ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А12-17658/2009 от 02.03.2010 АС Поволжского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Казань

Дело № А12-17658/2009

02 марта 2010 года

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,

судей Аглиуллиной Ф.Г., Петрова А.Л.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещены, не явились,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Волгоградской области, г. Михайловка Волгоградской области,

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13 октября 2009 (судья Стрельникова Н.В.)

по делу № А12-17658/2009

по заявлению крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1, х. Моховский Михайловского района Волгоградской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Волгоградской области, г. Михайловка Волгоградской области, о признании незаконными действий,

УСТАНОВИЛ:

крестьянское (фермерское) хозяйство ФИО1 (далее – КФХ ФИО1) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №6 по Волгоградской области (далее - МИФНС России №6 по Волгоградской области) по оставлению без рассмотрения документов, предоставленных для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что КФХ ФИО1 находится в процессе реорганизации в форме преобразования, и обязании МИФНС России №6 по Волгоградской области внести в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что крестьянское (фермерское) хозяйство ФИО1 находится в процессе реорганизации в форме преобразования.

До принятия судом решения представитель заявителя уточнил требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и просил признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Волгоградской области (далее - МИФНС России №6 по Волгоградской области) в форме уведомления по оставлению без рассмотрения документов, представленных для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что КФХ ФИО1 находится в процессе реорганизации в форме преобразования и обязании МИФНС России №6 по Волгоградской области внести в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что КФХ ФИО1 находится в процессе реорганизации в форме преобразования.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 13.10.2009 признано незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Волгоградской области в форме уведомления по оставлению без рассмотрения документов, представленных для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что КФХ ФИО2 находится в процессе реорганизации и форме преобразования.

Суд обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 6 по Волгоградской области внести в  Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что КФХ ФИО1 находится в процессе реорганизации в форме преобразования.

Решение мотивировано тем, что норм права, предусматривающих оставление без рассмотрения регистрирующим органом документов юридического лица, представленных для внесения сведений в ЕГРЮЛ, Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не содержит.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе заявитель – МИФНС России № 6 по Волгоградской области – просит решение отменить, заявление КФХ ФИО1 оставить без удовлетворения. При этом заявитель указывает, что в силу статьи 259 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается преобразование крестьянского (фермерского) хозяйства в общество с ограниченной ответственностью, а только в хозяйственное товарищество или производительный кооператив.

Проверив законность решения в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как видно из материалов дела, 11 августа 2009 года в МИФНС России № 6 по Волгоградской области поступило заявление-уведомление ФИО1 о начале процедуры реорганизации КФХ ФИО1

К заявлению было приложено решение главы крестьянского фермерского хозяйства от 11.08.2009г. о реорганизации КФХ ФИО1 путем преобразования в ООО «МАГ».

Представление вышеуказанных документов подтверждается распиской от 11.08.2009г. вх. № 733, выданной старшим государственным налоговым инспектором ФИО3.

Четырнадцатого августа 2009 года МИФНС России №6 по Волгоградской области принято решение в форме уведомления об оставлении документов без рассмотрения.

МИФНС России № 6 по Волгоградской области в адрес ФИО1 было направлено письмо № 05-16/17373 от 17.08.2009г. «О направлении уведомления» об оставлении без рассмотрения документов, полученных для внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации в форме преобразования, в связи с тем, что для создания на базе крестьянского фермерского хозяйства общества с ограниченной ответственностью необходимо ликвидировать фермерское хозяйство.

КФХ ФИО1 обратилось в арбитражный суд, полагая, что указанное решение в форме уведомления не соответствует статям 8 и 34 Конституции Российской Федерации, статьям 13.1 и 23 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и нарушает законные интересы КФХ в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а именно ограничивают свободу экономической деятельности, лишая заявителя самостоятельности при принятии решения о выборе организационно-правовой формы юридического лица и перехода к ней с учетом оценки эффективности и целесообразности.

Из материалов дела усматривается, что КФХ ФИО1 было создано и зарегистрировано в качестве юридического лица 24.01.1991г. на основании норм Закона РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», правовой статус не изменяло (л.д. 52). Данное КФХ создано одним членом, являющимся главой хозяйства.

В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 года.

На такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы настоящего Федерального закона, а также нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.

Ссылка регистрирующего органа на статью 259 Гражданского кодекса Российской Федерации является несостоятельной.

Нормы статей 257-259 Гражданского кодекса Российской Федерации, как и нормы Федерального закона «О крестьянском фермерском хозяйстве» от 11.06.2003 № 74-ФЗ (п. 3 ст. 1) исходят из того, что фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

В этой связи пункт 1 статьи 259 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что членами крестьянского фермерского хозяйства на базе имущества хозяйства может быть создано хозяйственное товарищество или производственный кооператив.

На КФХ ФИО1, являющееся юридическим лицом, данные нормы не распространяются и оно может быть реорганизовано в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью в соответствии со статьей 57 Гражданского кодекса Российской Федерации

Согласно статье 60 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации.

Заявитель письменно уведомляет регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации.

При уведомлении о начале процедуры реорганизации согласно пункту 2 статьи 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» указываются сведения о

- реорганизуемом юридическом лице (реорганизуемых юридических лицах) – полное наименование, основной государственный регистрационный номер (ОГРН), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом (далее - адрес (место нахождения));

- создаваемом (создаваемых) в результате реорганизации юридическом лице (юридических лицах) - полное наименование, адрес (место нахождения);

юридическом лице, продолжающем деятельность после завершения реорганизации, - полное наименование, ОГРН, ИНН, адрес (место нахождения);

форме реорганизации.

Заявителем указанные документы были представлены, о чем имеется расписка регистрирующего органа от 11.08.2009 (л.д. 12). Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ не содержит норм, предусматривающих оставление документов без рассмотрения.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение в форме уведомления не соответствует закону и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом недействительным акта государственного органа, нарушенное право подлежит восстановлению.

Принятое судом решение соответствует указанным нормам и подлежит оставлению без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13.10.2009 по делу № А12-17658/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья С.Ю. Муравьев

Судьи Ф.Г. Аглиуллина

А.Л. Петров