ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А12-18553/2021 от 12.07.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-20229/2022

г. Казань                                                 Дело № А12-18553/2021

14 июля 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 14 июля 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,

судей  Мосунова С.В., Закировой И.Ш., 

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ситиматик-Волгоград»,

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08.12.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2022

по делу №А12-18553/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ситиматик-Волгоград» (400066, <...>, эт. 3; ОГРН <***>, ИНН <***>) к Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: администрации Громковского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской (403616, <...>), ФИО1 (Московская область, г. Балашиха), общества с ограниченной ответственностью «Волга-Д» (400011, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительными предписаний, незаконным постановления о назначении административного наказания,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Ситиматик-Волгоград» (далее – ООО «Ситиматик-Волгоград», общество, региональный оператор, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлениями о признании недействительными предписаний №256-1 и №256-2, вынесенных инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее – Инспекция, административный орган) от 26.03.2021, а также о признании недействительным постановления от 08.06.2021 №256 о назначении административного наказания.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Громковского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской, ФИО1, ООО «Волга-Д».

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 08.12.2021, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.

ООО «Ситиматик-Волгоград», не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить как несоответствующие нормам материального и процессуального права, фактическим обстоятельствам дела, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, в отзыве на нее, заслушав представителей сторон, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.

Судами первой и апелляционной инстанций установлено и следует из материалов дела, что инспекцией на основании приказа от 25.02.2021 №256 (т.д. 2, л.д. 42-44) в период с 26.02.2021 по 26.03.2021 в отношении ООО «Ситиматик-Волгоград» проведена внеплановая документарная проверка доводов, содержащихся в обращении граждан от 01.02.2021 №Ж-0790 по вопросу качества предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период 01.01.2019-23.12.2020 потребителям, проживающим в жилом доме №15 по ул. Гремучая в с. Громки Руднянского муниципального района Волгоградской области.

С 01.01.2019 деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) на территории Волгоградской области осуществляется региональным оператором по обращению с ТКО на территории Волгоградской области – ООО «Управление отходами – Волгоград» (впоследствии переименовано в ООО «Ситиматик- Волгоград») в рамках заключенного 06.08.2018 соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований пункта 17 приложения №1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее – Правила №354).

Согласно представленной к проверке письмом от 17.03.2021 №8712 информации, вывоз ТКО осуществляется тарным способом еженедельно по средам и субботам.

Из представленным выписок из маршрутных журналов движения мусоровоза и загрузки (выгрузки) твердых коммунальных отходов, вывоз ТКО с 01.01.2019 по 23.12.2020 не осуществлялся с ул. Гремучая, в том числе от жилого дома №15 с. Громки Руднянского муниципального района Волгоградской области, следовательно, коммунальная услуга по вывозу ТКО не предоставлялась.

Выписки спутниковой системы ГЛОНАСС, подтверждающие вывоз ТКО с ул. Гремучая, в том числе от жилого дома №15 с. Громки Руднянского муниципального района Волгоградской области в период с 01.01.2019 по 23.12.2020, не представлены.

По результатам проверки инспекцией установлено, что коммунальная услуга по обращению с ТКО потребителям, проживающим по ул. Гремучая, в том числе от жилого дома №15 с. Громки Руднянского муниципального района Волгоградской области, в период с 01.01.2019 по 23.12.2020 предоставлялась обществом ненадлежащим образом.

Результаты проверки отражены в акте проверки от 26.03.2021 №256. Указанные обстоятельства послужили основанием для выдачи предписания от 26.03.2019 №256-1, содержащего требование обеспечить предоставление потребителям, проживающим по адресу: <...> в том числе от дома №15, коммунальной услуги по обращению с ТКО с периодичностью, установленной в пункте 17 Приложения 1 к Правилам №354», предписания от 26.03.2019 №256-2, содержащего требование произвести перерасчет платы потребителям, проживающим по вышеуказанному адресу за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную в период с 01.01.2019 по 23.12.2020 ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность в соответствии с требованиями пунктов 148(45), 148(46), 148(47) Правил №354, исходя из количества дней непредоставления коммунальной услуги, то есть на 100%, в том числе и путем сторнирования задолженности с учетом уже проведенного перерасчета платы», а также возбуждения дела об административном правонарушении.

Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), инспекция составила протокол об административном правонарушении от 26.04.2021, вынесла постановление от 08.06.2021 №256  о привлечении общества к административной ответственности и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращении ООО «Ситиматик-Волгоград» в арбитражный суд с соответствующими требованиями.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что факт административного правонарушения и вина ООО «Ситиматик-Волгоград» в его совершении установлены и подтверждены материалами дела. Выданные предписания законны и не нарушают права и законные интересы общества. Процессуальных нарушений при вынесении предписаний и при производстве по делу об административном правонарушении не допущено. Основания для назначения наказания в виде предупреждения отсутствуют.

Суд кассационной инстанции признает выводы суда первой и апелляционной инстанций соответствующими обстоятельствам спора и основанными на правильном применении норм материального права в силу следующего.

В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В статье 7.23 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.

Объективная сторона данного административного правонарушения представляет собой противоправные действия (бездействие), выразившиеся в нарушении нормативов или режима обеспечения населения коммунальными услугами, и заключается в невыполнении возложенных обязанностей, связанных с обеспечением населения коммунальными услугами соответствующего уровня и соблюдением режима их предоставления.

Субъектом данного правонарушения является лицо, обязанное обеспечивать нормативный уровень, режим обеспечения населения коммунальными услугами.

Пунктом 2 Правил № 354 установлено, что под коммунальной услугой понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Исходя из требований подпункта "ж", пункта 4 Правил N 354, потребителю может быть предоставлена коммунальная услуга - обращение с твердыми коммунальными отходами, то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах.

Согласно пункту 4(1) Правил № 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разделом XV(1) Правил.

Для коммунальной услуги по обращению с ТКО пунктом 17 Приложения № 1 Правилам №354, установлена обязанность исполнителя обеспечивать своевременный вывоз твердых коммунальных отходов из мест накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5°С и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5°С) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).

В целях реализации задач, предусмотренных Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», принято Постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, которым утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила обращения с твердыми коммунальными отходами).

Пунктом 3 раздела 1 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами предусмотрено, что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.

В соответствии с пунктами 4, 5 раздела 1 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Судами установлено, что по результатам конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО на территории Волгоградской области между ООО «Ситиматик-Волгоград» и комитетом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Волгоградской области от 06.08.2018 (далее – Соглашение), в соответствии с которым статус регионального оператора по обращению с ТКО присвоен заявителю на 10 лет, а региональный оператор обеспечивает сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Волгоградской области в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

В пункте 1.3 Соглашения указано, что региональный оператор обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории Волгоградской области в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Из содержания пункта 1.4 Соглашения следует, что региональный оператор в своей деятельности руководствуется законодательством в сфере обращения с ТКО, а также иными правовыми актами Российской Федерации и Волгоградской области.

Согласно пункту 1.5 Соглашения зоной деятельности регионального оператора является территория Волгоградской области.

Из указанного приложения следует, что зоной деятельности является территория Волгоградской области, в том числе с. Громки Руднянского муниципального района Волгоградской области.

Пунктом 2.1.1 Соглашения предусмотрена обязанность регионального оператора обеспечивать сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Волгоградской области. Таким образом, ООО «Ситиматик-Волгоград» является лицом, ответственным перед потребителями, проживающими в многоквартирных домах, жилых домах на территории Волгоградской области, за обеспечение своевременного вывоза ТКО из мест (площадок) накопления.

В силу пункта 2.1.7 Соглашения региональный оператор обязан в течение месяца со дня наделения его статусом направить всем потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и проект такого договора в соответствии с формой типового договора, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156.

В пункте 2.1.8 Соглашения указан срок начала деятельности – не позднее 01.01.2019.

На основании пункта 2.1.12 Соглашения региональный оператор обязан обеспечить оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии со значениями критериев качества услуг регионального оператора, определенными в заявке на участие в конкурсном отборе. При этом региональный оператор не вправе допускать более 40 допустимых нарушений графика вывоза ТКО из мест накоплений в год. Допустимым нарушением графика вывоза считается нарушение данного графика в теплое время года не более чем на 24 часа с одного места накопления ТКО и крупногабаритных отходов (далее – КГО), в холодное время года – не более чем на 24 часа с одного места накопления ТКО и КГО.

Для коммунальной услуги по обращению с ТКО в пункте 17 приложения №1 к Правилам №354 установлена обязанность исполнителя по обеспечению своевременного вывоза ТКО из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5°С и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5°С) не реже одного раза в сутки (ежедневный вывоз).

Допустимое отклонение сроков: не более 72 часов (суммарно) в течение одного месяца; не более 48 часов единовременно – при среднесуточной температуре воздуха +5°С и ниже; не более 24 часов единовременно – при среднесуточной температуре воздуха свыше +5°С.

Положения Правил №354 корреспондируют положениям СанПиН 42-128-4690-88, которыми определен срок хранения ТКО – в холодное время года (при температуре -5°С и ниже) – не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре – свыше +5°С) – не более одних суток (ежедневный вывоз) (пункт 2.2.1).

По мнению регионального оператора, учитывая отсутствие надлежащей транспортной доступности к ул. Гремучая с. Громки Руднянского района Волгоградской области, требования пункта 17 Приложения №1 к Правилам №354, устанавливающие периодичность вывоза ТКО и порядок перерасчета платы в случае несоблюдения нормативной периодичности вывоза ТКО, не подлежат применению к правоотношениям по предоставлению региональным оператором коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителям, проживающим в жилых домах указанной улицы.

Между тем, региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.

Обязанность заявителя по обеспечению исполнения договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с потребителями, находящимися в зоне деятельности регионального оператора отражена в пункте 2.1.10 Соглашения.

В пункте 2.1.37 Соглашения указана обязанность заявителя по обеспечению исполнения требований к качеству коммунальных услуг в сфере обращения с ТКО, установленных Правилами №354, а также нести ответственность перед потребителями за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору на оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, заявитель, предоставляя коммунальную услугу по обращению с ТКО потребителям, проживающим в доме №15 по ул. Гремучая с. Громки Руднянского района Волгоградской области, начиная с 01.01.2019, обязан обеспечить соблюдение требований пункта 17 Приложения №1 Правил №354. Вместе с тем, периодичность предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителям указанного сельского поселения не соответствует требованиям Правил №354

Соглашением урегулированы права заявителя, в том числе осуществлять взаимодействие с федеральными органами государственной власти, органами исполнительной власти Волгоградской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области, индивидуальными предпринимателями и иными юридическими и физическими лицами в соответствии с законодательство Российской Федерации (пункт 2.2.4 Соглашения). А также, вносить предложения в уполномоченный орган (ранее – ОблкомЖКХ, в настоящее время – Облкомприроды) и иные органы государственной власти и местного самоуправления Волгоградской области по вопросам, связанным с реализацией и поддержанием в актуальной состоянии территориальной схемы, государственных программ в сфере обращения с ТКО, а также по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере обращения с ТКО.

Региональный оператор, осуществляя с 01.01.2019 свою деятельность на территории Волгоградской области, в том числе на территории с. Громки Руднянского района Волгоградской области, не взаимодействовал (не понуждал в судебном порядке) с органами исполнительной власти Волгоградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области, в рассматриваемом случае с администрацией Руднянского района Волгоградской области, по вопросу обеспечения транспортной доступности для специальной техники заявителя с целью обеспечения оказания надлежащего качества коммунальной услуги жителям ул. Гремучая с. Громки Руднянского района Волгоградской области.

Судами отмечено, что по истечению более чем двух лет с момента начала осуществления деятельности, контрольно-надзорными мероприятиями Госжилнадзора в марте 2021 года установлен факт предоставления коммунальной услуги жителям ул. Гремучая Руднянского района Волгоградской области с нарушением периодичности, установленной пунктом 17 Приложения 1 Правил №354.

Следствием нарушения заявителем требований параметра качества коммунальной услуги по вывозу ТКО, предоставляемой жителям ул. Гремучая с. Громки Руднянского района Волгоградской области, является, в том числе, ненадлежащее исполнение заявителем своих обязательств, предусмотренных Соглашением.

Довод общества  о том, что проезд на ул. Гремучая с. Громки Руднянсого района Волгоградской области невозможен ввиду крутого подъема и отсутствия твердого покрытия, был исследован судом апелляционной инстанции и отклонен, при этом судов указано, что судебной ООО «Ситиматик-Волгоград» бездействует и не реализует уже более двух лет свое право направления письменной претензии уполномоченному органу, закрепленное в пункте 7.1 Соглашения.

Административным органом проведен анализ платежных документов, по результатам которого установлено, что плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО выставлялась за период с 01.01.2019 по 23.12.2020 года, независимо от фактического оказания коммунальной услуги по обращению с ТКО.

Таким образом, исследовав и оценив представленные в материалы дела документы в их совокупности и взаимосвязи в порядке статьи 71 АПК РФ, установив, что вина ООО «Ситиматик-Волгоград» выражается в необеспечении своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления по адресу: <...> что повлекло нарушение нормативного режима с учетом допустимых отклонений, суды первой и апелляционной инстанций сделали вывод о соответствии предписаний требованиям пункта 17 Приложения № 1 Правилам  № 354.

Процессуальных нарушений, влекущих незаконность оспариваемого предписания не установлено.

Выявленные нарушения свидетельствуют о наличии в деянии заявителя состава вмененного правонарушения.

Актом проверки от 26.03.2021 №256, протоколом об административном правонарушении от 26.04.2021 №256, постановлением инспекции от 08.06.2021 №256 подтвержден факт нарушения ООО «Ситиматик-Волгоград» пункта 17 Приложения №1 Правил № 354.

Доказательств, свидетельствующих о том, что ООО «Ситиматик-Волгоград» приняты исчерпывающие меры для соблюдения требований Правил № 354 не предоставлено.

С учетом требований статьи 2.1 КоАП РФ административный орган обоснованно привлек ООО «Ситиматик-Волгоград» к ответственности.

Процедура привлечения к административной ответственности проверена судами, существенных нарушений не допущено.

Оснований для признания правонарушения малозначительным судами не установлено.

При определении меры наказания административным органом учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 КоАП РФ, на основании частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ наказание назначено в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

С учетом изложенного, судебные инстанции правомерно отказали в признании незаконными и отмене постановления от 08.06.2021 №256 о назначении административного наказания и предписаний 26.03.2019 №256-1 и от 26.03.2019 №256-2.

Иная оценка заявителями кассационной жалобы установленных по делу фактических обстоятельств дела, не свидетельствует о принятии судами первой и апелляционной инстанций незаконного судебного решения.

Доводы, приведенные заявителем кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.

Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.

Суд кассационной инстанции проверил доводы, изложенные в кассационной жалобе, в полном объеме и отклоняет их, поскольку они не опровергают выводы судов, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, которые в силу статьи 286 АПК РФ не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.

Приведенные заявителем в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций, где им дана надлежащая правовая оценка.

Нарушения норм процессуального права, являющиеся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлены.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08.12.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2022 по делу №А12-18553/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                                Р.Р. Мухаметшин

Судьи                                                                                     С.В. Мосунов

                     И.Ш. Закирова