ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А12-32516/20 от 12.10.2023 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-9158/2023

г. Казань Дело № А12-32516/2020

13 октября 2023 года

Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2023 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Хисамова А.Х.,

судей Бубновой Е.Н., Махмутовой Г.Н.,

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания,

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области

на определение Арбитражного суда Волгоградской области от 03.04.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2023

по делу № А12-32516/2020

по исковому заявлению Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Городищенского района» к Администрации Городищенского городского поселения о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство Городищенского района» (далее - МУП «ЖКХ Городищенского района», истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к Администрации Городищенского городского поселения о взыскании задолженности по оплате услуг водоснабжения и водоотведения за октябрь 2019 года в сумме 16 623,46 руб.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 24.02.2021 по делу № А12-32516/2020 исковые требования удовлетворены.

На основании указанного решения суда от 08.11.2022 был выдан исполнительный лист серии ФС № 038526769 на принудительное исполнение судебного акта.

МУП «ЖКХ Городищенского района» обратилось в арбитражный суд о процессуальной замене ответчика на его правопреемника – администрацию Городищенского муниципального района Волгоградской области (далее – администрация Городищенского муниципального района).

Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 03.05.2023, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2023 по делу № А12-32516/2020, произведена замена ответчика (должника) - Администрации Городищенского городского поселения на его правопреемника Администрацию Городищенского муниципального района Волгоградской области (далее – Администрация, ответчик по делу).

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами о процессуальном правопреемстве, Администрация Городищенского муниципального района Волгоградской области обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве отказать.

Согласно доводам заявителя, Городищенское городское поселение не ликвидировано и не преобразовано, имеет бюджет для обеспечения осуществляемых Администрацией муниципального района вопросов местного значения, возложенных на поселение.

Кроме того, из представленных в дело документов, в частности, Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, следует, что Администрация Городищенского городского поселения ликвидирована с 03.09.2021 года, при этом, сведений о том, что правопреемником должника является Администрация Городищенского муниципального района Волгоградской области или какое-либо иное лицо, не имеется.

Более подробно доводы изложены в кассационной жалобе.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», явку своих представителей в суд округа не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с положениями статей 274, 284, 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) применительно к доводам кассационной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы на основании следующего.

Согласно части 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте.

Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.

Необходимым условием процессуального правопреемства должна являться замена стороны в материальном правоотношении, то есть процессуальное правопреемство означает переход процессуальных прав и обязанностей от одного субъекта соответствующего материального правоотношения к другому, что влечет занятие правопреемником процессуального статуса правопредшественника.

В соответствии с пунктом 1 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами.

Согласно пункту 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 названной статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В силу статьи 34 Закона № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Местная Администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 37 Закона № 131-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 41 Закона № 131 ФЗ органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с Федеральным законом.

В соответствии с подпунктом 3 части 1 статьи 19.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ) принятие решения о ликвидации и проведение ликвидации казенного учреждения осуществляются в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования – в отношении муниципального казенного учреждения.

Согласно статье 21 Закона № 7-ФЗ ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация – прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Согласно статье 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Как установлено судами, Городищенской городской Думой принято решение о ликвидации Администрации Городищенского городского поселения от 29.10.2020 № 1/ 4.

30.10.2020 в ЕГРЮЛ зарегистрировано уведомление о принятии решения о ликвидации Администрации Городищенского городского поселения.

09.11.2020 в ЕГРЮЛ внесена запись о принятии юридическим лицом решения о ликвидации и формировании ликвидационной комиссии.

Информация о ликвидации опубликована в журнале «Вестник государственной регистрации»: 02.12.2020 размещена информация о предстоящей ликвидации Администрации Городищенского городского поселения и сообщено, что требования кредиторов могут быть заявлены в течение 2-х месяцев с момента опубликования.

06.08.2021 составлен промежуточный ликвидационный баланс юридического лица, впоследствии составлен ликвидационный баланс.

03.09.2021 Администрация Городищенского городского поселения ликвидирована, о чем внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ.

Применительно к ликвидации казенных учреждений, являющихся Администрациями муниципальных образований, действующим законодательством предусмотрен специальный порядок правопреемства по обязательствам такого лица.

Исходя из взаимосвязанных положений статьи 35 и подпункта 12 части 6 статьи 36 Закона № 131-ФЗ полномочия главы муниципального образования, осуществляющего руководство местной Администрацией, прекращаются досрочно в случае упразднения муниципального образования.

В силу части 1 статьи 13.1 Закона № 131-ФЗ упразднение поселений допускается на территориях с низкой плотностью сельского населения и в труднодоступных местностях, если численность населения сельского поселения составляет не более 100 человек и решение об упразднении поселения будет принято на сходе граждан, проживающих в указанном поселении.

Территория упраздняемого поселения входит в состав муниципального района в качестве межселенной территории.

Упразднение поселений осуществляется законом субъекта Российской Федерации (часть 2 той же статьи).

В силу части 7 статьи 34 Закона № 131-ФЗ изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе, как путем внесения изменений в устав муниципального образования.

Согласно частям 1 и 2 статьи 43 Закона № 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят: устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной Администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования. Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

Согласно части 5 статьи 15 Закона № 131-ФЗ местная Администрация муниципального района осуществляет полномочия местной Администрации поселения, являющегося Административным центром муниципального района, в случаях предусмотренных частью 2 статьи 34 Закона, за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета муниципального района.

В силу частей 2, 4 статьи 34 Закона № 131-ФЗ уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной Администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения.

В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная Администрация не образуется, глава поселения входит в состав представительного органа поселения и исполняет полномочия его председателя.

В соответствии с частью 3.2 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) расходные обязательства муниципального района, связанные с осуществлением исполнительно-распорядительными органами муниципальных районов полномочий исполнительно-распорядительных органов городских, сельских поселений, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации исполнительно-распорядительные органы городских, сельских поселений не образуются, устанавливаются органами местного самоуправления муниципального района и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета муниципального района.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 154 БК РФ бюджетные полномочия исполнительно-распорядительного органа городского, сельского поселения, являющегося административным центром муниципального района, могут осуществляться местной Администрацией (исполнительно-распорядительным органом) муниципального района, в состав которого входит указанное городское, сельское поселение, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации исполнительно-распорядительный орган городского, сельского поселения не образуется.

В соответствии со статьей 23 Устава Городищенского городского поселения полномочия исполнительно-распорядительного органа Городищенского городского поселения в соответствии с частью 2 статьи 34 Закона № 131-ФЗ, Уставом Городищенского муниципального района и настоящим Уставом осуществляются Администрацией Городищенского муниципального района.

Полномочия исполнительно-распорядительного органа Городищенского городского поселения осуществляются Администрацией Городищенского муниципального района и определяются Уставом Городищенского городского поселения и принятыми в соответствии с ними решениями Городищенской городской Думы.

Решение вопросов местного значения Городищенского городского поселения, а также осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Городищенского городского поселения федеральными законами и законами Волгоградской области, организуются и обеспечиваются администрацией Городищенского муниципального района в пределах своей компетенции.

Реализация полномочий исполнительно-распорядительного органа Городищенского городского поселения, являющегося административным центром Городищенского муниципального района осуществляется Администрацией Городищенского муниципального района за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета Городищенского муниципального района.

Финансирование расходных обязательств, возникающих у Администрации Городищенского муниципального района в связи с исполнением полномочий исполнительно-распорядительного органа Городищенского городского поселения, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета Городищенского муниципального района.

Согласно статье 33 Устава исполнение бюджета Городищенского городского поселения обеспечивается Администрацией Городищенского муниципального района.

Статьей 21.1 Устава Городищенского муниципального района предусмотрено, что администрация Городищенского муниципального района Волгоградской области в соответствии с частью 2 статьи 34 Закона № 131-ФЗ, Уставом Городищенского муниципального района и Уставом Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района исполняет полномочия исполнительно-распорядительного органа Городищенского городского поселения.

Администрация Городищенского муниципального района в пределах своей компетенции организует и обеспечивает решение вопросов местного значения Городищенского городского поселения, а также осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Городищенского городского поселения федеральными законами и законами Волгоградской области.

Администрация Городищенского муниципального района от имени Городищенского городского поселения осуществляет функции и полномочия учредителя муниципальных предприятий, муниципальных учреждений Городищенского городского поселения, в связи с чем принимает решения о создании, реорганизации, ликвидации муниципальных предприятий, муниципальных учреждений, об изменении типа существующего муниципального учреждения, учредителем которых являлась Администрация Городищенского городского поселения.

Администрация Городищенского муниципального района осуществляет полномочия исполнительно-распорядительного органа Городищенского городского поселения, являющегося административным центром Городищенского муниципального района, за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Городищенского городского поселения на решение вопросов местного значения.

Финансирование расходных обязательств, возникающих у Администрации Городищенского муниципального района в связи с исполнением полномочий исполнительно-распорядительного органа Городищенского городского поселения, осуществляется за счет средств, перечисляемых в бюджет Городищенского муниципального района из бюджета Городищенского городского поселения.

Согласно пункту 15 статьи 22 Устава Городищенского муниципального района к компетенции Администрации Городищенского муниципального района относится осуществление полномочий администрации поселения, являющегося административным центром района в соответствии с Уставом Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 26 Устава Городищенского муниципального района по вопросам реализации полномочий Администрации Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района, переданных Администрации Городищенского муниципального района, принимаются постановления и распоряжения Администрации Городищенского муниципального района.

Соответственно, частью 2 статьи 34 Закона № 131-ФЗ, Уставом Городищенского городского поселения и Уставом Городищенского муниципального района исполнение полномочий исполнительно-распорядительного органа Городищенского городского поселения возложено на Администрацию Городищенского муниципального района.

Предметом настоящего дела являлось взыскание с местной Администрации – Администрации Городищенского городского поселения задолженности в сумме 16 623,46 руб. по оплате услуг холодного водоснабжения и водоотведения за октябрь 2019 года, оказанных МУП «ЖКХ Городищенского района». В качестве объекта услуг водоснабжения указано общежитие по адресу ул. Тимирязева, д. 11.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Волгоградской области от 24.02.2021 по делу А12-32516/2020 исковые требования МУП «ЖКХ Городищенского района» удовлетворены, с ответчика- Администрации Городищенского городского поселения взыскана задолженность по оплате услуг водоснабжения и водоотведения за октябрь 2019 года в сумме 16 623,46 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.

В отношениях по снабжению коммунальными ресурсами многоквартирного жилого дома государственного или муниципального жилого фонда, в отношении которого не выбрана управляющая организация или не реализован иной предусмотренный действующим законодательством способ управления, ответственным лицом по оплате названных ресурсов перед ресурсоснабжающей организацией является соответствующее публично-правовое образование независимо от того, на каком основании (по договору аренды, найма или социального найма) граждане проживают или пользуются жилыми помещениями, расположенными в этих жилых домах. Здание общежития находится в муниципальной собственности.

Таким образом, оплата указанной задолженности относится к вопросам местного значения поселения.

Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (часть 2 статьи 18 Закона № 131-ФЗ), расходы которых осуществляются в соответствии с БК РФ (часть 1 статьи 53 Федерального закона № 131-ФЗ).

Упразднение (ликвидация) Администрации Городищенского городского поселения, как одного из уполномоченных органов, не свидетельствует о прекращении обязательства муниципального образования, приобретенного через данный компетентный орган местного самоуправления.

Статьей 7 Федерального Конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и частью 1 статьи 16 АПК РФ установлено, что вступившие в законную силу судебные акты – решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, закон предусматривает обязательность исполнения судебных актов, что предполагает безусловное их исполнение органами государственной власти.

Администрация городского поселения с 03.09.2021 фактически не действует, ее функции переданы Администрации муниципального района.

В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.02.2012 № 12826/11 сформулирована позиция, согласно которой возложение на взыскателя бремени принудительного исполнения судебного акта против государства посредством повторного предъявления исполнительных документов, в том числе в ликвидационную комиссию исполнительно-распорядительного органа противоречит как правовой природе права на судебную защиту, так и законодательству Российской Федерации. Право на судебную защиту (а, следовательно, и его элемент – право на исполнение судебного решения) носит публично-правовой характер, поскольку может быть реализовано лишь с помощью государства, создающего для этого необходимые институциональные и процессуальные условия (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2008 № 734-О-П).

Лицо, в пользу которого вынесено решение суда против государства, не обязано возбуждать процедуру принудительного исполнения.

В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» даны разъяснения, согласно которым, в случае, если государственный (муниципальный) орган, являвшийся главным распорядителем бюджетных средств на момент возникновения спорных правоотношений, утратил соответствующий статус (в связи с передачей соответствующих полномочий иному органу или в связи с ликвидацией), в качестве представителя публично-правового образования надлежит привлекать орган, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде, а при отсутствии такового (в случае, если соответствующие полномочия не переданы иному органу) – соответствующий финансовый орган публично-правового образования.

На основании изложенного, суды нижестоящих инстанций пришли к верному вводу о том, что поскольку ответчиком по настоящему делу является Администрация городского поселения, передача Администрацией поселения своих функций Администрации муниципального района влечет за собой правопреемство, которое является основанием для замены стороны по делу в порядке статьи 48 АПК РФ.

Срок давности предъявления исполнительного листа к исполнению не пропущен.

Соответственно, судом первой инстанции правомерно произведена процессуальная замена ответчика (должника) на его правопреемника Администрацию Городищенского муниципального района.

Суд апелляционной инстанции также согласился с выводами суда первой инстанции.

Приведенные в кассационной жалобе доводы правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают.

Оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов не имеется.

Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда Волгоградской области от 03.04.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2023 по делу № А12-32516/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья А.Х. Хисамов

Судьи Е.Н. Бубнова

Г.Н. Махмутова