ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А12-32990/2021 от 27.06.2022 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А12-32990/2021

28 июня 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2022 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Пузиной Е.В.,

судей Комнатной Ю.А., Степуры С.М.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания В.К. Глебовой,

рассматривает в открытом судебном заседании в режиме онлайн в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: <...> апелляционную жалобу Департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда (400066, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04 марта 2022 года по делу № А12-32990/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Гэллэри Сервис» (121170, <...>, этаж 5, пом. 11, комн. 8, ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Департаменту по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда400066, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>), Администрации Волгограда (400066, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным отказа во включении рекламной конструкции в схему

размещении, об обязании,

при участии в судебном заседании в режиме онлайн представителя Департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда – ФИО1, по доверенности от 28.01.2020 № 01-03-33-21,

в зале судебного заседания апелляционного суда представителя общества с ограниченной ответственностью «Гэллэри Сервис» - ФИО2, действующей по доверенности от 29.06.2021, сроком на 1 год,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Гэллэри Сервис» (далее – заявитель, общество, ООО «Гэллэри Сервис») обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области к администрации Волгограда (далее – администрация), Департаменту по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда (далее – департамент) с заявлением о признании незаконным отказ Департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда во внесении в схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа город-герой Волгоград, утвержденную постановлением администрации города Волгограда № 867 от 22.06.2015, сведений о месте размещения рекламной конструкции в виде двустороннего щита размером 3 м х 6 м по адресу: <...> при движении из центра, справа, в 7 м до пересечения с ул. Новодвинской, в 12 м от бордюра проезжей части до края рекламной конструкции, изложенный в письме от 02.08.2021 № ар13667-21; об обязании Департамент по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда внести в схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа город-герой Волгоград, утвержденную постановлением администрации города Волгограда № 867 от 22.06.2015, сведения о месте размещения рекламной конструкции в виде двустороннего щита размером 3 м х 6 м по адресу: <...> при движении из центра, справа, в 7 м до пересечения с ул. Новодвинской, в 12 м от бордюра проезжей части до края рекламной конструкции; об обязании Администрацию Волгограда утвердить схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа город-герой Волгоград с внесенными сведениями о месте размещения рекламной конструкции в виде двустороннего щита размером 3 м х 6 м по адресу: <...> при движении из центра, справа, в 7 м до пересечения с ул. Новодвинской, в 12 м от бордюра проезжей части до края рекламной конструкции.

Решением суда первой инстанции от 04 марта 2022 года заявленные требования удовлетворены.

Департамент по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда не согласился с принятым судебным актом и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что рекламная конструкция установлена с нарушением Правил распространения наружной рекламы, утверждённых Решением Волгоградской городской Думы от 27.11.2015 № 36/1129. Департамент считает, что отказ основан на правомерных выводах уполномоченного органа о том, что размещение рекламной конструкции нарушает архитектурный облик сложившейся застройки городского округа город-герой Волгоград, так как рекламная конструкция установлена на территории общего пользования, закрывает архитектурно-конструктивные элементы фасада здания.

В судебное заседание явились представители Департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда и общества с ограниченной ответственностью «Гэллэри Сервис».

Администрация Волгограда явку представителя в судебное заседание не обеспечила, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, в порядке статей 121-123, 186 АПК РФ.

Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.

Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.

Представитель Департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе. Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04 марта 2022 года по делу № А12-32990/2021 считает незаконным и необоснованным, просит отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.

Представитель общества с ограниченной ответственностью «Гэллэри Сервис» против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражает по основаниям, изложенным в отзыве. Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04 марта 2022 года по делу № А12-32990/2021 считает законным и обоснованным, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей Департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда и общества с ограниченной ответственностью «Гэллэри Сервис», проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

Из материалов дела следует, что по результатам открытого конкурса 31.12.2013 между Департаментом и ООО «Гэллэри Сервис» заключен договор № 13-0076/т на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, расположенной по адресу: <...> при движении из центра, справа, в 7 м до пересечения с ул. Новодвинской, в 12 м от бордюра проезжей части до края рекламной конструкции.

Размещенная по указанному адресу рекламная конструкция в виде двустороннего щита размером 3м ? 6м эксплуатируется Обществом на основании выданного разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции № 21721р-3112-13-27 от 31.12.2013 (срок действия по 31.12.2018). Впоследствии срок данного разрешения был продлён Изменением № 1 в разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции № 21721р до 30.12.2023.

Указанная рекламная конструкция в схему размещения рекламных конструкций на территории Волгограда не была включена.

02.04.2021 общество обратилось в Администрацию Волгограда с заявлением № 13 о внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций.

Письмом от 02.08.2021 № ар13667-21 Департамент отказал обществу во включении в схему рекламной конструкции, указав, что заявленная рекламная конструкция нарушает внешний архитектурный облик сложившейся застройки городского округа город-герой Волгоград.

ООО «Гэллэри Сервис», полагая, что данный отказ является незаконным, нарушает его права и охраняемые законом интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, указав, что законно установленная по результатам торгов рекламная конструкция должна быть включенной в соответствующую схему на протяжении всего периода действия выданного разрешения. Нормативными актами критерии соответствия (несоответствия) рекламных конструкций внешнему архитектурному облику сложившейся застройки не определены. Департамент не мотивировал, чем конкретно рекламная конструкция общества может нарушить внешний архитектурный облик сложившейся застройки городского округа.

Суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания ненормативного акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Отсутствие предусмотренной статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, влечет в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказ в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Как следует из пункта 5 статьи 19 Закона о рекламе, установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются.

Согласно части 5.8 статьи 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций.

В соответствии с частями 2 и 5 статьи 4 Федерального закона от 07.05.2013 № 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 98-ФЗ) со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 1 января 2014 года органы местного самоуправления (органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) обязаны утвердить схемы размещения рекламных конструкций в порядке, установленном частью 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе».

Таким образом, с 01 января 2014 года места эксплуатации рекламных конструкций на основании выданных до внесения изменений в Закон о рекламе разрешений должны соответствовать утверждаемым на территории субъектов схемам размещения рекламных конструкций.

Пунктом 26 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение схемы размещения рекламных конструкций в соответствии с Федеральным законом «О рекламе» отнесено к вопросам местного значения городского округа.

Аналогичные положения содержит пункт 37 статьи 39 Устава города-героя Волгограда (с изменениями на 31.03.2021).

На территории городского округа город-герой Волгоград действует утвержденная постановлением Администрации Волгограда № 867 от 22.06.2015 схема размещения рекламных конструкций на территории Волгограда (далее – схема).

В соответствии с пунктом 1.1 схема является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности Волгоградской области или муниципальной собственности на территории городского округа город-герой Волгоград, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах, с учетом зонирования территории городского округа город-герой Волгоград по типу размещения и объему площадей рекламных конструкций.

Схема соответствует документам территориального планирования, обеспечивает соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности (пункт 1.3).

Размещение рекламных конструкций, не включенных в схему, недопустимо.

Постановлением Администрации Волгоградской области от 26.10.2015 №636-п «Об утверждении порядка предварительного согласования схем размещения рекламных конструкций и вносимых в них изменений» (далее – Порядок № 636) определена процедура предварительного согласования схем размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях и ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности Волгоградской области или муниципальной собственности, и вносимых в них изменений.

На основании пунктов 2, 3 Порядка № 636-п предварительное согласование схем осуществляется комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области в течение 45 календарных дней со дня их поступления в комитет.

До утверждения схемы орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Волгоградской области, на территории которого предполагается размещение рекламной конструкции, направляет в комитет пакет документов для рассмотрения (п. 4 Порядка № 636).

В соответствии с пунктом 7 Порядка № 636 на основании заключений уполномоченных органов с учетом указанных в заключениях замечаний и предложений комитет принимает решение о предварительном согласовании либо об отказе в предварительном согласовании схемы, которое в течение 3-х рабочих дней со дня его подписания направляется в соответствующий орган местного самоуправления.

Согласно пункту 8 Порядка № 636 комитет принимает решение об отказе в предварительном согласовании схемы в случаях, если схема не соответствует требованиям, указанным в части 5.8 статьи 19 Закона о рекламе либо в представленных органом местного самоуправления документах выявлены недостоверные сведения.

Решением Волгоградской городской Думы от 27.11.2015 № 36/1129 утверждены Правила распространения наружной рекламы и рекламы на муниципальном транспорте, на станциях скоростного трамвая на территории городского округа город-герой Волгоград, в соответствии с которыми, установка рекламных конструкций допускается на местах, которые предусмотрены схемой размещения рекламных конструкций на территории Волгограда, утверждаемой постановлением Администрации Волгограда.

Согласно пункту 2.1 Правил, схема размещения рекламных конструкций на территории Волгограда на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности Волгоградской области или муниципальной собственности на территории Волгограда, разрабатывается Департаментом по градостроительству и архитектуре Администрации Волгограда и утверждается постановлением Администрации Волгограда.

В силу пункта 1.6 Правил к компетенции Администрации Волгограда в сфере наружной рекламы относятся вопросы утверждения схемы размещения рекламных конструкций на территории Волгограда и внесения в нее изменений, а также определение типов и видов рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории Волгограда или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки Волгограда.

Согласно пункту 3.3. Правил в целях соблюдения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки Волгограда запрещается:

3.3.1. Устанавливать рекламные конструкции на стационарных ограждениях архитектурных ансамблей, парков, скверов, дворовых территорий, территорий организаций, автостоянок, торговых комплексов, перильных ограждениях, если ограждения выполнены в виде кованых либо сварных решеток, ажурных конструкций, изготовленных по оригинальным чертежам и (или) возведенным по индивидуальным проектам.

3.3.2. Устанавливать рекламные конструкции на территориях общего пользования, создающие помехи для уборки улиц и тротуаров, движения пешеходов, если после их установки ширина прохода для пешеходов составит менее 2 метров.

3.3.3. Размещать рекламные конструкции ближе 20 метров от мемориальных досок.

3.3.4. Размещать рекламные конструкции с выступом за боковые пределы фасада и без соблюдения архитектурных членений фасада, в поле оконных и дверных проемов с изменением их конфигурации, на расстоянии более 0,3 метра от стены (при размещении параллельно плоскости фасада).

3.3.5. Размещать рекламные конструкции, закрывающие архитектурно-конструктивные элементы фасада здания, остекление витрин, простенки, балконы, лоджии, эркеры, рельефные и цветовые композиции, применяемые в оформлении фасада.

3.3.6. Размещать рекламные конструкции, создающие помехи для очистки кровель объектов капитального строительства от снега и льда.

3.3.7. Монтаж рекламных конструкций непосредственно к фасаду здания без каркаса (каркасной рамки), за исключением случаев размещения на территориях объектов производственного назначения рекламных конструкций, состоящих из элементов крепления к стене и информационного поля, выполненного из полиэфирной или иной ткани либо иных материалов на мягкой основе.

Пунктом 1.6.5 Правил к компетенции Администрации Волгограда в сфере наружной рекламы отнесён вопрос определения типов и видов рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории Волгограда или части его территории, в том числе, требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки Волгограда.

Пунктами 1.7., 1.7.5., 1.7.6., 1.7.9., 1.7.10. Правил № 36/1129 к компетенции уполномоченного лица в сфере распространения наружной рекламы на территории Волгограда – Департамента по градостроительству и архитектуре Администрации Волгограда, отнесены вопросы заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, обеспечения реализации единой городской политики в сфере наружной, в том числе социальной, рекламы, осуществления контроля за выполнением условий заключенных договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, осуществления контроля за соблюдением требований муниципальных правовых актов Волгограда по установке и эксплуатации рекламных конструкций.

Как следует из материалов дела, с момента утверждения схемы (22.06.2015г) Общество не обращалось в уполномоченный орган с заявлением о включении рекламной конструкции в схему размещения рекламных конструкций на территории Волгограда. Заявление о включении в схему размещения рекламных конструкций подано Обществом только 02.04.2021г.

При рассмотрении заявления Общества о включении рекламной конструкции в схему Департаментом установлено, что рекламная конструкция нарушает внешний архитектурный облик сложившейся застройки городского округа город-герой Волгоград. В соответствии с ч. 5.8 ст. 19 Закона о рекламе схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности.

Согласно 3.3.5 Правил в целях соблюдения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки Волгограда запрещается размещать рекламные конструкции, закрывающие архитектурно-конструктивные элементы фасада здания, остекление витрин, простенки, балконы, лоджии, эркеры, рельефные и цветовые композиции, применяемые в оформлении фасада.

Материалами дела установлено, что в Департамент обратилось ООО «Тамерлан», указав, что в непосредственной близости к магазину «Покупочка» по адресу: <...>, размещена рекламная конструкция в виде щита размером 3х6 м, указанная рекламная конструкция закрывает архитектурно-конструктивные элементы фасада здания, поле рекламной конструкции находится около 1 м от фасада магазина, нависает над проезжей и пешеходной частью, затрудняет доступ покупателей к магазину и создает препятствия для прохода пешеходов.

Департаментом установлено, что в нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки рекламное поле рекламной конструкции находится около 1 м от фасада магазина, нависает над проезжей и пешеходной частью, размещение стойки (ноги) рекламной конструкции осуществлено на пешеходном тротуаре, сужение тротуара создает препятствия пешеходам, расположено в границах охранных зон инженерных коммуникаций (канализация, подземные силовые электрокабели).

Указанное подтверждается имеющимся в материалах дела фотоматериалом.

Таким образом, указанная рекламная конструкция нарушает положения п. 3.3.5 Правил № 36/1129, соответственно размещается в данном месте неправомерно и не подлежит включению в схему.

Ссылка суда первой инстанции на часть 15 статьи 19 Закона о рекламе и Порядок предоставления решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта на территории Волгограда, утв. решением Волгоградской Городской Думы от 21 ноября 2018 года № 3/59 основана на неверном толковании норм права.

Требования части 15 статьи 19 Закона о рекламе применимы к решениям об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, а не к отказу во включении рекламной конструкции в схему размещения рекламных конструкций.

Согласно ч. 15. ст. 19 Закона о рекламе решение об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа исключительно по следующим основаниям, в т.ч.: нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа. Органы местного самоуправления муниципальных районов или органы местного самоуправления городских округов вправе определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов;

Порядок предоставления решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта на территории Волгограда утвержден решением Волгоградской Городской Думы от 21 ноября 2018 года № 3/59 в целях регулирования вопросов предоставления решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта, формирования силуэта, архитектурно-художественного облика и средовых характеристик Волгограда с учетом требований по сохранению историко-культурного наследия, а также современных стандартов качества организации жилых, общественных, производственных территориальных зон; обеспечения пространственной интеграции, композиционной гармонизации, средового разнообразия в структурной организации застройки Волгограда.

Данный порядок не регулирует вопросы внесения изменений в схему размещения рекламных конструкций.

Судом сделан вывод, что законно установленная по результатам торгов рекламная конструкция должна быть включенной в соответствующую схему на протяжении всего периода действия выданного разрешения.

Суд апелляционной инстанции исходит из того, что место размещения рекламной конструкции должно соответствовать требованиям, действующим на момент принятия решения о включении рекламной конструкции в схему размещения рекламных конструкций.

Заявление о внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций подано Обществом 02.04.2021г., соответственно процедура предварительного рассмотрения и согласования места установки рекламной конструкции произведена Департаментом с учетом положений, содержащихся в постановлении Администрации Волгоградской области № 636-п от 25.10.215г., требующих рассмотрение и подготовку заключений о соответствии (несоответствии) схемы требованиям, предусмотренным ч. 5.8 ст. 19 Закона «О рекламе».

Департаментом установлено, что в нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки рекламное поле рекламной конструкции находится около 1 м от фасада магазина, закрывает фасад магазина, нависает над проезжей и пешеходной частью, размещение стойки (ноги) рекламной конструкции на пешеходном тротуаре, сужение тротуара создает препятствия пешеходам, расположено в границах охранных зон инженерных коммуникаций (канализация, подземные силовые электрокабели).

Размещение указанной рекламной конструкции нарушает внешний архитектурных облик сложившейся застройки городского округа Волгограда и противоречит п. 3.3.5 Правил № 36/1129.

Требования к рекламным конструкциям, в т.ч. требования к рекламным конструкциям в целях соблюдения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города Волгограда, установлены в разделе 3 Правил № 36/1129

Требования к рекламным конструкциям и месту их размещения, установленные п. 3.3.5 Правил являются обязательными для применения при оценке соблюдения или нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки городского округа город-герой Волгоград в результате установки рекламной конструкции и включении ее в схему.

Фактическое размещение указанной рекламной конструкции с 2013г. не является основанием для вывода о соответствии места установки рекламной конструкции нормам законодательства о рекламе и требованиям градостроительных норм и правил.

После предоставления в 2013г. разрешения на установку рекламной конструкции принято постановление Администрации Волгограда № 867 от 22.06.2015 об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории Волгограда, решением Волгоградской городской Думы от 27.11.2015 № 36/1129 утверждены Правила распространения наружной рекламы и рекламы на муниципальном транспорте, на станциях скоростного трамвая на территории городского округа город-герой Волгоград, которые запрещают размещать рекламные конструкции, закрывающие архитектурно-конструктивные элементы фасада здания.

В рассматриваемом случае основания для включения указанной рекламной конструкции в схему отсутствуют.

С учётом изложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу о законности принятого Департаментом решения об отказе ООО «Гэллэри Сервис» во внесении в схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа город-герой Волгоград, утвержденную постановлением администрации города Волгограда № 867 от 22.06.2015, сведений о месте размещения рекламной конструкции в виде двустороннего щита размером 3 м ? 6 м по адресу: <...> при движении из центра, справа, в 7 м до пересечения с ул. Новодвинской, в 12 м от бордюра проезжей части до края рекламной конструкции, изложенного в письме от 02.08.2021 № ар13667-21. Права Общества не нарушены.

Суд апелляционной инстанции обращает внимание на следующее.

Рекламная конструкция в виде двустороннего щита размером 3 м ? 6 м по адресу: <...> при движении из центра, справа, в 7 м до пересечения с ул. Новодвинской, в 12 м от бордюра проезжей части до края рекламной конструкции, владельцем которой является ООО «Гэллэри Сервис», установлена на основании договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 31.12.2013 №13-0076/т и выданного разрешения на установку и эксплуатацию данной рекламной конструкции от 31.12.2013 №21721р-3112-13-27. Срок действия договора и разрешения с 31.12.2013 по 30.12.2018 (5 лет).

Впоследствии внесены изменения в указанное разрешение. Согласно информации, содержащейся в «Изменении №1 в разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции №21721р» срок действия разрешения установлен с 31.12.2013 по 30.12.2023 (10 лет), т.е. срок действия продлен еще на 5 лет.

Подпунктом 3 пункта 8 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что условия договора, заключенного по результатам торгов в случаях, когда его заключение в соответствии с законом допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами по иным основаниям, если изменение договора не повлияет на его условия, имевшие существенное значение для определения цены на торгах.

По смыслу данного правового регулирования условия договора, заключенного по результатам торгов, могут быть изменены сторонами, только если это изменение не влияет на условия договора, имевшие существенное значение для определения цены на торгах, а также в иных случаях, установленных законом.

Изменение срока договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не может быть отнесено к тем случаям допустимого изменения договора, заключенного на торгах, которые определены подпунктом 3 пункта 8 статьи 448 ГК РФ, в силу того, что конкурсные предложения претендентов на участие в конкурсе подавались из расчета пятилетнего срока действия договоров и не учитывали возможность изменения договора в части установления увеличенного (10 лет) срока действия договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Одной из целей законодательства Российской Федерации о рекламе является развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции (статья 1 Закона о рекламе).

В силу части 5.1 статьи 19 Закона о рекламе заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исключительно на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Процедура проведения торгов на право установки и эксплуатации рекламных конструкций, предусмотренная законодательством Российской Федерации о рекламе, направлена на развитие и поддержание рыночной экономики и конкурентных отношений в сфере наружной рекламы на территории регионов Российской Федерации, обеспечивает недискриминационные (равные) условия доступа всех участников экономических отношений, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере наружной рекламы, снижает барьеры входа в данную сферу экономической деятельности и вероятность создания в данном секторе экономики региона Российской Федерации условий недопущения, ограничения, устранения конкуренции.

Аналогичная позиция высказана в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 18.02.2022г. по делу № А12-4796/2021.

Изменением № 1 в разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции № 21721р срок действия разрешения продлен до 30.12.2023.

В соответствии с частью 10 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.

В производстве Арбитражного суда Волгоградской области находится дело № А12-32024/2021 по заявлению Департамента к обществу о признании разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции № 21721р-3112-13-27 недействительным.

Согласно ст. 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Гэллэри Сервис».

В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04 марта 2022 года по делу № А12-32990/2021 отменить.

Принять по делу новый судебный акт.

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Гэллэри Сервис» (121170, <...>, этаж 5, пом. 11, комн. 8, ИНН <***>, ОГРН <***>) отказать.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий Е.В. Пузина

Судьи Ю.А. Комнатная

С.М. Степура