ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А11-9587/2022 от 25.10.2023 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А11-9587/2022

27 октября 2023 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 25.10.2023.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Забурдаевой И.Л.,

судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,

при участии представителя

от ответчика: ФИО1 (доверенность от 23.01.2023)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный центр охраны здоровья животных»

на решение Арбитражного суда Владимирской области от 25.05.2023 и

постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2023

по делу № А11-9587/2022

по иску общества с ограниченной ответственностью «Фирма «Випс-Мед»

(ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный центр охраны здоровья животных»

(ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

о взыскании денежных средств

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, – общество с ограниченной ответственностью «Владимирэнергосервис»,

и у с т а н о в и л :

Общество с ограниченной ответственностью «Фирма «Випс-Мед» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный центр охраны здоровья животных» (далее – Учреждение) о взыскании 50 474 547 рублей 60 копеек долга по контракту от 20.07.2020 № 12678БК.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Владимирэнергосервис».

Арбитражный суд Владимирской области решением от 25.05.2023, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2023 удовлетворил иск в полном объеме.

Учреждение не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права, нарушили нормы процессуального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По его мнению, суды не дали оценки дополнительному соглашению от 16.02.2022 № 7.

Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.

Общество в отзыве на кассационную жалобу отклонило доводы заявителя, сославшись на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.

Третье лицо отзыв на кассационную жалобу не представило.

Общество и третье лицо надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не явились в заседание суда округа, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность принятых Арбитражным судом Владимирской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установили суды, Учреждение (заказчик) и Общество (подрядчик) заключили контракт от 20.07.2020 № 12678БК, согласно которому подрядчик обязуется в установленный контрактом срок поэтапно выполнить работы по объекту: «Реконструкция здания «Вспомогательный корпус-стационар» для создания информационно-вычислительного центра Учреждения по заданию заказчика, предусмотренному техническим заданием (приложение № 1 к контракту), графиком выполнения строительно-монтажных работ (приложение № 2 к контракту) и сдать заказчику результат работ, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, осуществить приемку выполненных работ (ее результатов) и оплатить работы.

Обязательства подрядчика по реконструкции объекта признаются выполненными при получении заказчиком заключения органа государственного строительного надзора о соответствии объекта требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (пункт 1.5 контракта).

Цена контракта составляет 330 406 375 рублей 35 копеек, в том числе НДС
20 процентов, является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта и включает в себя прибыль подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иные расходы подрядчика, связанные с выполнением работ по контракту. Цена контракта не облагается НДС если контракт заключается с лицами, не являющимися в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах плательщиком НДС. Цена этапа № 1 – 82 461 183 рубля 97 копеек; этапа № 2 –
247 945 191 рубль 38 копеек (пункт 2.1 контракта).

Согласно пункту 3.1 контракта приемка и оплата выполненных работ, в том числе их отдельных этапов, осуществляется на основании первичных учетных документов, подтверждающих их выполнение, составленных после завершения выполнения конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ (этапов работ) на основании сметы контракта (приложение № 5 к контракту), графика выполнения строительно-монтажных работ (приложение № 2 к контракту), графика оплаты выполненных работ (приложение № 2.1 к контракту) условиями контракта, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Первичным учетным документом, являющимся основанием для оплаты выполненных работ, в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ (приложение № 2 к контракту) и графиком оплаты выполненных работ (приложение № 2.1 к контракту), по завершении выполнения соответствующих конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ, в том числе работ, выполняемых поэтапно, является акт о приемке выполненных работ, оформленный и подписанный в установленном порядке.

В пункте 3.5 контракта стороны согласовали график оплаты выполненных работ: расчет за фактически выполненные работы в отчетном месяце по каждому отдельному этапу осуществляется заказчиком в течение 30-ти календарных дней с даты подписания сторонами акта о приемке выполненных работ (форма № КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3) и на основании предоставленных подрядчиком счета, в размере указанном в справке о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3) за отчетный месяц. Оплата работ, выполненных в последнем отчетном месяце каждого отдельного этапа исполнения контракта, в предусмотренном справкой о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3) размере осуществляется в течение пятнадцати календарных дней с даты подписания сторонами акта о приемке выполненных работ (форма № КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3) за отчетный месяц и на основании предоставленных подрядчиком счета, счета-фактуры (предоставляется, если подрядчик является плательщиком НДС). При определении стоимости фактически выполненных работ используется понижающий коэффициент, полученный путем деления стоимости работ по контракту на начальную (максимальную) цену контракта, которая была предусмотрена документацией о закупке. Размер понижающего коэффициента 0,89999999971. Оплата выполненных работ производится при отсутствии у заказчика претензий по объему и качеству выполненных работ и после предоставления подрядчиком заказчику исполнительной документации.

Контракт исполняется поэтапно в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ (приложение № 2 к контракту). Сроки завершения работ по каждому отдельному этапу исполнения контракта и по каждому отчетному месяцу являются промежуточными сроками. Подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного срока, так и промежуточных сроков выполнения работ. Сроки начала выполнения подрядчиком работ по каждому отдельному этапу исполнения контракта и сроки выполнения работ подрядчиком по каждому отдельному этапу исполнения контракта: на 2020 год (по этапу № 1) сроки выполнения работ: с даты, следующей за датой заключения контракта, по 20.11.2020 включительно; на 2021 год (по этапу № 2) сроки выполнения работ: с 01.01.2021 по 20.11.21 включительно (пункт 5.1 контракта).

Пунктом 5.2 контракта установлено, что в рамках каждого отдельного этапа исполнения контракта подрядчик обязан выполнять работы и сдавать их заказчику по частям по завершении каждого отчетного месяца. Отчетный месяц это период с 21-го числа предшествующего календарного месяца по 20-ое число включительно текущего календарного месяца, если иное не установлено контрактом. Первый отчетный месяц этапа № 1 представляет собой период с даты, следующей за датой заключения контракта,
по 20-ое число включительно первого календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором заключен контракт. Первый отчетный месяц этапа № 2 представляет собой период с 1-го января по 20-ое февраля включительно соответствующего этапу года. Последний отчетный месяц этапа № 2 представляет собой период с 21.10.2021 по 20.11.2021 включительно.

Согласно пункту 7.2 контракта сроки выполнения работ установлены в приложении № 2 к контракту. В рамках каждого этапа исполнения контракта подрядчик обязан выполнить работы и сдать их заказчику по частям – в сроки, установленные пунктом 5.2 контракта. Подрядчик в течение пяти календарных дней с даты завершения каждого отчетного месяца представляет заказчику подписанные со своей стороны акт о приемке выполненных работ по форме № КС-2 в четырех экземплярах, справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме № КС-3 в четырех экземплярах, исполнительную документацию на выполненный объем работ в соответствии с представленными актами по форме № КС-2, № КС-3, счет на выполненный объем работ в соответствующем отчетном месяце, счет-фактуру на выполненный объем работ в соответствующем отчетном месяце (предоставляется, если подрядчик является плательщиком НДС), акт о приемке законченной реконструкции объекта с приложением полного перечня исполнительной документации по реестру в трех экземплярах (предоставляется после завершения работ в последнем отчетном месяце этапа № 2 исполнения контракта). Акты по форме № КС-2,
№ КС-3 должны быть подписаны представителями строительного контроля (технического надзора).

Приемка результатов работ по конструктивным решениям (элементам) и (или) комплексам (видам) работ, включенным в смету контракта, каждого этапа (отчетного периода) исполнения контракта, включая проведение экспертизы результатов выполнения работ, осуществляется в течение 20-ти календарных дней с даты предоставления подрядчиком документов, указанных в пункте 7.2 контракта, если иное не установлено контрактом, приемка результатов за последний отчетный месяц каждого отдельного этапа исполнения контракта, включая проведение экспертизы результатов выполнения работ, осуществляется в течение десяти календарных дней с даты предоставления – подрядчиком документов, указанных в пункте 7.2 контракта (пункт 7.7 контракта).

Согласно пункту 7.8 контракта результатом выполненной работы по контракту является реконструированный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и техническому заданию к контракту, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Контракт вступает в силу со дня его заключения и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по контракту. Срок окончания исполнения контракта – 31.12.2021 (пункт 23.1 контракта).

Дополнительным соглашением от 13.10.2020 № 1 стороны согласовали объем (виды) работ по строительству временных зданий и сооружений указанных в приложениях № 2, № 3, № 4 к дополнительному соглашению и локальных сметах № 07-01-02 (временное ограждение) на сумму 569 622 рублей, № 07-01-03 (место для курения) на сумму 34 119 рублей, № 06-01-04 (временный водопровод) на сумму 108 064 рубля 80 копеек.

Стороны заключили дополнительное соглашение от 06.11.2020 № 2, изложив пункт 2.1 контракта в следующей редакции: цена контракта является твердой, определена на весь срок исполнения контракта и включает в себя прибыль подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов подрядчика, связанных с выполнением обязательств по контракту, при котором цена контракта (цена работ) составляет 363 202 753 рубля 04 копейки, в том числе НДС 20 процентов. Цена контракта не облагается НДС если контракт заключается с лицами, не являющимися в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах плательщиком НДС. Цена этапа № 1 составляет 150 804 842 рубля 82 копейки, этапа № 2 составляет 212 397 910 рублей 22 копейки.

Дополнительным соглашением от 03.12.2020 № 3 стороны согласовали дополнительный объем (виды) работ по локальной смете № 02-01-02д2 на сумму 862 154 рубля 40 копеек.

Стороны заключили дополнительное соглашение от 21.12.2020 № 4, изложив пункт 2.1 контракта в следующей редакции: цена контракта является твердой, определена на весь срок исполнения контракта и включает себя прибыль подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов подрядчика, связанных с выполнением обязательств по контракту, при котором цена контракта (цена работ) составляет: 363 202 753 рубля 04 копейки, в том числе НДС 20 процентов. Цена контракта не облагается НДС если контракт заключается с лицами, не являющимися в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах плательщиком НДС. Цена этапа № 1 составляет 154 719 429 рублей 36 копеек, цена этапа № 2 – 208 483 323 рубля 68 копеек.

Дополнительным соглашением от 25.06.2021 № 5 стороны внесли изменения в локальный сметный расчет № 02-01-02, исключив объем (виды) работ на сумму 4 142 547 рублей 60 копеек, указанный в локальной смете № 02-01-02 искл.1 (Конструктивные решения, земляные работы) (позиции с 66 по 76), в соответствии с приложением № 4 к дополнительному соглашению. Руководствуясь пунктом 3.6 контракта, стороны согласовали дополнительный объем (виды) работ за счет резерва средств на непредвиденные работы и затраты. Дополнительный объем (виды) работ на сумму 339 702 рубля согласован сторонами в локальной смете № 01-01-04 доп. (демонтажные работы. Вынос сетей электроснабжения), предусмотренной приложением № 1 к дополнительному соглашению. Дополнительный объем (виды) работ на сумму 841 189 рублей 20 копеек согласован сторонами в локальной смете № 02-01-02 вкл. 1 (КР. Конструктивные решения, земляные работы), предусмотренной приложением № 5 к дополнительному соглашению. С учетом изменений, указанных в абзаце шесть пункта 1 дополнительного соглашения, сумма средств на непредвиденные работы и затраты по локальной смете 02-01-02 составит 4 983 736 рублей 80 копеек. Руководствуясь пунктом 3.6 контракта, стороны пришли к соглашению выполнить дополнительный объем (виды) работ за счет резерва средств на временные работы и затраты. Дополнительный объем (виды) работ на сумму 450 954 рубля согласован сторонами в локальной смете № 06-01-05 (временное теплоснабжение), предусмотренной приложением № 2 к дополнительному соглашению. Дополнительный объем (виды) работ на сумму 276 322 рубля 80 копеек согласован сторонами в локальной смете № 08-01-04 (временное электроснабжение и электроосвещение).

Дополнительным соглашением от 22.12.2021 № 6 стороны дополнили контракт пунктом 2.5 следующего содержания: контрактом предусмотрена выплата аванса в размере 22,03 процента от цены контракта, что составляет 80 013 566 рублей 49 копеек. Оплата аванса производится заказчиком по безналичному расчету путем перечисления денежных средств на лицевой счет для учета операций не участника бюджетного процесса, открытый подрядчиком в территориальном органе Федерального казначейства в Центральном банке Российской Федерации. Авансовый платеж перечисляется подрядчику единовременным платежом в течение семи календарных дней с даты представления заказчику надлежаще оформленного счета на оплату, при этом лицевой счет для учета операций не участника бюджетного процесса подлежит открытию в территориальном органе Федерального казначейства в Центральном банке Российской Федерации. В случае отсутствия указанного счета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, авансовый платеж не перечисляется. Подрядчик в соответствии с Правилами казначейского сопровождения имеет право на возмещение произведенных им расходов (части расходов) в пределах сметной стоимости работ по настоящему контракту, при условии предоставления копий платежных поручений, реестров платежных поручений и иных документов, подтверждающих оплату произведенных юридическим лицом расходов (части расходов).

Общество направило Учреждению акты о приемке выполненных работ от 29.06.2022 № 136, от 29.06.2022 № 137, от 29.06.2022 № 138, от 29.06.2022 № 139, от 29.06.2022
№ 140, от 29.06.2022 № 141, от 29.06.2022 № 142, от 29.06.2022 № 143, от 29.06.2022
№ 144, от 29.06.2022 № 145, от 29.06.2022 № 146, от 29.06.2022 № 147, от 29.06.2022
№ 148, от 29.06.2022 № 149, от 29.06.2022 № 150 и справку о стоимости выполненных работ и затрат от 29.06.2022 № 42.

Поскольку Учреждение не оплатило выполненные работы, Общество направило претензию от 01.08.2022 № 235 с требованием об оплате задолженности за выполненные работы.

Учреждение в письме от 09.08.2022 № 15-07/8642 отказало в удовлетворении данного требования, указав, что текущие условия контракта со всеми изменениями и дополнениями не содержат заявленный к приемке объем работ.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с иском.

Руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации
(далее – ГК РФ), пунктом 2 статьи 34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ), Обзором судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 № 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда», суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у подрядчика оснований для оплаты выполненных работ.

Суд апелляционной инстанции оставил решение суда без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).

В силу статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Согласно статье 711 ГК РФ, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.

В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

В соответствии с пунктом 1 статьи 709 ГК РФ в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения.

Согласно пункту 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 ГК РФ).

В соответствии со статьей 709 ГК РФ договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. Цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение. Цена работы может быть определена путем составления сметы. Цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой.

В силу пункта 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 Закона № 44-ФЗ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 743 ГК РФ подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику и обосновать необходимость немедленных действий в интересах заказчика.

Подрядчик, не выполнивший обязанности, установленной пунктом 3 данной статьи, лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ, если не докажет необходимость немедленных действий в интересах заказчика, в частности в связи с тем, что приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства (пункт 4 статьи 743 ГК РФ).

По смыслу названных норм под дополнительными работами понимаются работы, необходимость проведения которых обнаруживается подрядчиком в ходе проведения строительных работ и которые отсутствуют в технической документации, то есть таких работ, без проведения которых продолжение строительства невозможно.

В частности, дополнительными могут быть признаны только те работы, которые не были учтены в технической документации, но должны были быть учтены, поскольку без их выполнения подрядчик не может приступить к другим работам или продолжать уже начатые, либо ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата работ.

Согласно пункту 5 статьи 743 ГК РФ при согласии заказчика на проведение и оплату дополнительных работ подрядчик вправе отказаться от их выполнения лишь в случаях, когда они не входят в сферу профессиональной деятельности подрядчика либо не могут быть выполнены подрядчиком по не зависящим от него причинам.

В пункте 12 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, содержится разъяснение о том, что увеличение объема работ по государственному (муниципальному) контракту, в том числе, когда такое увеличение превышает 10 процентов от цены или объема, предусмотренных контрактом, допустимо исключительно в случае, если их невыполнение грозит годности и прочности результата выполняемой работы.

К дополнительным работам, подлежащим оплате заказчиком, также могут быть отнесены исключительно те работы, которые, исходя из имеющейся информации на момент подготовки документации и заключения контракта объективно не могли быть учтены в технической документации, но должны быть произведены, поскольку без их выполнения подрядчик не может приступать к другим работам или продолжать уже начатые, либо ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата.

По смыслу приведенных норм в случае, если заказчик согласовал действия по проведению дополнительных работ, необходимых для завершения технологического цикла и обеспечения годности и прочности их результата, последующий отказ в оплате дополнительных работ создавал бы возможности для извлечения им преимуществ из своего недобросовестного поведения, что противоречит пункту 4 статьи 1 ГК РФ.

Согласно правовой позиции, приведенной в пункте 8 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 № 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда», основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику.

В связи с возникшими между сторонами разногласиями относительно объема и стоимости выполненных работ арбитражным судом была назначена судебная экспертиза.

Согласно заключению судебной экспертизы от 07.03.2023 № 9587-СТЭ/2023 работы прописанные в актах сдачи-приемки № 136-№150 и соответствующих сметах являются базовыми (обязательными) работами в составе контракта от 20.07.2020 № 12678БК, то есть относительно действующего контракта эти работы не являются дополнительными. Данные работы являются дополнительными только в отношении старой (уже не действующей) версии контракта. Но вне зависимости от классификации этого вида работ, данные работы фактически выполнены Обществом в объеме, качестве и стоимости, соответствующие нормативной документации и версии контракта.

Оценивая заключение судебной экспертизы по правилам процессуального закона, суды обоснованно сочли, что заключение судебной экспертизы соответствует требованиям статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Экспертом даны квалифицированные пояснения по вопросам, поставленным на разрешение. Заключение является конкретным, логичным, ясным и полным, содержит исчерпывающие пояснения по каждому из вопросов, признается достоверным и допустимым доказательством.

Каких-либо сомнений в обоснованности выводов эксперта, а также каких-либо противоречий суды не установили.

Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства в совокупности и во взаимосвязи, в том числе заключение судебной экспертизы, установив, что предъявленные к оплате работы являлись базовыми (обязательными) в составе контракта и необходимыми для обеспечения годности и прочности результата работ, суды правомерно сочли требование Общества о взыскании 50 474 547 рублей 60 копеек долга подлежащим удовлетворению.

Позицию ответчика о том, что спорные работы являются дополнительными и доводы о несогласовании их выполнения суды правомерно признали несостоятельными, поскольку выполнение спорных работ было обусловлено корректировкой задания заказчика, внесенной уже в процессе выполнения контракта. Ответчиком по ней было получено новое заключение государственной экспертизы. Ход выполнения работ контролировался ответчиком и соответственно, он не мог не знать о выполнении спорных работ подрядчиком. Указанные обстоятельства свидетельствуют о согласовании заказчиком выполнения спорных работ.

При этом как верно отметили суды, увеличение стоимости контракта связано не с увеличением стоимости работ или материалов, а с наличием нового заключения государственной экспертизы по спорному объекту строительства, в которой указан объем работ, предъявленных ко взысканию.

Довод заявителя о том, что судами не дана оценка дополнительному соглашению
от 16.02.2022 № 7, судом округа отклоняется, поскольку то обстоятельство, что в обжалованных судебных актах не отражены результаты исследования всех имеющихся в материалах дела доказательств, не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной оценки. При рассмотрении спора суды по общему правилу учитывают в совокупности обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и доказательственную базу, представленную сторонами, на основании которой и принимается судебный акт.

При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов и свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. Переоценка доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом округа не установлено.

Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Владимирской области от 25.05.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2023 по делу № А11-9587/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный центр охраны здоровья животных» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

И.Л. Забурдаева

Судьи

О.В. Александрова

Н.Ю. Башева