ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов
Дело №А12-5047/2020
24 августа 2020 года
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Комнатной Ю.А., Пузиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Бессоновой С.Е.
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Аварийно-ремонтная служба» на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23 июня 2020 года по делу № А12-5047/2020 (судья Кострова Л.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Аварийно-ремонтная служба» (400067, <...>, эт/пом. 1/1, ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Инспекции государственной жилищного надзора Волгоградской области (400074, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконным и отмене постановления от 29.01.2020 № 08/0012 о назначении административного наказания за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Аварийно-ремонтная служба» (далее – ООО «АРС», общество, заявитель) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее – инспекция, административный орган) от 29.01.2020 № 08/0012 о назначении административного наказания за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в размере 125 000 рублей и прекращении производства по административному делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 23 июня 2020 года в удовлетворении требований общества отказано.
Не согласившись с принятым судебным атом, ООО «АРС» обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. О месте и времени рассмотрения жалобы участники процесса извещены надлежащим образом согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлечённые к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе.
Учитывая положения части 1 статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определение, вынесенное в виде отдельного судебного акта, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Кодексом.
По ходатайству указанных лиц копии определения, вынесенного в виде отдельного судебного акта, на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда 25 июля 2020 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и отзыва, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что на основании обращения граждан-собственников (пользователей) помещений многоквартирного дома № 15 по ул. Кубанская г. Волгограда (т.2 л.д.32) прокуратурой Центрального района Волгограда проведена проверка по вопросу качества предоставления коммунальной услуги по отоплению собственникам (пользователям) указанного многоквартирного дома.
В ходе проверки прокуратурой Центрального района Волгограда установлено, что 29 ноября 2019 года при наружной температуре воздуха -1°С температура воздуха в жилых помещениях составила +12 °С, +13°С, +14°С, что отражено в актах от 29.11.2019 проверки качества коммунальных услуг (отопления) в квартирах № 89, 3, 41 многоквартирного дома № 15 по ул. Кубанская г. Волгограда (т.2 л.д.23-31).
Многоквартирный дом № 15 по ул. Кубанская г. Волгограда находится в управлении общества, что подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается.
Указанные обстоятельства, по мнению прокуратуры Центрального района Волгограда, свидетельствуют о нарушении ООО «АРС» требований пункта 15 приложения №1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг)
Материалы проверки переданы прокуратурой Центрального района Волгограда в инспекцию государственного жилищного надзора Волгоградской области.
Выявленные нарушения квалифицированы административным органом по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По факту выявленных нарушений инспекцией в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении от 23.01.2020 № 08/0012, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отсутствие представителя общества (т.1 л.д.118-121). О месте и времени составления протокола общество извещено надлежащим образом, что подтверждается уведомлением от 20.01.2020 № 08/0012, направленным заявителю по электронной почте (т.1 л.д.126-132).
Постановлением административного органа от 29.01.2020 № 08/0012 ООО «АРС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 125 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности факта административного правонарушения и вины общества в его совершении, отсутствии процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности, привлечения к административной ответственности в пределах срока, установленного статьёй 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также отсутствии основания для признания совершённого правонарушения малозначительным.
Согласно доводам апелляционной жалобы, заявитель считает, что в данном случае вина общества в совершении административного правонарушения отсутствует, поскольку ненадлежащее оказание услуг по поставке коммунального ресурса по отоплению в многоквартирном доме произошло ввиду занижения ресурсоснабжающей организацией ООО «Концессии теплоснабжения» температуры теплоносителя в подающем трубопроводе.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 13.19.2 Кодекса.
Объектом рассматриваемого правонарушения выступают общественные отношения в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом с нарушением лицензионных требований.
В соответствии с пунктом 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
ООО «АРС» на основании лицензии от 01.07.2015 № 034-000462 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом (т.1 л.д.140-141) и заключённого договора управления многоквартирным домом от 20.09.2019 № 06-156 (т.2 л.д.11-14) осуществляет управление многоквартирным домом № 15 по ул. Кубанская г. Волгограда с 01 ноября 2019 года (т.2 л.д.7).
Следовательно, ООО «АРС» является лицом, ответственным за соблюдение лицензионных требований предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом.
В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о лицензировании лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования, предусмотренные частями 4.1 и 5 указанной статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – Положение о лицензировании).
В соответствии с пунктом 3 названного Положения лицензионными требованиями к лицензиату, помимо требований, предусмотренных пунктами 1-6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются следующие требования:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации;
г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несёт ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания, общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых догмах, или в случаях,- предусмотренных статьёй 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В целях реализации статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила предоставления коммунальных услуг).
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услугкоммунальные услуги – осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или двух и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
Исполнитель – это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Потребитель – собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
В силу положений подпункта «е» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг потребителю может быть предоставлена коммунальная услуга отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения № 1 к настоящим Правилам, а также продажа твёрдого топлива при наличии печного отопления.
Из условий договора управления от 20.09.2019 № 06-156 следует, что ООО «АРС» оказывает коммунальные услуги, в том числе, по отоплению (теплоснабжению), следовательно, является исполнителем коммунальной услуги по отоплению (теплоснабжению).
Таким образом, в силу действующего законодательства Российской Федерации и заключённого договора управления, лицом, ответственным за предоставление надлежащее качество коммунальной услуги по отоплению, является ООО «АРС».
В соответствии с подпунктом «а» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объёмах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, указанными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Как следует из абзаца 2 пункта 98 Правил предоставления коммунальных услуг, требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении № 1 к настоящим Правилам.
Пунктом 15 Приложения №1 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что нормативная температура воздуха в жилых помещениях должна быть - не ниже +18°С (в угловых комнатах - +20 °С), допустимое превышение нормативной температуры - не более 4°С; допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) - не более 3°С; снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается.
Согласно актам проверки качества коммунальных услуг (отопления) от 29.11.2019 в квартирах № 89, 3, 41 многоквартирного дома № 15 по ул. Кубанская г. Волгограда при наружной температуре воздуха -1°С температура воздуха в жилых помещениях составила +12 °С, +13°С, +14°С (т.2 л.д.23-31).
Выявленные административным органом нарушения свидетельствуют о том, что качество предоставления коммунальной услуги (отопление) не соответствует требованиям Правил предоставления коммунальных услуг.
Возложенные на ООО «АРС» договором управления обязанности должным образом не исполняются, тем самым требования части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации не соблюдены.
Таким образом, ООО «АРС» нарушены лицензионные требования, установленные подпунктом «а», «б» пункта 3 Положения о лицензировании.
Суд апелляционной инстанции считает доказанным объективную сторону вменённого обществу правонарушения.
Юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В апелляционной жалобе заявитель указывает на ненадлежащее оказание услуг по поставке коммунального ресурса по отоплению в многоквартирном доме ввиду занижения ресурсоснабжающей организацией ООО «Концессии теплоснабжения» температуры теплоносителя в подающем трубопроводе.
Из материалов дела следует, что между ООО «АРС» (исполнитель) и ООО «Концессии теплоснабжения» (ресурсоснабжающая организация) заключён договор теплоснабжения и горячего водоснабжения от 23.06.2017 № 008724 с условиями расчётного обслуживания населения, который определяет условия поставки ресурсоснабжающей организацией через централизованные сети инженерно-технического обеспечения коммунальных ресурсов: тепловой энергии и горячей воды, в целях предоставления исполнителем коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме (т.1 л.д.14-22).
Так, поставка тепловой энергии в многоквартирный дом № 15 по ул. Кубанская г. Волгограда осуществляется ООО «Концессии теплоснабжения» от котельной, расположенной по адресу: Волгоград ул. Кубанская д. 101 (школа-интернат №7) по температурному графику Т1-Т2 °С 95-70 (70-40).
В день проведения замеров, 29 ноября 2019 года, наружная температура воздуха составила -1°С (т.2 л.д.23-31).
Согласно имеющемуся в деле температурному графику работы котельных ООО «Концессии теплоснабжения» на 2018-2019 года при температуре наружного воздуха - 1 °С, с учётом технических характеристик указанной котельной, а именно Т1-Т2 95-70, температура сетевой воды в подающем трубопроводе должна составлять +57,1°С, в обратном трубопроводе +46°С (т.1 л.д.102).
Согласно имеющимся в деле актам от 29.11.2019 проверки качества коммунальных услуг (отопление), в этот день температура сетевой воды в подающем трубопроводе составила +67 °С, в обратном трубопроводе +45°С что соответствовало температурному графику работы котельных ООО «Концессии теплоснабжения» на 2018-2019 года.
В силу положений пункта 150 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель может быть освобождён от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя. К обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы опровергаются материалами дела и отклонены апелляционной коллегией как несостоятельные.
Доказательства, подтверждающие принятие обществом всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательства отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, ООО «АРС» не представлены.
Суд апелляционной инстанции признаёт верными выводы административного органа и суда первой инстанции о доказанности вины общества в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, апелляционный суд приходит к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процедура привлечения ООО «АРС» к административной ответственности проверена судом апелляционной инстанции. Существенных нарушений не допущено.
Основания для признания вменённого правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в указанной части не имеется.
С учётом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса.
В рассматриваемом случае такая совокупность обстоятельств отсутствует.
С учётом повторности совершения обществом однородных правонарушений суд первой инстанции пришёл к верному выводу об отсутствии оснований для замены назначенного административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
При снижении размера административного штрафа инспекцией учтены обстоятельства и характер совершенного обществом правонарушения, финансовое положение общества.
Таким образом, при определении меры наказания административным органом учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влияющие на размер наказания. Административный штраф в рассматриваемом случае является адекватной мерой ответственности, размер которого снижен инспекцией до половины минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Мера наказания соответствует совершённому деянию.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем предоставленным доказательствам дана правовая оценка с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи, результаты этой оценки отражены в судебном акте. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены или изменения принятого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Апелляционный суд считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23 июня 2020 года по делу № А12-5047/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий М.А. Акимова
Судьи Ю.А. Комнатная
Е.В. Пузина