ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А12-33266/2021 от 15.06.2022 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А12-33266/2021

22 июня 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена «15» июня 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен «22» июня 2022 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Степуры С.М.,

судей Комнатная Ю.А., Пузиной Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Гурьяновой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу Астраханской таможни на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25 марта 2022 года по делу №А12-33266/2021

по заявлениям общества с ограниченной ответственностью «ГК Ремонтные технологии» (400066, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>) и директора общества с ограниченной ответственностью «ГК Ремонтные технологии» ФИО4

к Астраханской таможне (414018, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>)

об оспаривании постановлений о назначении административного наказания

при участии в судебном заседании: от общества с ограниченной ответственностью «ГК Ремонтные технологии» – ФИО1, действующий на основании доверенности от 29.04.2022; от Астраханской таможни – ФИО2, действующая на основании доверенности от 10.01.2022 №07-18/00013, ФИО3, действующий на основании доверенности от 20.01.2022 №16-17/00799; от иных лиц – не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, уведомления о вручении почтовых отправлений адресатам приобщены к материалам дела,

УСТАНОВИЛ:

Директор общества с ограниченной ответственностью «ГК Ремонтные технологии» ФИО4 (далее – директор ООО «ГК Ремонтные технологии» ФИО4, заявитель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением об отмене постановления и.о. заместителя начальника Астраханской таможни ФИО5 (далее также – административный орган) по делу об административном правонарушении №10311000-893/2021 от 29.10.2021 и прекращении производства в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности (арбитражное дело №А12-33266/2021), постановления Астраханской таможни от 29.10.2021 по делу об административном правонарушении №10311000-890/2021 (арбитражное дело №А12-33267/202), постановления Астраханской таможни от 29.10.2021 по делу об административном правонарушении №10311000-891/2021 (арбитражное дело №А12-33268/2021), постановления Астраханской таможни от 29.10.2021 по делу об административном правонарушении №10311000-892/2021 (арбитражное дело №А12-33269/2021).

Также ООО «ГК Ремонтные технологии» обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Астраханской таможне об оспаривании постановления Астраханской таможни от 29.10.2021 по делу об административном правонарушении №10311000-885/2021 (арбитражное дело №А12-33270/2021), постановления Астраханской таможни от 29.10.2021 по делу об административном правонарушении №10311000-886/2021 (арбитражное дело №А12-33271/2021), постановления Астраханской таможни от 29.10.2021 по делу об административном правонарушении №10311000-888/2021 (арбитражное дело №А12-33272/2021).

Вышеуказанные заявление арбитражным судом приняты и возбуждены производства.

Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 01.02.2022 данное дело по ходатайству административного органа в порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объединено в одно производство для совместного рассмотрения с делом №А12-33267/2021 по заявлению директора ООО «ГК Ремонтные технологии» ФИО4 к Астраханской таможне об оспаривании постановления Астраханской таможни от 29.10.2021 по делу об административном правонарушении №10311000-890/2021, с делом №А12-33268/2021 по заявлению директора ООО «ГК Ремонтные технологии» ФИО4 к Астраханской таможне об оспаривании постановления Астраханской таможни от 29.10.2021 по делу об административном правонарушении №10311000-891/2021, с делом №А12-33269/2021 по заявлению директора ООО «ГК Ремонтные технологии» ФИО4 к Астраханской таможне об оспаривании постановления Астраханской таможни от 29.10.2021 по делу об административном правонарушении №10311000-892/2021, с делом №А12-33270/2021 по заявлению ООО «ГК Ремонтные технологии» к Астраханской таможне об оспаривании постановления Астраханской таможни от 29.10.2021 по делу об административном правонарушении №10311000-885/2021, с делом №А12-33271/2021 по заявлению ООО «ГК Ремонтные технологии» к Астраханской таможне об оспаривании постановления Астраханской таможни от 29.10.2021 по делу об административном правонарушении №10311000-886/2021, а также с делом №А12-33272/2021 по заявлению ООО «ГК Ремонтные технологии» к Астраханской таможне об оспаривании постановления Астраханской таможни от 29.10.2021 по делу об административном правонарушении №10311000-888/2021, объединенному делу присвоен номер А12-33266/2021.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 25.03.2021 по делу №А12-33266/2021 заявленные требования ООО «ГК Ремонтные технологии» и директора ООО «ГК Ремонтные технологии» ФИО4 удовлетворены. Признаны незаконными и отменены постановления Астраханской таможни от 29.10.2021 по делам об административных правонарушениях №10311000-885/2021, №10311000-886/2021, №10311000-888/2021, №10311000-890/2021, №10311000-891/2021, №10311000-892/2021 и №10311000-893/2021.

Астраханская таможня не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.

Директором ООО «ГК Ремонтные технологии» ФИО4 представлены письменный отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), а также дополнение к отзыву.

Астраханской таможней представлены возражения на отзыв и дополнение к нему.

Определением и.о. председателя четвертого судебного состава Двенадцатого арбитражного апелляционного суда Пузиной Е.В., от 10.06.2022 по делу №А12-33266/2021 в связи с нахождением в отпуске судьи Акимовой М.А., на основании части 3 статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Акимовой М.А. на судью Комнатную Ю.А. для рассмотрения апелляционной жалобы Астраханской таможни на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.03.2022 по делу №А12-33266/2021.

В соответствии со статьей 18 АПК РФ после замены судьи рассмотрение апелляционной жалобы начинается сначала.

В судебном заседании посредством видеоконференц-связи, организованной при содействии Арбитражного суда Астраханской области, принимали участие представители Астраханской таможни. В судебном заседании в Двенадцатом арбитражном апелляционном суде присутствовал представитель ООО «ГК Ремонтные технологии».

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания, надлежащим образом, в порядке статьи 186 АПК РФ, путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа. Также извещены о времени и месте судебного заседания посредством направления заказной корреспонденцией.

Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.

Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.

Представители Астраханской таможни поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.03.2022 по делу №А12-33266/2021 отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.

Представитель ООО «ГК Ремонтные технологии» возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.03.2022 по делу №А12-33266/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268-272 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 03.11.2020 ООО «ГК Ремонтные технологии» была заполнена статистическая форма учета перемещения товаров (далее – статформа) с системным номером ED20201103100506749, заверенная электронной подписью заявителя: ООО «ГК Ремонтные технологии» – ФИО6 (кем выдана: ООО «КОРДОН»). Указанной статформе, содержащей сведения об импортных операциях в сентябре 2019 года, был присвоен регистрационный номер 10311000/031120/С275257.

Согласно данной статформе товар (ткань кремнеземная Код ТН ВЭД 7019590000) был ввезен в Российскую Федерацию в адрес покупателя ООО «ГК Ремонтные технологии» (400131, Россия, <...>; ИНН <***> ОГРН <***>) из Республики Беларусь – продавец ОАО «Полоцк-Стекловолокно» (211400, Беларусь, <...>) общей стоимостью 606 000 руб., вес нетто – 1,061 кг, по следующим документам: договор от 06.03.2019 №389, счет-фактура от 16.09.2019 №00000011167.

Статформа, содержащая сведения об экспортных/импортных операциях в сентябре 2019 года, должна быть представлена заявителем в таможенный орган не позднее 10.10.2019, однако статистическая форма за сентябрь 2019 года была представлена в таможенный орган 03.11.2020 с нарушением сроков подачи.

Кроме того, 03.11.2020 ООО «ГК Ремонтные технологии» были заполнены статформы с системными номерами ED20201103093439436 и ED20201103094209889, заверенные электронной подписью заявителя: ОOO «ГК Ремонтные технологии» – ФИО6 (кем выдана: ООО «КОРДОН»). Указанным статформам, содержащим сведения об импортных операциях в марте 2019 года, были присвоены регистрационные номера 10311000/031120/С274873 и 10311000/031120/C274958.

В соответствии с данными статформами товары (ткань кремнеземная Код ТН ВЭД 7019590000, нить кремнеземная.... Код ТН ВЭД ЕАЭС 7019191009....) были ввезены в Российскую Федерацию в адрес покупателя ООО «ГК Ремонтные технологии» (400131, Россия, <...>; ИНН <***> ОГРН <***>) из Республики Беларусь – продавец ОАО «Полоцк-Стекловолокно» (211400 Беларусь, <...>) общей стоимостью 1 624 937,50 руб., вес нетто – 2441.00019 кг по следующим документам: договор от 06.03.2019 №389, счета-фактуры от 31.03.2019 №00000003391 и №00000003425.

Статформы, содержащие сведения об экспортных/импортных операциях в марте 2019 года, должны быть представлены заявителем в таможенный орган не позднее 10.04.2019, однако статистические формы за март 2019 года были представлены в таможенный орган 03.11.2020 с нарушением сроков подачи.

Также 03.11.2020 ООО «ГК Ремонтные технологии» была заполнена статформа с системным номером ED20201103094715514, заверенная электронной подписью заявителя: ОOO «ГК Ремонтные технологии» – ФИО6 (кем выдана: ООО «КОРДОН»). Данной статформе, содержащей сведения об импортных операциях в апреле 2019 года, был присвоен регистрационный номер 10311000/031120/С275022.

Согласно указанной статформе товар (ткань кремнеземная Код ТН ВЭД 7019590000) был ввезен в Российскую Федерацию в адрес покупателя ООО «ГК Ремонтные технологии» (400131, Россия, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>) из Республики Беларусь – продавец ОАО «Полоцк-Стекловолокно» (211400, Беларусь, <...>) общей стоимостью 147 500 руб., вес нетто – 0,124 кг, по следующим документам: договор от 06.03.2019 №389, счет-фактура от 18.01.2019 №00000004414, товарная накладная от 22.04.2019 №ЕЯ0573873.

Статформа, содержащая сведения об экспортных/импортных операциях в апреле 2019 года, должна быть представлена заявителем в таможенный орган не позднее 17.05.2019, однако статистическая форма за апрель 2019 года была представлена в таможенный орган 03.11.2020 с нарушением сроков подачи.

Кроме того, 03.11.2020 ООО «ГК Ремонтные технологии» заполнена статформа с системным номером ED20201103095728649, заверенная электронной подписью заявителя: ОOO «ГК Ремонтные технологии» – ФИО6 (кем выдана: ООО «КОРДОН»). Данной статформе, содержащей сведения об импортных операциях в августе 2019 года, был присвоен регистрационный номер 10311000/031120/С275022.

В соответствии с указанной статформой товар (ткань кремнеземная Код ТН ВЭД 7019590000) был ввезен в Российскую Федерацию в адрес покупателя ООО «ГК Ремонтные технологии» (400131, Россия, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>) из Республики Беларусь – продавец ОАО «Полоцк-Стекловолокно» (211400, Беларусь, <...>) общей стоимостью 140 790 руб., вес нетто – 0,126 кг, по следующим документам: договор №389 от 06.03.2019, счет-фактура №00000009437 от 09.08.2019.

Статистическая форма, содержащая сведения об экспортных/импортных операциях в августе 2019 года, должна быть представлена заявителем в таможенный орган не позднее 11.09.2019, однако статистическая форма за август 2019 года была представлена в таможенный орган 03.11.2020 с нарушением сроков подачи.

По мнению административного органа, директором ООО «ГК Ремонтные технологии» ФИО4 нарушены положения части 2 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №289-ФЗ), абзаца 3 пункта 5, а также пункта 7 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза.

Административным орган квалифицировал данные нарушения по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.

18.10.2021 должностным лицом Астраханской таможни в отношении директора ООО «ГК Ремонтные технологии» ФИО4 составлены протоколы по делам №10311000-893/2021, №10311000-890/2021, №10311000-891/2021, №10311000-892/2021 об административных правонарушениях (т.д. 1, л.д.42-46; т.д. 2, л.д.47-54; т.д. 3, л.д. 47-54; т.д. 4, л.д. 42-46).

29.10.2021 административным органом вынесены постановления о назначении административного наказания по делам №10311000-893/2021, №10311000-890/2021, №10311000-891/2021, №10311000-892/2021 об административных правонарушениях о привлечении директора ООО «ГК Ремонтные технологии» ФИО4 к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. по каждому делу (т.д.1, л.д. 82-85; т.д. 2, л.д. 153-160; т.д.3, л.д.127-134; т.д. 4, л.д.83-87).

Также в отношении ООО «ГК Ремонтные технологии» административный орган пришел к выводу о нарушении обществом положения части 2 статьи 278 Закона №289-ФЗ, абзаца 3 пункта 5, а также пункта 7 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза.

Административным орган квалифицировал данные нарушения по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.

18.10.2021 должностным лицом Астраханской таможни в отношении ООО «ГК Ремонтные технологии» в отсутствие его представителя, составлены протоколы об административных правонарушениях по делам №10311000-885/2021 (по сведениям об импортных операциях в марте 2019 года), №10311000-886/2021 (по сведениям об импортных операциях в апреле 2019 года), №10311000-888/2021 (по сведениям об импортных операциях в сентябре 2019 года) - т.д. 5, л.д. 45-48; т.д. 6, л.д. 38-41; т.д.7, л.д. 37-43.

29.10.2021 административным органом вынесены постановления о назначении административного наказания по делам №10311000-885/2021, №10311000-886/2021, №10311000-888/2021 об административном правонарушении о привлечении ООО «ГК Ремонтные технологии» к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ и назначении Обществу наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. по каждому постановлению (т.д. 5, л.д. 89-91; т.д. 6, л.д. 79-81; т.д.7, л.д. 118-123).

Не согласившись с вышеуказанными постановлениями административного органа, директор ООО «ГК Ремонтные технологии» ФИО4 и ООО «ГК Ремонтные технологии» обратились в Арбитражный суд Волгоградской области с соответствующими заявлениями.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях Общества состава административных правонарушений, ответственность за которые установлена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ. Вместе с тем, судом сделан вывод о том, что Общество привлечено Астраханской таможней к административной ответственности за пределами годичного срока, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.

Апелляционная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.

Объектом административного правонарушения является порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами – членами Евразийского экономического союза в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территории государств – членов Евразийского экономического союза или вывозимых из Российской Федерации на территории государств – членов Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС).

Объективную сторону правонарушения образуют действия (бездействие), выразившиеся в несоблюдении установленных требований о своевременности представления в таможенный орган статистических форм, а также их достоверности.

Субъектами правонарушения являются должностные и юридические лица, ответственные за предоставление в таможенный орган указанных статистических форм.

В соответствие со статьей 276 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №289-ФЗ) таможенные органы ведут таможенную статистику Российской Федерации, которая включает в себя таможенную статистику внешней торговли товарами Российской Федерации и специальную таможенную статистику.

Таможенная статистика внешней торговли товарами Российской Федерации включает в себя таможенную статистику внешней торговли товарами Российской Федерации с государствами, не являющимися членами ЕАЭС, и статистику взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами – членами ЕАЭС.

Частями 1, 2 статьи 276, частью 1 статьи 278 Закона №289-ФЗ установлено, что статистику взаимной торговли Российской Федерации с государствами – членами ЕАЭС ведут таможенные органы на основании сведений, указанных в статистической форме и иных источниках информации.

Обязанность представлять в таможенные органы статистическую форму, в соответствии с частью 2 статьи 278 Закона №289-ФЗ, установлена для российских лиц: которые заключили сделку либо от имени которых заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территории государств – членов ЕАЭС или вывозятся из Российской Федерации на территории государств – членов ЕАЭС; которые, при отсутствии сделки, имеют на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения указанными товарами.

Аналогичная обязанность указанных лиц закреплена в постановлении Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 №1329 «Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами – членами Евразийского экономического союза» (действующем в 2019 году), которым на основании части 3 статьи 104 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон №311-ФЗ) определены порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами – членами ЕАЭС, статформа и правила ее заполнения (далее – Правила).

Исходя из пункта 4 Правил ведение статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами – членами ЕАЭС обеспечивается Федеральной таможенной службой и включает в себя сбор статистических форм учета перемещения товаров, обработку содержащихся в них сведений, формирование, публикацию и предоставление заинтересованным пользователям официальной статистической информации о взаимной торговле Российской Федерации с государствами – членами ЕАЭС.

Согласно пункту 5 Правил формирование официальной статистической информации о взаимной торговле Российской Федерации с государствами – членами ЕАЭС осуществляется на основании сведений, указанных в статистической форме и иных источниках информации.

Российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств – членов ЕАЭС или вывозятся из Российской Федерации на территории государств – членов ЕАЭС, а при отсутствии такой сделки – российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее – заявитель), обязано своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистическую форму, содержащую достоверные сведения.

Таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистической формы и достоверностью содержащихся в них сведений.

В силу пункта 6 Правил статистическая форма заполняется на товары независимо от вида транспорта, которым они перевозятся, и представляется заявителем. Статистическая форма заполняется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в рамках одного контракта (договора) (при наличии), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.

Пунктом 7 Правил (в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений) установлено, что статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.

Статистическая форма заполняется с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», независимо от наличия или отсутствия у заявителя усиленной квалифицированной электронной подписи, выданной для представления сведений в таможенные органы (далее – электронная подпись).

При наличии у заявителя электронной подписи статистическая форма представляется только в виде электронного документа, заверенного электронной подписью.

Датой представления статистической формы считается дата отправки электронного документа (статистической формы) посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В случае отсутствия у заявителя электронной подписи статистическая форма, заверенная подписью и печатью заявителя (при ее наличии), представляется в таможенный орган на бумажном носителе (лично или по почте заказным письмом). Датой представления статистической формы считается дата отправки почтового отправления либо дата фактической передачи статистической формы в таможенный орган.

Статистическая форма заполняется на русском языке по форме согласно приложению №1 и в соответствии с Правилами заполнения статистической формы учета перемещения товаров, предусмотренными приложением №2.

Из пункта 10 Правил следует, что непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

С 24.07.2020 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 №891 «О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами – членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 №1329» (далее – Постановление №891), которое определяет аналогичную обязанность по представлению статистической формы учета перемещения товаров в рамках взаимной торговли государств – членов ЕАЭС в таможенный орган.

В соответствии с пунктом 9 Правил, утвержденных Постановлением №891, статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 настоящих Правил.

Согласно пункту 16 Правил, утвержденных Постановлением №891, непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы, либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Материалами дела установлено и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что:

- статформа с системным номером ED20201103100506749, с регистрационным номером 10311000/031120/С275257содержащая сведения об экспортных/импортных операциях в сентябре 2019 года, должна быть представлена заявителем в таможенный орган не позднее 10.10.2019, однако статистическая форма за сентябрь 2019 года была представлена в таможенный орган только 03.11.2020 года;

- статформы с системными номерами ED20201103093439436 и ED20201103094209889, с регистрационными номерами 10311000/031120/С274873 и 10311000/031120/C274958, содержащие сведения об экспортных/импортных операциях в марте 2019 года, должны быть представлены заявителем в таможенный орган не позднее 10.04.2019, однако статистические формы за март 2019 года были представлены в таможенный орган только 03.11.2020;

- статформа с системным номером ED20201103094715514, с регистрационным номером 10311000/031120/С275022, содержащая сведения об экспортных/импортных операциях в апреле 2019 года, должна быть представлена заявителем в таможенный орган не позднее 17.05.2019, однако статистическая форма за апрель 2019 года была представлена в таможенный орган только 03.11.2020;

- статформа с системным номером ED20201103095728649, с регистрационным номером 10311000/031120/С275022, содержащая сведения об экспортных/импортных операциях в августе 2019 года, должна быть представлена заявителем в таможенный орган не позднее 11.09.2019, однако статистическая форма за август 2019 года была представлена в таможенный орган только 03.11.2020.

Факт нарушений Обществом положений Правил, установлен судами, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.

Состав административного правонарушения, указанный в части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, является формальным, то есть не предусматривает материально-правовых последствий содеянного, как обязательной составляющей объективной стороны правонарушения. Правонарушение считается оконченным независимо от наступления вредных последствий.

При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что на момент вынесения административным органом оспариваемых постановлений (29.10.2021г.) истек срок давности привлечения Общества к административной ответственности.

Судебная коллегия считает выводы суда о пропуске срока давности привлечения Общества к административной ответственности ошибочными.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение требований таможенного законодательства Российской Федерации, выразившееся в непредставлении или несвоевременном представлении в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков – со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).

При этом в силу части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей, сроки, предусмотренные частью 1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Квалификация противоправного деяния в качестве длящегося либо не длящегося правонарушения напрямую связана с объективной стороной соответствующего деяния и осуществляется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.

КоАП РФ предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности только за оконченное правонарушение.

В соответствии с диспозицией части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ предусмотренная данной нормой административная ответственность наступает за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.

Частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности по предоставлению информации, выражающейся в бездействии, либо за сам факт предоставления сведений за пределами установленных законодательством сроков, который выражается в ненадлежащем выполнении предусмотренной законом обязанности.

При этом неисполнение обязанности к установленному сроку не тождественно несвоевременному представлению сведений (информации, документов). В первом случае административная ответственность наступает в связи с неисполнением обязанности, и административное правонарушение считается оконченным по истечении установленного законодательством срока. Во втором случае административное правонарушение будет считаться оконченным в результате действий привлекаемого лица, связанных с представлением сведений (информации, документов) за пределами срока, установленного законом.

Рассматриваемая норма не устанавливает административную ответственность за не предоставление статистической формы учета в предусмотренный законодательством срок либо за нарушение требований законодательства, закрепляющих срок их исполнения.

Таким образом, неуказание в диспозиции части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ формулировок «нарушение сроков» или нарушение требований, предусматривающих срок их исполнения» свидетельствует об отсутствии связи момента окончания противоправного деяния с истечением установленного законодательством срока.

Таким образом, длящееся правонарушение начинается с момента совершения бездействия и оканчивается вследствие действий самого виновного лица, направленных к прекращению административного правонарушения или наступления событий препятствующих его совершению (например, выявление противоправного деяния).

Срок давности в отношении длящихся правонарушений исчисляется со времени их прекращения по воле или вопреки воле лица, совершившего административное правонарушение.

Данный правовой подход сформулирован Верховным Судом Российской Федерации в постановлениях от 06.05.2019 №5-АД19-21, от 13.05.2019 №5-АД19-23, от 10.09.2021 №11-АД21-31-К6.

В рассматриваемом случаеООО «ГК Ремонтные технологии» и директор ООО «ГК Ремонтные технологии» ФИО4 признаны виновными в совершении правонарушений, выразившихся именно в несвоевременном представлении в таможенный орган статистических форм учета перемещения товаров.

Несвоевременное представление статистических форм учета за пределами установленного срока, выражается в противоправных действиях заявителя по подаче таких форм.

Данное правонарушение началось с момента бездействия и окончено на дату представления статистической формы учета в таможенный орган через личный кабинет, местом его совершения является таможенный орган, в котором осуществлена регистрация.

Установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ за несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров начинает исчисляться с даты, когда в уполномоченный орган представлена статистическая форма учета перемещения товаров. Правонарушение считается оконченным на дату направления статистической формы в таможенный орган через личный кабинет.

Таким образом, в данном случае обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дел об административных правонарушениях, имели место 03.11.2020 – день, когда в таможенный орган представлены спорные статформы.

Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение вмененных административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ начал исчисляться с 03.11.2020 и на дату вынесения таможенным органом оспариваемого постановления (29.10.2021) не истек.

Иное толкование приведет к невозможности привлечения лица к ответственности по данной норме.

Содержащийся в судебном акте вывод о том, что срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного названной нормой, в данном случае подлежит исчислению со дня, следующего за днем, когда привлекаемому к административной ответственности лицу вменено невыполнение предусмотренной правовым актом обязанности к установленному сроку, и на дату вынесения оспариваемого постановления истек, является неправильным.

Порядок привлечения к административной ответственности соблюден.

Оснований для признания правонарушения малозначительным и применения наказания в виде предупреждения не имеется.

Административное наказание назначено соблюдением требований КоАП РФ.

При указанных обстоятельствах, отсутствуют основания для признания незаконным и отмене постановлений Астраханской таможни от 29.10.2021 по делам об административных правонарушениях №10311000-885/2021, №10311000-886/2021, №10311000-888/2021, №10311000-890/2021, №10311000-891/2021, №10311000-892/2021 и №10311000-893/2021.

В силу статьи 269 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции вправе, в частности, отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.

При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25 марта 2022 года по делу № А12-33266/2021 отменить, принять по делу новый судебный акт.

В удовлетворении заявленных ООО «ГК Ремонтные технологии» и директора ООО «ГК Ремонтные технологии» ФИО4 требований отказать.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

С.М. Степура

Судьи

Ю.А. Комнатная

Е.В. Пузина