «ЖКС «Алдега», о заключении с 01.11.2021 договора управления с Обществом.
Общество указывает, что управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>, фактически начато Обществом 01.11.2021 на основании договора управления, заключенного той же датой.
По мнению Общества, судом первой инстанции не дана оценка доводам Общества о том, что исполнителем коммунальных услуг для собственников спорного многоквартирного дома в период с 01.11.2021 по 30.11.2021 являлось Общество, и о том, что предыдущая управляющая организация - ООО «ЖКС «Алдега» в данный период времени функции исполнителя коммунальных услуг для жителей спорного многоквартирного дома не осуществляло.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу в суд не направили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно пункту 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона № 99-ФЗ должностные лица лицензирующих органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при осуществлении лицензирования имеют право, в том числе выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Порядок лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами установлен главой 19 ЖК РФ.
В силу части 1 статьи 196 ЖК РФ региональный государственный лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляется органами государственного жилищного надзора в соответствии с положением о лицензировании такой деятельности, утвержденным Правительством Российской Федерации.
С учетом положений части 3 статьи 196 ЖК РФ, части 13 статьи 136 Федерального закона от 11.06.2021 №170-ФЗ до 01.03.2022 государственный контроль (надзор) за соблюдением лицензионных требований лицензиатами, осуществляющими лицензируемые виды деятельности, предусмотренные, в том числе пунктом 51 части 1 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ, проводится в соответствии с положениями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом №99-ФЗ.
Основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Постановлением губернатора Владимирской области от 23.01.2006 № 21 утверждено Положение об Инспекции государственного жилищного надзора Владимирской области, в соответствии с которым на Инспекцию возложены функции лицензионного контроля (надзора).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – Положение № 1110), пунктом 3 которого определены лицензионные требования, к которым в том числе относится соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 ЖК РФ.
Согласно пункту 13 Положения № 1110 при проведении лицензионного контроля должностные лица лицензирующего органа имеют право, в том числе, выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований к осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Таким образом, предписание выдано Инспекцией в пределах предоставленных ей полномочий.
Требования Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Федерального закона № 99-ФЗ, части 3 статьи 196 ЖК РФ при организации и проведении проверки внеплановой документарной проверки в отношении Общества, оформлении результатов проверки и выдачи оспариваемого предписания Инспекцией соблюдены.
На основании статей 161, 162 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
В силу положений статей 153, 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится один раз, двойное взимание жилищно-коммунальных платежей не допускается.
В части 9 статьи 161 ЖК РФ установлено, что многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом (части 1, 2 статьи 192 ЖК РФ).
Согласно части 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Как следует из части 7 статьи 135 ЖК РФ, в случае выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о государственной регистрации товарищества собственников жилья органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, товариществом собственников жилья представляются в орган государственного жилищного надзора сведения о выборе способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 данной статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 198 ЖК РФ при выполнении требований о размещении указанных сведений в системе и внесении органом жилищного надзора изменений в реестр лицензий лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 ЖК РФ, за исключением случая, указанного в части 7 данной статьи.
Управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом (часть 7 статьи 162 ЖК РФ).
С учетом вышеприведенных правовых норм суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что условием для начала осуществления деятельности по управлению домом в таком порядке, среди прочего является включение в реестр лицензий субъекта Российской Федерации соответствующих сведений об управлении многоквартирным домом.
Исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 ЖК РФ.
С даты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 200 настоящего кодекса (часть 6 статьи 198 ЖК РФ).
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 № 938/пр утверждены Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок), из которого следует, что изменения в реестр лицензий вносятся органом государственного жилищного надзора на основании представленного лицензиатом, в том числе на основании поступления от другого лицензиата заявления, в связи с прекращением, расторжением договора управления домом.
В пункте 14 Порядка указано, что в случае принятия решения о внесении изменений в реестр, соответствующие изменения перечня и сведений о многоквартирных домах, содержащихся в реестре, вносятся органом государственного жилищного надзора с первого числа календарного месяца, следующего за датой, указанной в соответствующем решении, но не ранее срока, определенного в договоре управления многоквартирным домом и с которого лицензиат начинает осуществление деятельности по управлению указанным домом.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что решением Инспекции от 16.11.2021 № 837 внесены изменения в реестр лицензий ООО «ЖКС «Алдега» в части исключения 30.11.2021 многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>.
До момента исключения из реестра лицензий (то есть до 30.11.2021) ООО «ЖКС «Алдега» являлось управляющей организацией спорного дома.
Решением внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, оформленным протоколом внеочередного общего собрания от 18.10.2021 № 1/21, собственники помещений указанного дома приняли решение о расторжении с 01.11.2021 договора управления, заключенного с ООО «ЖКС «Алдега», о выборе в качестве управляющей организации Общества и заключении с последним договора управления многоквартирным жилым домом с 01.11.2021.
Договор управления между собственниками помещений названного дома и Обществом заключен 01.11.2021.
На основании решения от 16.11.2021 № 838 указанный дом включен в реестр лицензий Общества с 01.12.2021.
Как установлено судом первой инстанции по материалам дела, Общество с 01.11.2021 при наличии действующей до 30.11.2021 управляющей компании - ООО «ЖКС «Алдега», приступило к управлению многоквартирным домом № 6 корп. 4а по ул. Октябрьская г. Александрова, за указанный период Общество произвело жителям данного дома начисление платы за содержание жилого помещения, что подтверждается письмом от 04.02.2022 № ПО, копиями платежных документов за ноябрь-декабрь 2021 года.
Из обращений собственников названного дома следует, что ООО «ЖКС «Алдега» также выставило платежные документы в части платы за содержание жилого помещения за ноябрь 2021 года.
По состоянию на ноябрь 2021 года спорный дом не был исключен из реестра лицензий ООО «ЖКС «Алдега», следовательно, находился в управлении указанной организации.
Однако, исходя из совокупности вышеприведенных норм права не допускается возможность управления многоквартирным домом одновременно двумя управляющими организациями, равно как и осуществление такого управления организацией до внесения о ней сведений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Общество не вправе было осуществлять фактическое управление многоквартирным домом до внесения о ней сведений в реестр лицензий.
При этом Общество имеет возможность заявить регрессные требования к лицу, обладавшему правом на управление многоквартирным домом в спорный период в части фактически понесенных расходов на содержание общего имущества при их наличии и документальном подтверждении.
При таких обстоятельствах оспоренное предписание Инспекции соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы Общества.
В этой связи суд первой инстанции обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Общества по приведенным в ней доводам.
Арбитражный суд Владимирской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на Общество.
Излишне уплаченная по платежному поручению от 27.07.2022 № 1286 государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату Обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 12.07.2022 по делу № А11–2674/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» – без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Перспектива» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 27.07.2022 № 1286.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья А.М. Гущина
Судьи М.Б. Белышкова
М.Н. Кастальская