ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А12-25056/17 от 05.02.2018 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А12-25056/2017

12 февраля 2018 года

Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2018 года

Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2018 года

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Жаткиной С. А.,

судей Антоновой О. И., Волковой Т. В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Солейник Я. А., 

при участии в судебном заседании:

- от общества с ограниченной ответственностью «Биар» представитель ФИО1 по доверенности от 01.02.2018, выданной сроком до 31.12.2018;

- от Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области представитель ФИО2 по доверенности № 25-01-01/10-189 от 03.06.2016, выданной сроком до 03.06.2019,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Биар» на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22 ноября 2017 года по делу № А12-25056/2017, (судья Е.С. Пятернина),

по исковому заявлению Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью «Биар» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора: Администрации Волгоградской области,

государственного казенного учреждения «Дирекция автомобильных дорог Волгоградской области»,

общества с ограниченной ответственностью «Аналитик Центр»,

оценщика ООО «Аналитик Центр» ФИО3,

Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области,

об изъятии земельного участка для государственных нужд,

о признании права собственности на вновь образованный земельный участок,

об установлении размера возмещения за земельный участок (с учетом убытков, причиненных правообладателю его изъятием),

УСТАНОВИЛ:

Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (далее - Комитет, истец, Облкомдортранс) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Биар» (далее - ООО «Биар», ответчик) об изъятии для государственных нужд Волгоградской области в принудительном порядке у ООО «Биар» земельного участка с кадастровым (или условным) номером 34:03:200007:226, площадью 26634 кв. м, расположенного по адресу: Россия, Волгоградская область, Городищенский район, территория администрации Новоргачинского городского поселения; о признании права государственной собственности Волгоградской области на вновь образованный земельный участок с кадастровым (или условным) номером 34:03:200007:226, площадью 26634 кв. м, расположенный по адресу: Россия, Волгоградская область, Городищенский район, территория администрации Новоргачинского городского поселения, об установлении размера возмещения за земельный участок (с учетом убытков, причиненных правообладателю изъятием земельного участка) с кадастровым (или условным) номером 34:03:200007:226, площадью 26634 кв. м, расположенный по адресу: Россия, Волгоградская область, Городищенский район, территория администрации Новоргачинского городского поселения в размере 55 350, 00 рублей.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Волгоградской области, государственное казенное учреждение «Дирекция автомобильных дорог Волгоградской области», общество с ограниченной ответственностью «Аналитик Центр», оценщик ООО «Аналитик Центр» ФИО3, Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 22.11.2017 по делу №А12-25056/2017 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО «Биар» обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых  требований.

Представитель ООО «Биар» в судебном заседании поддержал доводы жалобы.

Представитель Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, полагая, что решение суда первой инстанции вынесено с соблюдением норм процессуального и материального права.

Другие лица участвующие в деле  в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном статьей 123 АПК РФ.

Согласно отчету о публикации информации о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным апелляционным судом в информационно-телекоммуникационной сети Интернет за пятнадцать дней до начала судебного заседания.

Согласно пункту 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 АПК РФ, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 Кодекса.

Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.

Изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм  материального права и соблюдение норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

  Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, Облкомдортранс осуществляет свою деятельность в соответствии с Постановлением администрации Волгоградской области от 24.11.2014 № 29-п «Об утверждении Положения о комитете транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области».

Согласно пункту 2.2.16 Положения Облкомдортранс принимает решения о резервирование земель и об изъятии, в том числе, путем выкупа земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для целей строительства и реконструкции автомобильных дорог, обустройства таких автомобильных дорог объектами дорожного сервиса в пределах придорожных полос, а так же организует в установленном порядке работы по изъятию земельных участков, том числе путем выкупа, и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества и резервирование земель для государственных нужд в указанных целях и проводит работы по государственной регистрации прав на земельные участки на основании договоров о выкупе земельных участков в государственную собственность Волгоградской области в целях размещения (обильных дорог (пункт 2.2.18 Положения).

Подпунктом 1 пункта 3 Постановления Администрации Волгоградской области от 09.11.2009 № 399-п (в редакции от 23.01.2017) «О полномочиях органов исполнительной власти Волгоградской области в сфере регулирования земельных отношений» к полномочиям Облкомдртранса относится принятие решений о резервировании земель и об изъятии земельных участков и (или) расположенных на иных объектов недвижимого имущества для целей строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, обустройства таких автомобильных дорог объектами дорожного сервиса в пределах придорожных полос, а также организацию в установленном порядке работы по изъятию земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, резервированию земель для государственных нужд в указанных целях.

Во исполнение положений, указанных выше нормативных правовых актов, Министерством транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (в настоящее время - Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области) принято распоряжение № 28-р от 12.05.2012 «Об изъятии земельных участков и частей земельных участков для государственных нужд Волгоградской области под строительство объекта «Обход города Волгограда. Южная часть» в том числе и земельного участка площадью 26634 кв. м кадастровым номером 34:03:200007:146.

Решение о резервировании указанного земельного было принято ранее, что подтверждается распоряжением от 13.05.2009 № 10 Управления автомобильных дорог Администрации Волгоградской области.

Распоряжением № 440-р от 08.11.2013 Комитетом принято решение об изъятии, в том числе путем выкупа, для государственных нужд Волгоградской области под строительство автодороги «Обход города Волгограда. Южная часть» земельных участков, находящихся в частной (общей, долевой) собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении, безвозмездном срочном пользовании и аренде физических и юридических лиц, согласно приложению, в том числе земельного участка с кадастровым номером 34:03:200007:226 (предыдущий номер 34:03:200007:146).

Письмом исх. № 25/12589 от 25.12.2013 Комитет известил ООО «Биар» о предстоящим изъятии данного земельного участка площадью 26634 кв. м, расположенного по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, территория администрации Новоргачинского городского поселения, принадлежащего на праве собственности ООО «Биар».

Уведомление о предстоящим изъятии земельного участка получено ООО «Биар», что подтверждается почтовым уведомлением о вручении от 15.01.2014.

В связи с необходимостью строительства автомобильной дороги регионального значения с целью изъятия земельных участков или частей земельных участков попадающих в зону резервирования для государственных нужд Волгоградской Комитетом проведены работы по разделу и постановке на государственный кадастровый учет образовавшихся частей земельного участка с кадастровым номером 34:03:200007:146 площадью 480000 кв. м, расположенного по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, территория администрации Новорагачинского городского поселения.

Письмом Комитета исх. № 25/3572 от 28.03.2017 и в соответствии с распоряжением № 440-р от 08.11.2013 Облмкомдортранса «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Волгоградской области под строительство Автодорога «Обход г. Волгограда. Южная часть" направил в адрес ООО «Биар» для рассмотрения и подписания проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных нужд Волгоградской области, которое получено нарочно директором.

Рыночная стоимость изымаемого земельного участка, согласно отчету оценщика ООО «Аналитик Центр», составляет 40 000 руб. убытки, причиненные правообладателю изъятием земельного участка, составляют 15 350  руб., всего 55 350 руб.

ООО «Биар» не представил в Комитет подписанное соглашение об изъятии недвижимости для государственных нужд Волгоградской области, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, руководствовался следующими нормами права.

В соответствии с пунктом 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

Пунктом 2 статьи 279 ГК РФ предусмотрено, что в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется:

1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок;

2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности;

3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством (пункт 3 статьи 279 ГК РФ).

Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии).

В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом (пункт 6 статьи 279 ГК РФ).

Статьей 281 ГК РФ установлено, что за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.

В соответствии со статьей 282 Г К РФ если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.

В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления (статья 279 Г КРФ).

В пределах своей компетенции Министерством транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области было принято распоряжение от 08.11.2013 № 440-р «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Волгоградской области под строительство объекта: «Автодорога «Обход г. Волгограда». Южная часть», в приложении к распоряжению в пункте 1-ом перечня кадастровых номеров земельных участков, изымаемых для государственных нужд указан земельный участок с кадастровым номером 34:03:200007:226, образованный из земельного участка с кадастровым номером 34:03:200007:146 принадлежащего на праве собственности ООО «Биар».

Таким образом, правообладатель земельного участка с кадастровым номером 34:03:200007:146 был надлежаще уведомлен о предстоящем изъятии земельного участка с кадастровым 34:03:200007:226, образованного под постоянный отвод автодороги (исх. от 25.12.2013 № 25/12589, уведомление почты России о вручении от 15.01.2014).

Одновременно с извещением правообладателя об изъятии, Комитетом были направлены кадастровые паспорта образованных в результате раздела земельных участков, с просьбой зарегистрировать на них право собственности ответчика, для дальнейшего изъятия путем выкупа земельного участка, необходимого под постоянный отвод автодороги.

Ответчик в суде первой инстанции возражал против удовлетворения исковых требований, указывая на истечение срока действия распоряжения Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области от 08.11.2013 № 440-р.

Статьей 282 ГК РФ действующей на момент издания распоряжения, установлено, что иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления.

01.01.2015 Федеральным законом от 31.12.2014 № 499-ФЗ были внесены изменения в Земельный Кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации, вследствие чего изменились условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Пункт 1 статьи 26 Федерального закона от 31.12.2014 № 499-ФЗ, устанавливает, что если решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принято до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подготовка и заключение соглашения об изъятии такого земельного участка осуществляется в порядке, установленном ГК РФ и ЗК РФ (в редакции настоящего Федерального закона).

Следовательно, пункт 13 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации о сроке действия решения об изъятии в течение трех лет, касается только решений об изъятии принятых после 01.01.2015 и не применим к распоряжению об изъятии от 08.11.2013  № 440-р.

Довод ответчика о сроке действия распоряжения № 10 от 13.05.2009 Управления автомобильных дорог Администрации Волгоградской области «О резервировании земель для государственных нужд Волгоградской области» и всех связанных с ним ограничений так же  правомерно отклонен судом первой инстанции как несостоятельный, на основании пункта 13 статьи 26 Федерального закона от 31.12.2014 № 499-ФЗ положение пункта 3 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции федерального закона от 31.12.2014 № 499-ФЗ) в части срока, на который могут быть зарезервированы земли для государственных или муниципальных нужд и который составляет три года, не распространяется на решения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, земельный участок с кадастровым (или условным) номером 34:03:200007:226, площадью 26634 кв. м, расположенный по адресу: Россия, Волгоградская область, Городищенский район, территория администрации Новоргачинского городского поселения подлежит изъятию для государственных нужд Волгоградской области в принудительном порядке у ООО «Биар».

Согласно статье 281 ГК РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.

Оценка рыночной стоимости земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества, изымаемых для размещения объектов инфраструктуры, и убытков, причиненных этим изъятием, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области определил для собственника компенсацию в размере 55 350 руб.

Размер компенсации определен на основании отчета № 19/17 об оценке рыночной стоимости и размера возмещения за земельный участок.

Отчет выполнен по заказу Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области оценщиком ООО «Аналитик Центр» ФИО3.

Поскольку указанные в отчете размеры стоимости ответчиком не оспорены, они приняты судом в качестве доказательств по делу.

Оценив представленный отчет по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд не нашел препятствий для использования их в качестве основания для определения размера компенсации собственнику за изымаемый земельный участок.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что компенсация за изъятие земельного участка подлежит установлению в размере 55 350 руб.

Суд первой инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции и не находит правовых оснований для их переоценки.

Доводы жалобы о том, что истцом не приведены основания изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд, судебной коллегией отклоняются как противоречащие материалам дела. Так Комитетом дорожного хозяйства по Волгоградской области спорный земельный участок необходим для строительства автомобильной дороги регионального значения, что в свою очередь отвечает требованиям части 2 статьи 49  ЗК РФ.

Доводы жалобы об истечении  срока действия распоряжения № 10 от 13.05.2009 и истечение срока действия распоряжения Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области от 08.11.2013 № 440-р были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.

Заявитель апелляционной жалобы также не согласен с размером компенсации за изъятие земельного участка. Суд апелляционной инстанции рассмотрев указанный довод подлежащим отклонению, поскольку в ходе рассмотрения дела ответчиком не представлено доказательств того, что выкупная стоимость земельного участка значительно выше определенной истцом стоимости земельного участка. Также суд учитывает, что ответчик не воспользовался правом и не заявил ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы по определению размера компенсации за изъятие земельного участка.

Другие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку они не свидетельствуют о нарушении судом норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств.

Представленные в материалы дела доказательства исследованы полно и всесторонне, оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, не установлено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта.

При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 АПК РФ.

Расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Волгоградской  области от 22 ноября 2017 года по делу №А12-25056/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев  со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.

Председательствующий судья                                                                  С. А. Жаткина

Судьи                                                                                                         О. И. Антонова

                                                                                                                Т. В. Волкова