АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-23309/2022
г. Казань Дело № А12-17014/2021
11 октября 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2022 года
Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Муравьева С.Ю., Хайруллиной Ф.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Сычевой И.А.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Волгоградской области представителей:
Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области – ФИО1 (доверенность от 09.02.2022),
публичного акционерного общества «Россети юг» – ФИО2 (доверенность от 01.01.2022),
прокуратуры Волгоградской области – ФИО3 (удостоверение),
администрации Волгоградской области – ФИО1 (доверенность от 25.02.2022),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2022
по делу №А12-17014/2021
по заявлению Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Волгоград, о признании недействительными постановлений, при участии заинтересованных лиц: администрации Ленинского муниципального района Волгоградской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Ленинск Волгоградской области, публичного акционерного общества «Россети юг» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Ростов-на-Дону, Федерального агентства лесного хозяйства (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Москва, Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Волгоград, администрации Волгоградской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Волгоград, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Волгоград, специализированного государственного бюджетного учреждения Волгоградской области «Среднеахтубинское лесничество» (ОГРН <***>, ИНН <***>), р.п. Средняя Ахтуба Волгоградской области, специализированного государственного бюджетного учреждения Волгоградской области «Лещевское лесничество» (ОГРН <***>, ИНН <***>), х. ФИО4 Волгоградской области, прокуратуры Волгоградской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Волгоград,
УСТАНОВИЛ:
Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (далее – Комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании постановлений администрации Ленинского муниципального района Волгоградской области от 22.03.2021 № 146 «Об установлении публичного сервитута для размещения объекта электросетевого хозяйства BЛ 10 кВ 3Л Покровка-10», от 22.03.2021 № 148 «Об установлении публичного сервитута для размещения объекта электросетевого хозяйства ВЛ 10 кВ 17Л Западная -10» недействительными.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 31.03.2022 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2022 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 31.03.2022 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Комитет, не согласившись с постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2022, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Волгоградской области от 31.03.2022.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела
Представитель Комитета, явившийся в судебное заседание, доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал.
Представители прокуратуры Волгоградской области, администрации Волгоградской области, явившиеся в судебное заседание, с кассационной жалобой согласны.
Представитель публичного акционерного общества «Россети Юг» (далее – ПАО «Россети Юг»), явившийся в судебное заседание, с кассационной жалобой не согласен, просил оставить в силе обжалуемый судебный акт.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением администрации Ленинского муниципального района Волгоградской области от 22.03.2021 № 146 «Об установлении публичного сервитута для размещения объекта электросетевого хозяйства ВЛ 10 кВ ЗЛ-Покровка-10» в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, их неотъемлемых технологических частей (ВЛ 10 кВ ЗЛ-Покровка-10), право собственности на которые возникло у ПАО «Россети Юг» до 01.09.2018, в соответствии со схемой расположения границ установлен публичный сервитут сроком на 49 лет в отношении земельных участков общей площадью 596 637 кв.м, в том числе и на земельный участок с кадастровым номером 34:15:000000:1338, расположенный по адресу: Волгоградская область, Ленинский район, Лещевское участковое лесничество<...>, 14-17, часть квартала 18<...>, 32, 33, часть квартала 34, часть квартала 35<...>, 46-49, 56-59, 66-69, 76-79, 85, 86, части <...>, кварталы 104, 105, части кварталов 106-108, кварталы 110-112, 115-123, Каршевитское участковое лесничество <...>, части <...><...>, части <...><...>, части <...><...>, части <...>, кварталы 28, 29, части <...><...>, части <...>, квартал 39, части <...><...>, части <...>, части <...>, квартал 57, части <...>, квартал 61, часть квартала 62, части <...><...>, части <...>, без установления платы.
Постановлением администрации Ленинского муниципального района Волгоградской области от 22.03.2021 № 148 «Об установлении публичного сервитута для размещения объекта электросетевого хозяйства ВЛ 1 кВ 17Л-Западная -10» в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, их неотъемлемых технологических частей (ВЛ 10 кВ 17Л-Западная-10), право собственности на которые возникло у ПАО «Россети Юг» до 01.09.2018, в соответствии со схемой расположения границ установлен публичный сервитут сроком на 49 лет в отношении земельных участков общей площадью 165 218 кв.м, в том числе и на земельный участок с кадастровым номером 34:15:000000:372, расположенный по адресу: Волгоградская область, Ленинский район, Среднеахтубинское лесничество, Ленинское участковое лесничество, часть квартала 3 (выделы 2-9, 11-37, 43-52, 54, 55, 57-62, 65-67), квартал 4, часть квартала 5 (выделы 1-12, 14-19, 31-35), квартал 6, часть квартала 7 (выделы 1-19, 21), квартал 8, часть выдела 10 (7-21, 23- 33, ч.в. 34, 35-44, ч.в. 45, ч.в. 46, ч.в. 47, 48, ч.в. 49, ч.в. 50,51-70, ч.в. 71), часть квартала 11, (выделы 10, 12, 13, 16-25, 27-30, 32-34, ч.в. 40, 41-49, 51-53, 58-59), часть квартала 12 (выделы 1-47, 49-58, ч.в. 59, 60-68, 75, 76),часть квартала 13 (выделы 1-36, 49-52, 54-63, 69, 72-76, 78, 83-86, 89), квартал 14, часть квартала 15 (выделы 5-13, 15-24, 39-44), часть квартала 16 (выдела 6-25), часть квартала 17 (выделы 1-6, 11-19, 23-26, 29), часть квартала 18 (выделы 1-4, 6, 8, 9, 13, 19-34, 36, 40-45, 47, 53-65), квартал 19 (выделы 1-36, 49, 51-57), часть квартала 20 (выделы 1-43, 74), квартала 21, часть квартала 23 (выделы 11-13, 18-19, ч.в. 20, 21-28, 34, 37-40, 42-48), часть квартала 24 (выделы 1- 7, 9-22, 24-29, 37-39, 43, 44), часть квартала 25 (выделы 2-10, 12-14, 16, 17, 19-25, 38-42, 44- 50), часть квартала 26 (выделы 5-9), часть квартала 27 (выделы 1-18, 22, 23, 25-67, 76, 78, 79), часть квартала 28 (выделы 1-4, 7, 10, 12-65), квартал 29, часть квартала 30 (выделы 1-24, 29- 53), квартал 31 (выделы 1-22), часть квартала 33 (выделы 3-8, 10, 20-21, 23-28, 30), без установления платы.
Пунктом 6.1. вышеуказанных постановлений предусмотрено, что обладатель публичного сервитута вправе заключить с правообладателями земельных участков соглашение об осуществлении публичного сервитута в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, в случае отсутствия соглашения об осуществлении публичного сервитута осуществляет деятельность на условиях, указанных в решении об установлении публичного сервитута.
Комитет, полагая, что данные постановления приняты с нарушением действующего законодательства, поскольку администрацией установлен публичный сервитут, в том числе в отношении лесных участков, распоряжение которыми осуществляет заявитель, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, руководствуясь статьями 39.37, 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 9, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, исходил из отсутствия у администрации полномочий по установлению публичного сервитута в отношении земельных участков лесного фонда с кадастровыми номерами 34:15:000000:1338 и 34:15:000000:372, которые в силу статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации принадлежат Российской Федерации.
Кроме того, суд первой инстанции установил, что земельные участки с кадастровыми номерами 34:15:000000:371, 34:15:000000:372 отнесены к землям особо охраняемых территорий и объектов, входят в зону государственного учреждения «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма», имеют ограничения прав, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, относятся к категории защитных лесов - лесам, расположенным в лесопарковых зонах, где согласно пункту 5 части 2 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений, запрещено.
Суд апелляционной инстанции установив, что объекты электросетевого хозяйства, 1956, 1959 годов постройки, право собственности на которые возникло у ПАО «Россети Юг» до 01.09.2018, относятся к инженерным сетям местного значения Ленинского муниципального района Волгоградской области, руководствуясь статьей 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», статьей 39.37, пунктом 5 статьи 39.38, статьей 39.43 Земельного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что администрация является уполномоченным органом по установлению публичного сервитута, в том числе в отношении спорных лесных участков.
Поскольку порядок установления публичного сервитута, предусмотренный действующим законодательством, администрацией был соблюден, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что требования Комитета не подлежат удовлетворению.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что данные выводы суда апелляционной инстанции сделаны при неправильном применении норм материального права, судебной коллегией отклоняется.
Федеральным законом от 03.08.2018 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов», вступившим в силу с 01.09.2018, Земельный кодекс Российской Федерации дополнен главой V.7 «Установление публичного сервитута в отдельных целях», а Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» дополнен статьей 3.6.
В соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в редакции, действующей на момент принятия оспариваемых постановлений, юридические лица, имеющие на праве собственности, праве оперативного управления или праве хозяйственного ведения сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, имеют право переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право аренды земельного участка на публичный сервитут в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, при условии, что право собственности, право оперативного управления или право хозяйственного ведения на указанные сооружения возникло до 01.09.2018.
В целях переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права аренды земельного участка на публичный сервитут лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, вправе обратиться с ходатайством об установлении публичного сервитута в соответствии с правилами, установленными главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации. В этом случае право постоянного (бессрочного) пользования или договор аренды земельного участка прекращается на основании решения об установлении публичного сервитута.
Юридические лица, право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления которых на сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, возникло в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до 01.09.2018 и у которых отсутствуют права на земельный участок, на котором находятся такие сооружения, вправе оформить публичный сервитут в порядке, установленном главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях размещения таких сооружений или приобрести соответствующий земельный участок в аренду до 01.01.2022.
Согласно статье 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящей главой, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в следующих целях: 1) размещение объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения); 2) складирование строительных и иных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) и (или) строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, на срок указанных строительства, реконструкции, ремонта; 3) устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в границах полос отвода железных дорог, а также устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги; 4) размещение автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях; 5) проведение инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов федерального, регионального или местного значения, проведение инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных объектов, а также сооружений, предусмотренных подпунктом 1 настоящей статьи.
Пунктом 1 Требований к форме ходатайства об установлении публичного сервитута, содержанию обоснования необходимости установления публичного сервитута, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.10.2018 № 542, действовавших до 01.09.2022, предусмотрено, что ходатайство об установлении публичного сервитута для использования земельных участков и (или) земель в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», подается по форме согласно приложению к настоящим Требованиям.
Согласно приложению к данным Требованиям (пункт 4 формы) в ходатайстве в качестве цели установления публичного сервитута в отношении земель и (или) земельного участка могут служить как цели, предусмотренные статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, так и статьей 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
Таким образом, юридические лица, право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления которых на сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, возникло в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до 01.09.2018, имеют право обратиться в уполномоченный орган с ходатайством об установлении публичного сервитута на основании статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
При этом в силу пункта 4 статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» плата за публичный сервитут, устанавливаемый в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 3 настоящей статьи, не устанавливается в том числе в случае установления публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации установление публичного сервитута осуществляется независимо от формы собственности на земельный участок.
Частью 2 статьи 26, частью 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что последующее использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов и после подачи лесной декларации.
Из содержания приведенных норм права в их совокупности и взаимной связи следует, что в процедуре установления публичного сервитута для целей, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, критерием разграничения компетенции по принятию соответствующего решения является не принадлежность земельных участков или конкретная категория земель, а назначение инженерного сооружения для размещения которого устанавливается публичный сервитут.
Наличие в составе земельных участков, испрашиваемых для установления публичного сервитута в обозначенных целях, земель лесного фонда влияет лишь на особенности последующего использования лесов в случае установления публичного сервитута (в соответствии с проектом освоения лесов и после подачи лесной декларации), но не имеет правового значения для определения органа, уполномоченного на принятие соответствующего решения в форме правового акта, поскольку такой компетентный орган публичной власти определяется исключительно положениями статьи 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации, имеющей в силу части 3 статьи 9, частей 2, 3 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 18 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации специальный характер по отношению к пункту 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
Из пояснительной записки к проекту Федерального закона от 03.08.2018 № 341-ФЗ в частности следует, что: линейные объекты, имея большую протяженность, пролегают по значительному количеству земельных участков, принадлежащих разным собственникам, в результате единообразно и в одно время решить вопросы со всеми лицами соглашения о заключении договоров аренды земельных участков либо соглашений об установлений сервитутов практически невозможно; концепция законопроекта изменяет содержание публичного сервитута, предполагая, что публичный сервитут становится правом юридического лица обеспечить размещение общественно значимых объектов (линии электропередач, водопроводов, газопроводов и т.п.); предлагается перейти к новой разновидности публичного сервитута, обеспечивающего общественно значимую (публичную) деятельность юридического лица, отличительными чертами которого являются установление публичного сервитута административным решением на всем протяжении трассы линейного объекта и оформление сервитута в упрощенном порядке (путем внесения сведений о нем в реестр границ) вне зависимости от точных границ земельных участков и/или наличия зарегистрированных прав на них.
Таким образом, при введении в действие главы V.7 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» законодатель стремился упростить механизм установления публичного сервитута для размещения линейных объектов, в том числе, за счет закрепления единых правил о полномочиях органов публичной власти на принятие таких решений по принципу: один правовой акт - один публичный сервитут на всем протяжении трассы линейного объекта вне зависимости от количества и принадлежности земельных участков, которые он обременяет.
В силу статьи 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации ходатайство об установлении публичного сервитута на основании пунктов 1-3 статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» рассматривается органом, уполномоченным на установление публичного сервитута, в порядке их поступления.
Пунктом 5 статьи 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, устанавливается решением органа местного самоуправления муниципального района - в случае установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения муниципального района, сельского поселения, размещения автомобильных дорог местного значения муниципального района, сельского поселения в туннелях, а также в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса и не указанных в подпунктах 1 - 3 настоящей статьи, в отношении земельных участков и (или) земель, расположенных в границах сельских поселений, на межселенных территориях муниципального района.
Кроме того, частью 1 статьи 11 Федерального закона от 03.08.2018 № 341-ФЗ предусмотрено, что предоставление земельных участков в целях размещения линейных объектов федерального, регионального и местного значения осуществляется в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории независимо от принадлежности таких земельных участков к той или иной категории земель, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом не допускается размещение таких линейных объектов в границах определенных земель, зон, на определенной территории.
Согласно части 3 статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 18.12.2018 № 471-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка предоставления лесных участков в безвозмездное пользование» установление и прекращение публичного сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации. Порядок и особенности использования лесов в случае установления публичного сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются в соответствии с настоящим Кодексом.
Таким образом, орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, определяется не по правообладателю испрашиваемого земельного участка, а также, по общему правилу, не по категории испрашиваемого земельного участка, а исходя из характеристики инженерного сооружения, для размещения которого испрашивается сервитут, как имеющего федеральное, региональное, местное значение для городского округа, местное значение для муниципального района и сельского поселения.
Как указывалось выше, право собственности на объекты электросетевого хозяйства, для эксплуатации которых был установлен публичный сервитут, возникло у ПАО «Россети Юг» до 01.09.2018.
Данные объекты электросетевого хозяйства предназначены для транзитной передачи электроэнергии по территории Ленинского муниципального района Волгоградской области и относятся к объектам местного значения муниципального района.
ПАО «Россети Юг», являющееся субъектом естественных монополий в сфере услуг по передаче элекстроэнергии, обратилось в администрацию Ленинского муниципального района Волгоградской области с заявлением об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков, принадлежащих различным правообладателям, в целях размещения вышеуказанных объектов электросетевого хозяйства по основаниям, предусмотренным пунктом 3 статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемые постановления приняты администрацией Ленинского муниципального района Волгоградской области, являющейся уполномоченным органом по установлению публичного сервитута для размещения объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих ПАО «Россети Юг» и являющихся объектами местного значения Ленинского муниципального района Волгоградской области.
Также судебная коллегия считает необходимым отметить, что объекты электросетевого хозяйства, в отношении которых установлен публичный сервитут, введены в эксплуатацию в 1956 и 1959 годах, т.е. до вступления в силу Лесного кодекса Российской Федерации от 2006 года.
При этом Лесного кодекса Российской Федерации от 2006 года был дополнен главой 17. «Защитные леса, эксплуатационные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов», в которую входит статья 114, пунктом 5 части 2 которой было предусмотрено, что в лесах, расположенных в лесопарковых зонах, запрещается строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений, Федеральным законом от 27.12.2018 №538-ФЗ, вступившим в силу 01.07.2019.
Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Федеральный закон от 27.12.2018 № 538-ФЗ не содержит специального указания о действии закона во времени (в отношении вышеназванных положений), о распространении его на отношения, возникшие до внесения изменений, в связи с чем ограничения, предусмотренные пунктом 5 части 2 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации не могут применять к объектам электросетевого хозяйства, которые введены в эксплуатацию в 1956 и 1959 годах.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 301-ФЗ, вступившего в силу с 01.03.2022, в лесах, расположенных в лесопарковых зонах, запрещается строительство объектов капитального строительства, за исключением велосипедных и беговых дорожек и гидротехнических сооружений.
Таким образом, действующим в настоящее время законодательством, не запрещена эксплуатация уже существующих объектов капитального строительства, расположенных в лесопарковых зонах.
Поскольку оспариваемые постановления приняты администрацией, являющейся уполномоченным органом по установлению публичного сервитута, в том числе в отношении спорных лесных участков, учитывая, что порядок установления публичного сервитута, предусмотренный главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации нарушен не был, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания постановлений от 22.03.2021 № 146, от 22.03.2021 № 148 недействительными.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельством, имеющимся в деле доказательствам, и сделаны при правильном применении норм материального права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемого судебного акта, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, не установлено, судебная коллегия считает необходимым постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2022 по делу № А12-17014/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.
Председательствующий судья Р.В. Ананьев
Судьи С.Ю. Муравьев
Ф.В. Хайруллина