ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А12-19127/2022 от 21.08.2023 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А12-19127/2022

23 августа 2023 года

Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2023 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Пузиной Е.В.,

судей Акимовой М.А., Комнатной Ю.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Глебовой В.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: <...>

апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Россети Юг» - «Волгоградэнерго»

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 февраля 2023 года по делу № А12-19127/2022

по заявлению публичного акционерного общества «Россети Юг» (344002, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (400001, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконными действий,

заинтересованные лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области» (107078, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, дата прекращения деятельности 01.01.2023), Комитет земельных ресурсов градостроительства администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (404130, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), Администрация Среднеахтубинского муниципального района (404143, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), ФИО1 (Волгоградская область, г. Волжский), кадастровый инженер ФИО2 (Волгоградская область, р.п. Ср. Ахтуба),

без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,

УСТАНОВИЛ:

публичное акционерное общество «Россети Юг» (далее – ПАО «Россети Юг», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением, уточнённым в соответствии со статьей 49 АПК РФ, о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (далее – Управление) по осуществлению кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 34:28:000000:4984, вследствие неисполнения требований статей 26 и 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В порядке восстановления нарушенного права просит обязать Управление исключить из государственного реестра недвижимости сведения об описании местоположения границы земельного участка с кадастровым номером 34:28:000000:4984.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц, привлечены ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области», Комитет земельных ресурсов градостроительства администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области, Администрация Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, ФИО1, кадастровый инженер ФИО2

Решением суда первой инстанции от 14 февраля 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

ПАО «Россети Юг» не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что статьёй 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ) органу регистрации предоставлено право приостановить осуществление государственного кадастрового учёта, если место нахождения объекта недвижимости, определяемое согласно описанию местоположения границ земельного участка не соответствует местоположению объекта недвижимости. Статья 29 Федерального закона № 218-ФЗ предусматривает правовую экспертизу документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав на предмет наличия либо отсутствия оснований для приостановления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав. Управление не провело правовую экспертизу надлежащим образом. Границы вновь образованного земельного участка находятся не в месте земельного участка, из которого он выделен. В границах выделенного земельного участка с кадастровым номером 34:28:000000:4984 находятся земельные участки с кадастровыми номерами 34:28:040004:70 и 34:28:040004:86, предоставленные в аренду ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» на 49 лет, расположенные под опорами линий электропередачи ВЛ-35 кВ «ВЗС-1» и «ВЗС-2». Из выписок из ЕГРН видно, что местоположение земельных участков с кадастровыми номерами 34:28:000000:35 и 34:28:000000:4984 СПК «Волгоградский», Среднеахтубинский район, Волгоградская область. Границы земельного участка № 34:28:000000:35 не установлены, согласно карте землепользований бывший совхоз «Волгоградский» территориально расположен в районе посёлков Максима Горького, Красный Октябрь и Восьмое марта. В межевом плане кадастровый инженер указывает, что выделяемый земельный участок расположен в кадастровом квартале 34:28:010004. Фактически выделенный земельный участок расположен на юго-западе от с. Верхнепогромное в кадастровом квартале 34:28:040004. Регистрирующий орган должен был выявить указанные противоречия при проведении правовой экспертизы сведений, содержащихся в межевом плане. Выделенный земельный участок практически полностью находится в охранной зоне ЛЭП, сведения об охранной зоне содержатся в ЕГРН, однако в выписке из ЕГРН по земельному участку с кадастровым номером 34:28:000000:4984 сведения о наличии охранных зон отсутствуют.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в порядке статей 121-123,186 АПК РФ.

Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (kad.arbitr.ru),что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.

В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей данных лиц, участвующих в деле.

Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области представлен отзыв на апелляционную жалобу, в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), согласно которому, Управление просит оставить решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 февраля 2023 года по делу № А12-19127/2022 без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Комитетом земельных ресурсов градостроительства администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области представлены письменные пояснения, просит отменить решение суда, апелляционную жалобу ПАО «Россети Юг» удовлетворить.

Определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2023г. произведена замена судей Землянниковой В.В. и Степуры С.М. на судей Акимову М.А. и Комнатную Ю.А., в связи с чем, сформирован состав суда: председательствующий судья Пузина Е.В., судьи Акимова М.А., Комнатная Ю.А.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

Как следует из материалов дела, на основании свидетельства на право собственности на землю от 28.11.1994 у ФИО5 (ФИО3) Елена в общей долевой собственности находился земельный участок с кадастровым номером 34:28:000000:35 по адресу: КСП «Волгоградское», размер доли 969 баллогектаров, 16,02 Га, из земель с/х назначения, производство с/х продукции.

На основании заявления ФИО4, действующего в интересах ФИО5 по доверенности, кадастровым инженером ФИО2 подготовлен проект межевания земельного участка, выделяемого в счёт одной земельной доли из земельного участка, представляющего единое землепользование с кадастровым номером 34:28:000000:35, подготовлен межевой план.

05.03.2021г. ФИО5 обратилась в Управление с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет и регистрацией права собственности на земельный участок с кадастровым номером 34:28:000000:4984 с приложением документов.

Управлением произведена правовая экспертиза представленных документов.

Выделенный земельный участок поставлен на кадастровый учет 31.03.2021, присвоен кадастровый номер 34:28:000000:4984, за ФИО5 зарегистрировано право собственности.

С 28.04.2021 собственником земельного участка с кадастровым номером 34:28:000000:4984 является ФИО1 (договор купли-продажи от 27.04.2021г. между ФИО5 и ФИО1). Право собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером 34:28:000000:4984 зарегистрировано в ЕГРН.

ПАО «Россети Юг» указывает, что по территории выделенного (спорного) земельного участка с кадастровым номером 34:28:000000:4984 проходят линии электропередачи ВЛ-35 кВ ВЗС-1 и ВЗС-2, принадлежащие ПАО «Россети Юг». Указанные ВЛ располагаются на земельных участках с кадастровыми номерами: 34:28:040004:70 (ВЛ-35кВ «ВЗС-1») и 34:28:040004:68 (ВЛ-35кВ «ВЗС-2») (под опорами), предоставленных ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» (сейчас ПАО «Россети Юг») на 49 лет на основании договоров аренды земельных участков от 17.06.2013 № 75/2013 и № 76/2013, заключенных между Администрацией Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области и ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга».

Согласно письму от 13.12.2012 № НБ-5247/2012 Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Волгоградской области в государственный кадастр недвижимости внесены сведения по установлению охранных зон, в том числе, охранная зона ВЛ-35 кВ «ВЗС-1» - учетный номер 34.28.2.12; охранная зона ВЛ-35 кВ «ВЗС-2» - учетный номер 34.28.2.9.

Выделенный (спорный) земельный участок с кадастровым номером 34:28:000000:4984 полностью расположен в охранной зоне ЛЭП.

Общество в заявлении ссылается на то, что из выписок из ЕГРН видно, что местоположение земельных участков с кадастровыми номерами 34:28:000000:35 и 34:28:000000:4984 - СПК «Волгоградский», Среднеахтубинский район, Волгоградская область. Границы участка 34:28:000000:35 не установлены в соответствии с земельным законодательством. Согласно Карте землепользований Среднеахтубинского района Волгоградской области бывший совхоз «Волгоградский» территориально расположен в районе пос. Максима Горького, Красный октябрь, Восьмое марта. При этом, вновь образованный земельный участок с кадастровым номером 34:28:000000:4984 территориально (фактически) расположен на юго-западе от с. Верхнепогромное. Согласно данным Публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером 34:28:000000:4984 расположен в кадастровом квартале 34:28:040004, однако в межевом плане земельный участок с кадастровым номером 34:28:000000:4984 расположен в кадастровом квартале 34:28:010004. Фактически земельный участок с кадастровым номером 34:28:000000:4984 должен быть расположен в кадастровом квартале 34:28:010004, поскольку выделен из земельного участка с кадастровым номером 34:28:000000:35 (единое землепользование), расположенного в кадастровом квартале 34:28:010004.

ПАО «Россети Юг» указывает, что земельный участок с кадастровым номером 34:28:000000:35 и образованный из него участок с кадастровым номером 34:28:000000:4984 территориально расположены в совершенно разных местах, что недопустимо.

По мнению заявителя, данная информация изначально была представлена Управлению, и при должной экспертизе сведений, содержащихся в межевом плане, Управление должно было установить данное несоответствие и приостановить действия по кадастровому учету и регистрации права. Однако такие действия Управлением предприняты не были, экспертиза межевого плана и иных документов не проведена должным образом.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ПАО «Россети Юг» в суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.

Суд первой инстанции, установив, что требования истца фактически направлены на изменение границ земельных участков, что свидетельствует о наличии спора о праве, который не может быть разрешен в порядке, установленном главой 24 АПК РФ, пришел к выводу о выборе истцом ненадлежащего способа защиты права и, соответственно, об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания ненормативного акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 АПК РФ лежит на заявителе.

В пункте 56 постановления Пленума № 10/22 содержится разъяснение о том, что зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.

Вместе с тем, если лицо полагает, что государственным регистратором допущены нарушения при осуществлении государственной регистрации права или сделки, оно вправе обратиться в суд с заявлением по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ, с учетом подведомственности дела. Судебный акт по таким делам является основанием для внесения записи в ЕГРП только в том случае, когда об этом указано в его резолютивной части. Суд вправе сделать такой вывод, если изменение ЕГРП не повлечет нарушения прав и законных интересов других лиц, а также при отсутствии спора о праве на недвижимость. Например, когда судебный акт принят по заявлению обеих сторон сделки об оспаривании отказа государственного регистратора совершить регистрационные действия.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с Законом о регистрации недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с Законом о регистрации сведений.

В части 7 статьи 1 Закона № 218-ФЗ определено, государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Частью 1 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном рассматриваемым Законом порядке, утвержденная в установленном этим Законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (пункт 7 части 2 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ).

Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав состоят, в том числе из проведения правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В силу части 1 статьи 21 Федерального закона № 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (часть 5 статьи 18 Федерального закона № 218-ФЗ).

Особенности государственной регистрации прав на земельную долю, земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения урегулированы в статье 47 Закона № 218-ФЗ.

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на земельный участок, образуемый при выделе его в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в общей долевой собственности более чем пяти лиц (далее - земельная доля), могут быть осуществлены на основании:

1) заявления, поданного лицом, уполномоченным общим собранием участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Полномочия этого уполномоченного лица подтверждаются выпиской из протокола общего собрания, заверенной уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления;

2) заявления, поданного лицом или лицами, являющимися собственниками земельной доли (долей) и образующими земельный участок путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Государственная регистрация права собственности на долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения допускается в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости в отношении такого земельного участка отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в Единый государственный реестр недвижимости сведениями о последнем.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 252 ГК РФ имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними. Участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества.

В силу положений пункта 1 статьи 11.5 ЗК РФ выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок). При выделе земельного участка у участника долевой собственности, по заявлению которого осуществляется выдел земельного участка, возникает право собственности на образуемый земельный участок и указанный участник долевой собственности утрачивает право долевой собственности на измененный земельный участок. Другие участники долевой собственности сохраняют право долевой собственности на измененный земельный участок с учетом изменившегося размера их долей в праве долевой собственности (пункт 2 статьи 11.5 ЗК РФ).

Одновременно в соответствии с пунктом 3 статьи 11.5 ЗК РФ, особенности выдела земельного участка в счет земельных долей устанавливаются Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (Федеральный закон № 101-ФЗ), который регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона № 101-ФЗ участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом № 101-ФЗ.

Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 статьи 13 Федерального закона № 101-ФЗ.

Если указанное решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей (пункт 4 статьи 13 Федерального закона № 101-ФЗ).

Пунктом 5 статьи 13 Федерального закона № 101-ФЗ предусмотрено, что размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли.

В силу положений пункта 1 статьи 12 Федерального закона № 101-ФЗ к сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае, если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять, правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, а также статьями 13 и 14 настоящего Федерального закона.

Исходя из анализа приведенных положений, в совокупности с положениями статьи 252 Гражданского кодекса Российской Федерации, порядок образования земельного участка из земельного участка, находящегося в долевой собственности, по существу, содержит четкие ограничения лишь в отношении предельных размеров (минимальных, максимальных) образуемых земельных участков и устанавливают требования к соблюдению процедуры (включая извещение о месте и порядке ознакомления с проектом межевания земельных участков, который либо направляется участникам долевой собственности, либо опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации).

В соответствии с требованиями Закона № 218-ФЗ одним из документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета является проект межевания земельных участков и межевой план.

В силу части 13 статьи 22 Федерального закона № 218-ФЗ форма межевого плана и требования к его подготовке установлены Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке".

Следовательно, вопросы соблюдения (не соблюдения) требований к образованию земельных участков, подготовке и составлению межевого плана, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом № 101-ФЗ, входят в проверку Управлением при проведении правовой экспертизы.

Согласно ст. 22 Закона № 218-ФЗ (в редакции рассматриваемого периода) межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

В межевом плане указываются:

1) сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков;

2) сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка;

3) новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков.

В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

Межевой план состоит из графической и текстовой частей.

В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.

В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках, включая сведения об использованной при подготовке межевого плана геодезической основе, в том числе о пунктах государственных геодезических сетей или опорных межевых сетей, а также в установленном частью 3 настоящей статьи случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ.

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.

Межевой план подготавливается в форме электронного документа и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план.

Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

Приказом Министерства экономического развития РФ от 08.12.2015г. № 921 утверждена форма и состав сведений межевого плана, требований к его подготовке (действовал в рассматриваемый период).

Согласно приказу межевой план оформляется в виде одного документа, в случаях если: в результате выдела в счет доли (долей) в праве общей собственности образуется один или одновременно несколько земельных участков.

Если для образования земельных участков необходимо проведение кадастровых работ по уточнению местоположения границы исходного земельного участка, оформляются: межевой план по уточнению местоположения границы земельного участка и межевой план по образованию земельных участков.

Межевой план составляется на основе сведений ЕГРН об определенном земельном участке, здании, сооружении, объекте незавершенного строительства, ином объекте, который прочно связан с землей, то есть перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, и (или) сведений об определенной территории, например в случае образования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или уточнения местоположения границ земельных участков.

Для подготовки межевого плана используются картографические материалы, в том числе картографо-геодезического фонда, и (или) землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Согласно приказу Министерства экономического развития РФ от 08.12.2015г. № 921 утверждена форма и состав сведений межевого плана, требований к его подготовке Раздел "Схема расположения земельных участков" (далее - Схема) оформляется на основе сведений ЕГРН об определенной территории, содержащих картографические изображения, либо с использованием картографического материала. При этом изображение должно обеспечивать читаемость Схемы, в том числе местоположения земельного участка, в отношении которого проводятся кадастровые работы.

Схема предназначена для отображения местоположения земельных участков относительно смежных земельных участков, границ кадастрового деления (для земельных участков, занятых линейными и тому подобными сооружениями, а также если земельный участок располагается в нескольких кадастровых кварталах либо земельный участок примыкает к границе кадастрового деления), природных объектов и (или) объектов искусственного происхождения (если отдельные части границы земельного участка совпадают с местоположением внешних границ таких объектов и сведения о таких объектах содержатся в ЕГРН), земель общего пользования, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования.

Согласно п. 76 приказа на Схеме межевого плана отображаются:

границы земельного участка, в отношении которого проводятся кадастровые работы, а также смежных с ним земельных участков;

границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов (при необходимости);

границы кадастрового деления (для земельных участков, занятых линейными и тому подобными сооружениями, а также, если земельный участок располагается в нескольких кадастровых кварталах либо земельный участок примыкает к границе кадастрового деления);

В случае подготовки межевого плана в результате кадастровых работ по образованию земельных участков дополнительно на Схеме отображаются земли общего пользования, земельные участки общего пользования, территории общего пользования (допускается схематично отображать местоположение улиц, в том числе красных линий в соответствии с утвержденным проектом планировки, лесов, автомобильных дорог общего пользования, парков, скверов).

При выполнении кадастровых работ по выделу земельных участков в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения межевой план подготавливается с учетом требований Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" на основе:

1) проекта межевания земельных участков, решения общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения об утверждении указанного проекта, перечня собственников образуемых земельных участков и размеров их долей в праве общей собственности на такие земельные участки (при кадастровых работах в отношении земельного участка, образуемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на основании решения общего собрания участников долевой собственности на этот земельный участок);

2) проекта межевания земельных участков, документов, подтверждающих согласование проекта межевания земельного участка (при кадастровых работах в отношении земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в случае отсутствия решения общего собрания участников долевой собственности на этот земельный участок об утверждении проекта межевания земельных участков).

Размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером в порядке, установленном статьей 13.1 Федерального закона № 218-ФЗ.

Согласно ст. 13.1 Закона проектом межевания земельного участка или земельных участков определяются размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей (далее также - образуемые земельные участки). Проект межевания земельных участков, подлежащий утверждению общим собранием участников долевой собственности, также должен содержать сведения о земельных участках, выделяемых в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности (при их наличии), и о земельном участке или земельных участках, право общей собственности на которые сохраняется или возникает.

Проект межевания земельного участка или земельных участков подготавливается кадастровым инженером. Заказчиком такого проекта межевания может являться любое лицо.

Требования к проекту межевания земельных участков устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Проект межевания земельного участка или земельных участков утверждается решением общего собрания участников долевой собственности либо в случае, указанном в пункте 4 статьи 13 настоящего Федерального закона, решением собственника земельной доли или земельных долей.

Одновременно с решением общего собрания участников долевой собственности об утверждении проекта межевания земельных участков должно быть принято решение об утверждении перечня собственников образуемых земельных участков и размеров их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки.

При подготовке проекта межевания, подлежащего утверждению общим собранием участников долевой собственности, кадастровый инженер обеспечивает правообладателям земельного участка или земельных участков, из которых будут выделяться земельные участки в счет земельной доли или земельных долей (далее также - исходный земельный участок или исходные земельные участки), органу местного самоуправления поселения, муниципального округа или городского округа по месту расположения каждого исходного земельного участка и, если заказчик кадастровых работ не является правообладателем исходного земельного участка или исходных земельных участков, заказчику кадастровых работ возможность ознакомиться с этим проектом до его утверждения и представить предложения о его доработке. Срок ознакомления с проектом межевания земельных участков не может быть менее чем тридцать дней до дня его утверждения.

Проект межевания земельного участка, утверждаемый решением собственника земельной доли или земельных долей, подлежит обязательному согласованию с участниками долевой собственности. Предметом согласования являются размер и местоположение границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.

Извещение о необходимости согласования проекта межевания земельного участка направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.

В случае, если в течение тридцати дней со дня надлежащего извещения участников долевой собственности о согласовании проекта межевания земельного участка в соответствии с пунктами 9 - 11 настоящей статьи от участников долевой собственности не поступят возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка, проект межевания земельного участка считается согласованным. Кадастровый инженер обязан составить заключение об отсутствии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.

Возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка направляются кадастровому инженеру, подготовившему соответствующий проект межевания земельного участка, а также в орган регистрации прав по месту расположения такого земельного участка.

Споры о размере и местоположении границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка рассматриваются в суде.

Кадастровые работы в отношении выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка выполняются в соответствии с утвержденным проектом межевания земельного участка или земельных участков, содержащим сведения о его размере и местоположении его границ. В результате кадастровых работ площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может отличаться от площади этого земельного участка, указанной в соответствующем утвержденном проекте межевания, вследствие невозможности установления на местности границ этого земельного участка в точном соответствии с таким проектом межевания, но не более чем на десять процентов.

Частью 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ предусмотрены основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случаях, если: форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ); место нахождения объекта недвижимости, определяемое согласно описанию местоположения границ земельного участка или контура здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, не соответствует адресу объекта недвижимости (при его наличии) или местоположению объекта недвижимости (при отсутствии адреса) (пункт 45 части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ).

Как следует из материалов дела, на основании свидетельства на право собственности на землю от 28.11.1994 ФИО5 (ФИО3) Елена является собственником доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 34:28:000000:35 по адресу: КСП «Волгоградское», размер доли 969 баллогектаров, 16,02 га, из земель с/х назначения, производство с/х продукции.

На основании заявления ФИО4, действующего в интересах ФИО5, кадастровым инженером ФИО2 подготовлен проект межевания земельного участка, выделяемого в счёт одной земельной доли из земельного участка, представляющего единое землепользование с кадастровым номером 34:28:000000:35.

В газете «Волгоградская правда» № 11 (28693) от 04.02.2021г., в газете «Звезда» № 7 (11958) от 02.02.2021 опубликовано извещение о согласовании проекта межевания земельных участков и представлении в 30-дневный срок со дня опубликования извещения возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого земельного участка.

Возражений не поступило.

01.03.2021г. собственником доли ФИО5 принято решение о согласовании проекта межевания и его утверждении.

01.03.2021г. кадастровым инженером составлен межевой план.

05.03.2021г. ФИО5 обратилась в Управление с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет и регистрацией права на земельный участок с кадастровым номером 34:28:000000:4984 с приложением документов.

Управлением произведена правовая экспертиза представленных документов.

Выделенный земельный участок поставлен на кадастровый учет 31.03.2021, присвоен кадастровый номер 34:28:000000:4984, за ФИО5 зарегистрировано право собственности.

С 28.04.2021 собственником земельного участка с кадастровым номером 34:28:000000:4984 является ФИО1 (договор купли-продажи от 27.04.2021г., заключенный между ФИО5 и ФИО1). Право собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером 34:28:000000:4984 зарегистрировано в ЕГРН.

Определением суда апелляционной инстанции от 24.07.2023г. по делу у ППК «Роскадастр» запрошены копия реестрового дела на объект недвижимости с кадастровым номером 34:28:000000:4984 и выписки из ЕГРН на объекты недвижимости с кадастровым номером 34:28:000000:4984, с кадастровым номером 34:28:000000:35.

ППК «Роскадастр» представлены документы на электронном носителе (CD-диск).

Из представленных ППК «Роскадастр» документов следует, что 05.03.2021г. ФИО5 обратилась в Управление с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет и регистрацией права на земельный участок с кадастровым номером 34:28:000000:4984.

К заявлению приложены документы: межевой план от 01.03.2021г., доверенность от 15.06.2020г., свидетельство на право собственности на землю от 28.11.1994г., проект межевания земельных участков от 01.03.2021г., решение о согласовании проекта межевания от 01.03.2020г., решение о выделе земельного участка от 01.03.2021г., газета «Волгоградская правда» от 04.02.2021г. № 11, газета «Звезда» от 02.02.2021г. № 7.

Управлением произведена правовая экспертиза представленных документов и выделенный земельный участок поставлен на кадастровый учет 31.03.2021, присвоен кадастровый номер 34:28:000000:4984.

Представитель Управления пояснил, что проверка межевых планов в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных, осуществляется автоматически посредством программного комплекса ФГИС ЕГРН. По результатам проверки в ПК ФГИС ЕГРН формируется протокол проверок, который учитывается государственным регистратором прав Управления при принятии решения. В результате проведенной автоматической проверки ПК ФГИС ЕГРН проверка формы и содержания межевого плана пройдена, что подтверждается протоколом проверки.

Представитель Управления пояснил, что земельный участок с кадастровым номером 34:28:000000:35 внесен в ЕГРН на основании оценочной описи земельных участков 25.12.2005г. как земли с/х назначения СПК «Волгоградский» Среднеахтубинского района без установления границ на местности.

Кадастровый номер 34:28:000000 является учетным номером кадастрового квартала, границы которого совпадают с границами соответствующего кадастрового района (Среднеахтубинский). Если объект надвижимости расположен на территории двух и более кадастровых кварталов соответствующего кадастрового района, кадастровый номер такому объекту присваивается в кадастровом квартале с порядковым номером «0», границы которого совпадают соответственно с границами кадастрового района.

Управление считает, что поскольку границы земельного участка с кадастровым номером 34:28:000000:35 не установлены, определить, расположен ли территориально земельный участок с кадастровым номером 34:28:000000:4984 в пределах земельного участка с кадастровым номером 34:28:000000:35 Управление не имеет возможности. Указанными полномочиями обладает только кадастровый инженер.

Как следует из материалов дела, с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет представлены межевой план от 01.03.2021г., проект межевания земельных участков от 01.03.2021г.

Вопросы соблюдения (не соблюдения) требований к образованию земельных участков, подготовке и составлению межевого плана, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом № 101-ФЗ, входят в проверку Управлением при проведении правовой экспертизы.

Таким образом, Управление обязано провести правовую экспертизу представленных заявителем документов, в том числе, проекта межевания земельных участков, межевого плана.

При изучении указанных документов судом апелляционной инстанции установлено следующее.

Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 (далее - Приказ N 921) утверждены форма и состав сведений межевого плана, а также требования к подготовке межевого плана.

Одной из уникальных характеристик, позволяющих индивидуализировать земельный участок как объект гражданских правоотношений, является описание его границ.

Как следует из пункта 2 статьи 8 Закона о регистрации, к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. Установление границ земельного участка позволяет провести его окончательную индивидуализацию и поставить его на соответствующий государственный учет, создает определенность в отношениях по использованию заинтересованными лицами смежных земельных участков.

Судом апелляционной инстанции установлено, что в проекте межевания земельных участков от 01.03.2021г., составленном кадастровым инженером ФИО2, указано, что выделяемый земельный участок расположен в кадастровом квартале 34:28:010004 (пояснительная записка).

В заключении кадастрового инженера от 01.03.2021г., приложенного к проекту межевания земельных участок указано, что выделяемый земельный участок расположен в кадастровом квартале 34:28:040004.

В межевом плане земельного участка от 01.03.2021г. с кадастровым номером 34:28:000000:4984, составленном кадастровым инженером ФИО2, указано, что выделяемый земельный участок расположен в кадастровом квартале 34:28:010004 (заключение кадастрового инженера).

Таким образом, в представленных документах содержались противоречия в указании кадастровых кварталов, а именно, в проекте межевания указан кадастровый квартал 34:28:040004, в межевом плане указан кадастровый квартал 34:28:010004.

Таким образом, в проекте межевания указан кадастровый квартал 34:28:040004.

К межевому плану приложены кадастровый план территории, выписка из ЕГРН, свидетельство о праве на землю, газета «Звезда», газета «Волгоградская правда», копия проекта межевания земельных участков.

В газете «Волгоградская правда» № 11 (28693) от 04.02.2021г., в газете «Звезда» № 7 (11958) от 02.02.2021 опубликовано извещение о согласовании проекта межевания земельных участков и представлении в 30-дневный срок со дня опубликования извещения возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого земельного участка.

Возражений не поступило, поскольку в предложенном на согласование проекте межевания указан иной кадастровый квартал - 34:28:040004, не относящийся к кадастровому кварталу 34:28:010004, в котором расположен земельный участок с кадастровым номером 34:28:000000:35 (единое землепользование, из которого выделен земельный участок с кадастровым номером 34:28:000000:4984).

То есть на согласование был представлен проект межевания земельных участков с обозначением кадастрового квартала 34:28:040004, находящегося территориально совершенно в другом месте.

Из выписок из ЕГРН на земельные участки с кадастровыми номерами 34:28:000000:35 и 34:28:000000:4984 (т.3 л.д. 143-147) следует, что местоположение земельных участков с кадастровыми номерами 34:28:000000:35 и 34:28:000000:4984 - СПК «Волгоградский», Среднеахтубинский район, Волгоградская область.

Границы участка 34:28:000000:35 не установлены в соответствии с земельным законодательством.

Согласно Карте землепользований Среднеахтубинского района Волгоградской области бывший совхоз «Волгоградский» территориально расположен в районе пос. Максима Горького, Красный октябрь, Восьмое марта.

При этом, вновь образованный земельный участок с кадастровым номером 34:28:000000:4984 территориально (фактически) расположен на юго-западе от с. Верхнепогромное, т.е. совершенно в ином месте (т.1 л.д. 86).

Постановлением Администрации Верхнепогроменского сельского поселения Среднеахтубинского района Волгоградской области от 14.10.2022г. № 98 земельному участку с кадастровым номером 34:28:000000:4984 присвоен адрес: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, Верхнепогроменское сельское поселение, с. Верхнепогромное, территория Окружная, ул. Помидорная, стр. 8.

Таким образом, выделенный из единого землепользования (34:28:000000:35) земельный участок (34:28:000000:4984) сформирован территориально в ином месте в с. Верхнепогромное.

Согласно данным Публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером 34:28:000000:4984 расположен в кадастровом квартале 34:28:040004, однако в межевом плане указано, что выделяемый земельный участок с кадастровым номером 34:28:000000:4984 расположен в кадастровом квартале 34:28:010004.

Таким образом, в представленных документах содержались явные противоречия, которые при должной правовой экспертизе должны быть установлены Управлением и без использования автоматического программного комплекса ФГИС ЕГРН, что являлось основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета земельного участка.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случаях, если: форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ); место нахождения объекта недвижимости, определяемое согласно описанию местоположения границ земельного участка или контура здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, не соответствует адресу объекта недвижимости (при его наличии) или местоположению объекта недвижимости (при отсутствии адреса) (пункт 45 части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ).

Представленные в Управление проект межевания, межевой план составлены с нарушением требований к подготовке межевого плана и Закона о государственной регистрации в части несоответствия места нахождения выделенного земельного участка, определяемое согласно описанию местоположения границ земельного участка местоположению указанного земельного участка (пункт 45 части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ).

Материалами дела установлено, что по территории выделенного (спорного) земельного участка с кадастровым номером 34:28:000000:4984 проходят линии электропередачи ВЛ-35 кВ ВЗС-1 и ВЗС-2, принадлежащие ПАО «Россети Юг». Указанные ВЛ располагаются на земельных участках с кадастровыми номерами: 34:28:040004:70 (ВЛ-35кВ «ВЗС-1») и 34:28:040004:68 (ВЛ-35кВ «ВЗС-2») (под опорами), предоставленных ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» (сейчас ПАО «Россети Юг») на 49 лет на основании договоров аренды земельных участков от 17.06.2013 № 75/2013 и № 76/2013, заключенных между Администрацией Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области и ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга».

Согласно письму от 13.12.2012 № НБ-5247/2012 Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Волгоградской области в государственный кадастр недвижимости внесены сведения по установлению охранных зон, в том числе, охранная зона ВЛ-35 кВ «ВЗС-1» - учетный номер 34.28.2.12; охранная зона ВЛ-35 кВ «ВЗС-2» - учетный номер 34.28.2.9.

Однако охранные зоны в проекте межевания, в межевом плане не отражены. В ЕГРП по земельному участку с кадастровым номером 34:28:000000:4984 охранные зоны также не отражены.

В разделе "Сведения об образуемых земельных участках" межевого плана не указано на части исходного земельного участка, из которого выделяется образуемый земельный участок.

Таким образом, из представленных документов следует, что земельный участок с кадастровым номером 34:28:000000:35 и образованный из него земельный участок с кадастровым номером 34:28:000000:4984 территориально расположены в совершенно разных местах, имеют различное местоположение.

В заключении кадастрового инженера от 01.03.2021г. изложено, что им учтены основные принципы формирования земельных участков на землях с/х назначения:

-территориальные условия должны обеспечивать рациональную и эффективную организацию использования земель, сохранение почв, их плодородия и окружающей природной среды;

- границы образуемого земельного участка устанавливаются с учетом компактного размещения и совмещения с существующими границами полей севооборотов и рабочих участков с естественными рубежами местности (лесополосами, дорогами и другими объектами).

Однако земельный участок с кадастровым номером 34:28:000000:4984, выделенный из земельного участка с кадастровым номером 34:28:000000:35 в счет доли, полностью сформирован под линиями электропередачи ВЛ-35 кВ ВЗС-1 и ВЗС-2, принадлежащими ПАО «Россети Юг» (т.1 л. д. 84) и полностью находится в охранной зоне ЛЭП.

Из письма Комитета земельных ресурсов и градостроительства Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области от 18.05.2022г. № 14/8526 следует, что земельный участок с кадастровым номером 34:28:000000:4984 полностью расположен в охранных зонах линий электропередачи. Местоположение земельного участка: СПК «Волгоградский», который территориально расположен в районе пос. Максима Горького, Красный октябрь, Восьмое марта. Однако фактически образованный земельный участок расположен в границах бывшего совхоза «Лебяжья Поляна» с. Верхнепогромное (представлена схема границ).

Из пояснений Комитета следует, что в ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 34:28:000000:4984 ограничения в использовании (при фактическом наличии охранной зоны ЛЭП) и обременения отсутствуют, что подтверждает тот факт, что указанная доля земли для ведения с/х деятельности должна быть выделена по иному местоположению. Линии электропередачи, расположенные на образованном земельном участке имеют стратегическое значение для жизнедеятельности городского округа – город Волжский Волгоградской области. Незаконная постановка земельного участка с кадастровым номером 34:28:000000:4984 на кадастровый учет, сведения о границах которого не соответствуют фактическому его расположению, нарушает требования закона и права заявителя.

Таким образом, судом апелляционной инстанции установлено, что Управлению были представлены документы и при должной экспертизе сведений, содержащихся в межевом плане, проекте межевания Управление должно было установить данное несоответствие и приостановить действия по кадастровому учету. Однако такие действия Управлением предприняты не были, экспертиза межевого плана не проведена должным образом.

Сведения, содержащиеся в ЕГРН, должны быть достоверными.

Учитывая изложенное, в ГКН внесены сведения не соответствующие фактическим обстоятельствам – границы земельного участка, выделяемого из ранее существующего земельного участка, территориально установлены в другом квартале (не в месте фактического расположения участка).

Если лицо полагает, что государственным регистратором допущены нарушения при осуществлении государственной регистрации права или сделки, оно вправе обратиться в суд с заявлением по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ, с учетом подведомственности дела.

Учитывая специфику спора и основания для оспаривания, судом апелляционной инстанции установлено, что вышеуказанные действия регистрирующего органа по осуществлению кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 34:28:000000:4984, совершенные с нарушением закона.

Права и законные интересы ПАО «Россети Юг» нарушены, поскольку земельный участок с кадастровым номером 34:28:000000:4984 полностью сформирован под линиями электропередачи ВЛ-35 кВ ВЗС-1 и ВЗС-2, принадлежащими ПАО «Россети Юг» (т.1 л. д. 84) и полностью находится в охранной зоне ЛЭП. В границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков. В охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, запрещается проводить работы, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства. Согласно п.9, п.10 Правил № 160 от 24.02.2009г. в охранных зонах запрещается размещать полевые станы, загоны для скота, стоянки машин. В пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются земляные работы, полив с/х культур, полевые с/х работы с применением с/х машин и оборудования. Согласно п. 19 Правил в случае если охранные зоны установлены на с/х участках, то проведение плановых работ по техническому обслуживанию объектов электросетевого хозяйства может осуществляться в период, когда угодья не заняты с/х культурами или когда возможно обеспечение сохранности этих культур. Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 34:28:000000:4984 – для сельскохозяйственного производства, что предполагает возможность проведения на земельном участке с/х работ.

При указанных обстоятельствах, действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области по осуществлению кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 34:28:000000:4984 не соответствуют закону и нарушают права Общества, в связи с чем, подлежат признанию незаконными.

В соответствии с абзацем 2 пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» суд вправе отказать в удовлетворении требований о возложении на орган или лицо, наделенные публичными полномочиями, обязанности принять решение, совершить действия, если установлены обстоятельства, исключающие возможность удовлетворения таких требований.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.02.2013 № 12925/2012, если лицо полагает, что государственным регистратором допущены нарушения при осуществлении государственной регистрации права или сделки, оно вправе обратиться в суд с заявлением по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ с учетом подведомственности дела, судебный акт по таким делам является основанием для внесения записи в ЕГРП только в том случае, когда об этом указано в его резолютивной части. Суд вправе сделать такой вывод, если изменение ЕГРП не повлечет нарушения прав и законных интересов других лиц, а также при отсутствии спора о праве на недвижимость. Таким образом, с учетом данных разъяснений, в споре с регистрирующим органом не подлежит защите вещное право на имущество, однако это не означает, что даже при наличии такого спора в ситуации, когда действия регистрирующего органа совершены с нарушением требований закона, соответствующие действия не могут быть оспорены. Напротив, заявленное в подобной ситуации требование подлежит разрешению по существу в установленном порядке, но решение по такому делу, в том числе и при наличии спора о праве, не должно привести к нарушению прав на имущество иных лиц.

Поскольку право собственности на земельный участок с кадастровым номером 34:28:000000:4984 зарегистрировано за ФИО1 и не оспорено, соответственно в споре с регистрирующим органом не подлежит защите вещное право на имущество, оснований для обязания Управления исключить из государственного реестра недвижимости сведения об описании местоположения границы земельного участка с кадастровым номером 34:28:000000:4984, не имеется.

В силу статьи 269 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции вправе, в частности, отменить или изменить судебный акт суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.

В связи с изложенным, имеются правовые основания для отмены решения суда в части отказа в удовлетворении требований Общества о признании незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области по осуществлению кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 34:28:000000:4984 с принятием по делу в отмененной части нового судебного акта.

В остальной части решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 февраля 2023 года по делу № А12-19127/2022 подлежит оставлению без изменения.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области в пользу ПАО «Россети Юг» подлежат взысканию расходы по госпошлине за рассмотрение дела в суде первой инстанции в размере 3000 руб., за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в размере 1500 руб.

В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 февраля 2023 года по делу № А12-19127/2022 отменить в части.

Принять в отмененной части новый судебный акт.

Признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области по осуществлению кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 34:28:000000:4984.

В остальной части решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 февраля 2023 года по делу № А12-19127/2022 оставить без изменения.

Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области в пользу ПАО «Россети Юг» расходы по госпошлине за рассмотрение дела в суде первой инстанции в размере 3000 руб., за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в размере 1500 руб.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Е.В. Пузина

Судьи М.А. Акимова

Ю.А. Комнатная