ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А12-19649/18 от 24.10.2018 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А12-19649/2018

24 октября 2018 года

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Веряскиной С.Г.,

без вызова сторон,

рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Волгабас Волжский» (404131, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)

на решение арбитражного суда Волгоградской области от 09 августа 2018 года по делу № А12-19649/2018, рассмотренному в порядке упрощённого производства (судья Д.М. Бритвин),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Волгабас Волжский» (404131, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Астраханской таможне (414018, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Волгабас Волжский» (далее – ООО «Волгабас Волжский», общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Астраханской таможни (далее - административный орган, таможня) от 24.05.2018 № 10311000-815/2018 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Решением арбитражного суда Волгоградской области от 09 августа 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

ООО «Волгабас Волжский», не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

Апелляционная жалоба ООО «Волгабас Волжский» рассматривается в арбитражном суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункт 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017                        № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве»).

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на сайте суда в сети Интернет 25 августа 2018 года.

Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 15.02.2018 на Волжский таможенный пост ООО «Волгабас Волжский» нарочно представлены статистические данные по статистической форме учета перемещения товаров, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 № 1329 «Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза», а именно: статистическая форма учета перемещения товаров за февраль 2018 года (системный номер 2100180212-16312576).

Согласно указанной статистической форме продавец ЗАО «НТК Силовые компоненты» (Республика Беларусь) осуществило в феврале 2018 года ввоз на территорию Российской Федерации товаров в адрес покупателя -  ООО «Волгабас Волжский»  по следующим документам: договору поставки от 11.12.2017 №2258/12.17, счет-фактуре от 02.02.2018 №9717-01, паспорту сделки от 01.02.2018 №18020002/1439/0058/2/1 и др.

Представленная статистическая форма учета перемещения товаров (системный номер 2100180212-16312576) была зарегистрирована должностным лицом Волжского таможенного поста под номером № 10311120/160218/С162420.

Должностным лицом таможенного органа 18.04.2018 в ходе изучения сведений, содержащихся в статистической форме № 10311120/160218/С 162420 (системный номер 2100180212-16312576), выявлено нарушение обществом Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 № 1329, выразившееся в представлении обществом статистической формы учета перемещения товаров                        № 10311120/160218/С 162420 (системный номер 2100180212-16312576), содержащей недостоверные сведения, а именно: в графах 7, 13 данной статистической формы указан буквенный код валюты «EUR» (евро), который не соответствует пункту 4.1 договора поставки от № 2258/12.17, счет-фактуре от 02.02.2018 № 9717-01, паспорту сделки от № 18020002/1439/0058/2/1 и международной товарно-транспортной накладной от 02.02.2018 № 000060С, где цена товара указана в российских рублях.

По факту выявленных нарушений 26.04.2018 Астраханской таможней в отношении общества составлен протокол № 10311000-815/2018 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Постановлением Астраханской таможни от 24.05.2018 № 10311000-815/2018 ООО «Волгабас Волжский» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Считая постановление о назначении административного наказания незаконным, ООО «Волгабас Волжский» обратилось в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что событие административного правонарушения установлено, в действиях ООО «Волгабас Волжский» имеется состав вмененного административного правонарушения, административным органом соблюдены требования в отношении порядка производства по делу об административном правонарушении.

Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции, считает их правомерными в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 27.11.2010                     № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №311-ФЗ) российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения указанными товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров.

Исходя из части 3 статьи 104 Федерального закона № 311-ФЗ порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 №1329 «Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза» утверждены Правила ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, которые определяют порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозимых из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза.

Согласно пункту 5 Правил российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки - российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы, содержащие достоверные сведения.

Таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений (абзац 4 пункта 5 Правил).

В силу пункта 6 Правил статистическая форма заполняется на товары независимо от вида транспорта, которым они перевозятся, и представляется заявителем.

Статистическая форма заполняется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в рамках одного контракта (договора) (при наличии), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.

Абзац 5 пункта 7 Правил предусматривает, что статистическая форма заполняется на русском языке по форме согласно приложению № 1 и в соответствии с Правилами заполнения статистической формы учета перемещения товаров, предусмотренными приложением № 2.

В графе 7 «Код валюты и общая стоимость товаров» указываются: в первом подразделе - буквенный код валюты, в которой определена стоимость заявленных в статистической форме товаров, в соответствии с классификаторами; во втором подразделе - общая стоимость всех ввозимых (вывозимых) товаров, полученная как сумма стоимостей, указанных в графе 13 статистической формы.

В графе 13 «Стоимость товара» указывается цифровыми символами фактически уплаченная стоимость товара в валюте, указанной в графе 7 статистической формы.

В случае безвозмездных поставок в графе 13 указывается оценочная стоимость товара в валюте, указанной в графе 7 статистической формы.

Согласно пункту 10 Правил непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судом апелляционной инстанции установлено, что представленная ООО «Волгабас Волжский»  статистическая форма учета перемещения товаров                           № 10311120/160218/С162420 (системный номер 2100180212-16312576) содержала недостоверные сведения, а именно: в графах 7, 13 данной статистической формы указан буквенный код валюты «EUR» (евро), который не соответствует пункту 4.1 договора поставки от № 2258/12.17, счет-фактуре от 02.02.2018 № 9717-01, паспорту сделки от № 18020002/1439/0058/2/1 и международной товарно-транспортной накладной от 02.02.2018 № 000060С, где цена товара указана в российских рублях.

Факт нарушения обществом абзаца 3 пункта 5, абзаца 5 пункта 7 Правил, выразившейся в представлении в статистической форме учета перемещения недостоверных сведений в части указания кода валюты сделки, подтверждается материалами дела, а именно протоколом об административном правонарушении от 26.04.2018 № 10311000-815/2018, что обществом не оспаривается.

При таких обстоятельствах, суд пришел к правомерному выводу о наличии в действиях ООО «Волгабас Волжский» события административного правонарушения, выразившегося в невыполнении в установленный срок предписания, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемом деле вина ООО «Волгабас Волжский» в совершении вменяемого ему административного правонарушения заключается в том, что у общества при необходимой степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательств, имелась возможность не нарушать требования действующего законодательства, но общество не предприняло всех зависящих от него мер для соблюдения требований действующего законодательства.

Доказательства невозможности исполнения обществом требований закона в установленный срок в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены.

Следовательно, вина ООО «Волгабас Волжский» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, административным органом установлена и доказана.

Порядок привлечения общества к административной ответственности проверен судами обеих инстанций, нарушений не выявлено.

При определении меры наказания административным органом учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 КоАП РФ, влияющие на размер наказания. Мера наказания соответствует совершённому деянию. Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП не установлено.

В апелляционной жалобе ООО «Волгабас Волжский», ссылаясь на пункт 2 примечания к статье 19.7.13 КоАП РФ, указывает на наличие оснований для освобождения общества от административной ответственности за данное правонарушение в связи с представлением последним в таможенный орган заявления об аннулировании вышеуказанной статистической формы учета перемещения товаров и одновременным представлением новой статистический формы учета перемещения товаров до выявления административный органом данного правонарушения. При этом моментом выявления апеллянт считает дату составления протокола об административном правонарушении от 26.04.2018                        № 10311000-815/2018.

Указанный довод судебной коллегией отклоняется ввиду следующего

Пунктом 2 примечания к статье 19.7.13 КоАП РФ предусмотрено, что в случае добровольного представления юридическим лицом в таможенный орган, осуществивший регистрацию статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, заявления об аннулировании этой статистической формы учета перемещения товаров с одновременным представлением новой статистической формы учета перемещения товаров, содержащей достоверные сведения, лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате поступления заявления об аннулировании статистической формы учета перемещения товаров и регистрации новой статистической формы учета перемещения товаров, таможенный орган не выявил административное правонарушение в соответствии с настоящим Кодексом, предметом по которому являются сведения о товарах, указанные в заявлении об аннулировании статистической формы учета перемещения товаров.

Как следует из материалов дела, факт предоставления недостоверных сведений в части указания кода валюты сделки был выявлен главным государственным таможенным инспектором отдела таможенного оформления и таможенного контроля Волжского таможенного поста ФИО1 18.04.2018, о чем свидетельствует докладная записка от 18.04.2018 № 37-17/0106 «О проверке на наличие административного правонарушения».

Указанная докладная записка содержит конкретную информацию о выявленном факте представления в статистической форме                                                       № 10311120/160218/С162420 недостоверных сведений о взаимной торговле за февраль 2018 года (неверно заявлены сведения в графах 14,17, либо неверно заявлен код валюты) и содержит сведения о том, что с заявлением об аннулировании данной статистической формы общество до 18.04.2018 в таможенный орган не обращалось. Также в указанной докладной записке инспектор просил Начальника Волжского таможенного поста  рассмотреть вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 19.7.13 КоАП РФ.

С учетом изложенного суд апелляционной  инстанции, что в данном случае дата составления докладной записки № 37-17/0106 (18.04.2018) является моментом выявления таможней административного правонарушения по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.

Вместе с тем заявление ООО «Волгабас Волжский» об аннулировании статистической формы учета перемещения товаров № 10311120/160218/С162420 (системный номер 2100180212-16312576) и достоверная новая статистическая форма были представлены обществом на Волжский таможенный пост только 20.04.12018, то есть после выявления таможней наличия в действиях общества административного правонарушения по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.

Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о неприменении положений пункта 2 примечания к статье 19.7.13 КоАП РФ к рассматриваемому случаю.

Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что моментом выявления административного правонарушения в соответствии с КоАП РФ является дата составления протокола об административном правонарушении, является несостоятельным.

Из положений статьей 28.1, 28.2, 28.5  КоАП  следует, что дата составления протокола об административном правонарушении является моментом возбуждения дела об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении является способом фиксации факта обнаружения административного правонарушения. При этом дата составления протокола и момент выявления административного правонарушения может быть различен, поскольку протокол может составляться немедленно после выявления совершения административного правонарушения, а в некоторых случаях в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения или по окончанию расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса.

В апелляционной жалобе, общество, ссылаясь на абзацы 2, 4 пункта 9 Правил, указывает на не уведомление таможней заявителя  о необходимости аннулирования статистической формы, содержащей  недостоверные сведения и представления достоверных сведений, судебной коллегией отклоняется.

Согласно абзацу 2 пункта 9 Правил должностные лица таможенных органов, осуществляющие сбор статистических форм, при обнаружении недостоверных сведений в течение 10 рабочих дней с даты обнаружения факта представления недостоверных сведений уведомляют заявителя (если его фамилия, наименование организации, почтовый адрес или иная контактная информация поддаются прочтению) любым возможным способом о необходимости аннулирования статистической формы, содержащей недостоверные сведения, и представления в таможенный орган достоверных сведений.

Суд апелляционной инстанции считает, что не уведомление таможней заявителя в целях устранения уже выявленных нарушений о необходимости аннулирования статистической формы, содержащей  недостоверные сведения и представления достоверных сведений на основании на абзацы 2,4 пункта 9 Правил, не опровергает факт наличия в действиях общества состава уже совершенного административного правонарушения, правомерно квалифицированного по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, и, тем более, не свидетельствует о наличии оснований для применения пункта  2 примечания к статье 19.7.13 КоАП РФ, который предполагает представление заявления об аннулировании недостоверной статистической формы и новой статистической формы до момента выявления административного правонарушения, а не после него.

Довод апеллянта о том, что в запросе от 18.04.2018 № 37-15/279 таможня не просит представить документы по графам 7,13 статистической формы                                  № 10311120/160218/С162420, не принимается судом апелляционной инстанцией, поскольку также не свидетельствует об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, и о наличии оснований для применения пункта 2 примечания к статье 19.7.13 КоАП РФ.

На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение арбитражного суда Волгоградской области от 09 августа 2018 года по делу № А12-19649/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Волгабас Волжский» без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                                                                 С.Г. Веряскина